Напоминание

Дидактические игры и задания по формированию лексики


Авторы: Литвин Дарья Евгеньевна, Дарья Евгеньевна Литвин
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МБДОУ "ДС № 283 г.Челябинска"
Населённый пункт: г.Челябинск
Наименование материала: Дидактические игры и задания по формированию лексики
Тема: Дидактические игры и задания по формированию лексики
Раздел: дошкольное образование





Назад




Дидактические игры

и задания по

формированию

лексики

Дидактическая игра «Кто это? Что это?»

Цель: познакомить детей с понятием «слово», обозначающее живой или неживой предмет.

Оборудование: одушевленные и неодушевленные предметы (стол, книга, игрушки, птицы, рыбки и

т.д.)

Описание игры. Мы говорили детям, что: «Вокруг нас много разных предметов. И о каждом предмете

можем спросить. Я вас буду спрашивать, а вы мне отвечайте одним словом: «Что это?».

Показывали разные предметы, например: книга, стол и т.д. «Как можно спросить про эти

предметы?» - «Что это?».

Далее спрашивали: «А сейчас я вас спрошу иначе. Кто это?» и показывали на одушевленные

предметы: птичку, рыбку, няню и т.д. и спрашивали у детей: «Как можно спросить? (Кто это?)»

Называли разные предметы, а дети ставили вопрос «Кто?». Таким образом, мы постепенно подвели

детей к понятиям «живой — неживой».

Далее приглашали девочку, рядом ставили куклу и обращались к детям с вопросом: «Чем

отличается Наташа от Куклы?» Дети называли различия и вместе приходили к выводу, что девочка

живая, а кукла - игрушка, неживая. Далее сравнивали игрушку-медведя и медведя, изображенного

на картине.

Дидактические игры на развитие

предметного словаря

Цель: закрепить знания детей о цветах (лесных ягодах, фруктах и т.д.)

Ход.

Пять, шесть играющих сидят на стульях, расставленных по кругу. Это цветы. У них

всех есть название (можно, чтобы играющие выбрали картинку-цветок; ведущему

показывать нельзя). Ведущий-садовник говорит: «я так давно не видел чудесный белый

цветок с жёлтым глазком, похожим на маленькое солнышко, не видел ромашку».

Ромашка встаёт и делает шаг вперёд. Ромашка, поклонившись садовнику, говорит:

«Благодарю Вас, дорогой садовник. Я счастлива, что вы захотели взглянуть именно на

меня». Ромашка садится на другой стул. Игра продолжается до тех пор, пока садовник

не перечислит все цветы.

Содержание этой игры можно легко изменить: «»Садовник и фруктовые деревья»,

«Лесовик и лесные ягоды», «Дрессировщик и его звери» и т.д.

Дидактическая игра «Садовник и цветы»

Цель: учить называть предмет и его описывать.

Ход.

Ребёнок вынимает из чудесного мешочка предмет, игрушку, называет его (это мяч). Вначале игрушку

описывает логопед: «Он круглый, синий, с жёлтой полосой и т.д.»

Дидактическая игра «Что за предмет?»

Цель. Развитие умения выделять в речи слова, обозначающие предметы.

Ход игры. Дети изображают движение поезда, учитель называет слова. Если слово

обозначает предмет, учащиеся хлопают в ладоши — остановка. Если называется другая

часть речи, учащиеся продолжают двигаться, а учитель произносит: «Проехали мимо,

поехали дальше».

Комментарий для логопеда. Игра проводится в умеренном темпе. Необходимо,

чтобы дети понимали причину оста новки. Для лучшего осмысления логопед иногда

просит доказать, почему это слово — название предмета.

Дидактическая игра «Поехали- поехали».

Цель. Закрепление правильной постановки вопросов к словам, обозначающим

предметы.

Оборудование. Картонный домик с фигурками зверей на подставках: мышка,

лягушка, зайчик, лиса, волк, медведь.

Ход игры. Логопед спрашивает, ставя на стол теремок: «Что это?» — «Это теремок».

«Кто живет в теремке?» — спрашивает логопед. Ребёнок отвечают, ставя к каждому

слову вопрос: «Кто это?— Мышка». Когда все персонажи сказки выставлены на стол,

логопед спрашивает: «О каком из этих предметов мы спрашиваем: что это? Как

спрашиваем об остальных предметах? Как спраши вают в сказке звери? («Кто в

теремочке живет? Кто в невысоком живет?»)»

Дидактическая игра «Теремок».

Цель. Закрепление правильной постановки вопросов к словам, обозначающим предметы.

Оборудование. Предметные картинки: стол, бабушка, паук, щетка, лампа, собака, шар, цапля,

ученик, груша, книга, белка, сумка, рыба, мак, майка, кукла, ель, свекла, лента, петух, корова;

карточки с вопросами «кто это?», «что это?».

Ход игры.

1 вариант. Доска делится на две части. В первой логопед

прикрепляет карточку с вопросом «что это?», во второй — с вопросом «кто это?». Дети выходят

по порядку к доске, берут

картинку, называют, предмет, изображенный на ней, и ставят к

слову вопрос. Картинка прикрепляется к доске под соответствующим

вопросом. Выполнение задания оценивается баллами, которые полу

чает ряд или отдельный ребёнок.

2 вариант. Логопед показывает предметную картинку. Дети

поднимают карточку с вопросом, на который отвечает

слово, обозначающее изображенный предмет.

Дидактическая игра «Кто? Что?»

Возможны два варианта: а) по картинке; б) по представ лению.

Логопед называет слово, предлагает представить этот предмет (или животное) и

назвать его части.

Например: кот — тело, голова, лапы, когти, хвост, нос, уши, глаза, усы, шерсть.

Грузовик — ..., дом — ..., дерево — ..., человек — ....

Игра «Назови части».

Дидактическая игра «Поймай - скажи»

Цель: учить детей правильно употреблять глаголы 3-го лица единственного числа настоящего

времени.

Оборудование: мяч.

Описание игры. Дети становятся в круг. Ведущий бросая мяч детям, называет при этом животное.

Поймавший мяч бросает его ведущему, называя какое-либо действие этого животного.

Образец: Корова - мычит; лягушка - квакает; кошка - мяукает; волк -воет; собака - лает; тигр - рычит.

Ведущий называет какую - либо профессию. Поймавший мяч называет, что делает человек этой

профессии.

Образец: Врач — лечит; художник — рисует; повар — варит; пожарник — тушит; плотник - строгает.

Ведущий называет имя ребенка. Поймавший мяч называет какое-либо действие его.

Образец: Сережа - катает; Люба - играет; Дима - прыгает.

Дидактические игры на развитие глагольного словаря.

Цель: учить детей правильно употреблять глаголы настоящего времени (прошедшего,

будущего).

Оборудование: предметные картинки

Описание игры. Мы показывали изображения животных, птиц, насекомых и спрашивали у

детей, как они передвигаются (например: бабочка летает, воробей прыгает и летает, лягушка

прыгает и т. д.) За правильный ответ дети получают картинки.

Дидактическая игра «Как кто передвигается?».

Логопед предлагает детям картинки с изображением лю

дей различных профессий.

Дети называют, кто что делает.

Учитель — учит. Уборщица — убирает. Строитель — строит.

Доктор — лечит. Художник — рисует.

Шофер — водит.

Повар — варит. Парикмахер — стрижет. Продавец — продает.

Покупатель — покупает. Портной — шьет.

Игра «Кто что умеет делать?».

Цель: активно использовать в речи глаголы, образовывая различные глагольные формы.

Материал. Картинки: предметы одежды, самолёт, кукла, собака, солнце, дождь, снег.

Ход.

Приходит Незнайка и приносит картинки. Задача детей подобрать слова, которые обозначают

действия, относящиеся к предметам или явлениям, изображённым на картинках.

Например:

- Что можно сказать о самолёте? (летит, гудит, поднимается)

- Что можно делать с одеждой? (стирать, гладить, зашивать)

- Что можно сказать о дожде? (идёт, капает, льёт, моросит, стучит по крыше)

И т.д.

Дидактическая игра «Кто больше действий

назовёт»

Цель. Ориентироваться в значении глаголов.

Материал. Кукла Буратино.

Ход.

Буратино – путешественник. Он путешествует по многим детским садам. Он расскажет о своих путешествиях, а вы

отгадаете, в каких комнатах детского сада или на улице он побывал.

- Зашёл в комнату, где дети засучивают рукава, намыливают руки, вытираются.

- Зевают, отдыхают, спят…

- Пляшут, поют, кружатся…

Был Буратино в детском саду, когда дети:

- приходят, здороваются… (Когда это бывает?)

- обедают, благодарят…

- одеваются, прощаются…

- лепят снежную бабу, катаются на санках

Дидактическая игра «Буратино-

путешественник»

Цель. Учить детей образовывать формы глагола в настоящем времени (рисует, танцует, бежит, скачет, лакает,

поливает, мяукает, лает, гладит, барабанит и.д.)

Материал. Открытки с изображением людей и животных, выполняющих различные действия.

Ход.

Игра проводится с небольшой подгруппой.

В дверь кто-то стучит.

Воспитатель: Ребята, нам почтальон принёс открытки. Сейчас мы их рассмотрим вместе. Кто на этой

открытке нарисован? Правильно, Мишка. Что он делает? Да, барабанит. Эта открытка адресована Оле. Оля,

запомни свою открытку. Вот эта открытка адресована Паше. Кто здесь изображен? А что он делает? И, ты, Петя,

запомни свою открытку.

Т.О. рассматриваются 4-5 штук. И те, кому они адресованы, должны правильно назвать действия персонажа и

запомнить изображение.

Воспитатель: Теперь я проверю, запомнили ли вы свои открытки? Снеговики танцуют. Чья эта открытка? И т.д.

Дидактическая игра «Почтальон принёс открытку»

Цель: образовывать форму мн. числа глаголов.

Материал: кукла Оля.

Ход.

- К нам пришла кукла Оля со своими помощниками. Я их вам покажу, а вы угадайте, кто эти помощники и что

они помогают делать Оле.

Кукла идёт по столу. Воспитатель указывает на её ноги.

- Что это? (Это ноги)

- Они Олины помощники. Что они делают? (Ходят, прыгают, танцуют и т.д.)

Далее указывает на другие части тела и задаёт аналогичные вопросы, дети отвечают (руки берут, рисуют…;

зубы жуют, кусают, грызут…; глаза смотрят, моргают…)

Дидактическая игра «Олины помощники»

Цели: Познакомить детей с понятием фрукты; развивать словарь; развивать внимание, мышление,

память.

Демонстрационный материал: предметные картинки с изображением фруктов.

Ход игры

Будем мы варить компот фруктов нужно много. Вот:

Будем яблоки крошить, грушу будем мы рубить.

Отожмём лимонный сок, слив положим и песок.

Варим, варим мы компот. Угостим честной народ.

Дети маршируют, образуют круг. «Крошат», «рубят», «отжимают», «кладут», приседают, хлопают в

ладоши.

Дидактическая игра: «Компот»

Цели: Формировать представления у детей о движении птиц; развивать словарь.

Ход игры. Предложите ребятам повторить ваши движения.

- Вот птички летают, машут крылышками (скрестите руки на уровне запястий, несколько раз поднимите и

опустите кисти – помашите крыльями).

- Приземлились птички, крылышки сложили. (соедините ладони вместе).

Загадки: (выставляются картинки с изображением птиц)

Спинкой зеленовата, Каждый год я к вам лечу.

Животиком желтовата. Зимовать у вас хочу.

Чёрненькая шапочка Ведь ещё красней зимой

И полоска шарфика. Ярко-красный галстук мой.

(Синица.) (Снегирь)

В серой шубке перовой Всех за день я навещу,

И в морозы он герой. Всё, что знаю, - растрещу.

Скачет, на лету резвится. (Сорока)

Не орёл, а всё же птица. (Воробей)

Дидактическая игра: «Птички»

Логопед называет действия, которые свойственны дан ному животному. Дети должны

отгадать, о каком живот

ном идет речь.

Сторожит, грызет, лает - кто это?

Мяукает, лакает, царапается - ... .

Хрюкает, роет - ... .

Ржет, бегает, скачет - ... .

Мычит, жует, ходит - ... .

Летает, жужжит, жалит - ... .

Игра «Отгадай, что это за животные?».

Дидактическая игра «Найди флажок»

Цель: учить детей правильно понимать и употреблять в речи наречия места.

Материал: флажок.

Описание игры. Дети прячут флажок. Водящему указывают ориентира и направление,

например: «Дойди до двери, поверни направо, дойди до стола, поверни налево. Ищи!» Когда

водящий найдёт флажок, он рассказывает, где его нашёл.

Дидактические игры направленные на формирование

словаря наречий.

Цель: обогащать словарь детей наречиями - антонимами со значением образа действия.

Оборудование: мяч.

Описание игры. Дети сидят по кругу. Педагог бросает мяч, детям поочередно, произнося

при этом какое-либо наречие. Получивший мяч должен быстро подобрать наречие с

противоположным значением, например: «холодно - жарко», «быстро - медленно», «тихо -

громко». Если получивший мяч сразу не ответил, он выходит из круга.

Дидактическая игра «Холодно - жарко».

Цель. Формирование морфологической стороны речи. Подвести детей к пониманию предлогов и

наречий, имеющих пространственное значение (в, на, за, под, около, между, рядом, слева, справа)

Материал. Мелкие игрушки.

Ход.

Изготовленные заранее игрушки логопед прячет в разных местах логопедического кабинета, а затем,

собрав вокруг себя детей. Сообщает им: «Меня известили, что у нас поселились непрошенные гости.

Следопыт, который вёл за ними наблюдение, пишет, что кто-то спрятался в верхнем правом ящике

письменного стола. Кто пойдёт на поиски? Хорошо. Нашли? Молодцы! А кто-то спрятался в уголке

игрушек, за шкафом (Поиски). Кто-то под кукольной кроватью; кто-то на столе; что стоит справа от меня»,

т.е. дети отыскивают всех непрошенных гостей, прячут их в коробочку и договариваются, что снова

поиграют с их помощью в прятки.

Дидактическая игра «Прятки»

«Отгадать название предмета по описанию»

Например: «Что это?»

Овощ, круглый, красный, вкусный.

- Это овощ, круглый...

- Это фрукт оранжевого цвета; у него толстая, но мягкая кожура, которую легко можно снять.

- Это дерево с крепкими листьями; на нем растут желуди.

- Это цветок, у него желтая сердцевина и белые лепестки.

Подбор определений.

Предлагается несколько картинок, из которых надо выбрать нужную. Например:

- маленькие зверьки, серенькие шубки, длинные хвосты, черненькие глазки, остренькие зубки;

- хитрая, рыжая, с пушистым хвостом;

- зверь я горбатый, а нравлюсь ребятам;

- он большой, серый и злой.

Отгадывание загадок по картинкам с ис пользованием эпитетов.

- лохматый, косолапый...;

- голодный, серый, злой...;

- маленькая, быстрая, проворная...;

- хищный, сильный, полосатый...;

- яркое, теплое...;

- серый, колючий... .

Игра «Подберите картинки к словам»

Цель: учить обозначать словом и действием части и признаки внешнего вида игрушки.

Ход.

Воспитатель: У нас в гостях кукла Оля. Оля любит, когда её хвалят, обращают внимание

на её одежду. Доставим кукле удовольствие, опишем её платье, туфельки, носочки.

Дидактическая игра «Кто больше увидит и назовёт»

Цели: Развивать и уточнять с детьми названия посуды. Уметь называть её части и внешние признаки. Развивать

у детей внимание и память. Активизировать словарь.

Демонстрационный материал: Картинки с изображением посуды.

Ход игры

Вот большой стеклянный чайник. (Дети «надувают» живот, одна рука на поясе, друга изогнута как

носик.)

Очень важный, как начальник. (Приседают, одна рука на поясе.)

Вот фарфоровые чашки,

Очень хрупкие бедняжки.

Вот фарфоровые блюдца, (Кружатся, рисуя руками круг.)

Только стукни – разобьются.

Вот серебряные ложки. (Потягиваются, руки вверх.)

Вот пластмассовый поднос - (Руки сомкнуть над головой, делают

Он посуду нам принёс. большой круг.)

Дидактическая игра: «Посудка»

Цели: Развивать и систематизировать знания детей о названиях предметов одежды и их деталей.

Назначение одежды в зависимости от времени года. Способствовать развитию мышления, внимания,

сообразительности и речи.

Демонстрационный материал: Сюжетные картинки с изображением магазина и картинки с изображением

одежды.

Ход игры

Вывешиваются сюжетные картинки с изображением одежды. Чтобы купить какую либо вещь, покупатель

должен описать её: как называется, какая по цвету; какие детали есть у этой одежды, в какое время года эту

одежду носят.

Игра: « Магазин»

Цели: Развивать и систематизировать знания детей о друзьях, познакомить о правилах настоящей

дружбы. Развивать словарь, восприятие, творческие способности.

Демонстрационный материал: фотографии ребёнка и друзей.

Ход игры

Возьмите фотографию ребёнка и фотографию друзей ребёнка.

Предложите рассмотреть и описать выражения лица (улыбающееся, хмурое, спокойное), а так же

губы, нос, глаза, брови.

Попытайтесь найти на фотографиях сходство и различия.

Если у ребёнка возникнут трудности, помогите ему.

Игра: «Смешной портрет»

Придумать как можно больше слов, от вечающих на вопросы «Какой?», «Какая?», «Какое?»,

«Ка

кие?» по теме «Осень» (ранняя, поздняя).

солнце (какое?)...;

дождь...;

небо...;

ветер...;

облака...; листья...;

земля...;

день... .

трава...;

Придумать как можно больше слов, отвечающих на вопросы «Что делает?», «Что делают?» (По

теме «Осень»).

солнце (что делает?) …; трава…;

облака…; листья…;

дождь…; птицы…;

ветер…; деревья….

При этом детям предлагается картинка «Осень».

Игра «Какой?», «Какая?», «Какое?», «Ка кие?»

Формирование контекстуального значения и

многозначности слова

С целью овладения детьми многозначностью слова вначале уточняются различные значения

омонимов-существительных, затем проводится работа над переносным значением слов и

словосочетаний.

Выбрать среди других картинки (или предметы), названия которых звучат одинаково.

Объяснить значения похожих слов. Например: коса (у девочки), коса (орудие труда), коза.

прозрачный ключ, железный ключ;

острая коса, длинная коса;

меткий лук, зеленый лук;

вкусная овсянка, спящая овсянка;

глубокая норка, пушистая норка;

больная ножка, деревянная ножка;

пухленькая

ручка, дверная ручка.

Объяснить значения слов в словосочетаниях:

В чужой стране, в чудной стране, Много есть ключей:

Где не бывать тебе и мне, Ключ — родник среди камней,

Ботинок черным язычком Ключ скрипичный, завитой,

С утра лакает молочко. И обычный ключ дверной.

И целый день в окошко (Д.Лукич)

Глядит глазком картошка.

Бутылка горлышком поет,

Концерты, вечером дает.

И стул на гнутых ножках

Танцует под гармошку.

(И, Токмакова)

Найти в стихотворениях слова, которые звучат одинаково, но имеют разное значение.

Предлагаются вопросы «у кого?», «у чего?» Например:

ручка — у человека, у двери, у чемодана, у сумки; язычок — у человека, у ботинка;

Найти в предложениях слова, которые звучат одинаково. Объяснить значения похожих слов.

Не хочет косой косить косой.

Говорит: «Коси, коса!»

Бегут минуты и часы.

Им точный счет ведут часы. (В. Кремнев)

Под кустом ореха норка.

Проживает в норке норка.(С. Косенко)

Определить, применительно к каким предметам используются

слова.

Дидактическая игра «Домик»

Цель: учить детей правильному употреблению местоимений и предлогов в речи.

Оборудование: стульчики по количеству играющих детей.

Описание игры. Дети усаживаются или становятся возле стульчиков, расположенных по кругу на равном

расстоянии друг от друга, запоминают каждый свой стульчик - «домик». Педагог по очереди задает вопросы.

Вопрос. Кто сидит у окна?

Ответ. Я сижу около окна.

Вопрос. Где твой домик?

Ответ. Мой домик у двери. И т.д.

Затем по сигналу педагога дети начинают движение по кругу или внутри него, стараясь не задеть, друг

друга. По сигналу педагога «Бегите домой!» дети бегут к своим «домикам». Тот, кто безошибочно нашел свой

«домик», считается победителем.

Подобную игру мы повторяли несколько раз, каждый раз, меняя «домики» так, чтобы для указания

местоположения «домиков» дети могли использовать разные предлоги.

Словарь притяжательных местоимений

Закончить предложение и назвать слова – «неприятели»

- слон большой, а комар...;

- камень тяжелый, а пушинка...;

- зимой погода холодная, а летом...;

- сахар сладкий, а горчица...;

- дерево высокое, а куст...;

- суп горячий, а компот...;

- молоко жидкое, а сметана...;

- река широкая, а ручеек...;

- днем светло, а ночью...;

- заяц скачет быстро, а черепаха ползает...;

- продавец продает, а покупатель ...;

- воспитатель спрашивает, а дети...;

- утром дети приходят в детский сад, а вечером...;

- сначала гостей встречают, а потом...;

- вечером ложатся в кровать, а утром... .

Дидактические игры направленные на развитие умения подбирать антонимы

Логопед называет слово и бросает мяч одному из детей. Ребенок, поймавший мяч,

должен придумать слово, проти воположное по значению, сказать это слово и бросить мяч

обратно логопеду.

день - …; войти - …; большой - …;

утро - …; говорить - …; белый - …;

друг - …; взял - ….; высокий - …;

грязь - …; ложиться - …; здоровый - …;

жара - …; одеваться - …; новый - …;

мир - …; опускать -…; молодой - …;

смеяться - …; толстый - …;

закрывать - …; широкий - …;

включать - …; сухой - …;

входить - …; твёрдый - ….

Игра с мячом «Скажи наоборот»

Цель: закреплять практическое знание слов-антонимов.

Организация. Детям предлагается выбрать из 3 слов 2 слова-«неприятеля»,

объясняя при этом, почему?

Друг, печаль, враг.

Высокий, большой, низкий.

Ночь, сутки, день.

Длинный, большой, короткий.

Большой, низкий, маленький.

Хороший, светлый, плохой.

Белый, длинный, чёрный.

Дидактическая игра «Найди два слова-«неприятеля»

Используются слова: больше — меньше, тяжелее — лег че, выше — ниже, быстрее — медленнее и

другие.

Грузовик и такси. Что чего больше?

Слон и медведь. Кто тяжелее?

Жираф и лошадь. Кто кого выше?

Заяц и черепаха. Кто бега ет быстрее?

Игра «Скажи наоборот»

С целью развития синонимии предлагаются следующие задания.

Выбрать из трех слов два слова-«приятеля»:

а) среди имен существительных: дом, солдат, боец; конь, собака, лошадь; дом, улица, здание;

б) среди имен прилагательных: грустный, печальный, глубокий; храбрый, звонкий, смелый; веселый,

крепкий, прочный; слабый, неловкий, неуклюжий; большой, красивый, огромный;

в) среди глаголов: взять, схватить, идти; думать, ехать, соображать; торопиться, спешить, ползти;

радоваться, веселиться, наряжаться.

Придумать слова-«приятели» к данным словам:

а) к именам существительным: здание - (дом), хворостина - (прут), печаль - (грусть), конь - (лошадь),

солдат - (боец), приятель - (друг);

б) к глаголам: льется - (течет), глядеть - (смотреть), торопиться - (спешить);

в) к прилагательным: крошечный - (маленький), смелый - (храбрый), прекрасный — (красивый).

Придумать предложение с каждым из слов-«приятелей».

Пища - корм - еда; груз - ноша - багаж; человек - незнакомец - гость; большой - громадный - огромный;

быстрый - скорый —-стремительный; неловкий - неуклюжий - нескладный.

Игра «Закончи предложение» (подбери сравнение).

Земля покрыта снегом, как ... Лед блестит у берега, как ... Туман стелется над озером, как ... Дождинки

текут по лицу, как ...

Дидактические игры направленные на развитие

умения подбирать синонимов

Детям предлагается подобрать похожие слова (сравнения).

Белый снег похож на (что?) ...

Синий лед похож на ...

Густой туман похож на ...

Чистый дождь похож на ...

Блестящая на солнце паутина похожа на ...

Слова для справок: вата, пух, стекло, белый дым, слезы, серебро.

Игра «На что похоже?»

Игра «Чем отличаются слова?»

(подбери картинки, придумай предложения с этими словами).

шить — вязать; мыть — стирать;

чистить — подметать; лежать — стоять;

нести — везти;

лежать — спать

Дидактические игры направленные на развитие умения

дифференцировать близкие по смыслу понятий

Классификация предметов по картинкам.

Детям предлагаются картинки и дается задание разло

жить их на две группы (критерий

классификации не назы вается). Можно предложить серии картинок, включающие две группы

предметов. Например: овощи и фрукты; домаш

ние и дикие животные; домашние и дикие

птицы; посуда и мебель; одежда и обувь; птицы и насекомые

Дидактические игры направленные на развитие

уровня обобщений

Детям предлагается несколько картинок, среди которых одна картинка изображает предмет, не

относящийся к той же тематической группе, что и другие предметы, изображен

ные на

картинках. Дети должны показать «лишнюю» кар тинку и объяснить, почему она «лишняя».

Игра «Четвёртый лишний»

После воспроизведения обобщающего слова предлагает ся назвать и другие предметы,

которые относятся к той же тематической группе.

Игра «Назвать одним словом серию картинок»

Послушайте слова и назовите только те из них, которые обозначают домашних жи вотных»:

лиса, волк, собака, заяц;

лошадь, теленок, лось, медведь;

белка, кошка, петух;

сарай, корова, коза, овца.

Игра «Узнай домашних жи

вотных»

Послушайте слова. Какие из них обо значают транспорт

- грузовик, метро, самолет, скамейка;

- автобус, дорога, вертолет, машина;

- поезд, дом, пароход, магазин;

- трамвай, водитель, троллейбус.

Игра «Назови только транспорт»

Цель: закреплять в речи детей обобщающие понятия.

У двух предметов:

- огурец, помидор (овощи);

- ромашка, роза (цветы);

- кошка, собака (домашние животные).

У трех предметов:

- мяч, солнце, шар (круглые);

- тарелка, блюдце, чашка (посуда);

- лист, трава, крокодил (зеленые).

Игра «Объясните, что общее у предметов»

Отгадывание обобщающего слова по фун кциональным признакам, по ситуации, в которой

чаще все го находится предмет, называемый этим словом.

Например:

- Растут на грядке в огороде, используются в пище (овощи).

- Растут на дереве в саду, очень вкусные и сладкие;

- Движется по дорогам, по воде, по воздуху; возит людей, грузы.

Игра «Отгадай»



В раздел образования