Напоминание

Значение развития критического мышления для формирования функциональной грамотности


Автор: Сафонова Наталья Николаевна
Должность: учитель английского и немецкого языков
Учебное заведение: ГБОУ НАО "Средняя школа № 1 г. Нарьян-Мара с углубленным изучением отдельных предметов им.П.М. Спирихина"
Населённый пункт: г. Нарьян-Мар
Наименование материала: Значение развития критического мышления для формирования функциональной грамотности
Тема: Значение развития критического мышления для формирования функциональной грамотности
Раздел: среднее образование





Назад




Значение развития критического

мышления для формирования

функциональной грамотности

Главные функциональные качества

личности

инициативность

способность творчески мыслить и находить

нестандартные решения

умение выбирать профессиональный путь

готовность обучаться в течение всей жизни.

Функциональная грамотность

результат овладения учащимися системой предметных

ключевых

компетенций,

позволяющих

эффективно

применять усвоенные знания в практической ситуации,

способность вступать в отношения с внешней средой и

максимально

быстро

адаптироваться

и

функционировать в ней

Технология развития критического

мышления

«Включение»

учащихся

в

активный

процесс

познания

и

достижения

истинных

знаний,

обучение

ученика

самостоятельно

мыслить,

осмысливать,

структурировать

и

передавать

информацию

Критическое мышление

способность

анализировать

информацию

с

позиции

логики,

умение

выносить

обоснованные

суждения,

решения и применять полученные результаты как к

стандартным,

так

и

нестандартным

ситуациям,

вопросам и проблемам

способность ставить под сомнение любую поступающую

информацию,

в

том

числе

собственное

мнение

и

убеждения.

Цель технологии

развитие мыслительных навыков учащихся,

необходимых не только в учебе, но и в обычной

жизни

5 характеристик КМ

Во-первых – это мышление самостоятельное

Во-вторых – это мышление обобщенное

В-третьих – это мышление проблемное и оценочное

В четвертых – это мышление аргументированное

В пятых – критическое мышление есть мышление

социальное

Значение КМ

Обучаемый

Учитель

Умение сотрудничать с другими

Создать в классе атмосферу

открытости и ответственного

сотрудничества

Умение ответственно относиться к

собственному образованию

Использовать систему эффективных

методик, которые способствуют

развитию самостоятельности

Повышение эффективности

восприятия информации

Помочь ученикам стать

одновременно практиками и

аналитиками, которые умеют

грамотно анализировать свою

деятельность

Повышение интереса, как к

изучаемому материалу, так и к

самому процессу обучения

Желание и умение стать

человеком, который учится в

течении всей жизни.

Трехфазовая структура урока

Фаза вызова (актуализация имеющихся знаний, пробуждение

интереса к новой теме, постановка студентом собственных

целей обучения)

Фаза осмысления содержания (получение новой информации,

корректировка учащимся поставленных целей)

Фаза рефлексии (размышление, рождение какого-то нового

знания, а так же постановка новых целей обучения. Та

информация, которая была новой, превращается в собственное

знание)

Приёмы развития КМ

«Толстые и тонкие вопросы»

развивает умение задавать вопросы

«Тонкие» вопросы – вопросы, требующие однословного ответа

«Толстые» вопросы – вопросы, требующие размышления,

привлечения дополнительных знаний, умения анализировать.

Thin questions

Thick questions

Who …?

Why do you think that … ?

What … ?

Was his/her choice right or wrong to

your mind?

When … ?

What is the most important idea of

the story?

Where … ?

What is the difference between … ?

Was it … ?

If you were … would you … ?

Приёмы развития КМ

«Знаю – хочу узнать – узнал» («KWL Chart»)

это работа с таблицей

Приёмы развития КМ

«Ромашка Блума»

Знание – простые вопросы;

Понимание – уточняющие;

Применение – практические;

Анализ – интерпретационные;

Синтез – творческие;

Оценка – оценочные.

Приёмы развития КМ

Синквейн

Правила написания синквейна:

Первая строка – тема стихотворения, выраженная ОДНИМ словом,

обычно именем существительным.

Вторая строка – описание темы в ДВУХ словах, как правило, именами

прилагательными.

Третья строка – описание действия в рамках этой темы ТРЕМЯ словами,

обычно глаголами.

Четвертая строка – фраза из ЧЕТЫРЕХ слов, выражающая отношение

автора к данной теме.

Пятая строка – ОДНО слово – синоним к первому, на эмоционально-

образном или философско-обобщенном уровне повторяющее суть темы.

Приёмы развития КМ

«Кластер»

графическая организация материала

Приёмы развития КМ

«Фишбоун»

Приёмы развития КМ

«Чтение с пометками INSERT»

I- interactive

N- notion

S- system

E- effective

R- reading

T- thinking

«v» то, что вы считаете, соответствует тому, что вы

знаете или думали, что знаете

«+» то, что вы считаете является для вас новым

«-» то, что вы считаете противоречит тому, что вы уже

знали или думали, что знаете

«?» то, что вы считаете, непонятно, или вы хотели бы

получить более подробные сведения по данному вопросу

V

(установить

знакомые

факты)

+

(осознать

новые

знания)

-

(исправить

неверные

предположения

?

(побудить

дальнейший

интерес к теме)

Я это знал

Это

для

меня

абсолютно новое

Это

противоречит

тому, что я знал

Я

хочу

знать

об

этом больше

Приёмы развития КМ

«Идейные сетки»(ментальные карты)

Mindmapping

графическое изображение, диаграмма,

которая наглядно связывает идеи между

собой

для сторителлинга на английском

для письменных заданий

как база для разговорных заданий

Приёмы развития КМ

«6 шляп» (Six Thinking Hats)

это возможность

высказывать свои

предположения

независимо от

предположений других

Результаты применения приемов КМ

положительный эмоциональный настрой на изучение

предмета;

формирование мыслящей личности;

развитие всех семи речевых компетенций у учащегося;

повышение познавательного интереса к предмету;

повышение качества обучения



В раздел образования