Автор: Коломейцев Владислав Владимирович
Должность: учитель информатики
Учебное заведение: МБОУ СОШ № 17
Населённый пункт: город Новороссийск Краснодарский край
Наименование материала: Методические рекомендации для педагогов
Тема: «Информационная безопасность»
Раздел: полное образование
Методические рекомендации по проведению урока . Коломейцев В.В. Информатика . 9 класс. ФГОС.
Дата ___30.09.2022_______________________________
Урок по теме «Информационная безопасность»
Цели урока:
предметные — формировании представлений о мире киберугроз, масштабе наносимого ими ущерба отдельным пользователям, компаниям и
целым странам; формирование цифровых навыков.
метапредметные — умение проводить поиск подозрительных, потенциально опасных файлов на цифровых гаджетах;
личностные — расширение знаний обучающихся о профессиях в сфере цифровых информационных технологий (профориентация).
Решаемые учебные задачи:
1) познакомимся с понятиями «кибератака» и «киберугроза», их разновидностями;
2) узнать, как специалисты по информационной безопасности (ИБ) удается обнаруживать кибератаки и исследовать их; как защититься от
киберугроз и противостоять злоумышленникам;
3) Сформировать теоретические знания и практические навыки безопасного поведения в сети Интернет и в реальной жизни.
4) Обсудить полученный опыт, сформулировать выводы.
Тип урока: комбинированный
Этапы урока
Материал ведения урока
Деятельность учащихся
УУД на этапах урока
1
Организационный
момент
приветствие
Дети рассаживаются по местам.
Регулятивные УУД:
- умение ставить учебную
задачу, называть цель,
формулировать тему
Личностные УУД:
- формирование навыков
самоорганизации
- развитие логического
мышления
2
Постановка проблемы
Цифровые системы стали
важной частью повседневной
жизни. С их помощью мы можем
вызвать такси, заказать
продукты, купить билеты в кино и
сделать много других действий
не выходя из дома.
Слушают учителя, отвечают на вопросы.
В процессе работы цифровые
системы собирают
разнообразные данные о
пользователях. Это необходимо
для их функционирования.
Например, чтобы заказать такси,
пользователю нужно поделиться
своим местоположением, чтобы
купить вещь в интернет-
магазине, нужно ввести данные
банковской карты и т. д. Таким
образом цифровые системы
становятся обладателями
большого массива данных о
пользователях.
Поэтому все чаще целью для
хакеров становятся большие
компании, предприятия, банки и
государственные учреждения. На
их серверах хранится много
ценных данных, которые
злоумышленники могут
попытаться использовать в
корыстных целях. Но и рядовые
пользователи рискуют
столкнуться в Сети с самыми
разнообразными угрозами.
Хакеры используют лазейки в
программном обеспечении и
невнимательность
пользователей (пренебрежение
правилами информационной
безопасности) для
несанкционированного
проникновения в цифровую
систему или чтобы украсть их
Познавательные УУД:
- развитие
познавательной
активности
- умение кратко
формулировать мысль
- умение обрабатывать
информацию и делать
вывод.
данные и деньги.
Как называется массированная
угроза в сети Интернет?
-Кибератака.
Можно ли обнаружить
кибератаку и обезопаситься от
неё?
3
Целеполагание
Попробуйте сформулировать
тему урока.
Исходя из темы урока, поставьте
задачи на урок.
Информационная безопасность
- познакомиться с понятием “кибератака”;
- как защититься от угроз в сети Интернет.
4
Усвоение новых знаний.
Демонстрация видео-урока:
– вводится понятие
«кибератака», их разновидности.
– узнают, чем занимается
кибердетектив, как происходит
исследование кибератаки.
– знакомство с важными
навыками для специалиста по
информационной безопасности.
Смотрят видео-урок
5
Физминутка
видеоролик
Выполняют физическую разминку
6
Компьютерный
практикум.
Организует прохождение
заданий тренажера.
Входят в тренажер
Выполняют задания
Коммуникативные УУД:
формирование владения
монологической и
диалогической формами
речи с грамматическими
и синтаксическими
нормами родного языка
Познавательные УУД:
формирование основных
понятий темы
Личностные УУД:
- развитие самооценки
7
Рефлексия
Фиксирует итоги урока.
- Что такое кибератака?
- Как можно защититься от
киберугроз?
- Что делает специалист по
информационной безопасности?
- Какими навыками он должен
обладать?
- Хотели бы вы в будущем
связать свою профессию с
цифровыми информационными
технологиями?
И завершить наш урок я хочу
словами Евгения
Касперского, основателя
Лаборатории Касперский «Я
твёрдо уверен, что само понятие
«кибербезопасность» в скором
времени себя изживет, а на
замену ему придёт концепция
«кибериммунитета».
Отвечают на вопрос