Напоминание

Роль педагога в формировании личности ребенка


Авторы: Воробьева Юлия Сергеевна, Лесных Мария Игоревна
Должность: социальный педагог
Учебное заведение: МБОУ СОШ № 26
Населённый пункт: РС (Я) город Мирный
Наименование материала: статья
Тема: Роль педагога в формировании личности ребенка
Раздел: среднее образование





Назад




Роль педагога в формировании личности ребенка.

Земле много профессий, но самой важной (по моему мнению) является

профессия - педагог. Только она решает многие волнующие вопросы в жизни

ребёнка. Это даже не профессия, а образ жизни. Это осознание огромной от-

ветственности перед государством, обществом, родителями и прежде всего

перед учениками.

Личность педагога – мощный фактор формирования личности ребенка.

Социальные

функции

педагога

приобщить

подрастающее

поколение

к

культурному наследию, общественному опыту старших поколений.

Общение с взрослым помогает ребенку устанавливать социальные кон-

такты, познавать себя и других, оно оказывает самое непосредственное воз-

действие на особенности и развитие его общения со сверстниками. Взрослый

является ребенку в качестве образца для подражания, эталона, а в общении со

сверстниками ребенок пробует присвоенные им в общении со взрослым

способы деятельности, особые формы взаимодействия (М.И.Лисина, 1974).

Таким образом, и в общении со сверстниками до конца дошкольного возраста

ведущей фигурой остается взрослый.

В развитии личности ребенка важную роль играет переход из сферы

стихийных детских и семейных групп в сферу педагогически организован-

ных коллективов. Такой коллектив занимает особое место в становлении лич-

ности, поскольку именно в нем наиболее целенаправленно и интенсивно фор-

мируются необходимые обществу социальные установки, образцы поведения,

приобретаются знания, умения и навыки общественной жизни.

В отечественной литературе достаточно подробно проанализирована

роль воспитателя в интеллектуальном развитии дошкольника, в воспитании у

него тех или иных качеств, умений, навыков, а также проблема влияния лич-

ностных качеств воспитания на развитие личности ребенка. Вследствие спе-

цифики детского возраста (впечатлительность, эмоциональность, легкая вну-

шаемость)

педагогическое

воздействие

воспитатель

оказывает

не

только

своими интеллектуальными и педагогическими способностями, но и лич-

ностными качествами.

Воспитатель – это не только носитель различного рода служебных (ро-

левых) обязанностей, призванный исправлять, учить, приучать ребенка. В

этой связи вспоминается высказывание К.Д. Ушинского(1948) о том, что в

воспитании все должно основываться на личности воспитателя, потому что

«воспитательная сила изливается только от живого источника человеческой

личности...». Ту же мысль приводит в своей работе видный советский педагог

Е.А. Аркин: «Ни один фактор развития не в состоянии проникнуть так в

глубь детского существа, найти скрытые там индивидуальные ценности, дать

им выход и применение, укрепить их и усовершенствовать, как воздействие

воспитателя».

Способность воспитателя «быть личностью» во многом определяет

процесс

воспитания.

Природа

воздействия

воспитателя

на

личность

до-

школьника сложна, глубока и многогранна. В работах А.А Бодалева (1982)

подчеркивается важность таких компонентов воздействия внешнего облика

воспитателя, как мимика, голос, жестикуляция. АТ. Репина (1980), также ис-

следовавшая значимые для детей внешние особенности, установила, что эмо-

циональную окрашенность действий дошкольники легче всего воспринимают

по мимике действующего лица. Например, эмоциональное содержание карти-

ны воспринимается детьми через мимику изображаемых персонажей. Наряду

с внешними особенностями поведения воспитателя наиболее значимым для

детей является эмоционально-оценочное воздействие на них воспитателя.

Дети четко фиксируют и ретранслируют в общении со сверстниками индиви-

дуально-личностные особенности этой стороны поведения воспитателя.

Воспитатель детского сада формирует рядом и вместе с родителями

личность

ребенка.

Благополучие

дошкольника,

его

положение

в

группе

сверстников, душевный и социальный комфорт в значительной степени зави-

сят от тех эмоций и оценок, которые воспитатель проявляет при общении с

ним.

Общение со взрослым помогает ребенку устанавливать социальные

контакты, познавать себя и других, оно оказывает самое непосредственное

воздействие на особенности и развитие его общения со сверстниками. Взрос-

лый является ребенку в качестве образца для подражания, эталона, а в обще-

нии со сверстниками ребенок пробует присвоенные им в общении со взрос-

лым способы деятельности, особые формы взаимодействия.

Одной из приоритетных задач дошкольного образования на современ-

ном этапе развития общества является организация учебно-воспитательного

процесса, направленного на максимальную реализацию возможностей и ин-

тересов

ребенка.

Как

известно,

в

основе

любой

деятельности

ребенка-

дошкольника лежит его собственная активность, в том числе и познаватель-

ная.

Известно, что познавательная активность детей дошкольного возраста

развивается из потребности в новых впечатлениях, которая присуща каждому

человеку от рождения. В старшем дошкольном возрасте на основе этой по-

требности, в процессе развития ориентировочно-исследовательской деятель-

ности, у ребенка формируется стремление узнать и открыть для себя как мож-

но больше нового.

Познавательная активность – стремление к наиболее полному позна-

нию предметов и явлений окружающего мира; сложное личностное образова-

ние, которое складывается под влиянием самых разнообразных факторов, как

субъективных, так и объективных. Старший дошкольный возраст считается

сензитивным периодом для развития познавательной активности личности.

Но это не означает, что познавательная активность формируется самостоя-

тельно. Известно, что ребенок – существо социальное. Среда для него высту-

пает условием и источником развития.

Уровень познавательной активности в раннем детстве определяется

пережитым ребенком в первые годы жизни влиянием окружающей среды,

главным фактором которой является общение ребенка с окружающими его

людьми, прежде всего со значимыми взрослыми, отношения с которыми

определяют отношения ребенка со всем остальным миром.

Отношения

ребенка

с

окружающим

миром

осуществляются

через

взрослого, как посредника. Под руководством взрослого дошкольник овладе-

вает новыми видами деятельности, умениями, навыками. И здесь собственная

активность детей непосредственно связана с активностью, идущей от взрос-

лого.

Поэтому педагогическая деятельность требует от современного педаго-

га, стремящегося сформировать познавательную активность ребенка, наличия

следующих личностных параметров:

способности к активной и разносто-

ронней профессиональной и социально-культурной деятельности; тактично-

сти, чувства эмпатии, терпеливости и терпимости в отношениях с детьми и

взрослыми, готовности принимать и поддерживать их, а при необходимости и

защищать; умения обеспечивать внутригрупповое и межгрупповое общение;

знания особенностей психического развития детей; способности к собствен-

ному саморазвитию и самовоспитанию.

Формирование познавательной активности дошкольников требует от

педагога проявления творческого подхода к организации учебно-воспитатель-

ного процесса. Творческий потенциал педагога характеризуется рядом осо-

бенностей личности, которые называют признаками творческой личности:

способность замечать и формулировать альтернативы, подвергать сомнению

на первый взгляд очевидное, избегать поверхностных формулировок; умение

вникнуть в проблему и в то же время оторваться от реальности, увидеть пер-

спективу; способность отказаться от ориентации на авторитеты; умение пред-

ставить знакомый объект с совершенно новой стороны, в новом контексте;

способность к ассоциациям (быстрое и свободное переключение мыслей,

способность вызвать в сознании образы и создавать из них новые комбина-

ции); готовность памяти (овладение достаточно большим объемом системати-

зированных знаний, упорядоченность и динамичность знаний) и способность

к обобщению; креативность, то есть способность превращать совершаемую

деятельность в творческий процесс. Ребенок в дошкольном возрасте очень за-

висим от отношения к нему взрослых (родителей, воспитателя), которое во

многом определяет самооценку ребенка, формирует чувство уверенности в

себе. Поэтому детям так важна поддержка, участие, интерес и внимание

взрослого к его делам и проблемам .

Взрослые должны уметь видеть и понимать индивидуальность ребенка,

его особенности и возможности, рассматривать его как уникальную личность

с присущими ей индивидуальными склонностями и творческим потенциалом.

Необходимо учитывать индивидуальный темп развития каждого ребенка, на-

блюдать за его ростом и развитием, сравнивать результаты работы с его соб-

ственным продвижением, а не с успехами других детей или групповым уров-

нем, никогда не позволять себе оценивать личность ребенка, а высказываться

только относительно результатов его работы.

Ребенка нельзя ругать и наказывать за неуспех в той или иной деятель-

ности, так как это может привести к появлению стойкого отрицательного от-

ношения к процессу познания нового, педагогу, образовательной системе в

целом.

Необходимо формировать положительный микроклимат в группе, под-

держивающий познавательный интерес и активность детей. Если ребенку

трудно, и у него далеко не все получается, часто ему бывает сложно по-

строить взаимоотношения с другими детьми, и здесь он нуждается в помощи

тактичного воспитателя, умеющего, нивелируя недостатки, выделять пози-

тивное.

Для эффективного развития познавательной активности важно умение

видеть и ценить в каждом ребенке единственную, неповторимую, самоцен-

ную и свободную личность, с индивидуальными, присущими только ей чер-

тами и особенностями. Все это поможет сохранить самооценку ребенка, бу-

дет способствовать сохранению и поддержанию положительного отношения

к познавательному процессу.

Ребенок, как и взрослый, находится в постоянном процессе познания

мира, он думает, анализирует, говорит, слушает, понимает, чувствует, общает-

ся с другими людьми. В процессе общения со взрослыми и сверстниками, по-

знавательной деятельности происходит интенсивное развитие личности ре-

бенка, его познавательной активности Одним из основных побудителей по-

знавательной активности детей является педагог. Реакции на побудительные

действия бывают разные: мотивированные на познавательную активность и

не мотивированные. Мотивированные на любые побуждающие действия реа-

гируют включением в познавательную деятельность, не нуждаются в каких-

либо специальных побудителях. У таких детей сформировался познаватель-

ный интерес, сложилась установка на познавательную деятельность. Однако

встречается немало детей с не мотивированной реакцией на побудительные

действия со стороны педагога.

Развитие познавательной активности таких детей начинается с воздей-

ствия на органы их восприятия. В такой ситуации полезными оказываются

яркие демонстрации, интересный краткий рассказ, которые сначала привле-

кают внимание, заинтересовывают, создают проблемную ситуацию. Возни-

кает неустойчивая познавательная активность низкого уровня – любознатель-

ность в виде вопроса: «Что это такое было?».

Мастерство педагога в этом случае постановкой умелых вопросов, воз-

действием на воображение и эмоции ребенка должно привести возникшее

любопытство к любознательности. Подключение мышления к решению вы-

двинутой проблемы может привести к развитию познавательной активности.

Весь этот процесс происходит под руководством педагога

В условиях современного общества необходимы специфические тре-

бования к педагогу дошкольного учреждения, для реализации целого ряда пе-

дагогических функций: информационной, предполагающей умения пользо-

ваться речевой выразительностью, точно, кратко, логично излагать материал

и добиваться понимания, пользоваться различными методами изложения, ак-

тивизировать детей в процессе усвоения материала; побудительной, преду-

сматривающей умения возбуждать интерес, внимание, побуждать к активно-

сти, переводить знания в практические действия, оценивать деятельность, по-

ступки,

закреплять

знания

и

умения

детей

в

соответствии

с

возрастом;

конструктивно-организаторской, включающей в себя ряд умений: планиро-

вать педагогический процесс, подбирать материал, методы, приемы, средства

для содержательной (учебной, игровой, трудовой и др.) деятельности, органи-

зовывать выполнение режима в разных возрастных группах, создавать разви-

вающую среду и использовать ее в качестве средства воспитания личности

ребенка; диагностической, содержащей умения определять особенности фи-

зического и психического состояния детей и учитывать это в собственной де-

ятельности, осуществлять учет и контроль эффективности учебно-воспита-

тельной работы в целом, устанавливать соответствие знаний, умений и навы-

ков поведения требованиям программы, видеть связи развития ребенка с ис-

пользованием различных методов учебно-воспитательной работы; координи-

рующей, предполагающей наличие следующих умений: устанавливать дело-

вые контакты с родителями и коллегами, участвовать в педагогическом про-

свещении родителей, раскрывать им подержание, методы общественного вос-

питания, побуждать родителей к активному участию в работе дошкольного

образовательного учреждения; коммуникативной, требующей от педагога вы-

соких нравственных качеств и черт характера, проявляющихся в умении быть

в общении с детьми всегда доброжелательным, тактичным, приветливым,

вежливым.

Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного воз-

раста во многом будет зависеть от методов, с помощью которых педагог будет

организовывать процесс познания воспитанников: метод неожиданных реше-

ний (педагог предлагает новое нестереотипное решение той или иной задачи,

которое противоречит имеющемуся опыту ребенка); метод предъявления за-

даний с неопределенным окончанием, что заставляет детей задавать вопросы,

направленные на получение дополнительной информации; метод, стимулиру-

ющий проявление творческой самостоятельности составления аналогичных

заданий на новом содержании, поиск аналогов в повседневной жизни; метод

«преднамеренных ошибок» ,когда педагог избирает неверный путь достиже-

ния цели, а дети обнаруживают это и начинают предлагать свои пути и спосо-

бы решения задачи.

. Таким образом, педагог должен владеть всем педагогическим инстру-

ментарием, чтобы увлечь, заинтересовать и развить познавательную актив-

ность старших дошкольников. Также значимыми являются личностные каче-

ства воспитателя такие, как стремление к саморазвитию, знания особенно-

стей психического развития детей, творческий потенциал, тактичность и тер-

пимость в отношениях с детьми и родителями. Только знающий и любящий

детей педагог-профессионал может сформировать у старших дошкольников

познавательную активность

Влияние взрослых на формирование самооценки дошкольника велико.

Воспитатель должен стремиться к тому, чтобы его поведение было примером

для его воспитанников. Воспитатель и ребенок, как измерить ответственность

взрослого перед этим маленьким беззащитным человечком? Как вселить в его

душу уверенность в том, что его любят и никогда ни словом, ни делом не оби-

дят, не ранят зарождающуюся личность? Именно в контексте взаимодействия

педагогов с детьми, собственно, и происходит развитие личности ребенка. Да,

семья – это первый социальный институт для малыша, и роль родителей в

том, каким вырастет их ребенок, несомненно, определяющая. Но и от педаго-

га, безусловно, зависит многое, ведь в стенах дошкольного учреждения ребя-

та проводят значительную часть своей жизни.

В группе детского сада воспитатель – самый главный человек для до-

школьника. Ребенок безоглядно доверяет воспитателю, наделяет его непрере-

каемым авторитетом и всеми мыслимыми достоинствами: умом, красотой,

добротой. В глазах ребенка именно воспитатель определяет, когда можно иг-

рать или пойти на прогулку, порисовать или побегать, а когда вместе со всеми

детьми нужно спокойно посидеть и послушать. Воспитатель умеет читать за-

мечательные книжки, знает множество увлекательных историй. Он выступает

в качестве последней инстанции в разрешении детских конфликтов, он уста-

навливает правила, он все знает и может помочь, подержать. Поскольку вос-

питатель является для ребенка фигурой настолько значимой, именно на него

ложится огромная ответственность за создание условий для личностного раз-

вития.

Одним из самых важных таких условий является построение правиль-

ного типа общения. Именно форма и стиль общения первоначально формиру-

ют способность ребенка доверять себе и миру. В основе этого доверия лежит

дальнейшее эмоционально-личностное и социальное развитие ребенка, его

направление и качество. Общеизвестный факт, что искажения во взаимоотно-

шениях взрослого и ребенка ведут к формированию негативного поведения –

непослушанию, действиям наперекор, упрямству и капризам.

Компетентность воспитателя во взаимодействии с ребенком является

одной

из

основных

составляющих

профессионализма

педагога.

Человек,

компетентный в общении, прежде всего, устанавливает определенную атмо-

сферу общения, которая помогает его партнеру чувствовать себя свободно и

комфортно. Определенная атмосфера присутствует в общении двух-трех че-

ловек, но характеризует общую обстановку в постоянной группе людей.

Группа детского сада не является исключением, и лишь переступишь порог,

можно ощутить атмосферу, царящую в ней. Для развития ребенка психологи-

ческий климат играет значительную роль. Климат в группе детского сада

определяется как отношениями между воспитателем и детьми, так отношени-

ями между самими детьми. Хороший климат в группе возникает тогда, когда

все ее члены чувствуют себя свободно, но при этом уважают также и право

других быть самими собой.

Одним из приоритетных показателей благополучной атмосферы в кол-

лективе является общение взрослого с ребенком в форме сотрудничества, ко-

торое предполагает равную заинтересованность и педагога, и ребенка в их

общей деятельности, совместное участие в ней. Позиция педагога при этом

заключается в том, чтобы, понимая и уважая интерес ребенка к определенной

деятельности, поддерживать и развивать этот интерес своим активным уча-

стием, деликатно помогать ребенку тогда, когда действительно требуется по-

мощь. Сотрудничество исключает всякие формы давления со стороны педаго-

га, и поддерживает при этом стремление ребенка к самостоятельности. Обще-

ние педагога с ребенком в форме сотрудничества обеспечивает наиболее пол-

ное его развитие.

При взаимодействии с детьми очень важны реакции педагога на то или

иное действие ребенка или событие. Искренне радуясь успеху малыша, со-

чувствуя его беде, серьезно и заинтересованно относясь к его проблемам и

неудачам, вы оказываете ребенку поддержку, в которой так нуждается ма-

ленький

человек.

Ориентируясь

на

реакции

воспитателя,

ребенок

строит

представление о собственных успехах и неудачах, ошибках или достижениях,

у него возникает представление о себе как о личности. Поэтому ни в коем

случае не стоит допускать, чтобы плохое настроение, усталость или раздра-

жение присутствовали при взаимодействии с ребенком.

Все обращения к ребенку должны непременно нести позитивный отте-

нок, даже если необходимо корректировать поведение или оценить выполне-

ние действия с отрицательным результатом. Например, если ребенок не смог

что-то сделать в ходе занятия, ни в коем случае нельзя говорить ему: «Эх ты,

не смог сделать такую простую вещь!». Не стоит также отделываться и такой

фразой: «Ну ладно, ничего страшного», так как теряется значимость действия

и ориентация на положительный результат. Позитивным в данном случае бу-

дет сообщение типа: «Спасибо тебе, ты очень старался». Такие сообщения,

как: «Так уже гораздо лучше!», «Попробуй еще!», «Я не думаю, что для тебя

это должно быть трудно», «У всех бывают неудачи» и т.п. не вызовут обиды и

сопротивления, а значит будут побуждать к дальнейшим действиям. В этой

связи хорошие рекомендации дает широко известный Дейл Карнеги. Будут

эффективными такие его советы: Щадите гордость человека, старайтесь, как

можно чаще, хвалить его при всех, а критиковать наедине.

Прежде чем покритиковать человека, похвалите его, и он постарается

оправдать ваше доверие. Не оставляйте без внимания малейших достижений

и успехов. Даже на ситуации, связанные с опасностью для самого ребенка

или других детей, согласно правилам конструктивного общения, необходимо

реагировать не запретом и критикой, а позитивным сообщением, призванным

изменить поведение ребенка. Такое сообщение должно включать в себя сле-

дующие компоненты: описание произведенного действия (Когда ты …); опи-

сание

возможного

результата

этого

действия (Может

случиться,

что…);

предложение альтернативного варианта поведения (Лучше будет, если ты…).

Причем особенно важно не ограничиваться объяснением, почему так делать

не стоит или нельзя, а именно предложить другой вариант поведения в этой

ситуации.

Естественно, что любой неблаговидный поступок ребенка должен за-

канчиваться какими-то мерами воздействия. Но при этом следует помнить,

что если отрицательное подкрепление используется чаще, чем положитель-

ное, то постепенно в сознании ребенка формируется устойчивый негативный

стереотип, в котором нет места радости, удовольствию, любви. Доминирую-

щими чувствами по отношению ко взрослым становятся тревога и страх. А

это, как известно, не способствует личностному росту.

Одной из важных задач воспитателя, стоящего на позиции развивающе-

го образования, является достижение хорошего контакта с ребенком. Для

того, чтобы установить хороший контакт, необходимо быть искренне заин-

тересованным в ребенке, как в личности, а следовательно, в его мыслях, пере-

живаниях, настроении.

Необходимым условием хорошего контакта является искреннее уваже-

ние к партнеру по общению. Для ребенка уважение является особенно важ-

ным условием взаимодействия, так как представляет собой сигнал о том, что

он любим, значит, что он хороший и у него все получается. Даже у каждого

шалуна можно найти что-то ценное, отличающее его от других, а значит по-

ставить это качество в пример остальным детям. Ребенку, особенно начиная

со старшего дошкольного возраста, быть примером для окружающих детей,

наиболее ценно. Нужно помнить, что дети дошкольного возраста очень вну-

шаемы. Поэтому, если ребенка не хвалить, не ставить в пример, а постоянно

говорить, что он плохой, избалованный и т.п., он постепенно начинает вос-

принимать себя именно с позиции негатива, а плохое поведение закрепляется

и становится привычным.

«Ребенок учится тому, чему его учит жизнь». Под таким заголовком из-

вестный доктор Барбара Л. Вульф приводит список утверждений, которые

выглядят, например, таким образом: «Если ребенка критикуют, он учится об-

винять».

Итак, от типа и качества общения педагога с ребенком зависит развитие

всех его основных психических процессов, способностей и личностных ка-

честв. Именно в период дошкольного детства закладывается базис личност-

ной культуры. Будет ли ребенок успешен в дальнейшей жизни, инициативен,

самостоятелен, ответственен, открыт миру и людям, в большой степени зави-

сит от Вас уважаемые педагоги.

Нет более гуманной, творческой, серьёзной, нужной профессии, как

профессия – педагог. Именно она является фундаментом всех профессий в

мире. Только учитель остаётся в сердцах каждого ученика и сопровождает их

всю

жизнь.

Эта

профессия

по

состоянию

души,

по

зову

сердца!

Только педагог «ведёт ребёнка по жизни»: обучает, воспитывает, направляет

духовное и телесное развитие. Только педагог



В раздел образования