Автор: Чугунова Светлана Александровна
Должность: учитель географии
Учебное заведение: МБОУ "Пригородная СШ"
Населённый пункт: Ульяновск
Наименование материала: методическая разработка урока по географии в 8 классе
Тема: "Байкал-жемчужина Сибири"
Раздел: среднее образование
Урок на тему «Байкал-жемчужина Сибири»
Оборудование: презентация «Байкал. Открытый урок», физическая карта «Восточная
Сибирь»,фото «Голомянка», «Нерпа», «Байкальский омуль», «Нерпа»и др.Стрелки с названием
ветров: сарма, верховик, баргузик, култук.
Распечатки маршрутных листов для учащихся, атласы.
Учитель: Ребята, мы продолжаем изучение природных района Восточная Сибирь. Сегодня урок-
путешествие на тему: «Байкал- жемчужина Сибири».В путешествие мы движемся группами и
берем: маршрутные листы, учебники, атласы, наши знания и хорошее настроение. Маршрутный
лист подписываем и заполняем в ходе работы, работает с картами атласа.
А. Твардовский, побывав на Байкале, сказал: «Байкал-это бесценный дар природы» и это
выражение будет эпиграфом нашего урока.
–Много ли мы знаем о Байкале?
Ответы учеников.
-Цель урока: узнать:в чем Байкал- удивительное озеро?
По мнению жителей России Байкал включен в список Чудес света России в 2008 году.
-В чем эта уникальность? (с.227 учебника)
-Байкал- самое глубокое озеро в мире, наибольшая глубина 1637м., средняя глубина 744м. Длина
озера 636 км.
-Почему такая большая глубина? Ответ найти по учебнику ( с. 227)
Геологи :Байкал-это древнейшее озеро. Его возраст 15-20 миллионов лет. До сих пор сохраняет
свою молодость, углубляется. Байкал находится в разломе земной коры. Землетрясения
продолжаются и сейчас.
-Как называются тип образования озер в разломе земной коры? (тектоническое озеро)
-В озеро впадает 336 рек, самая крупная р.Селенга, а вытекает 1-Ангара (показать на карте)
следовательно озеро- сточное или бессточное?
Учащиеся: сточное.
-Смена воды протекает за 332 года. Легенда об Ангаре Рассказывают ученица).
-Об уникальности воды расскажут гидрологи.
Гидрологи: Байкал-это самое чистое озеро на Земле. Диск диаметром 20см, используемый для
определения прозрачности воды, виден на глубине 40м. Главная ценность воды- в ее качестве. Она
почти не содержит солей, в ней много кислорода. Температура воды +8-10
–Чистота воды способствует сохранению древних и современных животных.3/4
животных-эндемики-?
О богатстве животного мира расскажут зоологи
Зоологи: В Байкале обитают 1550 видов животных(записать в маршрутный лист названия
животных)
-Почему вода в Байкале очень чистая?
-Физкультминутка для глаз (мысленно провести глазами по контуру Байкала и телу
байкальского осетра)
-Байкал настолько большой, что в нем находятся 27 островов.
Самый большой из них о.Ольхон (длина 73км)-показать на карте.
-Байкал имеет своеобразный климат.
Климатологи: В Восточной Сибири умеренный климатический пояс, тип климата- резко
континентальный, но на озере зима мягче, средняя температура зимы-14-17, но лето прохладное,
средняя температура+14+18. Местные ветра записать.
а) сарма- ураганный с-з ветер
б)баргузин- это с-в ветер с Баргузинского хребта
в)верховик- это северный ветер
г)култук- это южный ветер на Байкале
-Почему возникают местные ветра? (Байкал создает свой микроклимат,…?
-Почему зима мягкая, лето прохладное чем в остальной части В.С.?
-В чем уникальность Байкала? Почему Байкал жемчужина Сибири?
Ответы учеников: -Самое глубокое озеро в мире, глубина 1637м, тектоническое
происхождение, по возрасту- древнее озеро,…)
-Впадает 336 рек, вытекает р.Ангара
-Вода очень чистая, не содержит солей, много кислорода
-1550 видов животных,3/4-эндемики-?
-Самый большой остров Ольхон.
-Своеобразный климат.
-Бурятии, Иркутской области дает рыбу, целебный воздух, отдых.
-Но экологическое состояние Байкала ухудшается!
-Какие предприятия отрицательно влияют на природу Байкала?(уч.стр.230).Создано 5
заповедников.
-Пути решения?(учебник с.230 ,свои суждения)
Производство 1листа бумаги требует -10л воды, Почему мы собираем макулатуру ?...
!Рефлексия
Что узнали нового, запомнили на уроке? Пусть материал этого урока пригодится не
только в отношении к Байкалу, но и ко всем водоемам, лесам и всему что есть в природе.
-Домашнее задание : заполнение кроссворда о Байкале, изучить материал п.47
Оценки за работу.