Автор: Аярова Василиса Николаевна
Должность: тьютор
Учебное заведение: МБОУ "Бердигестяхская СОШ с УИОП им.А.Осипова"
Населённый пункт: с.Бердигестях Горный улус РС(Я)
Наименование материала: статья
Тема: Направление деятельности тьютора в инклюзивном ОУ
Раздел: полное образование
Направление деятельности тьютора в инклюзивном ОУ
Одно из направлений деятельности тьютора в инклюзивном ОУ – это ведение
документации, сопровождающей пребывание ребенка с ОВЗ, отражающей организацию и
содержание образовательной, коррекционно-развивающей работы, степень адаптации и
развития ребенка, этапы и особенности социализации, работу с родителями, со
сверстниками ребенка.
Дневник наблюдений – основной документ, которые ведет тьютор; форма
отчетности позволяющая фиксировать изменения и отслеживать динамику развития
ребенка. Ежедневные записи дневника помогут проследить, как ребенок включается в
задания, в коммуникацию, что меняется, с какими трудностями он сталкивается.
Главная задача дневника наблюдений – отражать состояние и деятельность ребенка
в течение времени пребывания в ОУ: на уроках, групповых и индивидуальных занятиях,
на перемене и других мероприятиях. В дневнике отображаются наиболее эффективные
формы взаимодействия с ребенком, реальные достижения и затруднения.
Материалы дневника наблюдения могут быть представлены на заседаниях ПМПк
ОУ и окружной ПМПК, предложены для ознакомления родителям. Важно показать
родителям объективную картину изменения состояний ребенка во время пребывания в
ОУ, его достижения и трудности для организации совместной, «двусторонней» помощи и
поддержки.
Форма дневника наблюдений произвольна. В зависимости от конкретных задач
дневники могут быть различными, например:
1. Дневник, в котором тьютор фиксирует значимые проявления поведения ребенка
с целью отслеживания динамики учебной и социальной жизни. Помимо особенностей
поведения ребенка, тьютор фиксирует и свои действия, и действия учителя.
2. Дневник как форма приложения к отчетности перед вышестоящей психолого-
педагогической инстанцией. Такая форма отчетности должна вестись в соответствии с
требованиями этой инстанции. Логика документа такого рода предполагает наличие даты
записей, цели (она может быть общей, в начале дневника), задач, используемых методов и
отметки типа «удалось – не удалось».
3. Дневник как способ информирования родителей о школьной жизни, учебе и
успехах их ребенка. Благодаря такой форме дневника родители смогут максимально
полно представить себе картину жизни их ребенка в школе и понять, как проходит
процесс обучения.
Важно отмечать все изменения, происходящие в ходе учебной и внеучебной
деятельности, сравнивая их с начальными характеристиками, полученными в ходе
диагностики при поступлении в учебное заведение. Параметры могут быть следующими:
– физическое развитие;
– когнитивное развитие;
– социально-эмоциональное развитие;
– коммуникативные возможности;
– отношение к учебе;
– школьные навыки.
Кроме того, по каждому выявленному дефициту или проблеме могут быть
составлены отдельные наблюдения, описывающие разницу между возможностями
учащегося и требованиями стандартного учебного плана, а также способы возможной
компенсации или преодоления этой разницы, например:
– описание проблемы;
– возможности ребенка;
– ресурсы;
– компенсационные возможности;
– ограничения;
– возможные пути преодоления;
– действия, которые смогли помочь преодолеть трудности.
Разумеется, тьюторы широко применяют и другие виды документации, например,
анкеты и опросные листы, различные тестовые материалы при использовании элементов
педагогического и психологического исследования в своей работе, экспертные карты и
т.п.
Существуют также общие документы, которые заполняет команда специалистов,
работающая с ребенком.
Тьютор
может
вносить
записи
в Дневник
психолого-педагогического
сопровождения, который хранится у координатора по инклюзии, специалиста психолого-
педагогического
сопровождения,
педагога
или
тьютора.
В
дневник
педагоги
и
специалисты сопровождения заносят проблемные вопросы, требующие коллегиального
разрешения всеми членами междисциплинарной команды, сопровождающей ребенка и его
семью в ОУ. В дальнейшем эти вопросы обсуждаются на ПМПк, других встречах
междисциплинарной команды.
Единое
календарно-тематическое
планирование разрабатывается
совместно
основными педагогами, учителями-дефектологами, учителями-логопедами и хранится у
координатора по инклюзии и заместителя директора по учебно-воспитательной работе
(старшего воспитателя в ДОУ). Задачи этого документа – обеспечение единого подхода
специалистов
сопровождения
в
распределении
учебного
времени;
включение
в
содержание
коррекционно-развивающей
работы
материалов
из
образовательной
программы (школа), программ воспитания и обучения в детском саду, реализуемых в
режиме фронтальных учебных и развивающих занятий. Составление единого календарно-
тематического
планирования
поможет
так
организовать
образовательную
и
коррекционно-развивающую работу, чтобы ребенок с ОВЗ не испытывал излишней
нагрузки, осваивая дополнительный материал.
Индивидуальный образовательный план – документ, отражающий общую
стратегию и конкретные шаги педагогического коллектива и родителей в организации
поддержки ребенку с ОВЗ в процессе получения им образования и максимальной
социальной адаптации.
В
настоящее
время
в
нашей
стране
не
существует
единого
документа,
включающего
в
себя
все
аспекты
психолого-педагогического
сопровождения
индивидуального
образовательного
маршрута
ребенка
с
ОВЗ
(такие
документы
разработаны и действуют в образовательных учреждениях Великобритании, Норвегии,
США). Существуют и применяются в практике, а так же описаны в научно-методической
и
практикоориентированной
литературе
различные
варианты
составления
индивидуальных программ обучения, индивидуальных учебных планов, индивидуальных
комплексных
коррекционно-образовательных
программ,
индивидуальных
программ
развития (в ДОУ) и т.д.
Хотылева Т.Ю, Дмитриева Т.П. предложили следующую форму комплексного
документа «Индивидуальный образовательный план»:
Примерная структура индивидуального образовательного плана (ИОП):
I. Общие сведения
Ф. И.О. ребенка:
Возраст: Школа: Класс__________________:
Ф.И.О. родителей:
Ф.И.О. основного педагога (учителя, воспитателя):
Ф.И.О.
специалистов
сопровождения:
Учитель-логопед
Учитель-дефектолог
Педагог-психолог Социальный педагог Тьютор Инструктор ЛФК
Заключение и рекомендации ПМПК
Долговременные цели
Цели на текущий период (учебный год)
Режим пребывания ребенка в ОУ
II. Создание «безбарьерной» среды (могут быть заполнены не все графы, если
ребенку не требуются специальные приспособления или дополнительное оборудование)
Направления
деятельности
Зад
ачи
на
период
Механизм
решения
и
ответственный
С
роки
Критерии
(индикаторы) решения
задачи
Обеспечение
доступности среды
Организация
развивающей среды
Комфортная среда
Обеспечение
дополнительным
оборудованием
III.
Психолого-педагогическое
сопровождение
(заполняется
только
теми
специалистами, которые будут сопровождать ребенка непосредственно – по решению
ПМПк)
Необход
имый
специалист
Основное
направление
деятельности
(конкретные
задачи) на период
Режим
и
формы
коррекционно-
развивающей работы
(поддержки
-
для
тьютора)
Показ
атели
достижений
Формы
оценки результатов
работы
(динамика
ребенка,
самоанализ
специалиста)
Педагог-
психолог
Учитель
-дефектолог
Учитель
-логопед
Социаль
ный педагог
Тьютор
и др.
IV Освоение образовательной программы:
Предмет
(образовательная
область)
Требова
ния
стандарта
(общеобразоват
.
программы)
для
текущего
периода
обучения
Конк
ретные
задачи
для
ребенка на
период
Формы
организации
УД
(Фронтальные
,
подгрупповые,
индивид.
занятия и т.д.)
Крит
ерии
достижений
Формы
оценки
индивидуальных
достижений,
результатов
учебной
деятельности (от
стандартных
–
тест,
устный
опрос,
контрольная
работа и т.д. до
творческих
-
портфолио,
карта
успеха,
профиль умений
и др.)
Математи
ка
Чтение
………
V. Формирование социальной компетентности:
Направления
деятельности
(примерные)
Конкр
етные задачи
на период
Отв
етств-
енные
Механиз
мы решения и
формы
деятельности
Крите
рии
достижений
Форм
ы
оценки
достижений
Усвоение
школьных правил
Адекватное
поведение в учебной
и
внеучебной
ситуации
Коммуникати
вная компетентность
Формировани
е
положительной
мотивации и т.д.
Тьютор может вести любые записи, помогающие объективно оценить возможности
ребенка, выявить проблемы, с которыми необходимо работать, конкретизировать задачи в
индивидуальной работе с данным учеником.