Напоминание

Направление деятельности тьютора в инклюзивном ОУ


Автор: Аярова Василиса Николаевна
Должность: тьютор
Учебное заведение: МБОУ "Бердигестяхская СОШ с УИОП им.А.Осипова"
Населённый пункт: с.Бердигестях Горный улус РС(Я)
Наименование материала: статья
Тема: Направление деятельности тьютора в инклюзивном ОУ
Раздел: полное образование





Назад




Направление деятельности тьютора в инклюзивном ОУ

Одно из направлений деятельности тьютора в инклюзивном ОУ – это ведение

документации, сопровождающей пребывание ребенка с ОВЗ, отражающей организацию и

содержание образовательной, коррекционно-развивающей работы, степень адаптации и

развития ребенка, этапы и особенности социализации, работу с родителями, со

сверстниками ребенка.

Дневник наблюдений – основной документ, которые ведет тьютор; форма

отчетности позволяющая фиксировать изменения и отслеживать динамику развития

ребенка. Ежедневные записи дневника помогут проследить, как ребенок включается в

задания, в коммуникацию, что меняется, с какими трудностями он сталкивается.

Главная задача дневника наблюдений – отражать состояние и деятельность ребенка

в течение времени пребывания в ОУ: на уроках, групповых и индивидуальных занятиях,

на перемене и других мероприятиях. В дневнике отображаются наиболее эффективные

формы взаимодействия с ребенком, реальные достижения и затруднения.

Материалы дневника наблюдения могут быть представлены на заседаниях ПМПк

ОУ и окружной ПМПК, предложены для ознакомления родителям. Важно показать

родителям объективную картину изменения состояний ребенка во время пребывания в

ОУ, его достижения и трудности для организации совместной, «двусторонней» помощи и

поддержки.

Форма дневника наблюдений произвольна. В зависимости от конкретных задач

дневники могут быть различными, например:

1. Дневник, в котором тьютор фиксирует значимые проявления поведения ребенка

с целью отслеживания динамики учебной и социальной жизни. Помимо особенностей

поведения ребенка, тьютор фиксирует и свои действия, и действия учителя.

2. Дневник как форма приложения к отчетности перед вышестоящей психолого-

педагогической инстанцией. Такая форма отчетности должна вестись в соответствии с

требованиями этой инстанции. Логика документа такого рода предполагает наличие даты

записей, цели (она может быть общей, в начале дневника), задач, используемых методов и

отметки типа «удалось – не удалось».

3. Дневник как способ информирования родителей о школьной жизни, учебе и

успехах их ребенка. Благодаря такой форме дневника родители смогут максимально

полно представить себе картину жизни их ребенка в школе и понять, как проходит

процесс обучения.

Важно отмечать все изменения, происходящие в ходе учебной и внеучебной

деятельности, сравнивая их с начальными характеристиками, полученными в ходе

диагностики при поступлении в учебное заведение. Параметры могут быть следующими:

– физическое развитие;

– когнитивное развитие;

– социально-эмоциональное развитие;

– коммуникативные возможности;

– отношение к учебе;

– школьные навыки.

Кроме того, по каждому выявленному дефициту или проблеме могут быть

составлены отдельные наблюдения, описывающие разницу между возможностями

учащегося и требованиями стандартного учебного плана, а также способы возможной

компенсации или преодоления этой разницы, например:

– описание проблемы;

– возможности ребенка;

– ресурсы;

– компенсационные возможности;

– ограничения;

– возможные пути преодоления;

– действия, которые смогли помочь преодолеть трудности.

Разумеется, тьюторы широко применяют и другие виды документации, например,

анкеты и опросные листы, различные тестовые материалы при использовании элементов

педагогического и психологического исследования в своей работе, экспертные карты и

т.п.

Существуют также общие документы, которые заполняет команда специалистов,

работающая с ребенком.

Тьютор

может

вносить

записи

в Дневник

психолого-педагогического

сопровождения, который хранится у координатора по инклюзии, специалиста психолого-

педагогического

сопровождения,

педагога

или

тьютора.

В

дневник

педагоги

и

специалисты сопровождения заносят проблемные вопросы, требующие коллегиального

разрешения всеми членами междисциплинарной команды, сопровождающей ребенка и его

семью в ОУ. В дальнейшем эти вопросы обсуждаются на ПМПк, других встречах

междисциплинарной команды.

Единое

календарно-тематическое

планирование разрабатывается

совместно

основными педагогами, учителями-дефектологами, учителями-логопедами и хранится у

координатора по инклюзии и заместителя директора по учебно-воспитательной работе

(старшего воспитателя в ДОУ). Задачи этого документа – обеспечение единого подхода

специалистов

сопровождения

в

распределении

учебного

времени;

включение

в

содержание

коррекционно-развивающей

работы

материалов

из

образовательной

программы (школа), программ воспитания и обучения в детском саду, реализуемых в

режиме фронтальных учебных и развивающих занятий. Составление единого календарно-

тематического

планирования

поможет

так

организовать

образовательную

и

коррекционно-развивающую работу, чтобы ребенок с ОВЗ не испытывал излишней

нагрузки, осваивая дополнительный материал.

Индивидуальный образовательный план – документ, отражающий общую

стратегию и конкретные шаги педагогического коллектива и родителей в организации

поддержки ребенку с ОВЗ в процессе получения им образования и максимальной

социальной адаптации.

В

настоящее

время

в

нашей

стране

не

существует

единого

документа,

включающего

в

себя

все

аспекты

психолого-педагогического

сопровождения

индивидуального

образовательного

маршрута

ребенка

с

ОВЗ

(такие

документы

разработаны и действуют в образовательных учреждениях Великобритании, Норвегии,

США). Существуют и применяются в практике, а так же описаны в научно-методической

и

практикоориентированной

литературе

различные

варианты

составления

индивидуальных программ обучения, индивидуальных учебных планов, индивидуальных

комплексных

коррекционно-образовательных

программ,

индивидуальных

программ

развития (в ДОУ) и т.д.

Хотылева Т.Ю, Дмитриева Т.П. предложили следующую форму комплексного

документа «Индивидуальный образовательный план»:

Примерная структура индивидуального образовательного плана (ИОП):

I. Общие сведения

Ф. И.О. ребенка:

Возраст: Школа: Класс__________________:

Ф.И.О. родителей:

Ф.И.О. основного педагога (учителя, воспитателя):

Ф.И.О.

специалистов

сопровождения:

Учитель-логопед

Учитель-дефектолог

Педагог-психолог Социальный педагог Тьютор Инструктор ЛФК

Заключение и рекомендации ПМПК

Долговременные цели

Цели на текущий период (учебный год)

Режим пребывания ребенка в ОУ

II. Создание «безбарьерной» среды (могут быть заполнены не все графы, если

ребенку не требуются специальные приспособления или дополнительное оборудование)

Направления

деятельности

Зад

ачи

на

период

Механизм

решения

и

ответственный

С

роки

Критерии

(индикаторы) решения

задачи

Обеспечение

доступности среды

Организация

развивающей среды

Комфортная среда

Обеспечение

дополнительным

оборудованием

III.

Психолого-педагогическое

сопровождение

(заполняется

только

теми

специалистами, которые будут сопровождать ребенка непосредственно – по решению

ПМПк)

Необход

имый

специалист

Основное

направление

деятельности

(конкретные

задачи) на период

Режим

и

формы

коррекционно-

развивающей работы

(поддержки

-

для

тьютора)

Показ

атели

достижений

Формы

оценки результатов

работы

(динамика

ребенка,

самоанализ

специалиста)

Педагог-

психолог

Учитель

-дефектолог

Учитель

-логопед

Социаль

ный педагог

Тьютор

и др.

IV Освоение образовательной программы:

Предмет

(образовательная

область)

Требова

ния

стандарта

(общеобразоват

.

программы)

для

текущего

периода

обучения

Конк

ретные

задачи

для

ребенка на

период

Формы

организации

УД

(Фронтальные

,

подгрупповые,

индивид.

занятия и т.д.)

Крит

ерии

достижений

Формы

оценки

индивидуальных

достижений,

результатов

учебной

деятельности (от

стандартных

тест,

устный

опрос,

контрольная

работа и т.д. до

творческих

-

портфолио,

карта

успеха,

профиль умений

и др.)

Математи

ка

Чтение

………

V. Формирование социальной компетентности:

Направления

деятельности

(примерные)

Конкр

етные задачи

на период

Отв

етств-

енные

Механиз

мы решения и

формы

деятельности

Крите

рии

достижений

Форм

ы

оценки

достижений

Усвоение

школьных правил

Адекватное

поведение в учебной

и

внеучебной

ситуации

Коммуникати

вная компетентность

Формировани

е

положительной

мотивации и т.д.

Тьютор может вести любые записи, помогающие объективно оценить возможности

ребенка, выявить проблемы, с которыми необходимо работать, конкретизировать задачи в

индивидуальной работе с данным учеником.



В раздел образования