Автор: Тюльков Евгений Юрьевич
Должность: Старший воспитатель (начальник курса)
Учебное заведение: ФГКОУ "Омский кадетский военный корпус"
Населённый пункт: Омская область, г. Омск
Наименование материала: Статья
Тема: Формирование у воспитанников умений и навыков конструктивного поведения в конфликтных ситуациях
Раздел: среднее образование
Федеральное государственное казенное образовательное учреждение
«Омский кадетский военный корпус
Министерства обороны Российской Федерации»
Статья
Тема: «Формирование у воспитанников умений и навыков конструктивного
поведения в конфликтных ситуациях»
Разработал: старший воспитатель (начальник курса) Е.Ю. Тюльков
Омск
2023 г.
Аннотация
Умения
и
навыки
выстраивать
конструктивные
отношения
с
окружающими
являются
важными
показателями
развития
личности.
Характерные для каждого человека способы поведения в конфликтных
ситуациях начинают складываться на ранних этапах становления личности, в
процессе активного освоения ею окружающей действительности, включения
в широкую систему социальных отношений, осознания себя и своего места в
ней. Особенно важным с этой точки зрения является подростковый возраст
как наиболее сложный, противоречивый и потому наиболее конфликтный.
В связи с этим считаем чрезвычайно важным уделять достаточное
внимание в процессе воспитания в ОКВК формированию у кадет умений и
навыков конструктивного поведения в конфликтных ситуациях.
Данные методические материалы содержат конспекты восьми занятий
следующей тематики: «Конфликт: понятие и причины возникновения»;
«Стратегии поведения в конфликтной ситуации»; «Формирование навыков
конструктивного
поведения
в
конфликтной
ситуации»;
«Разрешение
конфликтов»; «Ведение переговоров»; «Управление конфликтами»; «Деловая
игра «Потерпевшие кораблекрушение»; «Эти негативные чувства».
Целями занятий, включенных в представленный комплекс, являются:
формирование представлений о природе конфликтов, первичных навыков
конструктивного
поведения
в
конфликтной
ситуации,
ознакомление
учащихся с различными видами поведения в конфликтной ситуации, с
практическими
приемами
и
процедурами
разрешения
конфликтов,
приобретение практических навыков ведения переговоров и так далее.
Материалы, представленные в пособии, могут быть использованы
воспитателями ФГКОУ «Омский кадетский военный корпус Министерства
обороны
Российской
Федерации»
при
организации
воспитательных
мероприятий, направленных на формирование конструктивного поведения
кадет 13 – 15 лет в конфликтных ситуациях.
2
Содержание
Введение………………………………………………………………………… .4
Занятие 1. «Конфликт: понятие и причины возникновения»…………………5
Занятие 2 «Стратегии поведения в конфликтной ситуации»…………………7
Занятие
3
«Формирование
навыков
конструктивного
поведения
в
конфликтной ситуации» ……………………………………………………….12
Занятие 4 «Разрешение конфликтов»…………………………………………14
Занятие 5 «Ведение переговоров» ……………………………………………15
Занятие 6 «Управление конфликтами»………………………………………..18
Занятие 7 «Деловая игра «Потерпевшие кораблекрушение»……………….20
Занятие 8 «Эти негативные чувства»…………………………………………..22
Заключение……………………………………………………………………..26
Список использованных источников…………………………………………27
Приложения…………………………………………………………………….28
3
Введение
Конфликт
представляет
собой
способ
разрешения
значимых
противоречий,
возникающих
в
процессе
взаимодействия
людей,
заключающийся
в
противодействии
субъектов
конфликта
и
сопровождающийся
негативными
эмоциями
[2].
Всякому
конфликту
предшествует конфликтная ситуация, а сопровождает его конфликтное
поведение оппонентов.
Наиболее распространены конфликтные ситуации в подростковой
среде. Более того одной из причин деструктивных явлений в среде
несовершеннолетних является их конфликтное поведение.
Рост числа конфликтов в подростковой среде обусловлен тем, что
данный период жизни людей «характеризуется формированием самосознания
и собственного мировоззрения; подростки часто пытаются доказать всем
вокруг, что они уже достаточно взрослые, и именно поэтому с их мнением
необходимо считаться, а не просто выслушивать его или еще хуже
игнорировать» [6].
Однако, как правило, у подростков отсутствует необходимый опыт,
который помог бы им распознать конфликтогенные ситуации, предотвратить
либо конструктивным способом разрешить конфликт. В связи с чем
предупреждение и профилактика конфликтов и конфликтного поведения
подростков в образовательных учреждениях является важной задачей
воспитательной работы. Не является исключением и Омский кадетский
военный корпус.
В данном методическом пособии представлен комплекс, включающий
восемь
внеучебных
занятий,
направленных
на
формирование
у
воспитанников ОКВК конструктивного поведения в конфликтных ситуациях.
Основной
целью
реализации
представленных
занятий
является
освоение кадетами стратегий, приемов и навыков эффективного разрешения
конфликтов.
4
Занятие 1
«Конфликт: понятие и причины возникновения»
Цель занятия: Сформировать представление о природе конфликтов.
Задачи занятия:
1.
Раскрытие понятий «конфликт», «сигналы конфликта».
2.
Определение причин возникающих конфликтов.
3.
Осознание позитивных возможностей эффективного разрешения
конфликта.
Ход занятия
Организационный момент
Приветствие. Введение в проблему. Формирование целей занятия.
Мотивация воспитанников.
Основная часть
Упражнение «Что такое конфликт?»
Воспитанникам
предлагается
написать
на
небольших
листах
определения
конфликта
(«Конфликт
–
это...»).
После
этого
в
импровизированную «корзину конфликтов» (коробку) складываются листки
с ответами и перемешиваются. Воспитатель подходит по очереди к каждому
кадету, предлагая взять один из листков и прочитать написанное.
Воспитатель совместно с кадетами обобщают прочитанное и выводят
свое
определение
конфликта:
это
противоречие,
столкновение
противоположных взглядов, интересов, точек зрения, форм поведения.
Разногласие между людьми, чреватое для них серьезными последствиями,
трудностями в установлении нормальных взаимоотношений.
Упражнение «Паутина конфликтов».
Процедура проведения. В центре доски пишется слово «конфликт» и
очерчивается кругом. Кадетам предлагается назвать ассоциации, вызванные
этим словом. Воспитатель записывает каждую ассоциацию, соединяя слова
линией с основным кругом. Если обучающиеся называют ассоциации,
относящиеся к уже названным, воспитатель соединяет их непосредственно с
5
ними, а не с основным кругом. Продолжать необходимо до тех пор, пока у
обучающихся сохраняется интерес.
Обсуждение и анализ:
Какое итоговое определение понятия «конфликт» вы можете
предложить?
Что общего имеют определенные нами конфликты?
Что вызывает конфликты?
Что усугубляет их?
Что предотвращает или разрешает конфликты?
Зачем нужно правильно разрешать конфликты?
Введение понятия «сигналы конфликта».
Основной вопрос. Разрешение конфликта зависит во многом от уровня
нашей бдительности, ибо он предваряется более или менее очевидными
сигналами. Какими?
Воспитатель: Во-первых, это кризис - «крайний предел», который
характеризуют ожесточенные споры, агрессивные действия, оскорбления и
так далее.
Во-вторых, это напряжение. Взаимоотношения с человеком становятся
источником постоянного беспокойства. Состояние напряжения искажает
наше
восприятие
другого
человека
и
многих
его
действий.
Наши
взаимоотношения обременяются весом негативных установок и предвзятых
мнений. Наши чувства по отношению к оппоненту значительно изменяются к
худшему.
В-третьих, это недоразумение. Мы зачастую впадаем в недоразумения,
делая неверные выводы из ситуации, чаще всего из-за недостаточно четкого
выражения мыслей или отсутствия взаимопонимания.
В-четвертых,
это
инциденты. Сигнал
о
том,
что
вы
являетесь
участником
инцидента,
несущего
в
себе
зерно
конфликта,
обычно
незначителен. Какая-то мелочь может вызвать временное волнение или
6
раздражение, однако через несколько дней она нередко забывается. Но,
накладываясь друг на друга, инциденты могут приводить к конфликту.
В-пятых, это дискомфорт. Это интуитивное ощущение, что что-то не
так, хотя выразить его словами трудно. В данном случае к интуиции полезно
прислушаться, более того, ее надо приветствовать.
Если вы научитесь распознавать сигналы дискомфорта и инцидентов и
быстро
реагировать
на
них,
вы
можете
зачастую
предотвратить
возникновение напряжения, недоразумений и кризисов.
Разделение кадетского класса на группы.
Задание учащимся. Опишите
ситуации,
когда
подобные
сигналы
возникали, но не были оценены вами по достоинству, упущены, приводили к
возникновению конфликтных ситуаций.
Выступления представителей от каждой группы по результатам
обсуждения.
Подведение итогов занятия
Воспитатель: итак, что приводит к конфликту? (неумение общаться,
неумение сотрудничать и отсутствие позитивного утверждения личности
другого. Это как айсберг, малая, видимая часть которого – конфликт – над
водой, а три составляющие – под водой).
Таким образом, просматриваются пути урегулирования конфликта: это
умение общаться, сотрудничать и уважать, позитивно утверждать личность
другого.
Занятие 2
«Стратегии поведения в конфликтной ситуации»
Цель занятия: Ознакомить учащихся с различными видами поведения в
конфликтной ситуации.
Задачи занятия:
1.
Осознание особенностей собственного поведения в конфликте.
2.
Осознание возможности реализации стратегии сотрудничества.
7
Ход занятия
Организационный момент
Приветствие. Формулирование целей занятия.
Основная часть
Сообщение о существующих стратегиях поведения в конфликтных
ситуациях (осуществляется кадетом, которого воспитатель заранее попросил
подготовить материал по данной теме. Конспект сообщения и наглядный
материал к нему представлены в Приложении 1).
Анализ
стратегий
поведения
в
конфликте
с
точки
зрения
их
эффективности. Организация совместного обсуждения.
Воспитатель: Как только мы вступаем в конфликт или видим, как он
надвигается, мы можем сознательно выбрать наш подход к нему. Однако мы
делаем это не всегда, часто автоматически реагируя в данной ситуации. Мы
можем считать наши реакции вполне естественными, но на самом деле это
просто привычки, полученные нами в детстве. Если вы каждый раз
реагируете на конфликт одним и тем же способом, значит, вы выработали у
себя одну из нескольких «конфликтных привычек».
Все
нижеперечисленные
действия
являются
формами
стратегии
избегания (ухода):
молчание;
демонстративное удаление;
обиженный уход;
затаенный гнев;
депрессия;
игнорирование обидчика;
едкие замечания по «их» поводу за «их» спиной;
переход на «чисто деловые отношения»;
полный
отказ
от
дружеских
или
деловых
отношений
с
провинившейся стороной.
8
Воспитатель:
Давайте
рассмотрим
«плюсы»
и
«минусы»
использования этой стратегии. Совместное обсуждение.
Воспитатель:
Формы
стратегии
приспособления
(уступчивости) заключаются в следующем:
вы делаете вид, что все в порядке;
продолжаете действовать, как будто ничего не произошло;
миритесь с происходящим, чтобы не нарушать покой;
ругаете себя за вашу раздражительность;
пользуетесь вашим обаянием для достижения нужной цели;
молчите, а потом начинаете вынашивать планы мести;
подавляете все ваши негативные эмоции.
Насколько эффективна эта стратегия? Совместное обсуждение.
Воспитатель:
А
вот
примеры
реализации
стратегии
соперничества (конкуренции):
вы стремитесь доказать, что другой человек не прав?
дуетесь, пока они не передумают;
перекрикиваете других;
применяете физическое насилие;
не принимаете явного отказа;
требуете безоговорочного послушания;
призываете на помощь союзников для поддержки;
требуете,
чтобы
ваш
оппонент
согласился
с
вами
ради
сохранения отношений.
Как вы относитесь к этой стратегии? (Совместное обсуждение).
Воспитатель: Многие выбрали стратегию компромисса как значимую.
Вы реализуете стратегию компромисса, если:
поддерживаете дружеские отношения;
ищете справедливого решения;
делите предмет желаний поровну;
избегаете самовластия и напоминаний о вашем первенстве;
9
получаете что-то и для себя;
избегаете столкновения в лоб;
уступаете немного ради поддержания отношений.
Давайте поговорим о достоинствах и недостатках этой стратегии
(Совместное обсуждение).
Воспитатель: Мало, кто из вас реализует в своей жизни стратегию
сотрудничества. По вашему мнению, в чем она заключается и возможно
ли сделать так, чтобы в конфликте выиграли обе стороны?
(Совместное
обсуждение).
Преимущества подхода «выиграть/выиграть» заключаются в том, что
вы находите наиболее приемлемое решение и тем самым укрепляете
взаимоотношения.
Когда выигрывают обе стороны, они будут более
склонны поддерживать принятое решение.
Определение
последовательности
действий
при
разрешении
конфликтной ситуации.
Воспитатель: Что нужно, чтобы эффективно реализовать подход
«выиграть/выиграть»? Давайте рассмотрим одну конфликтную ситуацию:
Два человека на кухне претендуют на единственный апельсин. Как поступить
с ним? Разрезать пополам? Потянуть жребий? Рассудить, кому он нужнее?
Шаг 1.Узнайте, почему они хотят того, чего хотят.
Давайте вернемся на кухню и спросим людей, зачем им апельсин.
Предположим, один из спорящих сказал, что он хочет пить и ему нужен сок.
Другой хочет испечь пирог и ему нужна цедра.
Шаг 2. Быть может, разногласия компенсируют друг друга в каком-то а
спекте?
Наше обсуждение показало, что эти люди могли нуждаться в апельсине
для разных целей. Это неудивительно. Различия в характере, целях и
интересах постоянно создают различия в потребностях: однако вы найдете их
только в процессе поиска.
Шаг 3.Каковы варианты решений?
10
Если один человек хочет сок, а другой - кожуру, ответ прост, так как
каждый может взять то, что ему нужно от целого апельсина. Но,
предположим, что дело не так просто, и оба страдают от жажды. Каковы
варианты решений? Поделиться соком - явно компромиссное решение.
Объем сока можно увеличить, добавив в него воды и сахару. Можно
установить, кто больше пристрастен к апельсиновому соку, и подыскать
приемлемую замену для другого и т.д.
Шаг 4. Сотрудничество.
Вы
можете
в
одиночку
проанализировать
потребности,
найти
компенсирующие аспекты разногласий и продумать варианты решений.
Однако
этот
процесс
будет
гораздо
эффективнее,
если
действовать
совместно. Вы покажите этим, что рассматриваете своего оппонента не как
противника, а как партнера. Когда вы вместе находите наиболее приемлемое
решение, вы, по крайней мере, сохраняете отношения, или даже их
укрепляете. Принцип подхода «выиграть/выиграть» заключается в том, что,
даже если нам и не удалось добиться полного удовлетворения нужд, мы, тем
не менее, научились, как можно вести совместный поиск взаимовыгодных
решений. И найти их несомненно легче, если мы признаем и будем ценить
потребности друг друга.
Воспитатель: Давайте составим алгоритм стратегии сотрудничества:
определите потребности всех участников;
постарайтесь их удовлетворить;
признайте ценности других, равно как и ваши собственные;
старайтесь быть объективными, отделяя проблему от личностей;
ищите творческих и неординарных решений;
не щадите проблему, щадите людей.
Подведение итогов занятия
Воспитатель: Что новое, ранее неизвестное вы узнали в процессе
проведения занятия? Какая стратегия поведения в конфликтных ситуациях
11
является наиболее эффективной? Что нужно предпринять, чтобы разрешить
конфликтную ситуацию конструктивно? Совместное обсуждение.
Занятие 3
«Формирование навыков конструктивного поведения в конфликтной
ситуации»
Цель
занятия:
Сформировать
первичные
навыки
конструктивного
поведения в конфликтной ситуации.
Задачи занятия:
1.
Приобретение
навыков
конструктивного
разрешения
конфликтных ситуаций.
2.
Развитие навыков толерантного взаимодействия друг с другом,
благожелательного общения.
Ход занятия
Организационный момент
Приветствие. Формулирование целей занятия. Повторение основных
моментов (значимой информации) предыдущего занятия.
Основная часть
Упражнение «Разрешение конфликтной ситуации».
Процедура
проведения.
Воспитанникам
рассказывается
история
Андрея и Тони: Андрей и Тоня были счастливы, потому что родители купили
им
обоим
замечательные
подарки.
Тоня
получила
барабан,
и
так
обрадовалась, что сразу же начала играть на нем. Андрей также был очень
рад, потому что получил свисток, в который стал немедленно свистеть.
Сначала они были очень довольны, потому что оба получили подарки, оба
могли одновременно играть, но через некоторое время увидели, что не могут
сконцентрироваться, если играют одновременно. Прекратив играть, Андрей
попросил Тоню сделать то же самое и дать возможность поиграть одному.
Тоня сказала, что свист ее не беспокоит и что она будет продолжать играть
на барабане. Ее ответ так рассердил Андрея, что он начал свистеть очень
12
громко, и тогда Таня стала играть еще громче. Они состязались друг с другом
и устроили такой шум, что в комнату пришли родители.
История заканчивается в точке конфликта. Организуется совместное
обсуждение по следующим вопросам:
Как возник конфликт? Почему он произошел?
Что чувствовали действующие лица?
Счастливый ли был конец?
Как этот конфликт мог бы быть предотвращен?
Далее кадетам предлагается, объединившись в группы, придумать
решение данной конфликтной ситуации. Затем от каждой группы выступает
один из ее участников, озвучивая выбранное решение.
Упражнение «Шалаш» (Кадетский класс разделяется на две группы,
выстраивая два «шалаша»)
Два учащихся становятся вплотную спиной друг к другу. Затем каждый
из них делает шаг вперед для того, чтобы установить равновесие и позу,
удобную для двоих учащихся. Таким образом, они должны представить из
себя
основу
«шалаша».
По
очереди
к
«шалашу»
подходят
и
«пристраиваются» другие кадеты, находя для себя удобную позу и не
нарушая комфорта других.
Воспитатель: Как вы себя ощущали во время «постройки шалаша»?
Что необходимо было сделать для того, чтобы каждый ощущал себя
комфортно?
Упражнение «Похвали себя»
Кадетам предлагается подумать
и
рассказать о тех свойствах,
качествах, которые им нравятся в себе или отличают от других. Это могут
быть любые особенности характера и личности. Напомним, что овладение
этими качествами делает нас уникальными.
Воспитатель: Как вы себя ощущали, когда хвалили себя?
Упражнение «Комплимент»
13
Каждому обучающемуся предлагается сосредоточить свое внимание на
достоинствах партнера и сказать ему комплимент, который бы звучал
искренне и сердечно.
Воспитатель: Как вы себя ощущали, когда хвалили вас?
Подведение итогов занятия
Воспитатель: Как часто возникают в вашей жизни конфликтные
ситуации? Как вы обычно их разрешаете? Какие выводы вы для себя сделали
в ходе проведения занятия? Совместное обсуждение.
Занятие 4
«Разрешение конфликтов»
Цель занятия:
Ознакомить учащихся с практическими приемами и
процедурами разрешения конфликтов.
Задачи занятия:
1.
Знакомство учащихся с процедурой переговорного процесса.
2.
Осознание
значения
ведения
переговоров
при
разрешении
конфликтных ситуаций.
3.
Приобретение навыков анализа конфликтной ситуации.
Ход занятия
Организационный момент
Приветствие.
Формулирование
целей
занятия.
Повторение
пройденного материала. Введение в проблему.
Основная часть
Сообщение кадета на тему «Переговоры и переговорный процесс»
(Тезисы сообщения представлены в Приложении 2). Предъявление учащимся
общей схемы переговорного процесса.
Разделение кадетского класса на группы.
Воспитатель предлагает учащимся задание: Вспомните конфликтную
ситуацию, случившуюся с вами или реально наблюдаемую, проанализируйте
ее по предлагаемой схеме, предложите свое решение.
14
Алгоритм анализа конфликтной ситуации:
- Описание ситуации, ее участников;
- Суть конфликтной ситуации;
- Поведение сторон конфликта;
- Определение момента, позволяющего предупредить перерастание
проблемы в конфликт;
- Определение причин, помешавших предупреждению конфликта
(эмоциональное состояние сторон, наличие свидетелей, неожиданность,
иное);
- Каким был выход из конфликта?
- Какие приемы взаимодействия с конфликтующими сторонами можно
было использовать?
- Анализ поведения сторон в конфликтной ситуации: правильное –
ошибочное;
- Варианты поведения после конфликта;
- Что делать, чтобы избежать аналогичных конфликтов?
Выступления лидеров групп по результатам обсуждения.
Подведение итогов занятия
Воспитатель: Что новое, ранее неизвестное вы узнали сегодня? Что
особенно понравилось в ходе работы, особенно запомнилось? Что помогало и
что
мешало
в
процессе
группового
взаимодействия?
(Совместное
обсуждение).
Занятие 5
«Ведение переговоров»
Цель занятия: Приобретение практических навыков ведения переговоров.
Задачи занятия:
1.
Обучение конструктивным способам выхода из конфликтных
ситуаций.
15
2.
Приобретение
опыта
толерантного
взаимодействия
друг
с
другом.
Ход занятия
Организационный момент
Приветствие.
Формулирование
целей
занятия.
Мотивация
обучающихся.
Основная часть
Деление
учащихся
кадетского
класса
на
группы.
Введение игровой ситуации.
Воспитатель: Представьте, что вы собираетесь в турпоход с группой
друзей. Вам рассказали о чудесном месте для лагеря: лесная поляна недалеко
от озера, вдали от цивилизации. Вы вместе в течение нескольких недель
готовились к походу, и вот, наконец, пришел долгожданный день. Проделав
довольно-таки длинный путь, вы пришли на поляну, принесли все, что
необходимо для отдыха, включая одну большую палатку для ночлега. Рядом
есть колодец с питьевой водой, и у вас есть разрешение на рубку деревьев и
разведение костра. Больше никаких удобств нет, нет правил, нет взрослых и
нет начальника лагеря. Вы разбиваете лагерь, плаваете и готовитесь
прекрасно провести целую неделю!
Однако, к концу первого же дня уже возникли кое-какие разногласия
по поводу организации жизни в лагере. Вы все понимаете, что необходимо
договориться. Вы поводите собрание.
Вопросы для обсуждения:
Назовите 4-5 проблем, которые могут стоять перед такой
группой.
Как может быть решена каждая проблема?
Продолжение игровой ситуации.
Воспитатель: После собрания все идет хорошо и в лагере заметны
улучшения. Однако через пару дней возникают новые проблемы, которые
надо решать вместе, чтобы они больше не возникали.
16
Каждой
кадетской
группе
предлагается
несколько
карточек,
содержащих описание конфликтных ситуаций для рассмотрения и принятия
возможного решения.
Содержание карточек «Турпоход»:
1.
Кто-то должен спать в палатке около двери, которая плохо
закрывается. К утру вещи этого человека обычно намокают. Он или она
жалуются, что их вещи будут испорчены. Что вы предпримите?
2.
На собрании вы договорились о правилах поведения в лагере. Но
один из вас не соблюдает их. Как вы можете добиться соблюдения правил?
3.
Кто-то оставил кипящий чайник на костре и ушел плавать.
Чайник упал в костер, и от искр загорелся край вашей палатки. Вы
понимаете, что инцидент поставил вопрос о вашей безопасности. Могут
возникнуть и другие проблемы. Что вы предпримете?
4.
Доставать воду из колодца - скучная работа. Каждый предпочел
бы пойти поплавать. Но один из вас растянул сухожилие в руке и не может
больше носить воду. Это означает, что нагрузка на всех остальных
увеличивается. Что вы предпримете?
5.
У одного из вас есть радио, и он или она рано утром включает его
на полную громкость. Это всех раздражает. Что вы предпримете?
6.
Вы все живете в одной палатке, но не можете договориться о том,
как содержать ее в чистоте и порядке. Одни хотят, чтобы палатка была
чистой все время, другие - нет. Споры по этому поводу портят атмосферу в
лагере. Что вы предпримете?
Выступление
представителя
от
каждой
кадетской
группы
с
представлением итогового решения проблемной ситуации. Совместное
обсуждение.
Подведение итогов занятия
Воспитатель: В этом упражнении вы с помощью правил защищали
права каждого человека в лагере.
17
Что произошло бы, если бы вы не смогли договориться о
правилах или если бы никто их не соблюдал?
Что делает правило хорошим / плохим?
А законы? Должны ли всегда соблюдаться законы, даже если они
плохи?
Некоторые
правила
и
законы
неписаные.
Например,
нравственные или религиозные законы. Почему люди соблюдают правила /
законы, даже если они не обязаны делать этого?
Соблюдение
правил
и
законов
обычно
обеспечивается
наказанием или санкцией.
Возможно, вы решили применить санкции в отношении людей,
нарушивших правила поведения в лагере. Какова цель санкций? Какого рода
санкции наиболее эффективны? Могут ли санкции иметь обратный или
противоположный результат?
Организация
итогового
совместного
обсуждения
поставленных
вопросов.
Занятие 6
«Управление конфликтами»
Цель занятия:
Сформировать у учащихся основы навыков управления
конфликтами.
Задачи занятия:
1.
Сформировать
отношение
к
конфликтам,
как
к
новым
возможностям самосовершенствования;
2.
Рассмотреть практические ситуации, позволяющие сформировать
навыки управления конфликтами.
Ход занятия
Организационный момент
Приветствие.
Формулирование
целей
занятия.
Мотивация
обучающихся.
18
Основная часть
Упражнение «А или Б».
Воспитанникам предлагается разделиться на пары, занять места, сидя
напротив друг друга, и решить, кто будет «А», а кто «В» в каждой паре.
Воспитатель: Выберете для обсуждения тему, которая вас интересует.
Упражнение состоит из трех этапов:
1) Предложить партнерам одновременно говорить на свою тему (45
секунд).
Обсуждение:
- Было ли это приятно или наоборот?
- Было ли трудно кому-нибудь говорить?
2) Попросить всех «А» говорить, о чем они хотели рассказать, в то
время как все «В» делают что-нибудь (кроме разговоров и покидания своего
места), демонстрируя, что это их абсолютно не интересует (1 мин.).
Обсуждение:
- Было ли это приятно или наоборот?
- Было ли трудно кому-нибудь говорить?
- По каким признакам можно определить, что вас не слушают?
3) То же самое, но теперь «В» говорят, «А» не слушают (1 мин).
Обсуждение:
- Было ли это приятно или наоборот?
- Было ли трудно кому-нибудь говорить?
4) Предложить всем «А» говорить снова (они могут сменить тему, если
хотят). Теперь «В» делают все возможное, чтобы показать насколько им
интересно, но молча (2 мин.).
Обсуждение:
- Было ли это приятно или наоборот?
- Было ли трудно кому-нибудь говорить?
- По каким признакам можно определить, что вас слушают?
5) То же самое, только «А» и «В» меняются ролями (2 мин.).
19
Обсуждение.
- Было ли это приятно или наоборот?
- Было ли трудно кому-нибудь говорить?
- По каким признакам можно определить, что вас слушают?
Подведение итогов занятия
Воспитатель: Что новое, ранее неизвестное вы узнали сегодня? Что
особенно понравилось в ходе работы, особенно запомнилось? Что помогало и
что
мешало
в
процессе
группового
взаимодействия?
(Совместное
обсуждение).
Занятие 7
Деловая игра «Потерпевшие кораблекрушение»
Цель занятия: изучить процесс выработки и принятия группового решения в
ходе общения и групповой дискуссии.
Задачи занятия:
1.
Получение навыков формирования индивидуального решения.
2.
Получение навыков обсуждения и принятия группового решения.
Ход занятия
Организационный момент
Приветствие.
Формулирование
целей
занятия.
Мотивация
обучающихся.
Основная часть
Ознакомление всех обучающихся с условиями игры.
Воспитатель: Представьте себе, вы дрейфуете на яхте в южной части
Тихого океана. В результате пожара большая часть яхты и ее груза
уничтожена. Яхта медленно тонет. Ваше местонахождение неясно из-за
поломки основных навигационных приборов, но примерно вы находитесь на
расстоянии тысячи километров от ближайшей земли.
Ниже дан список 15 предметов, которые остались целыми и не
поврежденными после пожара. В дополнение к этим предметам вы
20
располагаете прочным надувным плотом с веслами, достаточно большим,
чтобы выдержать вас, экипаж и все перечисленные ниже предметы.
Имущество оставшихся в живых людей составляют пачка сигарет, несколько
коробков спичек и пять одно долларовых банкнот.
Предметы: сектант; зеркало для бритья; канистра с 25 литрами воды;
противомоскитная сетка; одна коробка с армейским рационом; карты Тихого
океана; надувная плавательная подушка; канистра с 10 литрами нефтегазовой
смеси; маленький транзисторный радиоприемник; репеллент, отпугивающий
акул; два квадратных метра непрозрачной пленки; один литр рома крепостью
80 процентов; 450 метров нейлонового каната; две коробки шоколада;
рыболовная снасть.
Воспитатель: Самостоятельно ранжируйте указанные предметы с точки
зрения их важности для выживания (поставьте цифру 1 у самого важного для
вас предмета, цифру 2 – у второго по значению и т. д., цифра 15 будет
соответствовать самому менее полезному предмету). (На этом этапе
упражнения дискуссии между участниками запрещены). Отметьте среднее
индивидуальное время выполнения задания (8-10 мин).
Воспитатель: Разбейтесь на подгруппы (примерно по 5-5 человек).
Один участник из каждой подгруппы будет экспертом. Далее нужно
составить общее для группы ранжирование предметов по степени их
важности (так же, как они это делали по отдельности). (На этом этапе
допускается дискуссия по поводу выработки решения).
Воспитатель: Отметьте среднее время выполнения задания для каждой
подгруппы (10-15 мин). Проведем оценку результатов дискуссии в каждой
подгруппе. Для этого:
а) выслушайте мнения экспертов о ходе дискуссии и о том, как
принималось групповое решение, первоначальные версии, использование
веских доводов, аргументов и т. д.;
б) зачитайте «правильный» список ответов, предложенный экспертами.
Предложите сравнить «правильный» ответ,
собственный результат и
21
результат группы: для каждого предмета списка надо вычислить разность
между
номером,
который
присвоил
ему
индивидуально
каждый
обучающийся, группа и номером, присвоенным этому предмету экспертами.
Сложите абсолютные значения этих разностей для всех предметов.
Если сумма больше 30, то участник или подгруппа «утонули»;
в) сравните результаты группового и индивидуального решения.
Явился ли результат группового решения более правильным по сравнению с
решениями отдельных людей?
Подведение итогов занятия
Воспитатель:
Это
упражнение
дает
возможность
количественно
оценить эффективность группового решения. В группе возникает большее
количество вариантов решения и лучшего качества, чем у работающих в
одиночку. Решение проблем в условиях группы обычно занимает больше
времени, чем решение тех же проблем отдельным индивидом. Решения,
принятые
в
результате
группового
обсуждения,
оказываются
более
рискованными,
чем
индивидуальные
решения.
Индивид,
обладающий
особыми умениями (способности, знания, информация), связанными с
групповой задачей, обычно более активен в группе, вносит больший вклад в
выработку групповых решений.
Занятие 8
«Эти негативные чувства»
Цель занятия: Закрепить конструктивные способы поведения.
Задачи занятия:
1.
Приобрести навыки распознания чувств других людей.
2.
Сформировать умения правильно идентифицировать негативные
эмоции.
Ход занятия
Организационный момент
22
Приветствие.
Формулирование
целей
занятия.
Мотивация
обучающихся.
Основная часть
Упражнение «Символическое изображение эмоций». Выполняется в
тройках.
Для
работы
используются
заранее
заготовленные
карточки
с
названиями чувств (страх, обида, горечь, грусть, радость, восхищение,
злость,
вдохновение,
удовольствие,
благодарность,
растерянность,
удивление, отвращение, досада, нетерпение, испуг, печаль, смущение,
любовь, гнев, сострадание, жалость).
Участникам раздаются карточки с названиями чувств. Они знакомятся
с ними, но не показывают окружающим. Воспитатель просит обучающихся
вспомнить ситуацию, в которой они испытывали подобное чувство (в
соответствии с карточкой). Затем каждый кадет должен пластически
изобразить чувство, написанное на его карточке, в виде «памятника» или
небольшой пантомимы. Задача остальных учащихся - отгадать, «памятник»
какому чувству они видят.
После завершения этой части кадеты рассаживаются в круг.
Воспитатель просит детей объяснить:
•
Как они понимают слова, указанные на карточке?
•
Что значат эти чувства?
•
В каких ситуациях они могут возникать?
•
Могут ли они рассказать случай из своей жизни, когда у них
возникало подобное чувство.
Упражнение «Агрессор или жертва». Игра проводится в парах.
Воспитатель просит каждого кадета составить список ситуаций, в
которых они, как правило, выбирают агрессивный стиль поведения. Затем
каждый выбирает ту из них, которая является для него наиболее типичной, и
проигрывает ее вместе с другим учащимся. Причем в первом варианте игры
каждый проигрывает роль самого себя.
23
Это нужно для того, чтобы в следующем варианте ролевой игры, где
«агрессивный» учащийся играет роль «жертвы», а его партнер - самого
«агрессивного» подростка, он смог максимально точно отобразить манеру
невербального поведения «агрессивного» подростка (его позу, интонацию,
взгляд), а также использовал в игре типичные для данного учащегося
выражения (слова) и манеру физического агрессивного поведения.
По окончании ролевой игры воспитатель обсуждает с воспитанниками:
•
Как они себя чувствовали в роли жертвы?
•
Что они чувствовали по отношению к «нападающему», что они
думали о нем?
•
Изменилось ли их отношение (как «агрессоров») к ситуации в
целом и к «жертве» в частности?
•
Если да, то можно ли изменить свое поведение в данной
ситуации, сделать его более конструктивным, менее агрессивным?
Упражнение «Мне в тебе нравится...». Выполняется в группах по 6-8
человек. Для работы используется клубок мягкой шерсти.
Учащиеся садятся в круг. Воспитатель просит передать клубок соседу,
сидящему слева (по часовой стрелке), со словами «Мне в тебе нравится...».
Закончить фразу нужно комплиментом. Положительно отметить можно цвет
глаз, волос, деталь одежды, черту характера, какой-либо поступок, учебное
достижение и тому подобное. Начинает упражнение воспитатель. Каждый
ученик, передавая клубок, оставляет часть нити у себя. В результате, когда
клубок возвращается к воспитателю, нить образует замкнутый круг,
символически объединяющий группу в единое целое. Воспитатель обращает
внимание учащихся на то, что ниточка их всех объединила.
Через несколько секунд воспитатель возвращает клубок соседу,
сидящему справа (против часовой стрелки) со словами «А мне в тебе
нравится...», заканчивая фразу комплиментом. Каждый участник группы,
передавая клубок, наматывает свою часть нити на клубок. В результате
клубок (со смотанными нитками) возвращается к воспитателю.
24
Не выходя из круга, воспитатель обсуждает с учащимися, что они
чувствовали, когда:
•
Получали клубок и слышали в свой адрес комплимент;
•
Сами передавали его и говорили комплимент соседу;
•
Что было для них труднее, а что проще;
•
Что они чувствовали, когда нить объединила их.
Подведение итогов занятия
Упражнение «Копилка хороших поступков».
Цель данного упражнения - научить учащихся фиксировать в своем
сознании положительные поступки и достижения, которых им удалось
добиться за время работы, вместо того чтобы помнить о своих ошибках,
промахах и неудачах. Воспитатель просит обучающихся подумать о всех
занятиях, посвященных конструктивному поведению в конфликтах, и
мысленно вспомнить обо всех хороших действиях, которые им удалось
совершить.
Учащимся предлагает взять лист бумаги и записать три хороших
поступка, которые более значимы для них, чем все остальные.
После того, как кадеты запишут свои хорошие поступки, им следует
похвалить себя одним спокойным предложением за все три события.
Например: «Александр, ты на самом деле здорово это сделал!» или «У
меня это действительно хорошо получилось!»
Воспитатель предлагает
кадетам записать эти хвалебные предложения на свой лист с хорошими
поступками цветными фломастерами.
25
Заключение
Формирование
у
обучающихся
ОКВК
культуры
разрешения
конфликтов представляет собой актуальную проблему воспитательного
процесса кадетского образовательного учреждения.
Готовность к сотрудничеству и компромиссу, уважение точки зрения
другого человека, стремление к достижению взаимопонимания, успешному
взаимодействию, способность вести конструктивный диалог являются
важными личностными характеристиками кадета, поскольку межличностное
взаимодействие
является
неотъемлемым
аспектом
профессиональной
деятельности будущего офицера.
Особое внимание при этом должно уделяться практическим навыкам
применения различных стратегий поведения в конфликте и умениям их
использовать.
В числе ключевых задач внеучебных мероприятий, представленных в
методическом пособии:
обучение конструктивным способам выхода из
конфликтных ситуаций, осознание позитивных возможностей эффективного
разрешения конфликта, особенностей собственного поведения в конфликте,
возможности реализации стратегии сотрудничества, приобретение навыков
конструктивного
разрешения
конфликтных
ситуаций
и
ее
анализа,
рассмотрение практических ситуаций, позволяющих сформировать навыки
управления конфликтами и так далее.
Считаем,
что представленные в данном методическом пособии
внеучебные
мероприятия,
посвященные
проблемным
аспектам
формирования у кадет умений и навыков
конструктивного поведения в
конфликтных
ситуациях,
позволят
внести
свой
вклад
в
реализацию
воспитательного
процесса
в
Омском
кадетском
военном
корпусе,
осуществляемого
с
использованием
различных
форм
и
методов,
учитывающих как возрастные интересы, так и потребности обучающихся.
26
Список использованных источников
1.
Бакулин С.А. Конфликты и пути их решения // Управление
персоналом. – 2018. – № 4. – С. 12–15.
2.
Дмитриев А. В. Конфликтология. – М.: Гардарика, 2003. – 320 с.
3.
Козырев Г.И. Конфликтология. – М.: ФОРУМ, 2020. – 289 с.
4.
Котова О.В. О методах разрешения конфликтных ситуаций в
организации // Азимут научных исследований: экономика и управление. –
2021. – Т. 10, № 2 (35). – С. 207 – 209.
5.
Меняева
М.П.
Культура
согласия:
сущность,
становление,
воспроизводство. – Челябинск: ЧГИК, 2018. – 231 с.
6.
Николаева А.А., Субботина С.Н. Профилактика межличностных
конфликтов
подростков
в
образовательной
среде
//
Казанский
педагогический журнал. – 2019. – № 3. – С. 132 – 137.
7.
Федоров М.Я. Управление конфликтами //Ежемесячный деловой
журнал. – 2019. – № 10. – С. 41 – 45.
8.
Чикова И.В., Мантрова М.С. Психологические особенности
конфликтности современных подростков // Азимут научных исследований:
педагогика и психология. – 2019. – Т. 8, № 4 (29). – С. 386 – 389.
27
Приложение 1
Тезисы сообщения «Стратегии поведения в конфликтной ситуации»
Конкуренция - ты упорно отстаиваешь свою точку зрения, ни в чем не
уступаешь
сопернику.
Такая
тактика
оправданна,
когда
решается
действительно что-то важное и значительное и любая уступка серьезно
затрагивает твое достоинство и достоинство твоих близких, подвергает риску
твое благополучие, здоровье. Постоянная приверженность этой тактике
может обеспечить репутацию скандалиста и неприятного человека.
Избегание - ты делаешь вид, что никаких разногласий нет. Такая
тактика требует недюжинной выдержки. Однако ею можно воспользоваться,
если предмет спора не имеет для тебя особого значения. (Например, спор о
каком-либо актере, которого ты не очень и любишь.) Либо ты надеешься, что
через некоторое время ситуация разрешится сама. (Например, человек,
который тебя раздражает, скоро уедет, так зачем с ним и спорить?!) Но
постоянно пользоваться ею не стоит, так как мы в этом случае неприятные
эмоции (злость, гнев) загоняем внутрь, а это не лучшим образом отразится на
нашем здоровье. Кроме того, конфликтная ситуация не разрешена, она
сохраняется.
Приспособление -
этот
вариант
предполагает,
что
одна
из
конфликтующих сторон отказывается от собственных интересов и приносит
их в жертву. В ряде случаев такой вариант наиболее правильный. К примеру,
мама не может терпеть рок-музыку. Стоит ли с ней конфликтовать,
заставлять нервничать дорогого, любимого человека? Уступи, включай
музыку, когда ее нет дома.
Сотрудничество - ты смотришь на соперника как на помощника в
решении возникшей проблемы, пытаешься разобраться в его точке зрения,
понять, как и почему он не согласен с тобой, найти решение, устраивающее и
28
тебя, и соперника. Самая верная стратегия, но не все выдерживают, так как
отнимает много времени и сил.
Компромисс предполагает, что обе стороны идут на уступки для того,
чтобы
преодолеть
спорную
ситуацию. Интересы
удовлетворяются
не
полностью, а частично. Компромисс требует от обеих сторон четкого
соблюдения обязательств. К примеру, договариваешься с родителями, что
можешь приходить домой вечером. На час позже при условии, что заранее
сделал домашнее задание, прибрался в комнате и прочее.
ДОСТОИНСТВА
НЕДОСТАТКИ
КОНКУРЕНЦИЯ/СОРЕВНОВАНИЯ
– отстаивание своих интересов до конца, иногда в ущерб другому.
Все твои интересы соблюдены.
Репутация скандалиста и неприятного
человека.
ИЗБЕГАНИЕ
– откладывание решения конфликта
Выигрываешь время
Проблема
не
решена,
негативные
эмоции не исчезли, а загнаны внутрь
СОТРУДНИЧЕСТВО
– взаимовыгодный вариант решения конфликта
Учтены интересы обеих сторон
Требует много сил и времени
ПРИСПОСОБЛЕНИЕ
– игнорирование своих интересов в пользу другого
Не
испорчены
отношения
с
человеком, так как его интересы
соблюдены
Твои интересы остались без внимания
КОМПРОМИСС
– взаимовыгодные уступки, но интересы учтены не все
Часть интересов обеих сторон
соблюдена
Получил лишь часть того, на что
рассчитывал, и надо строго соблюдать
условия договора
29
Приложение 2
Тезисы сообщения на тему «Переговоры и переговорный процесс»
Переговоры – это сложная форма взаимодействия между людьми,
целью
которой
является
стремление
договориться
о
чём-либо.
В
конфликтологии переговоры – это механизм разрешения или урегулирования
конфликтов, совместная деятельность оппонентов по поиску решения. В
целом, переговоры нужны для принятия совместных решений (общих
решений, которые стороны рассматривают как оптимальные в сложной
ситуации).
На оценку переговоров в конфликте можно взглянуть с двух сторон:
Во-первых, переговоры – это коммуникация между людьми из-за
необходимости достичь соглашения в спорном вопросе.
Во-вторых, переговоры – это процесс, при котором изначально
разнящиеся позиции людей становятся схожими.
Свою историю переговоры начинают с самых древних времён, когда
люди заключали торговые сделки и мирные соглашения по окончанию
войны. Но самостоятельное направление по изучению переговорного
процесса как части конфликтного взаимодействия сформировалось лишь в
1960-1970 гг. На тот момент исследовалось изучение процесса переговоров,
когда конфликтующие стороны уже приняли решение идти на поиск
взаимных соглашений. Однако, более популярными переговоры стали в
1980-х, когда их исследованиям стало уделяться больше внимания.
В наши дни прибегать к переговорам приходится намного чаще. С
одной стороны, каждый человек хочет участвовать в принятии решений,
которые касаются его проблем, а с другой, всё меньше и меньше людей
соглашается с навязанными кем-то решениями. Именно поэтому люди с
разными интересами используют переговоры с целью уладить свои
разногласия абсолютно во всех сферах жизнедеятельности.
30
Переговорный процесс включает в себя 3 стороны:
- перцептивную (общение как восприятие);
- коммуникативную (обмен информацией);
- интерактивную (взаимодействие между людьми).
Необходимо работать над всеми этими сторонами, иначе столь
пренебрежительное отношение вызовет трудности на пути к заключению
соглашения.
Переговорный процесс – это универсальный способ урегулирования
политического, социального, экономического взаимодействия, достижения
общих решений и налаживания отношений между партнёрами в зависимости
от особенностей контекста.
Люди регулярно принимают участие в разных переговорах. Они могут
касаться абсолютно всех сфер общественной жизни, начиная от семейных
противоречий,
экономических
коммуникаций,
заканчивая
разрешением
конфликтов мирового масштаба. Важен тот факт, что все переговоры
предназначены для поиска оптимальных, взаимоприемлемых соглашений и
для усовершенствования отношений между людьми.
Переговорный процесс сейчас набирает все большую популярность, на
него возлагают определенные надежды. Считается, что именно переговоры
могут привести к разумному соглашению и улучшить отношения между
людьми.
31