Напоминание

"Специфика урока литературы в условиях введения ФГОС"


Автор: Пугачева Наталья Анатольевна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МКОУ "ОШ ОВЗ №10 города Асино Томской области"
Населённый пункт: город Асино Томской области
Наименование материала: статья
Тема: "Специфика урока литературы в условиях введения ФГОС"
Раздел: среднее образование





Назад




Эссе.

Специфика урока литературы в условиях введения ФГОС.

Пугачева Н.А.

Проблема внедрения Федеральных государственных образовательных

стандартов последнее время является одной из самых обсуждаемых проблем

в нашем педагогическом сообществе. И это понятно... С введением ФГОС

принципиально меняются ориентиры современной школы, основная задача

которой сегодня - перевести учащегося в режим саморазвития.

Понимая, что во все времена особое место в системе школьного

образования занимали и занимают уроки литературы, возникает вопрос:

какова же их роль в этой новой системе?

Исходя из того, что принципиальным отличием современного подхода

является ориентация стандартов не только на предметные знания, но и на

умения применять эти знания в практической деятельности, преподавание

литературы также требует новых подходов

.

Что же мы будем подразумевать под новыми подходами?

Прежде всего, мы должны будем переориентировать обучение с

усвоения готовых знаний, умений и навыков на развитие личности ребенка,

его творческих способностей, самостоятельности мышления и чувства

личной ответственности как нравственной характеристики личности.

Во-вторых, основной целью современного урока литературы станет

активизация познавательного интереса ученика к художественному

произведению и личности автора.

И, в-третьих, в соответствии с новыми стандартами, нужно будет

усилить мотивацию ребенка к познанию литературы, продемонстрировать

ему, что школьные занятия – это не получение отвлеченных от жизни знаний,

а наоборот – необходимая подготовка к жизни, её узнавание, поиск полезной

информации и навыки ее применения в реальной жизни.

В связи с этим на первый план выходит система подготовки и

проведения такого урока, на котором бы ученик перешёл из объекта обучения

в субъект, являющийся полноправным участником процесса получения

знаний. Только такой урок литературы будет направлен на формирование

метапредметных и личностных результатов, что опять же является одним из

основных требований ФГОСов.

Понятно, что требования к педагогу в условиях введения новых

образовательных стандартов также меняется коренным образом. Он должен

полностью отойти от стереотипов обучения и из транслятора знаний

превратиться в собеседника, в партнёра. А для этого он должен сам иметь

такой уровень знаний и подготовки по предмету, чтобы каждый урок был

похож на произведение литературы: со своей завязкой, кульминацией,

развязкой, диалогами и монологами.

Учитель, его отношение к учебному процессу, его творчество и

профессионализм, его желание раскрыть способности каждого ребенка – вот

главный ресурс, без которого новые требования ФГОС к организации учебно-

воспитательного процесса в школе не могу существовать, тем более, если

речь идёт об уроках литературы.

Все мы прекрасно понимаем и не скрываем тот факт, что интерес к

чтению у современных школьников очень низкий. Дети неохотно читают,

порой с трудом могут выразить сои мысли. А программа требует изучения и

анализа достаточно объёмных произведений. Как быть учителю в такой

ситуации?

Современная педагогика предлагает в связи с этим самый

разнообразный спектр образовательных технологий. Педагогу необходимо

лишь выбрать те из них, которые будут направлены на использование

активных форм обучения.

В данной ситуации главное- не уйти от духовной стороны уроков

литературы, не увлечься излишней технологизацией. Ведь какие бы новые

технологии мы ни применяли, в центре урока всегда останется произведение,

а его целью - желание вызвать у детей искренний интерес, подлинную

увлеченность, творческую активность и личностное самоисследование.

Ведь

только исследуя, рассуждая, ученик формирует идеи, мысли, ценности,

оформляя через интерпретацию рассказа своё знание и переживание. Такое

знание становится личностно значимым, «своим», присвоенным, в

противоположность усвоенному чужому знанию при традиционном способе

обучения.

Подводя итог всему вышесказанному, хотелось бы высказать

следующую мысль: да, переход на ФГОСы требует от нас, педагогов,

больших затрат, интеллектуальных, волевых, физических. Но если хоть один

ребёнок уйдёт с урока литературы окрылённым, поверившим в свои силы,

значит, всё не зря. Значит, имеет смысл меняться нам, менять свои подходы к

обучению, потому что в наших руках, руках учителей литературы, очень

хрупкий объект – душа ребёнка.



В раздел образования