Автор: Казаркина Татьяна Анатольевна
Должность: учитель-дефектолог
Учебное заведение: МКОУ школа-интернат №19
Населённый пункт: г. Коломна Московской области
Наименование материала: статья
Тема: "Работа по расширению словарного запаса учащихся с нарушением слуха"
Раздел: среднее профессиональное
Работа по расширению словарного запаса учащихся с нарушением слуха.
Учитель-дефектолог МКОУ шк.-инт. №19 Казаркина Т. А.
Обогащение словарного запаса учащихся - важнейшая задача обучения детей с нарушенным
слухом.
Необходимость в специальной работе по обогащению словарного запаса учащихся определяется
важной ролью слова в языке и потребностью в постоянном пополнении запаса слов.
Ведь
Р.М.
Боскис
в
своих
исследованиях
установила,
что
«ограниченность
речевого
опыта
слабослышащего ребенка, возникающая в связи с неполным восприятием речи на слух, приводит к
количественной
недостаточности
запаса
слов
и
к
весьма
своеобразному
применению
этих
слов»
(«Глухие и слабослышащие дети», С.172).
Р.М. Боскис выделяет следующие замены, характерные для речи детей с нарушением слуха:
- обозначение одного характерного признака вместо называния всего предмета;
- называние целого предмета вместо его части;
- называние другого предмета, ситуационно связанного с данным;
- называние общей ситуации, с которой может быть связан предмет;
- называние предмета, сходного по своему назначению;
- называние предмета, внешне сходного с данным.
Все замены говорят о том, что у детей с нарушением слуха отсутствуют в речи одни слова и
присутствуют другие, более близкие к обиходу ребенка.
Поэтому выделяют цели обогащения словарного запаса школьников:
1) количественное увеличение слов и качественное совершенствование имеющегося запаса слов –
т.е. обогащение и уточнение словаря;
2) обучение умению пользоваться известными и вновь усвоенными словами – т.е. активизация
словаря.
Количественное расширение запаса слов у учащихся выражается в постепенном прибавлении к
имеющимся словам новых слов. Качественное совершенствование словарного запаса заключается, во-
первых, в уточнении лексического значения и сферы употребления известных детям слов, во-вторых, в
замене нелитературных слов в словаре детей литературными (уровень совершенствования лексем).
Наконец, особую сторону количественно-качественного совершенствования словарного запаса детей
составляет
работа
над
ознакомлением
с
неизвестными
учащимся
лексическими
значениями
уже
имеющихся в их словаре многозначных слов.
Работа над словарем предполагает:
1)
Уточнение и расширение словарного запаса проводится с опорой на тематические циклы:
«Овощи», «Фрукты», «Мебель» и т. д.
2)
В процессе усвоения предметного словаря детей подводят к практическому знакомству с
элементарными формами словообразования.
3)
Для увеличения объема лексических средств языка уточняются основные признаки различения
предметов, понимание их обобщенного значения.
В
связи
с
этим
выделен ряд
направлений
по
обучению
детей
навыкам
практического
употребления в речи:
существительных
с
уменьшительным
и
увеличительным
значением
(нога
–
ножка
–
ножища);
существительных с противоположным значением (холод – тепло);
глаголов с противоположным значением (открыть - закрыть);
сложных слов (книголюб, ледокол);
прилагательных с противоположным значением (холодный – теплый).
Для этой работы используются различные методические приемы:
подбор предметов с тем же признаком (белый – мел, халат, снег, сахар, пар, дым);
узнавание предмета по его признаку (загадки: круглый, полосатый, с огорода взятый – арбуз);
узнавание предмета, животного, птицы по действиям, связанным с ним (спит в берлоге, жужжит,
летает, больно жалит);
объяснение переносного значения слов (часы – стоят, идут);
образование профессий мужского и женского рода (художник – художница);
подбор омонимов с последующим включением в предложения (потеряли ключ – из-под земли бьет
холодный ключ);
подбор родственных слов (лес - лесник – лесничий);
преобразование глагольных форм (прыгать – прыгающий; скакать – скачущий);
образование притяжательных прилагательных (лисий хвост, коровий хвост).
Словарная работа с учащимися с нарушенным слухом может состоять из раскрытия и уточнения
значения слов, необходимых для полноты сознательного чтения; обогащения речи новыми словами,
понятиями путем организации речевой практики; расширения сферы употребления знакомых слов,
включения их в новый контекст.
Используются
разнообразные
виды
работ
при
обогащении
словарного
запаса
учащихся
с
нарушением слуха: составь слово из букв,
из слогов, по слогу; назови, покажи, подбери картинку;
угадай слово по его началу и допиши его; подбери слово по ударению. А также это могут быть:
наблюдения предмета; показ предмета
или его макета; описание словом; драматизация действия;
конструирование картины; зарисовки; объяснения слов с помощью синонимов, антонимов, видового и
родового понятия, лексического определения; использование контекста.
В
качестве
упражнений
на
закрепление
и
уточнение
представлений,
понятий
используются
разнообразные дидактические игры.
Наибольшее распространение имеют игры в лото.
1.
Лото «Что там?»
У ребенка находится карта лото с картинками (6 картинок). У педагога такие же картинки, но на
отдельных маленьких карточках. Педагог показывает маленькую карточку ребенку обратной
стороной (ребенок картинку не видит) и говорит: «Угадай, что там?». Ребенок угадывает. Если
угадал, положил маленькую карточку лицевой стороной на свою карту лото, если не угадал,
положил на свою карту лото картинкой вниз. Таким образом, карта лото у ребенка заполняется
открытыми и закрытыми картинками. Когда остается последняя картинка, педагог спрашивает:
«Что
осталось?»
и
ребенок
должен
сам
определить
ответ:
«осталась…»,
«остался…»,
«осталось…» или
«остались…». Далее предлагается определить количество угаданных и не
угаданных картинок. Например, «Я угадал (не угадал) одну (две, три и.т.д.) картинку (картинки,
картинок)».
2.
Лото «Что у тебя?»
Ребенку даются отдельные картинки лото. Он прячет карточки. Педагог обращается к ребенку
(ведется примерно такой диалог):
Педагог: У тебя санки?
Ребенок: Нет.
Педагог: У тебя лыжи?
Ребенок: Нет.
Педагог: У тебя коньки?
Ребенок: Да. У меня коньки. Отдает карточку педагогу.
3.
Игра «Что пропало?»
На столе выкладываются несколько карточек с картинками в определенном порядке. Ребенок
запоминает картинки, называя их.
Затем закрывает глаза, педагог убирает одну (или две)
картинки и перемешивает остальные. Ребенок должен не только определить, что пропало, но и
род
существительного,
обозначающего
пропавшую
картинку.
Педагог
спрашивает:
«Что
пропало?». Ребенок отвечает: «Пропал (-а, -о, -и)…»
4.
Игра «Составь слово по первым буквам»
В ряд выкладываются картинки, название которых начинается на определенную букву. Например,
редис, ягоды, береза, ив а , наволочка, абрикос.
Ребенок
должен
назвать
каждую
картинку,
определить, к какому обобщающему понятию относится предмет, который он назвал и составить
из первых букв новое слово. Дальше ребенок должен выбрать картинку, которую обозначает это
слово и тоже определить, к какому обобщающему понятию относится предмет.
Литература:
1.
Корсунская Б.Д. Обучение речи глухих дошкольников. Москва, изд-во АПН РСФСР, 1960.
2.
Боскис Р.М. Глухие и слабослышащие. М.: Просвещение, 1966.
3.
Филичева Т.Б. Особенности формирования речи у детей дошкольного возраста. Монография.
Москва, «Альфа», 2001.
4.
Красильникова
О.А.
Развитие
речи
младших
слабослышащих
школьников
на
уроках
литературного чтения. Учебно-методическое пособие. Санкт-Петербург, КАРО, 2005.