Напоминание

"Работа по расширению словарного запаса учащихся с нарушением слуха"


Автор: Казаркина Татьяна Анатольевна
Должность: учитель-дефектолог
Учебное заведение: МКОУ школа-интернат №19
Населённый пункт: г. Коломна Московской области
Наименование материала: статья
Тема: "Работа по расширению словарного запаса учащихся с нарушением слуха"
Раздел: среднее профессиональное





Назад




Работа по расширению словарного запаса учащихся с нарушением слуха.

Учитель-дефектолог МКОУ шк.-инт. №19 Казаркина Т. А.

Обогащение словарного запаса учащихся - важнейшая задача обучения детей с нарушенным

слухом.

Необходимость в специальной работе по обогащению словарного запаса учащихся определяется

важной ролью слова в языке и потребностью в постоянном пополнении запаса слов.

Ведь

Р.М.

Боскис

в

своих

исследованиях

установила,

что

«ограниченность

речевого

опыта

слабослышащего ребенка, возникающая в связи с неполным восприятием речи на слух, приводит к

количественной

недостаточности

запаса

слов

и

к

весьма

своеобразному

применению

этих

слов»

(«Глухие и слабослышащие дети», С.172).

Р.М. Боскис выделяет следующие замены, характерные для речи детей с нарушением слуха:

- обозначение одного характерного признака вместо называния всего предмета;

- называние целого предмета вместо его части;

- называние другого предмета, ситуационно связанного с данным;

- называние общей ситуации, с которой может быть связан предмет;

- называние предмета, сходного по своему назначению;

- называние предмета, внешне сходного с данным.

Все замены говорят о том, что у детей с нарушением слуха отсутствуют в речи одни слова и

присутствуют другие, более близкие к обиходу ребенка.

Поэтому выделяют цели обогащения словарного запаса школьников:

1) количественное увеличение слов и качественное совершенствование имеющегося запаса слов –

т.е. обогащение и уточнение словаря;

2) обучение умению пользоваться известными и вновь усвоенными словами – т.е. активизация

словаря.

Количественное расширение запаса слов у учащихся выражается в постепенном прибавлении к

имеющимся словам новых слов. Качественное совершенствование словарного запаса заключается, во-

первых, в уточнении лексического значения и сферы употребления известных детям слов, во-вторых, в

замене нелитературных слов в словаре детей литературными (уровень совершенствования лексем).

Наконец, особую сторону количественно-качественного совершенствования словарного запаса детей

составляет

работа

над

ознакомлением

с

неизвестными

учащимся

лексическими

значениями

уже

имеющихся в их словаре многозначных слов.

Работа над словарем предполагает:

1)

Уточнение и расширение словарного запаса проводится с опорой на тематические циклы:

«Овощи», «Фрукты», «Мебель» и т. д.

2)

В процессе усвоения предметного словаря детей подводят к практическому знакомству с

элементарными формами словообразования.

3)

Для увеличения объема лексических средств языка уточняются основные признаки различения

предметов, понимание их обобщенного значения.

В

связи

с

этим

выделен ряд

направлений

по

обучению

детей

навыкам

практического

употребления в речи:

существительных

с

уменьшительным

и

увеличительным

значением

(нога

ножка

ножища);

существительных с противоположным значением (холод – тепло);

глаголов с противоположным значением (открыть - закрыть);

сложных слов (книголюб, ледокол);

прилагательных с противоположным значением (холодный – теплый).

Для этой работы используются различные методические приемы:

подбор предметов с тем же признаком (белый – мел, халат, снег, сахар, пар, дым);

узнавание предмета по его признаку (загадки: круглый, полосатый, с огорода взятый – арбуз);

узнавание предмета, животного, птицы по действиям, связанным с ним (спит в берлоге, жужжит,

летает, больно жалит);

объяснение переносного значения слов (часы – стоят, идут);

образование профессий мужского и женского рода (художник – художница);

подбор омонимов с последующим включением в предложения (потеряли ключ – из-под земли бьет

холодный ключ);

подбор родственных слов (лес - лесник – лесничий);

преобразование глагольных форм (прыгать – прыгающий; скакать – скачущий);

образование притяжательных прилагательных (лисий хвост, коровий хвост).

Словарная работа с учащимися с нарушенным слухом может состоять из раскрытия и уточнения

значения слов, необходимых для полноты сознательного чтения; обогащения речи новыми словами,

понятиями путем организации речевой практики; расширения сферы употребления знакомых слов,

включения их в новый контекст.

Используются

разнообразные

виды

работ

при

обогащении

словарного

запаса

учащихся

с

нарушением слуха: составь слово из букв,

из слогов, по слогу; назови, покажи, подбери картинку;

угадай слово по его началу и допиши его; подбери слово по ударению. А также это могут быть:

наблюдения предмета; показ предмета

или его макета; описание словом; драматизация действия;

конструирование картины; зарисовки; объяснения слов с помощью синонимов, антонимов, видового и

родового понятия, лексического определения; использование контекста.

В

качестве

упражнений

на

закрепление

и

уточнение

представлений,

понятий

используются

разнообразные дидактические игры.

Наибольшее распространение имеют игры в лото.

1.

Лото «Что там?»

У ребенка находится карта лото с картинками (6 картинок). У педагога такие же картинки, но на

отдельных маленьких карточках. Педагог показывает маленькую карточку ребенку обратной

стороной (ребенок картинку не видит) и говорит: «Угадай, что там?». Ребенок угадывает. Если

угадал, положил маленькую карточку лицевой стороной на свою карту лото, если не угадал,

положил на свою карту лото картинкой вниз. Таким образом, карта лото у ребенка заполняется

открытыми и закрытыми картинками. Когда остается последняя картинка, педагог спрашивает:

«Что

осталось?»

и

ребенок

должен

сам

определить

ответ:

«осталась…»,

«остался…»,

«осталось…» или

«остались…». Далее предлагается определить количество угаданных и не

угаданных картинок. Например, «Я угадал (не угадал) одну (две, три и.т.д.) картинку (картинки,

картинок)».

2.

Лото «Что у тебя?»

Ребенку даются отдельные картинки лото. Он прячет карточки. Педагог обращается к ребенку

(ведется примерно такой диалог):

Педагог: У тебя санки?

Ребенок: Нет.

Педагог: У тебя лыжи?

Ребенок: Нет.

Педагог: У тебя коньки?

Ребенок: Да. У меня коньки. Отдает карточку педагогу.

3.

Игра «Что пропало?»

На столе выкладываются несколько карточек с картинками в определенном порядке. Ребенок

запоминает картинки, называя их.

Затем закрывает глаза, педагог убирает одну (или две)

картинки и перемешивает остальные. Ребенок должен не только определить, что пропало, но и

род

существительного,

обозначающего

пропавшую

картинку.

Педагог

спрашивает:

«Что

пропало?». Ребенок отвечает: «Пропал (-а, -о, -и)…»

4.

Игра «Составь слово по первым буквам»

В ряд выкладываются картинки, название которых начинается на определенную букву. Например,

редис, ягоды, береза, ив а , наволочка, абрикос.

Ребенок

должен

назвать

каждую

картинку,

определить, к какому обобщающему понятию относится предмет, который он назвал и составить

из первых букв новое слово. Дальше ребенок должен выбрать картинку, которую обозначает это

слово и тоже определить, к какому обобщающему понятию относится предмет.

Литература:

1.

Корсунская Б.Д. Обучение речи глухих дошкольников. Москва, изд-во АПН РСФСР, 1960.

2.

Боскис Р.М. Глухие и слабослышащие. М.: Просвещение, 1966.

3.

Филичева Т.Б. Особенности формирования речи у детей дошкольного возраста. Монография.

Москва, «Альфа», 2001.

4.

Красильникова

О.А.

Развитие

речи

младших

слабослышащих

школьников

на

уроках

литературного чтения. Учебно-методическое пособие. Санкт-Петербург, КАРО, 2005.



В раздел образования