Напоминание

К.Ваншенкин."Мальчишка". Выразительное чтение


Автор: Губчак Елена Николаевна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: ГКОУ КК общеобразовательная школа-интернат
Населённый пункт: станица Бесскорбная,Новокубанский район,Краснодарский край
Наименование материала: Методическая разработка по чтению. 7 класс
Тема: К.Ваншенкин."Мальчишка". Выразительное чтение
Раздел: среднее образование





Назад




Дата: 15.05

Класс: 7

Предмет: Чтение

Учитель: Е.Н. Губчак

Тема: Стихотворение «Мальчишка». Выразительное чтение.

Цель урока: Познакомить с произведением К.Я.Ваншенкина «Мальчишка»

Задачи:

1) Образовательные: отрабатывать навыки чтения (беглость, правильность, осознанность,

выразительность);учить правильному, последовательному заучиванию с опорой на

картинно-графический план;

2) Воспитательные: воспитывать любовь и интерес к урокам чтения;

3) Коррекционно-развивающие: Развивать связную речь учащихся через ответы на

вопросы; обогащать словарный запас, расширять кругозор учащихся; коррегировать и

развивать произвольное внимание и логическое мышление через использование

мобилизирующего этапа урока; развивать психические процессы (зрительную память,

логическое мышление, произвольное внимание) через использование дидактических

заданий.

Тип урока: Урок изучения нового материала, обучающий читательской деятельности.

Форма: фронтальная

Виды и формы контроля: объяснительно-иллюстративный, текущий

Оборудование: Учебник, портрет писателя, карточки с

таблицей Шульте,

сюжетно-

иллюстративный материал, ноутбук.

Ход урока

1.

скажите , чем мы занимаемся на уроках чтения?

(На доске-читаем вместе: Читаем, размышляем, говорим, слушаем)

1.1Оргмомент.

В одной притче говорится: “Жил мудрец, который знал всё.

Один человек захотел доказать, что мудрец знает не всё. Зажав в ладонях бабочку,

он спросил: “Скажи, мудрец, какая бабочка у меня в руках: мёртвая или живая?” А

сам думает: “Скажет живая – я ее умерщвлю, скажет мёртвая – выпущу”. Мудрец,

подумав, ответил: “Всё в твоих руках”.

От того, ка вы будете работать на уроке чтения сегодня зависит, какой у нас будет

сегодня урок, интересным, увлекательным или скучным и однообразным.

2.Проверка Д/З.

Чтобы узнать , как вы усвоили тему прошлого урока, поиграем в игру «Верно-

неверно»:

1.

Верно, что на прошлом уроке мы изучили биографию Сергея Есенина? (Нет,

Константина Яковлевича Ваншенкина)

2.

Верно, что Ваншенкин родился в 1920 году в г.Армавире?( В 1925, в Москве)

3.

В каком году Ваншенкин ушел из жизни? (в 2012)-пензев

4.

Сколько лет прожил поэт?Посчитать на доске.(2012-1925=87 лет)ларин

5.

Верно, что первым поэтом, с кем познакомился Ваншенкин был Пушкин?

( Исаковский)

6.Творчество какого поэта любили читать в семье Ваншенкина?(Некрасова)

7. Какие произведения Некрасова мы читали в этом уч. году?( Несжатая полоса,

Генерал Топтыгин

8.Верно, что первое стихотворение Ваншенкина было опубликовано в журнале

« Мурзилка»? («Новый мир»)

9. Вы знаете, что на стихи Ваншенкина написаны известные песни, назовите их

( «Алеша», «Женька», «Тополя», «Как провожают пароходы», «Я люблю тебя,

жизнь»)

3.Скороговорка :Жужжит над жимолостью жук, тяжелый на жуке кожух.( все

вместе, Олег отдельно-у доски).

4.Сообщение темы урока.

-На доске в таблице Шульте зашифровано слово, отгадайте его. Как работаем по

этой таблице?

( смиарлтьсчтигшеква-мальчишка).Правильно.

-Тема урока сегодня: выразительное чтение стихотворения К.Я. Ваншенкина

« Мальчишка»(на доске+ картинки мальчишек).

-кстати, какой частью речи является слово-мальчишка?(сущ.)

-перед тем, как познакомить вас со стихом, вспомним

Правила выразительного чтения стихот-й(я начинаю-вы заканчиваете правило)

1.

В начале предложения голос-повышаем,в конце-понижаем.

2.

Если в конце предложения стоит ! знак, то голос –повышаем

3.

Если в стих-ии встречаются тире, запятая и точка, то мы что делаем?(паузу)

4.

И хочу напомнить, что необходимо голосом выделять логические ударения,

т.е.выделять те слова в тексте, которые наиболее важны для смысла

Как это делать, я ейчас покажу.

-Откройте страницу учебника 282, я прочту вам стихотворение, а вы внимательно следите.

Это стих-е автор посвятил своей жене-Инне Ваншенкиной.

-в стихотворении есть некоторые слова, значение которых вы не знаете или

сомневаетесь.

На доске:(читают каждый)

1)

Адмирал

-высшее офицерское воинское звание(показ картинки)

2)

ватага

-группа ребят-друзей

3)

засада

-сидеть в засаде, т.е.в укромном месте, где тебя никому не видно, а ты

можешь видеть всех.(картинка)

4)

окрестная-

от слова-окрест, т.е. вокруг.

5)

ветхий-

старый

-Приступаем к самостоятельному чтению.(доп.тексты-Ларин, Плехов, Кирьянов)

-Читаем вслух, соблюдая правила прочтения стихотворений , которые мы

повторили( вилли-полностью, юля-1ст. и каждый-по столбику-см-учебник)

А сейчас отдохнем, давайте встанем.

5.ФИЗМИНУТКА под песню «Друзья»-«Барбарики».

Движения:

-шагаем , повороты влево, вправо: и я, и я

-ножницы: если друг

-кулаками ,как молотком:дружба-это не работа

-показ рукой, потом другой:есть друзья

-вы заметили, сколько местоимений попадается в стихотворении?

Местоимения-это-я, ты… Давайте вместе найдем: я читаю, они поднимают руки)

-предлагаю прочесть отрывок по ролям:

а) Регина-за девочку

б) Саша Л.-за автора .(читают по ролям

7. Рассмотрите в учебнике на стр.283 иллюстрацию к стихотворению, и найдите в

тексте ее описание:-Что нарисовано на картинке?-юля Расскажите.Прочтите.

8.Вопросы по прочитанному:

1) Какой характер был у мальчишки?( смелый, решительный, любил командовать)

2)Что он делал очень умело?(камень бросал по воде)

3)В какие игры играл он с ребятами в саду?( в войну)

4)Почему мальчишка пошел провожать девочку?(ему понравилось, что она его не

испугалась, как боялись все)

5)Как понять последнюю фразу стихотворения: …это он из детства уходил?( что он стал

взрослым парнем, способным уже на первую симпатию и даже любовь)

9.Итог.

-Стих-е какого автора мы читали? (К.Я.Ваншенкина)

-Как называется стих-е?(Мальчишка)

-О чем оно?( о дружбе и любви)

10.Рефлексия: у меня на доске-цветочная поляна, ведь на дворе-весна.

у вас на партах-бабочки синего и желтого цвета, если вам понравился сегодняшний урок,

то встаньте и прикрепите к цветам желтые бабочки, если-нет, то синие(крепят на

магниты)

11. Оценивание

12. Д/З(на доске): выразительно читать –стр.282. Юля-1-3 столбики.

13. Завершить урок я бы хотела песней на стихи К.Я. Ваншенкина « Я люблю тебя,

жизнь!»



В раздел образования