Автор: Губчак Елена Николаевна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: ГКОУ КК общеобразовательная школа-интернат
Населённый пункт: станица Бесскорбная,Новокубанский район,Краснодарский край
Наименование материала: Методическая разработка по чтению. 7 класс
Тема: К.Ваншенкин."Мальчишка". Выразительное чтение
Раздел: среднее образование
Дата: 15.05
Класс: 7
Предмет: Чтение
Учитель: Е.Н. Губчак
Тема: Стихотворение «Мальчишка». Выразительное чтение.
Цель урока: Познакомить с произведением К.Я.Ваншенкина «Мальчишка»
Задачи:
1) Образовательные: отрабатывать навыки чтения (беглость, правильность, осознанность,
выразительность);учить правильному, последовательному заучиванию с опорой на
картинно-графический план;
2) Воспитательные: воспитывать любовь и интерес к урокам чтения;
3) Коррекционно-развивающие: Развивать связную речь учащихся через ответы на
вопросы; обогащать словарный запас, расширять кругозор учащихся; коррегировать и
развивать произвольное внимание и логическое мышление через использование
мобилизирующего этапа урока; развивать психические процессы (зрительную память,
логическое мышление, произвольное внимание) через использование дидактических
заданий.
Тип урока: Урок изучения нового материала, обучающий читательской деятельности.
Форма: фронтальная
Виды и формы контроля: объяснительно-иллюстративный, текущий
Оборудование: Учебник, портрет писателя, карточки с
таблицей Шульте,
сюжетно-
иллюстративный материал, ноутбук.
Ход урока
1.
скажите , чем мы занимаемся на уроках чтения?
(На доске-читаем вместе: Читаем, размышляем, говорим, слушаем)
1.1Оргмомент.
В одной притче говорится: “Жил мудрец, который знал всё.
Один человек захотел доказать, что мудрец знает не всё. Зажав в ладонях бабочку,
он спросил: “Скажи, мудрец, какая бабочка у меня в руках: мёртвая или живая?” А
сам думает: “Скажет живая – я ее умерщвлю, скажет мёртвая – выпущу”. Мудрец,
подумав, ответил: “Всё в твоих руках”.
От того, ка вы будете работать на уроке чтения сегодня зависит, какой у нас будет
сегодня урок, интересным, увлекательным или скучным и однообразным.
2.Проверка Д/З.
Чтобы узнать , как вы усвоили тему прошлого урока, поиграем в игру «Верно-
неверно»:
1.
Верно, что на прошлом уроке мы изучили биографию Сергея Есенина? (Нет,
Константина Яковлевича Ваншенкина)
2.
Верно, что Ваншенкин родился в 1920 году в г.Армавире?( В 1925, в Москве)
3.
В каком году Ваншенкин ушел из жизни? (в 2012)-пензев
4.
Сколько лет прожил поэт?Посчитать на доске.(2012-1925=87 лет)ларин
5.
Верно, что первым поэтом, с кем познакомился Ваншенкин был Пушкин?
( Исаковский)
6.Творчество какого поэта любили читать в семье Ваншенкина?(Некрасова)
7. Какие произведения Некрасова мы читали в этом уч. году?( Несжатая полоса,
Генерал Топтыгин
8.Верно, что первое стихотворение Ваншенкина было опубликовано в журнале
« Мурзилка»? («Новый мир»)
9. Вы знаете, что на стихи Ваншенкина написаны известные песни, назовите их
( «Алеша», «Женька», «Тополя», «Как провожают пароходы», «Я люблю тебя,
жизнь»)
3.Скороговорка :Жужжит над жимолостью жук, тяжелый на жуке кожух.( все
вместе, Олег отдельно-у доски).
4.Сообщение темы урока.
-На доске в таблице Шульте зашифровано слово, отгадайте его. Как работаем по
этой таблице?
( смиарлтьсчтигшеква-мальчишка).Правильно.
-Тема урока сегодня: выразительное чтение стихотворения К.Я. Ваншенкина
« Мальчишка»(на доске+ картинки мальчишек).
-кстати, какой частью речи является слово-мальчишка?(сущ.)
-перед тем, как познакомить вас со стихом, вспомним
Правила выразительного чтения стихот-й(я начинаю-вы заканчиваете правило)
1.
В начале предложения голос-повышаем,в конце-понижаем.
2.
Если в конце предложения стоит ! знак, то голос –повышаем
3.
Если в стих-ии встречаются тире, запятая и точка, то мы что делаем?(паузу)
4.
И хочу напомнить, что необходимо голосом выделять логические ударения,
т.е.выделять те слова в тексте, которые наиболее важны для смысла
Как это делать, я ейчас покажу.
-Откройте страницу учебника 282, я прочту вам стихотворение, а вы внимательно следите.
Это стих-е автор посвятил своей жене-Инне Ваншенкиной.
-в стихотворении есть некоторые слова, значение которых вы не знаете или
сомневаетесь.
На доске:(читают каждый)
1)
Адмирал
-высшее офицерское воинское звание(показ картинки)
2)
ватага
-группа ребят-друзей
3)
засада
-сидеть в засаде, т.е.в укромном месте, где тебя никому не видно, а ты
можешь видеть всех.(картинка)
4)
окрестная-
от слова-окрест, т.е. вокруг.
5)
ветхий-
старый
-Приступаем к самостоятельному чтению.(доп.тексты-Ларин, Плехов, Кирьянов)
-Читаем вслух, соблюдая правила прочтения стихотворений , которые мы
повторили( вилли-полностью, юля-1ст. и каждый-по столбику-см-учебник)
А сейчас отдохнем, давайте встанем.
5.ФИЗМИНУТКА под песню «Друзья»-«Барбарики».
Движения:
-шагаем , повороты влево, вправо: и я, и я
-ножницы: если друг
-кулаками ,как молотком:дружба-это не работа
-показ рукой, потом другой:есть друзья
-вы заметили, сколько местоимений попадается в стихотворении?
Местоимения-это-я, ты… Давайте вместе найдем: я читаю, они поднимают руки)
-предлагаю прочесть отрывок по ролям:
а) Регина-за девочку
б) Саша Л.-за автора .(читают по ролям
7. Рассмотрите в учебнике на стр.283 иллюстрацию к стихотворению, и найдите в
тексте ее описание:-Что нарисовано на картинке?-юля Расскажите.Прочтите.
8.Вопросы по прочитанному:
1) Какой характер был у мальчишки?( смелый, решительный, любил командовать)
2)Что он делал очень умело?(камень бросал по воде)
3)В какие игры играл он с ребятами в саду?( в войну)
4)Почему мальчишка пошел провожать девочку?(ему понравилось, что она его не
испугалась, как боялись все)
5)Как понять последнюю фразу стихотворения: …это он из детства уходил?( что он стал
взрослым парнем, способным уже на первую симпатию и даже любовь)
9.Итог.
-Стих-е какого автора мы читали? (К.Я.Ваншенкина)
-Как называется стих-е?(Мальчишка)
-О чем оно?( о дружбе и любви)
10.Рефлексия: у меня на доске-цветочная поляна, ведь на дворе-весна.
у вас на партах-бабочки синего и желтого цвета, если вам понравился сегодняшний урок,
то встаньте и прикрепите к цветам желтые бабочки, если-нет, то синие(крепят на
магниты)
11. Оценивание
12. Д/З(на доске): выразительно читать –стр.282. Юля-1-3 столбики.
13. Завершить урок я бы хотела песней на стихи К.Я. Ваншенкина « Я люблю тебя,
жизнь!»