Напоминание

Страноведение как метод мотивации к изучению иностранного языка.


Автор: Михайлова Полина Сергеевна
Должность: учитель английского языка
Учебное заведение: МБОУ "СОШ №144"
Населённый пункт: город Челябинск
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Страноведение как метод мотивации к изучению иностранного языка.
Раздел: среднее образование





Назад




Методическая разработка

Тема:

Страноведение как метод мотивации к

изучению иностранного языка.

МБОУ «СОШ № 144 г. Челябинска».

учитель английского языка

Михайлова Полина Сергеевна.

г. Челябинск, 2023 г.

Страноведение как метод мотивации к изучению иностранного

языка.

Каждый преподаватель в наше время задумывается о том, как повысить

интерес учащихся к изучению иностранного языка, ведь не для кого не

секрет, что с каждым годом мотивация к изучению языка стремится к нулю.

За исключением конечно тех учащихся, которые уже определились с

выбором профессии и этот выбор пал на ту область, в которой необходимо

применение знаний иностранного языка.

Современная методика обучения иностранным языкам провозгласила в

качестве

определяющей

личностно-деятельностную

ориентированность

содержания

и

процесса

обучения

иностранному

языку.

Такая

ориентированность предполагает поиск и создание оптимальных условий для

лингвистической когнитивной деятельности личности. Результатом такой

деятельности является лингвокультурологическая компетенция в изучаемом

иностранном языке. В последние годы в теоретической и практической

методике

большое

внимание

уделяется

вопросам

использования

иностранного языка как инструмента общения в диалоге культур. Наиболее

важным в преподавании иностранных языков считается коммуникативное

поведение, социокультурные стереотипы речевого общения. Исследования

проблемы соизучения языка и культуры, с одной стороны имеют давнюю

традицию,

обусловленную

известным

интересом

методистов

к

их

взаимосвязи, а с другой, несмотря на наличие целого ряда научных работ

общего

и

частного

характера,

продолжают

оставаться

недостаточно

разработанными как в общетеоретическом плане, так и в прикладных

аспектах.

В средней школе страноведческому аспекту уделяется огромное

внимание. В каждом школьном учебнике можно найти тексы и упражнения

данной направленности. И, казалось бы, в высшей школе, тем более в

технических вузах, при небольшом количестве аудиторных часов, о

страноведении можно и не вспоминать, но это не так. К сожалению, уровень

образованности у среднего современного студента не очень высок. Не редко

Нью-Йорк называют столицей США!

Для поддержания интереса студентов к иностранному языку на

протяжении всего периода обучения большую роль играет введение на

уроках элементов страноведения и лингвострановедения. Это содействует

воспитанию студентов в контексте диалога культур, знакомит с общими

ценностями, служит опорой для поддержания познавательной мотивации, и

формирует способности к общению на иностранном языке.

Лингвострановедение

-

это

метод

ознакомления

обучаемого

с

современной действительностью страны языка, который он изучает. В ходе

процесса данного метода на уроке иностранного языка обеспечивается

развитие

и

формирование

коммуникативной

компетенции

в

актах

межкультурной коммуникации. В результате обучаемым охватывается

представление об обычаях и традициях страны. В практике преподавания

иностранного языка необходимо обучить не только языковым структурам, но

и тому, что «лежит за языком», т.е. культуру страны изучаемого языка. В

научном понимании культурой называют совокупность результатов и

процессов любой социальной деятельности человека и противопоставляют ее

природе, т.е. совокупности внешних, не зависящих от человека условий его

существования. Таким образом, окружающая человека действительность

дана в виде природы и культуры [1]. Широкий культурологический фон

способствует как развитию лингвистических навыков и умений (обогащение

лексики,

навык

переводческой

деятельности,

умение

работать

с

фразеологизмами), так и знакомит обучаемого с конкретными аспектами

иноязычной культуры. Это позволяет снять многие трудности, с которыми

сталкиваются студенты.

Язык и культура являются основными кодами, с помощью которых

осуществляется общение между людьми. Без понимания культуры народа,

которые сформировали образ мышления тех людей, с которыми предстоит

взаимодействовать, невозможно изучать язык как средство общения. В ходе

взаимодействия

языковой

структуры

и

страноведческой

информации

создается система коммуникативных навыков и умений. Если сравнить две

национальные культуры, то можно сделать вывод, что они никогда не

совпадают полностью. Это следует из того, что каждая состоит из

национальных и интернациональных элементов [2]. Для каждой культуры

совокупности

этих

элементов

будут

различными.

При

преподавании

английского

языка

как

иностранного

необходимость

в

лингвострановедческом комментарии возникает с первых шагов в связи с

особенностями языкового сознания носителей английского и русского

языков. Так, сравнивая слова «house» и «дом», нужно отметить тот факт, что

у англичан это слово связывается в первую очередь, «с местом, где живут», у

русских - на первом плане оказывается ассоциация с понятием «семья».

Особого разъяснения требует и слово «holiday», которое обычно переводится

на русский язык как «каникулы», при этом второе значение этого слова

«отпуск» часто не принимается во внимание, поскольку для русских понятия

«каникулы» и «отпуск» связаны с различными сферами деятельности: учебой

и работой.

Познавательный интерес - важнейшее образование личности, которое

складывается в процессе жизнедеятельности человека, формируется в

социальных условиях его существования и никоим образом не является

присущим человеку от рождения.

Таким образом, мы приходим к пониманию, что страноведческий материал

необходим и важен в обучении иностранному языку, так как использование

страноведческого материала повышает интерес учащихся к предмету,

совершенствует технику чтения и способствует более глубокому пониманию

иноязычных текстов. Этим вопросом уделяется большое внимание, как в

психологии, так и в методике обучения этому предмету.

Вместе с тем, применение страноведческой информации в практике

преподавания связано с большим кругом вопросов, требующих серьезного

научного подхода и обоснования. Современная методическая литература

предлагает большое разнообразие методов, приемов, форм работы над

страноведческим материалом. Одной из наиболее эффективных форм,

позволяющих ознакомить студентов с лингвострановедческой информацией,

является прием коллажирования. Он заключается в создании наглядных

смысловых цепочек с четкой структурой, для того, чтобы последовательно

раскрыть ключевое понятие осваиваемой темы. Коллаж - это универсальное

средство образовательного воздействия на ученика. Для него характерны

оригинальная форма и содержание. Коллаж составляется следующим

образом: учитель поочередно прикрепляет к листу бумаги или магнитной

доске яркие, разноцветные фигуры, на которых по-английски и по-русски

написаны слова-понятия. При необходимости (в работе с младшими

школьниками или дошкольниками) под фигурами можно прикрепить

соответствующие рисунки. Сначала прикрепляется материал, связанный с

ключевым ядром, затем по мере удаления от ключевого слова материал

добавляется. Порядок проведения урока при этом таков:

1) в начале урока дети смотрят на яркую фигуру и рисунок к ней, а

преподаватель

рассказывает

о

предмете

на

русском

языке

(рассказ

составляется на основе английского текста),

2)

затем

ученики

повторяют

вслед

за

преподавателем

названия

на

английском языке, отвечают по-английски на вопросы, заданные по-русски

(вопросы формулируются так, чтобы дети обязательно включили в свой

ответ слово-понятие),

3) предварительно освоив незнакомые слова текста, ученики слушают текст,

связанный с понятием, на английском языке,

4) далее учитель задает по-английски те же вопросы о данном понятии, что

он задавал по-русски,

5) затем учитель знакомит детей со словами-спутниками таким же образом,

при этом постоянно идет повторение уже освоенного материала (с опорой на

знакомые детям рисунки и фигуры),

6) когда часть коллажа или весь коллаж уже отработан таким способом,

ученики составляют рассказ о понятии на русском, вставляя в него основные

понятия на английском, показывая соответствующие картинки на коллаже,

7) учитель убирает с коллажа сначала рисунки, а потом и сам коллаж, и

ребенок повторяет свой рассказ,

8) ученики сами составляют коллаж,

9) ученики рассказывают о понятии без использования коллажа (на

продвинутом этапе обучения).

Модернизация иноязычного образования в современной школе обеспечила

возможность использования современных информационных технологий на

уроках иностранного языка,

что явилось своеобразным прорывом в

преподавании предмета на современном этапе и способствовало росту

познавательного интереса учащихся к реалиям станы изучаемого языка.

Новым,

но

уже

распространенным

методом

ознакомления

со

страноведческой информацией является метод проектов. Проект - это

самостоятельно планируемая и реализуемая работа, в которой речевое

общение вложено в интеллектуально-эмоциональный контекст другой

деятельности

(игры,

анкетирование,

выпуск

журнала,

поисковой

деятельности

и

др.).

Проектная

работа

придает

процессу

обучения

личностно-ориентированный и деятельностный характер и в полной мере

отвечает целям обучения. Она создает условия, в которых процесс обучения

иностранному языку по своим основным характеристикам приближается к

процессу

естественного

овладения

языком

в

аутентичном

языковом

контексте. Перед учащимися ставится (или они сами ее формулируют)

конкретная

цель,

направленная

на

достижение

не

"языкового",

а

практического

результата.

Работа

над

проектом

осуществляется

в

определенной последовательности и имеет следующие этапы:

планирование;

подготовка и исполнение;

обсуждение и оценка; Круг тем проектов может быть очень широким и

разнообразным ("In Britain", "Music", "Education", "Political System"…).

Помимо огромного потенциала, который несет в себе метод проектов для

формирования

коммуникативной

компетенции,

значительные

дополнительные

возможности

возникают

при

использовании

информационных ресурсов и услуг Internet в процессе проектной методики.

Это,

пожалуй,

наиболее

эффективная

возможность

формирования

социокультурной компетенции на основе диалога культур. В Интернете

учащиеся и преподаватели могут найти любую необходимую для проекта

информацию: о музеях мира; о текущих событиях в разных уголках мира; о

национальных праздниках и т.д. Можно побеседовать в режиме on-line,

пользуясь услугами IRC (Internet Relay Chat), со сверстниками или со

специалистами интересующей профессии из разных стран мира. Проектная

деятельность наиболее эффективна, если ее удается связать с программным

материалом, значительно расширяя и углубляя знания обучаемых в процессе

работы над проектом. Очень интересны межпредметные проекты, также

организуемые

вокруг

определенной

проблемы.

Это

могут

быть

международные проекты по экологии, географии, исторические, творческие

проекты и прочее. Но если они носят международный характер, значит,

должны проводиться на иностранном языке. Общение происходит с

носителем другой культуры, язык которой изучается. Студенты не только

решают проблему, они знакомятся с национальными и культурными

особенностями стран-партнеров, многое узнают друг о друге. Решение

проблемы преподнесения страноведческой информации не сводится к

использованию в учебном процессе одного-двух новых приемов. Главное -

установить соответствие между содержательной и процессуальной стороной

учебных знаний.

В заключении хотелось бы отметить, что лингвострановедческий материал

является сильным рычагом для создания и поддержания интереса к изучению

иностранных

языков.

Обучение,

построенное

с

применением

лингвострановедческих

и

страноведческих

материалов,

безусловно,

повышает интерес учащихся к изучению иностранного языка путем развития

внутренней мотивации при помощи переноса центра процесса обучения с

учителя на ученика и является эффективным средством от однообразия,

скуки, оно способствует развитию творческого потенциала учащегося,

осознанию себя как члена общества, расширению языковых знаний, а также

представляет

собой

действенный

источник

мотивации.

Благодаря

использованию

лингвострановедческих

и

страноведческих

материалов

занятия

по

иностранному

языку

отличаются

коммуникативно-

прагматической

направленностью,

самостоятельностью

и

творчеством

учащихся, их высокой активностью и заинтересованностью в изучении

языка.



В раздел образования