Автор: Шифрина Тамара Исааковна
Должность: Учитель-логопед
Учебное заведение: МБДОУ "Центр развития ребёнка - детский сад №26" г. Гатчина
Населённый пункт: Ленинградская область, город Гатчина
Наименование материала: Статья
Тема: "Игры и упражнения для предупреждения оптической дислексии у детей"
Раздел: дошкольное образование
Игры и упражнения для предупреждения
оптической дислексии у детей
Оптическая дислексия обусловлена нерасчлененностью зрительного
восприятия форм, недостаточным развитием оптико-пространственного
восприятия и представления, а также нарушением зрительного гнозиса,
анализа и синтеза.
Выделяют 2 вида оптической дислексии:
1.
Литеральная (связана с проблемами усвоения отдельных букв).
Проявляется смешением и заменами буква, которые сходны графически
и различаются только отдельными элементами (В-З, Ъ-М), либо
пространственным расположением (П-Н-И, Р-Ь, Т-Г).
2.
Вербальная (связана с проблемами прочтения слов).
Эта форма дислексии проявляется по-разному: ребенок может читать
слово задом наперед, либо соскальзывать с одной строчки на другую, в
результате чего страдает последовательность чтения.
Устранение оптической дислексии предполагает комплексную работу
над развитием зрительного восприятия, расширение объема зрительной
памяти, анализа и синтеза, а также формирование пространственных
представлений.
Коррекционный процесс включает в себя определенные упражнения, которые
давно и успешно применяются на практике.
Упражнения для развития зрительного восприятия,
анализа и синтеза
Детям предъявляются схематические изображения
букв, предметов, которые перевернуты на 180
градусов. Они должны назвать их.
Предлагается карточка, на которой написаны слова с
определенной ошибкой (к примеру, одна из букв
написана зеркально). Ребенок должен найти ошибку
и написать слово правильно.
Предъявляются 2 предметных изображения, которые
похожи друг на друга, но у них есть ряд
незначительных отличий. Ребенок должен найти их.
Дается несколько частей цельного изображения.
Ребенок должен правильно соединить их, чтобы
получился полноценный рисунок.
Предъявляются фигуры, которые состоят из
геометрических фигур или элементов букв. Задача
ребенка – найти все «спрятанные» изображения.
Упражнения для развития зрительной памяти
Упражнений для развития зрительной памяти достаточно много, поэтому
рассмотрим несколько из них.
Упражнение первое: на листе нарисован определенный узор, ребенок
изучает его в течение пары минут, затем лист убирается, и ребенок должен
нарисовать то, что он запомнил.
Схожее упражнение с сюжетной картинкой. В течение 30 секунд ребенок
рассматривает это изображение, затем он должен максимально подробно
описать то, что он увидел на картинке.
Упражнения для развития пространственных
представлений
Коррекционная работа включает в себя следующие упражнения:
Ребенка просят перечислить предметы, которые находятся справа от
него. Затем он поворачивается направо и опять он должен перечислить
то, что находится справа. Так можно повторять несколько раз
(аналогичны упражнения на то, что находится спереди, слева, сзади).
Следующее упражнение предполагает работу в паре. Один ребенок с
завязанными глазами должен нарисовать на бумаге то, что будет
говорить второй ребенок. Инструкция обязательно должна содержать
слова: «справа», «слева», «низ», «верх» и т.д.
Дети должны сесть в круг. Каждому из них ставится задача обозначить
свое место («Я сижу слева от Иры, справа от Димы, впереди меня
Леша»).
Упражнения для развития периферического
зрения
К 6 годам у ребенка формируется периферическое зрение. Оно развивается и
укрепляется — до пубертатного возраста. Угол зрения подростка уже ничем не
отличается от такового у взрослого.
Однако уже сформировавшееся периферическое зрение можно улучшать и
укреплять. Этому способствуют специальные упражнения для развития широты
зрения и для предупреждения оптической дислексии.
Упражнение «Ёлочка»
Упражнение "Елочка"
Помогает освоить навык правильного и быстрого чтения. Необходимо
подготовить лист А4, расположив его вертикально, написать на нём точки,
буквы, цифры, как показано на рисунке. Затем надо закрыть рисунок бумагой
и открыть верхние ветви ёлочки. Ребёнок должен смотреть на точку или
цифру, расположенную в центре. Переводить взгляд на боковые цифры или
буквы нельзя. Задание заключается в следующем. Нужно назвать, какие
буквы и цифры написаны по бокам. После прочтения можно открыть
следующие ветви и так далее.