Напоминание

"Типы односоставных предложений"


Автор: Иванова Татьяна Анатольевна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МОУ "СОШ № 8"
Населённый пункт: город Магнитогорск, Челябинская область
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: "Типы односоставных предложений"
Раздел: среднее образование





Назад




Методическая разработка для обучающихся 8 класса

Тема:

Типы односоставных предложений.

МОУ «СОШ № 8» г. Магнитогорска.

Учитель русского языка и литературы

Иванова Татьяна Анатольевна

.

г. Магнитогорск, 2023 г.

Здравствуйте!

Чем отличаются данные предложения?

1.

Я иду домой.

2.

Иду домой.

Первое является двусоставным, а второе – односоставным.

Сегодня на уроке мы будем вспоминать типы (виды) односоставных

предложений.

Как звучит тема нашего урока? Типы односоставных предложений.

Задачи урока:

1.Выяснить, чем двусоставные предложения отличаются от односоставных.

2.Вспомнить типы односоставных предложений.

3.Подготовиться к выполнению задания № 13 из ВПР.

Как выглядит 13-е задание в ВПР? Что там нужно выполнить? Какие

правила повторить? Нужно написать вид односоставного предложения.

Каковы критерии оценивания 13-го задания в ВПР? Сколько баллов

можно получить? За это задание можно получить всего 1 балл.

Вспомним теорию.

Дополните фразы:

1.Односоставное предложение – это предложение, в котором есть только

один главный член предложения (подлежащее или сказуемое).

2.Двусоставное предложение – это предложение, в котором есть два главных

члена предложения (подлежащее и сказуемое).

Потренируемся!

Задание 1.

Определите двусоставные и односоставные предложения, подчеркните

основу.

Образец: Я выбегаю на улицу.

1.У меня есть уверенность. 2.Нет уверенности в завтрашнем дне. 3.Ветер

гнал листву. 4.Ветром гнало листву. 5.У нас есть свободное время. 6.Нет

двусост.

свободного времени. 7.Всё было готово. 8.Мне стало лучше. 9.Мой брат –

студент. 10.От пехоты не отрываться!

Ученики выполняют работу самостоятельно. А проверяют о оценивают

работу соседа.

Мы

вспомнили,

чем

односоставные

предложения

отличаются

от

двусоставных.

Какие виды односоставных предложений вы знаете?

Определённо –

личные, неопределённо – личные, безличные, назывные.

Чем назывные предложения отличаются от других односоставных? Из

главных членов предложения в них есть только подлежащее.

На листах у вас есть вопросы, давайте ответим на них письменно.

1.В каких односоставных предложениях в качестве сказуемого используется

инфинитив или слова можно, нужно, нет, нельзя? В безличных.

2.В

каких

односоставных

предложениях

невозможно

восстановить

подлежащее? В безличных.

3.В каких односоставных предложениях можно одновременно подставить

местоимения МЫ, ВЫ или ОНИ? Неопределённо – личные.

Вспомните типы односоставных предложений. Дополните схему.

Как определить лицо глагола? Нужно подставить местоимение.

Допишите таблицу

Лицо

Ед.число

Мн.число

1 л.

Я

2 л.

ВЫ

3 л.

Теперь мы готовы снова вернуться к таблице «Типы односоставных

предложений» и вписать местоимения.

Дополните таблицу «Типы односоставных предложений»

Теорию мы вспомнили. Теперь вы готовы поработать самостоятельно.

Задание 2

Определите типы односоставных предложений, подчеркните основу:

1.Холодно. (безлич.)

2.Меня знобит. (безлич.)

3.Вот и автобус. (назыв.)

4.Пахнет сеном. (безлич.)

5.Здесь никого нет. (безлич.)

6.В коридоре шумят. (неопр. - лич.)

7.Какой красивый посёлок! (назыв.)

8.Люблю морозные дни. (опр. – лич.)

9.Приезжайте через неделю. (опред. – лич.)

10.Где-то стреляют. (неопр. – лич.)

Проверьте себя и оцените свою работу. Поднимите руки те, у кого нет

ошибок. Молодцы!

Вспомним с вами орфоэпические нормы, т.к. в одном из заданий в ВПР вам

нужно поставить ударение в словах.

Сегодня это будут забавные стихотворения.

Задание 3

Прочитайте стихотворения, поставьте правильно ударения.

1.Феномен звонит по средам,

Приняв договор по годам.

2.Как у нашей Марфы

Есть в полоску шарфы!

3.Срубили ель

И сорвали щавель.

4.Ты нам шторы не вози,

Мы повесим жалюзи.

5.Долго ели торты –

Не налезли шорты!

6.Вот уже звенит звонок,

Чтоб ты всё запомнить смог!

Давайте проверим. Несколько учеников читают стихотворения, остальные

проверяют, оценивают свою работу.

Поднимите руки те, у кого нет ошибок. Молодцы!

Задание 4

В задании из ВПР встречаются односоставные предложения в составе

сложного.

Определите

тип

односоставных

предложений,

которые

находятся в составе сложных предложений.

1.Очень важно знать, в каком месте пушкинской рукописи находится

автопортрет. (безлич.)

2.

Мы часто говорим о красоте земли, но бережём плохо то, что надо беречь.

(безлич.)

3.

Всем также было понятно, что, сдавшись, Ленинград, несомненно,

подписал бы себе приговор. (безлич.)

4.

В самом деле, ничем не измерить той красоты, которую она щедро

разливает вокруг себя и всем без разбору. (безлич.)

5.Душно бывает в доме, когда мы собираемся вместе. (безлич.)

Это задание лучше выполнять вместе с учениками, лучше подчёркивать

основы.

Мы вспомнили всю теорию, теперь вы готовы выполнить задание из ВПР.

Пятое задание ученики выполняют самостоятельно. Проверять будет учитель

и оценка пойдёт в журнал.

Задание 5

Задание из ВПР

Определите тип односоставных предложений:

1.

Давайте поговорим о жизни, о развитии нашего языка. (опред. – лич.)

2.

Легко жить нельзя! (безлич.)

3.

Не тронь моих чертежей! (опред. – лич.)

4.

Отнюдь нет! (безлич.)

5.

Оттуда, казалось, можно было дотянуться рукой до пышных летних

облаков. (безлич.)

6.

Безногий лётчик! (назыв.)

7.

Садов нет. (безлич.)

8.

Деревья для вытачивания матрешек спиливают ранней весной. (неопр.

– лич.)

9.

Затем изделие покрывают глазурью. (неопр. – лич.)

10.А природа… (назыв.)

11.У него не хватило бы на нее всей жизни. (безлич.)

12.Пять раз сбивали его. (неопр. – лич.)

13.Из этого удивительного дерева получают особое масло, а также

древесину очень высокой твердости. (неопр. – лич.)

14.Клянемся своими боевыми знаменами… выстоять в предстоящих

схватках с врагом... (опр. – лич.)

Если остаётся время на уроке, то предлагаю выполнить 6-е задание,

вспомнить морфемный разбор.

В конце урока ученики оценивают свою работу на уроке.

Затем рефлексия, восьмиклассники отвечают на вопросы.

Продолжите фразы:

1.На уроке я узнал(а)

2.Сложнее всего мне было

3.Больше всего мне понравилось

Домашнее задание: выполнить задание на карточках.



В раздел образования