Автор: Петрова Наталья Владимировна
Должность: учитель математики
Учебное заведение: ГБОУ школа №202
Населённый пункт: Санкт-Петербург
Наименование материала: статья
Тема: Инклюзивное образование: проблемы и решения
Раздел: среднее образование
«Инклюзивное образование: проблемы и решения»
Инклюзивное или включенное образование – термин, используемый для
описания процесса обучения детей с особыми потребностями в
общеобразовательных (массовых) школах. В основу инклюзивного образования
положена идеология, которая исключает любую дискриминацию детей. Оно
обеспечивает равное отношение ко всем людям, но создает особые условия для
детей, имеющих особые образовательные потребности. Инклюзивное
образование – процесс развития общего образования, подразумевающий
доступность образования для всех. Приспособление к различным нуждам разных
категорий детей. Обеспечение доступа к образованию для детей с особыми
потребностями.
В современной мировой педагогической практике в течение нескольких
десятилетий развивается инклюзивный подход. Дети с ограниченными
возможностями здоровья включаются в общеобразовательные классы школ и
группы детских садов вместе с обычными сверстниками. Инклюзивный принцип
позволяет предоставлять образовательные услуги для любых категорий
воспитанников, часто является единственным способом получения образования
для детей с нарушениями в развитии.
Инклюзивное образование - наиболее передовая система обучения детей с
ограниченными возможностями здоровья, основанная на совместном обучении
здоровых детей и детей-инвалидов.
Обучаясь вместе, дети учатся жить вместе, стираются границы между
инвалидами и здоровыми людьми. Разрушение барьеров при получении
образования приводит к объединению общественного пространства инвалидов и
здоровых людей, меняется отношение к инвалидности: она считается не пороком,
а особенностью того или иного человека.
Инклюзивное, или включающее образование основано на том, что все дети,
несмотря на свои физические, интеллектуальные и иные особенности, включены
в общую систему образования и обучаются вместе со своими сверстниками по
месту жительства в массовой общеобразовательной школе, учитывающей их
особые образовательные потребности.
Понятие «инклюзивное образование» сформировалось из убеждения в том, что
образование является основным правом человека и что оно создает основу для
более справедливого общества. Все учащиеся имеют право на образование,
независимо от их индивидуальных качеств или проблемы.
Мировое сообщество считает, что люди с инвалидностью имеют такие же
права, как и все остальные граждане, и они должны иметь равные возможности в
реализации этих прав. Задача государства и общества – сделать так, чтобы все
дети могли получить образование и жить максимально полноценно, вне
зависимости от возможностей здоровья. Система инклюзивного образования
позволяет в полной мере реализовать образовательные права детей с
ограниченными возможностями здоровья.
Каждый одиннадцатый житель России имеет ту или иную форму инвалидности.
Это люди с особенностями физического, психического или интеллектуального
развития различной степени: врожденные или приобретенные в течение жизни
нарушения опорно-двигательного аппарата, зрения, слуха, состояния психики,
умственного развития. Они нуждаются в специально приспособленных условиях
жизни и зачастую требуют посторонней помощи.
Инклюзия в широком смысле этого слова включает в себя не только сферу
образования, но и весь спектр общественных отношений: труд, общение,
развлечения. Везде должна быть создана доступная и доброжелательная
атмосфера, преодолены барьеры среды и общественного сознания.
Инклюзия признана более развитой, гуманной и эффективной системой
образования не только для детей с особыми образовательными потребностями,
но и здоровых детей. Инклюзия дает право на образование каждому независимо
от соответствия или несоответствия критериям школьной системы. Школа
выполняет не только образовательные функции, но и является основной сферой
жизнедеятельности ребенка. Через уважение и принятие индивидуальности
каждого из них происходит формирование личности, имеющей свою собственную
образовательную линию. Вместе с тем, ученики в школе находятся в коллективе,
учатся взаимодействовать друг с другом, выстраивать взаимоотношения,
совместно с учителем творчески решать образовательные проблемы.
Инклюзивное образование расширяет личностные возможности всех детей,
помогает выработать такие качества, как гуманность, толерантность, готовность к
помощи. Инклюзивное образование является принципиально новой системой, где
ученики и педагоги работают над общей целью – доступным и качественным
образованием для всех без исключения детей. Подражание является важным
методом инклюзивного и интегрированного обучения.
История
Л. С. Выготский (1896-1934) указывал на необходимость создания
такой системы обучения, в которой ребенок с ограниченными возможностями не
исключался бы из общества детей с нормальным развитием. Он указывал, что при
всех достоинствах наша специальная (коррекционная) школа отличается тем
основным недостатком, что она замыкает своего воспитанника в узкий круг
специфичного школьного коллектива, создает замкнутый мир, в котором всё
приспособлено к дефекту ребенка, всё фиксирует его внимание на своём
недостатке и не вводит его в настоящую жизнь. Таким образом, Л. С. Выготский
одним из первых обосновал идею интегрированного обучения.
Практика работы некоторых образовательных, муниципальных и общественных
организаций показывает, что дети-инвалиды способны заниматься в
драматических и танцевальных кружках и спортивных секциях, участвовать в
конкурсах и олимпиадах, реализовывать себя в живописи и музыке. В этих
случаях школьники с ограниченными возможностями здоровья испытывают
меньшее чувство неполноценности, психологического дискомфорта, впоследствии
легче интегрируются в общество. Таким образом, назрела необходимость
ориентировать государственную систему дополнительного образования на работу
с детьми-инвалидами.
Восемь принципов инклюзивного образования:
1.
Ценность человека не зависит от его способностей и достижений;
2. Каждый человек способен чувствовать и думать;
3. Каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть
услышанным;
4. Все люди нуждаются друг в друге;
5. Подлинное образование может осуществляться только в контексте
реальных взаимоотношений;
6. Все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников;
7. Для всех обучающихся достижение прогресса скорее может быть в том,
что они могут делать, чем в том, что не могут;
8. Разнообразие усиливает все стороны жизни человека.
Система инклюзивного образования включает в себя учебные заведения
среднего, профессионального и высшего образования. Ее целью является
создание без барьерной среды в обучении и профессиональной подготовке людей
с ограниченными возможностями. Данный комплекс мер подразумевает как
техническое оснащение образовательных учреждений, так и разработку
специальных учебных курсов для педагогов и других учащихся, направленных на
развитие их взаимодействия с инвалидами. Кроме этого необходимы
специальные программы, направленные на облегчение процесса адаптации детей
с ограниченными возможностями в общеобразовательном учреждении.
Помимо инклюзивного образования, в России существуют иные варианты
обучения детей-инвалидов:
Спецшколы и интернаты – образовательные учреждения с круглосуточным
пребыванием обучающихся, созданные в целях оказания помощи семье в
воспитании детей, формирования у них навыков самостоятельной жизни,
социальной защиты и всестороннего раскрытия творческих способностей детей.
Также на территории РФ существует система домов-интернатов социальной
защиты, в которых различные образовательные программы осуществляются
силами социальных педагогов. Однако де-юре такие дома-интернаты не являются
образовательными учреждениями и не могут выдавать документ об образовании.
В 2009 году для домов-интернатов начал разрабатываться специальный
образовательный стандарт.
Коррекционные классы общеобразовательных школ – форма
дифференциации образования, позволяющая решать задачи своевременной
активной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья.
Положительным фактором в данном случае является наличие у детей-инвалидов
возможности участвовать во многих школьных мероприятиях наравне со своими
сверстниками из других классов, а также то, что дети учатся ближе к дому и
воспитываются в семье.
Домашнее обучение – вариант обучения детей-инвалидов, при котором
преподаватели образовательного учреждения организованно посещают ребенка и
проводят с ним занятия непосредственно по месту его проживания. В таком
случае, как правило, обучение осуществляется силами педагогов ближайшего
образовательного учреждения, однако в России существуют и
специализированные школы надомного обучения детей-инвалидов. Домашнее
обучение может вестись по общей либо вспомогательной программе, построенной
с учетом возможностей учащегося. По окончании обучения ребенку выдается
аттестат об окончании школы общего образца с указанием программы, по которой
он проходил обучение.
Дистанционное обучение – комплекс образовательных услуг, предоставляемых
детям-инвалидам с помощью специализированной информационно-
образовательной среды, базирующейся на средствах обмена учебной
информацией на расстоянии (спутниковое телевидение, радио, компьютерная
связь и т.п.). Для осуществления дистанционного обучения необходимо
мультимедийное оборудование (компьютер, принтер, сканер, веб-камера и т.д.), с
помощью которого будет поддерживаться связь ребенка с центром
дистанционного обучения. В ходе учебного процесса проходит как общение
преподавателя с ребенком в режиме онлайн, так и выполнение учащимся
заданий, присланных ему в электронном виде, с последующей отправкой
результатов в центр дистанционного обучения
Проблемы инклюзивного образования:
1.В нашей стране рынок образовательных услуг для детей с ограниченными
возможностями здоровья чрезвычайно ограничен, в малых городах и селах дети-
инвалиды нередко остаются вне системы образования по сугубо экономическим
причинам. Традиционной формой обучения детей-инвалидов остаются
специальные (коррекционные) образовательные учреждения.
2.Для обучения детей с ограниченными возможностями на современном уровне
требуется решение ряда проблем, в том числе совершенствование системы
образования. Сегодня существуют явные пробелы в законодательной базе, а
также в системе социальной поддержки.
3.Значительная часть трудностей в обучении и воспитании детей-инвалидов
связана с острым дефицитом квалифицированных кадров - коррекционных
педагогов (педагогов-дефектологов), психологов, воспитателей и социальных
педагогов, недостаточным уровнем их подготовки. Отсутствует система
подготовки и переподготовки кадров для обучения детей-инвалидов в системе
общего образования. Подготовка специальных педагогов ориентирована на
работу в системе специальных школ.
4.Очень многие выпускники дефектологических факультетов (коррекционной
педагогики и специальной психологии) не идут работать в специальные
(коррекционные) образовательные учреждения из-за низкой зарплаты и
непрестижности профессии учителя-дефектолога.
5.Особенности обучения детей-инвалидов как в специальных (коррекционных)
образовательных учреждениях, так и в системе общего образования требуют
внесения существенных изменений в учебные планы не только факультетов
коррекционной педагогики и специальной психологии, но и ряда других (прежде
всего, факультетов дошкольного воспитания и учителей начальных классов).
6.Развитию инклюзивного образования препятствует отсутствие необходимого
материально-технического обеспечения школ. Особое место среди проблем
детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата занимают трудности
доступа к учреждениям образования и здравоохранения, жилым зданиям и
транспорту, спортивным и культурным учреждениям, что делает их жизнь
фактически изолированной от общества.
7.В России до сих пор не создана единая система раннего выявления отклонений
в развитии детей и ранней коррекционно-педагогической помощи. И только
немногие дети с ограниченными возможностями, включая детей-инвалидов,
получают коррекционно-педагогическую помощь в раннем возрасте, хотя в ряде
регионов (например, в Псковской, Свердловской, Самарской областях, Москве,
Санкт-Петербурге) положительный опыт такой работы существует.
8.Большинство учителей и директоров школ мало знают о проблемах
инвалидности и не готовы к включению детей с ограниченными возможностями в
процесс обучения в обычных классах.
9.Отмечаются следующие методологические и организационные сложности в
исследованиях эффективности инклюзивного
образования
-критерии, согласно которым школа может считаться инклюзивной, и кто их
определяет; - как идентифицировать
инклюзию в школе; - как
зафиксировать изменения в развитии
учащихся; - как сравнивать данные
эмпирических исследований, если в них принимают участие разные популяции
детей – учащиеся с особыми потребностями и ограниченными возможностями.
10.Психологические проблемы учителей:
Учителя и другие специалисты не сразу начинают соответствовать тем
профессиональным ролям, которые требуются для данной формы обучения. Они
проходят несколько стадий: начиная с явного или латентного сопротивления,
переходя к пассивному, а затем и к активному принятию происходящего.
Специалисты испытывают страх: "Смогу ли я сделать это?" Они боятся не
справиться и потерять работу, боятся ответственности, боятся рисковать. Страх и
неуверенность также связаны с тем, что специалисты боятся, что не будут
полностью контролировать происходящее, что им придется просить о помощи
учеников, родителей или педагогов. Но в данном случае речь идет о правах
человека, и поэтому педагог боится ответственности, возлагаемой на его плечи.
11.Проблемы, которые возникают у «обычных» детей и их родителей:
Родители детей, которые развиваются типичным образом, иногда высказывают
опасение, что присутствие в классе детей, которые требуют особой поддержки,
может задерживать развитие их собственного ребенка.
12.Финансирование работы учреждения ориентировано не на ребёнка, а на вид
учреждения.
13.Отсутствует нормативная и методическая база организации и проведения ЕГЭ
для детей-инвалидов (особенно с нарушением опорно-двигательного аппарата и
зрения) что фактически лишает данных обучающихся возможность сдавать ЕГЭ и
ставит их в неравное положение с другими абитуриентами.
Положительные следствия инклюзивного образования
Для детей с ОВЗ: Дети участвуют в большем количестве взаимодействий со
сверстниками. Они пробуют свои возможности в более продвинутых уровнях игры.
Инклюзивное образование обеспечивает им доступ к общеобразовательным
программам (или их частям, которые дети с ОВЗ могут освоить), Оно дает
возможность осваивать навыки взаимодействия в естественной среде. Позволяет
задействовать групповую учебную деятельность. Подражание «здоровому» типу
поведения как поведенческой норме конкретного социума; исключение
социальной изоляции детей, усугубляющей патологию и ведущей к
развитию «ограниченных возможностей».
Для детей с нормальным развитием: в инклюзивных группах дети с
нормативным развитием имеют более выраженные коммуникативные навыки и
ведут себя более активно, чем в группах, состоящих только из нормативно
развивающихся сверстников. У них больше знаний о том, что означают
"ограниченные возможности", и более высокие баллы по шкалам принятия людей
с ограничениями, чем у детей, посещающих обычные
группы.
Для всех детей: Развитие самостоятельности всех детей через
предоставление помощи; обогащение социального (коммуникативного и
нравственного) опыта детей; развитие толерантности, терпения, умение
проявлять сочувствие и гуманность. Исключение формирования чувства
превосходства или развития комплекса неполноценности. Рассмотрение развития
каждого ребенка как уникального процесса (отказ от сравнивания детей друг с
другом).
Таким образом, для успешного развития инклюзии необходимо:
1.Большое значение должно придаваться инклюзивному воспитанию.
Инклюзивное воспитание – это управление индивидуальным развитием личности
ребенка с ограниченными возможностями здоровья (личностная инклюзия) в
воспитательном пространстве, среде, воспитательной системе образовательной
организации.
2.Оказание ранней коррекционной помощи детям с особенными педагогическими
потребностями в детском саду.
3.Составить такую структуру учебной программы, чтобы она была наиболее
мобильной, а разнообразие образовательных методик позволяло удовлетворить
потребности всех учеников и
воспитанников.
4.Обеспечить доступность школьного образования для всех детей, проживающих
рядом со школой. Признать права учеников на получение образования в школах,
расположенных по месту
жительства.
5.Обеспечить физический доступ учеников с ограниченными возможностями
здоровья в школы: транспорт, пандусы, подъемники.
6..Провести реформы и изменения, направленные на благо всех учеников школы
в целом.
7.Сформировать у учащихся положительное отношение к обучению. Ученик
выступает в качестве главного условия личного роста, способствующего
преодолению негативных особенностей эмоционально-личностной сферы и
благодаря включению в успешные виды деятельности.
8.Развивать личность учащегося, учитывать индивидуальные особенности и
потребности каждого воспитанника.
9.Организовать систему эффективного психолого-педагогического сопровождения
образовательного и воспитательного процесса путем взаимодействия
диагностико-консультативной, коррекционно-развивающей, лечебно-
профилактической, социально-трудовой деятельности. Начиная с детского
сада.
10.Создание уютного, комфортного пространства для всех. Создание среды,
способствующей гармоничному развитию личности ребенка вне зависимости от
наличия или отсутствия у него ограниченных возможностей здоровья;
11.Формирование толерантного пространства детей, родителей, персонала и
социального окружения.
12.Реструктурировать методики работы в школе таким образом, чтобы она могла
полностью отвечать разнообразным потребностям всех учеников, проживающих
рядом со школой.
13.Привлекать к работе в условиях инклюзивного образования
высококвалифицированных специалистов, которые не только обеспечат
усиленный индивидуализированный процесс сопровождения, обучения и
воспитания, но и примут активное участие в работе школы в режиме
развития.
14.Осуществлять мониторинг инклюзивного образования, т. е. отслеживать
индивидуальные образовательные достижений каждого учащегося.
15.Формировать общественное сознание по отношению к людям с особыми
образовательными потребностями и особенностями в развитии. Признать
равноценность для общества всех учеников.Повысить степень участия учеников
в культурной жизни местных школ и одновременное уменьшение уровня
изолированности части учащихся от общешкольной
жизни.
16.Обеспечить внеклассную деятельность, формирующую из ученика личность
независимо от его возможностей здоровья и развития. Инклюзия – не ущемление
прав здоровых учеников в пользу детей с инвалидностью, а следующая ступень
развития общества, когда образование становится реальным правом для всех.
17.Избавится от барьеров на пути получения знаний и полноценного участия в
школьной жизни для всех учеников, а не только для тех, кто имеет инвалидность
или относится к тем, у кого есть особые образовательные потребности.
18. Признать роль школ не только в повышении академических показателей
учащихся, но и в развитии общественных ценностей.
19.Сохранять и укреплять здоровье всех категорий школьников и
дошкольников.
20.Развить отношения поддержки и сотрудничества между школами и местными
сообществами. Признание того, что инклюзия в образовании — это один из
аспектов инклюзии в обществе.
21.Развивать систему дистанционного образования.Осуществлять мониторинг
инклюзивного образования, т. е. отслеживать индивидуальные образовательные
достижений каждого учащегося.
Заключение:инклюзия – это процесс развития предельно доступного образования
и воспитания для каждого в доступных школах и образовательных учреждениях,
формирование процессов обучения и воспитания с постановкой адекватных
целей всех детей, процесс ликвидации различных барьеров для наибольшей
поддержки каждого ребёнка и максимального раскрытия его потенциала.
Забота каждого гражданина понять и признать эти изменения. Изменить это
отношения можно, только если начать с собственного сознания и правильного
воспитания своих детей, изменения мышления всего общества.
Использованна информация из викпедии
link