Напоминание

Инклюзивное образование: проблемы и решения


Автор: Петрова Наталья Владимировна
Должность: учитель математики
Учебное заведение: ГБОУ школа №202
Населённый пункт: Санкт-Петербург
Наименование материала: статья
Тема: Инклюзивное образование: проблемы и решения
Раздел: среднее образование





Назад




«Инклюзивное образование: проблемы и решения»

Инклюзивное или включенное образование – термин, используемый для

описания процесса обучения детей с особыми потребностями в

общеобразовательных (массовых) школах. В основу инклюзивного образования

положена идеология, которая исключает любую дискриминацию детей. Оно

обеспечивает равное отношение ко всем людям, но создает особые условия для

детей, имеющих особые образовательные потребности. Инклюзивное

образование – процесс развития общего образования, подразумевающий

доступность образования для всех. Приспособление к различным нуждам разных

категорий детей. Обеспечение доступа к образованию для детей с особыми

потребностями.

В современной мировой педагогической практике в течение нескольких

десятилетий развивается инклюзивный подход. Дети с ограниченными

возможностями здоровья включаются в общеобразовательные классы школ и

группы детских садов вместе с обычными сверстниками. Инклюзивный принцип

позволяет предоставлять образовательные услуги для любых категорий

воспитанников, часто является единственным способом получения образования

для детей с нарушениями в развитии.

Инклюзивное образование - наиболее передовая система обучения детей с

ограниченными возможностями здоровья, основанная на совместном обучении

здоровых детей и детей-инвалидов.

Обучаясь вместе, дети учатся жить вместе, стираются границы между

инвалидами и здоровыми людьми. Разрушение барьеров при получении

образования приводит к объединению общественного пространства инвалидов и

здоровых людей, меняется отношение к инвалидности: она считается не пороком,

а особенностью того или иного человека.

Инклюзивное, или включающее образование основано на том, что все дети,

несмотря на свои физические, интеллектуальные и иные особенности, включены

в общую систему образования и обучаются вместе со своими сверстниками по

месту жительства в массовой общеобразовательной школе, учитывающей их

особые образовательные потребности.

Понятие «инклюзивное образование» сформировалось из убеждения в том, что

образование является основным правом человека и что оно создает основу для

более справедливого общества. Все учащиеся имеют право на образование,

независимо от их индивидуальных качеств или проблемы.

Мировое сообщество считает, что люди с инвалидностью имеют такие же

права, как и все остальные граждане, и они должны иметь равные возможности в

реализации этих прав. Задача государства и общества – сделать так, чтобы все

дети могли получить образование и жить максимально полноценно, вне

зависимости от возможностей здоровья. Система инклюзивного образования

позволяет в полной мере реализовать образовательные права детей с

ограниченными возможностями здоровья.

Каждый одиннадцатый житель России имеет ту или иную форму инвалидности.

Это люди с особенностями физического, психического или интеллектуального

развития различной степени: врожденные или приобретенные в течение жизни

нарушения опорно-двигательного аппарата, зрения, слуха, состояния психики,

умственного развития. Они нуждаются в специально приспособленных условиях

жизни и зачастую требуют посторонней помощи.

Инклюзия в широком смысле этого слова включает в себя не только сферу

образования, но и весь спектр общественных отношений: труд, общение,

развлечения. Везде должна быть создана доступная и доброжелательная

атмосфера, преодолены барьеры среды и общественного сознания.

Инклюзия признана более развитой, гуманной и эффективной системой

образования не только для детей с особыми образовательными потребностями,

но и здоровых детей. Инклюзия дает право на образование каждому независимо

от соответствия или несоответствия критериям школьной системы. Школа

выполняет не только образовательные функции, но и является основной сферой

жизнедеятельности ребенка. Через уважение и принятие индивидуальности

каждого из них происходит формирование личности, имеющей свою собственную

образовательную линию. Вместе с тем, ученики в школе находятся в коллективе,

учатся взаимодействовать друг с другом, выстраивать взаимоотношения,

совместно с учителем творчески решать образовательные проблемы.

Инклюзивное образование расширяет личностные возможности всех детей,

помогает выработать такие качества, как гуманность, толерантность, готовность к

помощи. Инклюзивное образование является принципиально новой системой, где

ученики и педагоги работают над общей целью – доступным и качественным

образованием для всех без исключения детей. Подражание является важным

методом инклюзивного и интегрированного обучения.

История

Л. С. Выготский (1896-1934) указывал на необходимость создания

такой системы обучения, в которой ребенок с ограниченными возможностями не

исключался бы из общества детей с нормальным развитием. Он указывал, что при

всех достоинствах наша специальная (коррекционная) школа отличается тем

основным недостатком, что она замыкает своего воспитанника в узкий круг

специфичного школьного коллектива, создает замкнутый мир, в котором всё

приспособлено к дефекту ребенка, всё фиксирует его внимание на своём

недостатке и не вводит его в настоящую жизнь. Таким образом, Л. С. Выготский

одним из первых обосновал идею интегрированного обучения.

Практика работы некоторых образовательных, муниципальных и общественных

организаций показывает, что дети-инвалиды способны заниматься в

драматических и танцевальных кружках и спортивных секциях, участвовать в

конкурсах и олимпиадах, реализовывать себя в живописи и музыке. В этих

случаях школьники с ограниченными возможностями здоровья испытывают

меньшее чувство неполноценности, психологического дискомфорта, впоследствии

легче интегрируются в общество. Таким образом, назрела необходимость

ориентировать государственную систему дополнительного образования на работу

с детьми-инвалидами.

Восемь принципов инклюзивного образования:

1.

Ценность человека не зависит от его способностей и достижений;

2. Каждый человек способен чувствовать и думать;

3. Каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть

услышанным;

4. Все люди нуждаются друг в друге;

5. Подлинное образование может осуществляться только в контексте

реальных взаимоотношений;

6. Все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников;

7. Для всех обучающихся достижение прогресса скорее может быть в том,

что они могут делать, чем в том, что не могут;

8. Разнообразие усиливает все стороны жизни человека.

Система инклюзивного образования включает в себя учебные заведения

среднего, профессионального и высшего образования. Ее целью является

создание без барьерной среды в обучении и профессиональной подготовке людей

с ограниченными возможностями. Данный комплекс мер подразумевает как

техническое оснащение образовательных учреждений, так и разработку

специальных учебных курсов для педагогов и других учащихся, направленных на

развитие их взаимодействия с инвалидами. Кроме этого необходимы

специальные программы, направленные на облегчение процесса адаптации детей

с ограниченными возможностями в общеобразовательном учреждении.

Помимо инклюзивного образования, в России существуют иные варианты

обучения детей-инвалидов:

Спецшколы и интернаты – образовательные учреждения с круглосуточным

пребыванием обучающихся, созданные в целях оказания помощи семье в

воспитании детей, формирования у них навыков самостоятельной жизни,

социальной защиты и всестороннего раскрытия творческих способностей детей.

Также на территории РФ существует система домов-интернатов социальной

защиты, в которых различные образовательные программы осуществляются

силами социальных педагогов. Однако де-юре такие дома-интернаты не являются

образовательными учреждениями и не могут выдавать документ об образовании.

В 2009 году для домов-интернатов начал разрабатываться специальный

образовательный стандарт.

Коррекционные классы общеобразовательных школ – форма

дифференциации образования, позволяющая решать задачи своевременной

активной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья.

Положительным фактором в данном случае является наличие у детей-инвалидов

возможности участвовать во многих школьных мероприятиях наравне со своими

сверстниками из других классов, а также то, что дети учатся ближе к дому и

воспитываются в семье.

Домашнее обучение – вариант обучения детей-инвалидов, при котором

преподаватели образовательного учреждения организованно посещают ребенка и

проводят с ним занятия непосредственно по месту его проживания. В таком

случае, как правило, обучение осуществляется силами педагогов ближайшего

образовательного учреждения, однако в России существуют и

специализированные школы надомного обучения детей-инвалидов. Домашнее

обучение может вестись по общей либо вспомогательной программе, построенной

с учетом возможностей учащегося. По окончании обучения ребенку выдается

аттестат об окончании школы общего образца с указанием программы, по которой

он проходил обучение.

Дистанционное обучение – комплекс образовательных услуг, предоставляемых

детям-инвалидам с помощью специализированной информационно-

образовательной среды, базирующейся на средствах обмена учебной

информацией на расстоянии (спутниковое телевидение, радио, компьютерная

связь и т.п.). Для осуществления дистанционного обучения необходимо

мультимедийное оборудование (компьютер, принтер, сканер, веб-камера и т.д.), с

помощью которого будет поддерживаться связь ребенка с центром

дистанционного обучения. В ходе учебного процесса проходит как общение

преподавателя с ребенком в режиме онлайн, так и выполнение учащимся

заданий, присланных ему в электронном виде, с последующей отправкой

результатов в центр дистанционного обучения

Проблемы инклюзивного образования:

1.В нашей стране рынок образовательных услуг для детей с ограниченными

возможностями здоровья чрезвычайно ограничен, в малых городах и селах дети-

инвалиды нередко остаются вне системы образования по сугубо экономическим

причинам. Традиционной формой обучения детей-инвалидов остаются

специальные (коррекционные) образовательные учреждения.

2.Для обучения детей с ограниченными возможностями на современном уровне

требуется решение ряда проблем, в том числе совершенствование системы

образования. Сегодня существуют явные пробелы в законодательной базе, а

также в системе социальной поддержки.

3.Значительная часть трудностей в обучении и воспитании детей-инвалидов

связана с острым дефицитом квалифицированных кадров - коррекционных

педагогов (педагогов-дефектологов), психологов, воспитателей и социальных

педагогов, недостаточным уровнем их подготовки. Отсутствует система

подготовки и переподготовки кадров для обучения детей-инвалидов в системе

общего образования. Подготовка специальных педагогов ориентирована на

работу в системе специальных школ.

4.Очень многие выпускники дефектологических факультетов (коррекционной

педагогики и специальной психологии) не идут работать в специальные

(коррекционные) образовательные учреждения из-за низкой зарплаты и

непрестижности профессии учителя-дефектолога.

5.Особенности обучения детей-инвалидов как в специальных (коррекционных)

образовательных учреждениях, так и в системе общего образования требуют

внесения существенных изменений в учебные планы не только факультетов

коррекционной педагогики и специальной психологии, но и ряда других (прежде

всего, факультетов дошкольного воспитания и учителей начальных классов).

6.Развитию инклюзивного образования препятствует отсутствие необходимого

материально-технического обеспечения школ. Особое место среди проблем

детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата занимают трудности

доступа к учреждениям образования и здравоохранения, жилым зданиям и

транспорту, спортивным и культурным учреждениям, что делает их жизнь

фактически изолированной от общества.

7.В России до сих пор не создана единая система раннего выявления отклонений

в развитии детей и ранней коррекционно-педагогической помощи. И только

немногие дети с ограниченными возможностями, включая детей-инвалидов,

получают коррекционно-педагогическую помощь в раннем возрасте, хотя в ряде

регионов (например, в Псковской, Свердловской, Самарской областях, Москве,

Санкт-Петербурге) положительный опыт такой работы существует.

8.Большинство учителей и директоров школ мало знают о проблемах

инвалидности и не готовы к включению детей с ограниченными возможностями в

процесс обучения в обычных классах.

9.Отмечаются следующие методологические и организационные сложности в

исследованиях эффективности инклюзивного

образования

-критерии, согласно которым школа может считаться инклюзивной, и кто их

определяет; - как идентифицировать

инклюзию в школе; - как

зафиксировать изменения в развитии

учащихся; - как сравнивать данные

эмпирических исследований, если в них принимают участие разные популяции

детей – учащиеся с особыми потребностями и ограниченными возможностями.

10.Психологические проблемы учителей:

Учителя и другие специалисты не сразу начинают соответствовать тем

профессиональным ролям, которые требуются для данной формы обучения. Они

проходят несколько стадий: начиная с явного или латентного сопротивления,

переходя к пассивному, а затем и к активному принятию происходящего.

Специалисты испытывают страх: "Смогу ли я сделать это?" Они боятся не

справиться и потерять работу, боятся ответственности, боятся рисковать. Страх и

неуверенность также связаны с тем, что специалисты боятся, что не будут

полностью контролировать происходящее, что им придется просить о помощи

учеников, родителей или педагогов. Но в данном случае речь идет о правах

человека, и поэтому педагог боится ответственности, возлагаемой на его плечи.

11.Проблемы, которые возникают у «обычных» детей и их родителей:

Родители детей, которые развиваются типичным образом, иногда высказывают

опасение, что присутствие в классе детей, которые требуют особой поддержки,

может задерживать развитие их собственного ребенка.

12.Финансирование работы учреждения ориентировано не на ребёнка, а на вид

учреждения.

13.Отсутствует нормативная и методическая база организации и проведения ЕГЭ

для детей-инвалидов (особенно с нарушением опорно-двигательного аппарата и

зрения) что фактически лишает данных обучающихся возможность сдавать ЕГЭ и

ставит их в неравное положение с другими абитуриентами.

Положительные следствия инклюзивного образования

Для детей с ОВЗ: Дети участвуют в большем количестве взаимодействий со

сверстниками. Они пробуют свои возможности в более продвинутых уровнях игры.

Инклюзивное образование обеспечивает им доступ к общеобразовательным

программам (или их частям, которые дети с ОВЗ могут освоить), Оно дает

возможность осваивать навыки взаимодействия в естественной среде. Позволяет

задействовать групповую учебную деятельность. Подражание «здоровому» типу

поведения как поведенческой норме конкретного социума; исключение

социальной изоляции детей, усугубляющей патологию и ведущей к

развитию «ограниченных возможностей».

Для детей с нормальным развитием: в инклюзивных группах дети с

нормативным развитием имеют более выраженные коммуникативные навыки и

ведут себя более активно, чем в группах, состоящих только из нормативно

развивающихся сверстников. У них больше знаний о том, что означают

"ограниченные возможности", и более высокие баллы по шкалам принятия людей

с ограничениями, чем у детей, посещающих обычные

группы.

Для всех детей: Развитие самостоятельности всех детей через

предоставление помощи; обогащение социального (коммуникативного и

нравственного) опыта детей; развитие толерантности, терпения, умение

проявлять сочувствие и гуманность. Исключение формирования чувства

превосходства или развития комплекса неполноценности. Рассмотрение развития

каждого ребенка как уникального процесса (отказ от сравнивания детей друг с

другом).

Таким образом, для успешного развития инклюзии необходимо:

1.Большое значение должно придаваться инклюзивному воспитанию.

Инклюзивное воспитание – это управление индивидуальным развитием личности

ребенка с ограниченными возможностями здоровья (личностная инклюзия) в

воспитательном пространстве, среде, воспитательной системе образовательной

организации.

2.Оказание ранней коррекционной помощи детям с особенными педагогическими

потребностями в детском саду.

3.Составить такую структуру учебной программы, чтобы она была наиболее

мобильной, а разнообразие образовательных методик позволяло удовлетворить

потребности всех учеников и

воспитанников.

4.Обеспечить доступность школьного образования для всех детей, проживающих

рядом со школой. Признать права учеников на получение образования в школах,

расположенных по месту

жительства.

5.Обеспечить физический доступ учеников с ограниченными возможностями

здоровья в школы: транспорт, пандусы, подъемники.

6..Провести реформы и изменения, направленные на благо всех учеников школы

в целом.

7.Сформировать у учащихся положительное отношение к обучению. Ученик

выступает в качестве главного условия личного роста, способствующего

преодолению негативных особенностей эмоционально-личностной сферы и

благодаря включению в успешные виды деятельности.

8.Развивать личность учащегося, учитывать индивидуальные особенности и

потребности каждого воспитанника.

9.Организовать систему эффективного психолого-педагогического сопровождения

образовательного и воспитательного процесса путем взаимодействия

диагностико-консультативной, коррекционно-развивающей, лечебно-

профилактической, социально-трудовой деятельности. Начиная с детского

сада.

10.Создание уютного, комфортного пространства для всех. Создание среды,

способствующей гармоничному развитию личности ребенка вне зависимости от

наличия или отсутствия у него ограниченных возможностей здоровья;

11.Формирование толерантного пространства детей, родителей, персонала и

социального окружения.

12.Реструктурировать методики работы в школе таким образом, чтобы она могла

полностью отвечать разнообразным потребностям всех учеников, проживающих

рядом со школой.

13.Привлекать к работе в условиях инклюзивного образования

высококвалифицированных специалистов, которые не только обеспечат

усиленный индивидуализированный процесс сопровождения, обучения и

воспитания, но и примут активное участие в работе школы в режиме

развития.

14.Осуществлять мониторинг инклюзивного образования, т. е. отслеживать

индивидуальные образовательные достижений каждого учащегося.

15.Формировать общественное сознание по отношению к людям с особыми

образовательными потребностями и особенностями в развитии. Признать

равноценность для общества всех учеников.Повысить степень участия учеников

в культурной жизни местных школ и одновременное уменьшение уровня

изолированности части учащихся от общешкольной

жизни.

16.Обеспечить внеклассную деятельность, формирующую из ученика личность

независимо от его возможностей здоровья и развития. Инклюзия – не ущемление

прав здоровых учеников в пользу детей с инвалидностью, а следующая ступень

развития общества, когда образование становится реальным правом для всех.

17.Избавится от барьеров на пути получения знаний и полноценного участия в

школьной жизни для всех учеников, а не только для тех, кто имеет инвалидность

или относится к тем, у кого есть особые образовательные потребности.

18. Признать роль школ не только в повышении академических показателей

учащихся, но и в развитии общественных ценностей.

19.Сохранять и укреплять здоровье всех категорий школьников и

дошкольников.

20.Развить отношения поддержки и сотрудничества между школами и местными

сообществами. Признание того, что инклюзия в образовании — это один из

аспектов инклюзии в обществе.

21.Развивать систему дистанционного образования.Осуществлять мониторинг

инклюзивного образования, т. е. отслеживать индивидуальные образовательные

достижений каждого учащегося.

Заключение:инклюзия – это процесс развития предельно доступного образования

и воспитания для каждого в доступных школах и образовательных учреждениях,

формирование процессов обучения и воспитания с постановкой адекватных

целей всех детей, процесс ликвидации различных барьеров для наибольшей

поддержки каждого ребёнка и максимального раскрытия его потенциала.

Забота каждого гражданина понять и признать эти изменения. Изменить это

отношения можно, только если начать с собственного сознания и правильного

воспитания своих детей, изменения мышления всего общества.

Использованна информация из викпедии

link



В раздел образования