Напоминание

ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ СЛОЖЕНИЯ И ВЫЧИТАНИЯ


Автор: Позднякова Мария Ивановна
Должность: студент
Учебное заведение: ФГАОУ ВО "Казанский (Приволжский) федеральный университет"
Населённый пункт: город Елабуга, республика Татарстан
Наименование материала: ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ СЛОЖЕНИЯ И ВЫЧИТАНИЯ В ПРЕДЕЛАХ 100 НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Тема: ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ СЛОЖЕНИЯ И ВЫЧИТАНИЯ
Раздел: начальное образование





Назад




ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ СЛОЖЕНИЯ И ВЫЧИТАНИЯ В

ПРЕДЕЛАХ 100 НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Главная форма реализации учебного процесса – это урок в начальной

школе, который выступает основным компонентом обучения детей, он

является завершенным отрезком процесса получения новых знаний. Виды

уроков по математике принято разделять на нетрадиционные, классические

уроки и др.

Становление и развитие навыков вычисления у младших школьников

выступает главной задачей начальной школы при обучении математике. В

целом

навыки

вычисления

необходимы

человеку

в

течении

всей

жизнедеятельности на практике, а также в процессе реализации самого

процесса обучения.

Методы

формирования

вычислительных

навыков

у

младших

школьников состоят из последовательно взаимосвязанных между собой

этапов. Изначально детей готовят к введению нового приема. Здесь создается

готовность младших школьников к освоению нового приема. Соответственно

школьники должны изначально освоить теоретические аспекты нового

арифметического приема вычислений, овладеть всеми операциями, которые

входят в содержание указанного приема. Так, можно предположить, что

младшие школьники готовы к освоению приема вычисления на плюс и минус

два, если они знакомы с точным смыслом операций вычитания и сложения, а

также знают состав числа два и при этом на высоком уровне применяют на

практике операции плюс, минус один.

Также готовностью к внедрению приема умножения вне табличного

способа 13*4, будет выступать знание детьми десятичного состава чисел в

пределах ста, правил умножения суммы на число, а также оперативное

владение навыками табличного умножения. Не последнюю роль в данном

случае также играют навыки сложения двузначных чисел и навыки

умножения числа 10 на однозначные числа. Важное место на первом этапе

введения нового приема вычисления занимает роль овладения младшим

школьником основными операциями и их содержанием.

Далее следует этап ознакомления с самим вычислительным приемом.

Здесь учащиеся вникают в суть приема: какие операции необходимо

совершить, какой должна быть их последовательность, почему именно этим

способом можно найти итог арифметического действия. При внедрении

многих приемов вычисления в начальной школе важно применять

наглядность в обучении.

В ряде случаев в качестве этого выступает оперирование разными

множествами. Так прибавляя к числу шесть, цифру три, мы к шести шарикам

придвигаем еще три шарика по одному. В иных случаях в качестве

наглядности применяют запись развернутого вида.

Так, при освоении приема вне табличной формы умножения следует

выполнить запись: 13*8= (10+3) *8=10*8+3*8=80+24=104

Педагог

обязательно

должен

каждую

выполняемую

операцию

комментировать вслух, определенными пояснениями. Изначально дети

слушают педагога, а затем все это проделывают без его помощи.

Третьим этапом выступает закрепление знаний приема и освоение

навыка вычисления. В целом на всех стадиях развития навыков вычисления

основную роль играют задания на применение приемов вычисления. Здесь

важно понимать, что количество данных заданий должно быть достаточным,

также они не должны повторяться как по форме, так и по числовым своим

данным.

На становление вычислительных навыков учащихся начальной школы

оказывают навыки беглого счета в устной форме. Применение устного счета

в начале урока математики активизирует познавательную деятельность,

совершенствует процессы мышления, внимания, памяти младших

школьников, автоматизирует их навык.

Для устного счета на каждом уроке математики в начальной школе

необходимо отводить от пяти до десяти минут и желательно все это

проводить в форме игровых заданий, соревнований или вводить в указанный

процесс отдельные занимательные элементы. Выполняя большое количество

тренировочных заданий и упражнений младшие, школьники запоминают

таблицы умножения, деления, вычитания и сложения.

Рассмотрим ниже задания и упражнения, которые направлены на

формирование вычислительных навыков учащихся начальной школы [21, с.

95].

1. Игра «Домино». Данную игру хорошо применять в первом классе,

домино формирует навыки табличного сложения младших школьников, учит

их складывать и вычитать в пределах десяти, а также запоминать

определенные случаи состава чисел. Все это впоследствии помогает

младшим школьникам освоить навыки сложения и вычитания в пределах ста.

Работа с домино предполагает систематическое усложнение выполняемых

заданий.

2. Пособие «Закладки счета». При помощи данного пособия младшие

школьники учатся производить не только операции вычитания и сложения,

но и сравнивают числа между собой.

3. «Веер из чисел». Веер из чисел очень удобен, когда проводятся

разного содержания диктанты по математике (перед началом урока). Такие

диктанты проводимые во втором-третьем классе помогают активизировать

процессы внимания детей, их познавательные навыки, что способствует

закреплению вычислительных действий учащихся.

4. Пособие «Ромашка». На лепестках цветка прописываются числа от

одного до десяти, в середине цветка имеют знаки плюс и минус (деление и

умножение), а также окошечко куда вставляются соответствующие числа.

При помощи данного пособия также можно проводить игру «Молчанка».

5. «Кошка». На листе ватмана рисунок кошки. Кружки выступают

карманами для чисел, они сделаны из прозрачной материи. Хорошо

использовать данное пособие при изучении приемов вычитания и сложения с

учащимися начальной школы при этом не только табличных, но и вне

табличных случаев. В третьем классе при изучении темы «Сложение и

вычитание чисел от 10 до ста» младшие школьники запоминают все способы

состава чисел в пределах ста.

Например, состав числа 80. Число 80 вставляется в кружок красного

цвета, на хвосте кошки, а числа 50,30,20,60 и др. в кружочки на лапках

кошки. Также данное пособие применимо в третьем и четвертом классе при

освоении тем направленных на освоение табличных форм деления и

умножения [4, с. 19].

Здесь учащимся можно задать вопрос как можно найти число шесть,

учащиеся ответят, что шесть — это произведение чисел два и три, а также

это частное чисел 12 и два, 18 и три, разность 18 и двух. Аналогичных

заданий можно придумать большое множество.

6. Задачи в стихотворной форме».

Данные виды задач можно использовать при реализации приемов

устного счета. Такие задания привлекают внимание детей, вносят в урок

новые увлекательные элементы.

По-другому можно сказать, что эти задачи помогают в виде рифм и

сочетаний слов оперативно запоминать таблицу умножения, деления, а

прежде всего сложения и вычитания.

1. Три красивых кошечки,

Прилегли в лукошко.

Здесь одна к ним

прибежала.

Сколько вместе

кошек стало?

2. Волчонок по полю шел,

На ужин грибочки нашел.

Три под березой,

Один у осины.

Сколько их будет

В широкой корзине?

Игровые задания по математике могут быть включены как в начало,

середину, так и концовку урока в зависимости от темы.

С младшими школьниками можно проводить разного содержания

математические игры, которые позволяют закрепить на практике операции

вычитания и сложения в пределах ста. Игра «Садовники» проводится во

втором классе. Здесь учащиеся по очереди выходят к доске, где нарисована

(прикреплена) яблоня. Школьники срывают яблоки с яблони и перевернув

карточку решают примеры, которые написаны с оборотной стороны. Дети

любят в процессе математических игр составлять букеты для мам, помогать

Красной Шапочке, Золушке, Дюймовочке, белочке и другим знакомым им

героям и персонажам.

Таким образом, в целях развития навыков сложения и вычитания

младших школьников педагогу следует систематически активизировать

мыслительную деятельность детей. Важным элементом здесь выступают

разного рода упражнения, таблицы, схемы, задания, игровые пособия,

математические кроссворды, ребусы, смешные и увлекательные задания,

математические игры и др.



В раздел образования