Автор: Коновалова Оксана Валерьевна
Должность: преподаватель теоретических дисциплин
Учебное заведение: МБУДО "ДШИ г.Фокино"
Населённый пункт: Брянская область, г.Фокино
Наименование материала: Методическая разработка урока по слушанию музыки
Тема: "Песня.Танец. Марш."
Раздел: дополнительное образование
Открытый урок по слушанию музыки
Тема урока: «Жанры в музыке».
Преподаватель: Коновалова О.В.
Класс: 3 год обучения
Дата: 26.02.2020г.
Тип урока: комбинированный.
Форма урока: групповой урок
Цель: обобщение знаний учащихся об основных жанрах в музыке
Задачи урока:
Обучающие
- формирование целостности и осознанного представления о музыкальных
жанрах – песня, танец, марш;
- сопоставление различных жанров, выявление сходных и различных черт;
- расширение словарного запаса и умение высказываться о музыке.
Воспитательные
- воспитание культуры слушания и умения анализировать услышанное
произведение;
- воспитывать в детях чувство любви к музыке, написанной в различных
жанрах;
- приобщение и воспитание интереса к народному творчеству, потребности в
общении с ним;
- воспитание музыкального вкуса.
Развивающие
1
- умение определять на слух основные жанры музыки (песня, танец и марш);
- умение
выявлять характерные особенности жанров;
- развивать способность эмоционально откликаться на музыку;
- развивать ритмический слух, способность вслушиваться в характер музыки;
- развивать творческое мышление, внимание, память.
Методы
реализации поставленных задач:
- объяснительно-иллюстративный,
- частично-поисковый
- игровой
Приемы обучения:
- словесный,
- наглядный,
- практический
Оборудование:
1.
Портрет Д.Б.Кабалевского .
2.
Изображение трех китов.
3.
Карточки с названиями основных жанров в музыке.
4.
Ноутбук, презентация, телевизор.
5.
Фортепиано, ноты.
Музыкальный материал:
1.
Викторина:
С.В.Рахманинов. Прелюдия до диез минор.
Н.А.Римский-Корсаков. Опера «Сказка о царе Салтане» Три чуда –
Белочка.
С.С.Прокофьев. Танец рыцарей из балета «Ромео и Джульетта».
П.И.Чайковский Итальянская песенка из «Детского альбома.
Д.Гершвин Колыбельная Клары из оперы «Порги и Бесс».
П.И.Чайковский. Китайский танец «Чай» из балета «Щелкунчик».
Э.Григ «В пещере горного короля».
2.
«Отъезд Добрыни из дома» (Былина).
3.
«Масленая» (масленичная песня).
4.
Камаринская (русский танец).
5.
Д.Россини. Тарантелла.
6.
М.И.Глинка Марш Черномора из оперы «Руслан и Людмила».
2
Планируемые результаты:
- определять на слух основные жанры музыки, выделять характерные
особенности песни, танца, марша.
- уметь высказывать мнение
о содержании и характере музыкальных
произведений.
ПЛАН УРОКА:
1.
Организационный момент. Приветствие гостей класса.
2.
Вступительное слово, сообщение темы урока.
3. Музыкальная викторина.
4. Работа по теме урока.
5. Работа карточками - на партах.
6. Подведение итога урока.
Ход урока.
I.Организационный момент. (СЛАЙД 1)
Преподаватель: Здравствуйте, ребята. Сегодня на уроке у нас много гостей
и я предлагаю поприветствовать друг друга. Присаживайтесь, пожалуйста.
Тема нашего урока «Жанры в музыке», о них мы сегодня и поговорим.
На наших уроках мы с вами, ребята, слушали разную музыку (преподаватель
исполняет музыкальные отрывки - учащиеся определяют автора и
произведение):
-
это
была
и
настоящая
колокольная
музыка,
и
музыка
самого
«колокольного» композитора? (Рахманинов Прелюдия до диез минор);
- слушали сочинения самого «сказочного» композитора? (Отрывок из оперы
«Сказка о царе Салтане» Н.А.Римского-Корсакова. Три чуда – Белочка)
- а кто записал очень трогательную песню итальянского мальчика,
прогуливаясь по улицам Италии?
(Итальянская песенка из «Детского
альбома») или прекрасный танец из балета «Щелкунчик» («Чай»)?;
- как зовут человека, который написал потрясающую колыбельную песню в
джазовом
стиле?
(колыбельная
Клары
из
оперы
«Порги
и
Бесс»
американского композитора Джорджа Гершвина);
- а в какой музыке были изображены герои норвежских сказок (Э.Григ «В
пещере горного короля»);
- великолепный танец Прокофьева из балета «Ромео и Джульетта» (Танец
рыцарей), а сколько прекрасной музыки вам еще предстоит услышать…
3
Мы уже знаем разные музыкальные произведения: длинные и короткие,
простые и сложные.
Одни можно
сыграть на каком-нибудь
одном
инструменте, для других нужен целый оркестр. В некоторых произведениях
есть слова, которые поют под аккомпанемент и без инструментального
сопровождения. Еще, существует музыка, которую надо очень внимательно
слушать или под которую просто отдыхать или танцевать. В таком
многообразии музыки можно потеряться. Поэтому люди придумали систему,
в которой каждому виду отведена своя «полочка» или своя «папочка»
(говоря более понятным для вас «компьютерным» языком).
Представим себе, что всю-всю музыку уложили вот в эту папку, которую вы
видите на доске.
Но открыв ее, мы обнаружим в ней всего лишь три жанра. Почему? И что
такое жанр?
Слово «жанр» - это не русское слово и в переводе с французского означает
«вид», «род», «разновидность».
(СЛАЙД 2)
(Если бы я знала французский
язык я бы сейчас произнесла это слово по-французски, это звучит очень
красиво!!!... Но мы можем попросить это сделать Наталью Анатольевну. фр.
genre Спасибо!)
- Почему их только три?
- Правильно! Это основные жанры в музыке, из которых родились все
остальные.
Чтобы их назвать мне придется рассказать вам одну историю…
(СЛАЙД 3)
Ребята, а вы знаете, что в давние-давние времена люди еще не умели
объяснять себе многие окружавшие их явления жизни. Так, они долго не
могли понять, как же устроена сама Земля, на которой они живут. Вот и
придумали, будто Земля построена в виде большой круглой тарелки,
огромного плоского щита или диска окруженного со всех сторон океаном. А
держится Земля будто бы на спинах трех слонов и черепахи или на спинах
трех китов, которые являются ее основой, раз она не тонет. Только потом
люди доказали, что Земля круглая и вращается вокруг Солнца.
Эта гипотеза (о слонах) очень нравится и детям, и взрослым, и мне, и даже
один очень известный композитор - Дмитрий Борисович Кабалевский
(показываю его портрет) (СЛАЙД 4), работая в школе учителем, рассказывал
ее своим ученикам. Но только он был не учителем географии, а учителем
музыки…и рассказывал своим ученикам, что в музыке тоже есть свои «три
кита», три основы - три музыкальных жанра, на которых держится
МУЗЫКА. (СЛАЙД 5)
4
У каждого жанра существуют свои главные признаки и отличия. Именно по
ним мы и распознаем сейчас тот или иной вид музыки. Я вас уверяю, вы с
ними очень хорошо знакомы.
(я достаю из папки первый конверт с надписью «песня»)
ПЕРВЫЙ КИТ: П Е С Н Я
(СЛАЙД 6)
Жанр песни самый важный и самый главный «кит». Сначала появилась
песня, затем - все остальное. Люди стали напевать еще задолго до появления
музыки как таковой, ещё до нашей эры.
Этот жанр является любимым
практически у каждого человека. Не зря человеческий голос является самым
древним из музыкальных инструментов, который всегда хранится внутри
каждого из нас.
Сначала песни использовали в древних обрядах и ритуалах, ведь наши
предки верили в силы природы, поклонялись солнцу, огню, воде, земле,
ветру. Заклинали их даровать им тепло, свет и удачу. Слова заклинаний не
только произносились, но и пелись. Пропетое слово звучало сильнее и
выразительнее. Это была очень простая и лаконичная музыка. Но все же, она
развивалась и передавалась из уст в устав, веками шлифуясь. Сохранились
лишь самые яркие мелодические обороты и интонации.
(СЛАЙД 7-10)
Какие же виды народных песен мы с вами уже знаем?
календарные:
колядки, щедровки, овсени;
святочные - подблюдные;
масленичные веснянки;
пасхальные;
купальские;
семейные: (песни описывали бытовые сцены)
рождение; свадьба; похороны (плачи и причитания); колыбельные;
трудовые (объединяли рабочих и делали тяжкий труд с помощью песни,
сливаясь в одну силу, намного проще);
шуточные:
частушки, припевки, сатира;
хороводные и плясовые;
эпические: (повествование)
былины, исторические, баллады, сказки, небылицы;
протяжно-лирические (часто связаны с описанием тяжелой женской доли, с
которой приходилось мириться из-за принятых обществом традиций);
5
отходнические
(время, когда нужно было покидать дом и уходить на
крестьянские
работы
за
пределы
деревни)
-
бурлацкие,
ямщицкие,
солдатские, рабочие.
Давайте, ребята, попробуем определить жанр песни? Прослушивание.
(СЛАЙД 11,12)
- Былина.
Правильно, это былина. Расскажите об этом виде песен.
- В былинах воспеваются исторические события "давно минувших дней",
ставшие преданиями, прославление величия Русской земли, ее героев –
богатырей и их подвигов.
(СЛАЙД 14)
Их создавали сказители – поэты-
музыканты, с прекрасной памятью и артистизмом. Этих музыкантов на Руси
называли Боянами (иллюстрация)
(СЛАЙД 15)
. Повествование в былинах
ведётся медленно и плавно, не спеша, мог меняться размер, без рифмы,
сказывается речитативом (в древности исполнялись в сопровождении
гуслей),
широко
применяются
преувеличения
для
усиления
эффекта
воздействия на слушателя и повторения. Большинство былин начинается
зачином (запевом). Главенство мелодии, а не аккомпанирующего фона.
(СЛАЙД 16)
Следующий музыкальный пример для вас исполнит Порошкова Валерия.
Прослушивание. (Звучит масленичная песня «Масленая
») (СЛАЙД 17)
П: К какому виду песен относится эта?
У: Масленичная.
П: Конечно, сегодня на нашем уроке мы не могли обойтись без этой песни,
потому что идет масленичная неделя и Лера нас с этим поздравила. В это
воскресенье мы с вами будем праздновать масленицу. По каким признакам
вы догадались, что это именно масленичная песня? (СЛАЙД 18)
У: слова, веселый характер песни, создаётся ощущение присутствия на этом
празднике. Средний, удобный для голоса регистр, небольшой диапазон. В
мелодии слышны зовы – настойчивые восклицательные интонации, строится
из повторов нескольких коротких мотивов.
П: Масленичные песни - праздничные и должны очень легко запоминаться,
так как их исполняют не только взрослые, но и совсем юные (да и сочиняли
их иногда даже дети!)
Как я сказала, народное творчество передавалось из уст в уста, и очень
многое не сохранилось, но существуют истинные ценители и любители
народной песни. Люди, которые часть своей жизни тратят на то, чтобы
6
собрать, сохранить народное творчество. Владимир Иванович Даль (1801-
1872), Митрофан Ефимович Пятницкий (1864-1927), Петр Киреевский (1808-
1856) и многие другие. (СЛАЙД 19) Благодаря им народная песня живет по
сей день. Совсем недавно и в нашей школе состоялся творческий вечер
собирателя и исследователя русского народного творчества, композитора,
поэта и певца, Михаила Николаевича Аксёнова, на котором состоялась
презентация его сборников «Календарные обряды и песни Брянского края».
Сборник состоит из 5 томов! В исполнении лучших коллективов города
Фокино и поселка Путевка прозвучали русские народные песни, записанные
в нашей области. (СЛАЙД 20)
(я достаю из папки первый конверт с надписью «танец»)
ВТОРОЙ КИТ: Т А Н Е Ц
(СЛАЙД 21)
Танец появился также в глубокой древности и был сначала частью обрядов.
(СЛАЙД 22-24)
Существует огромное разнообразие танцев, так как у каждого
народа, свой характер, свой образ жизни и занятий. Предлагаю сейчас
попутешествовать по различным странам и вспомнить танец или танцы
характерные для данной страны. В каждом из них свой неповторимый темп,
ритм,
характер
движений.
Национальный
костюм,
в
котором
танец
исполняется,
также
дополняет
его
характер.
У
каждого
народа
складывались
свои
танцевальные
традиции,
хореографический язык и пластическая выразительность.
Каждый танцевальный жанр имеет свою характерную ритмоформулу. На
доске примеры ритмов, характерных для различных танцев. Постарайтесь
определить, какому танцу они принадлежат.
Россия
(СЛАЙД 25-27)
-
хоровод
(плавные, неторопливые движения девушек, плавные линии
длинных сарафанов, сдержанность жестов, лиричный по характеру);
- трепак (задорный, ритмически четкий танец с лихим притопыванием. В
нем отражается ловкость, сила и удаль танцоров)
- Камаринская
(в основе этого танца лежат шаговые движения. Нога
ставится то на пятку, то на носок. Руки ставятся на пояс, затем разводятся в
стороны. Также присутствует элемент присядки, подскока, верчения и
хождения по кругу. Во время пляски танцор хлопает в ладоши, по животу и
по пяткам.
Грузия
(СЛАЙД 28)
7
- лезгинка (быстрый темп, размер 6/8, острая ритмика, красивые и ловкие
движения, танцоры соревнуются между собой)
Украина
(СЛАЙД 29)
- гопак (живой, задорный, резкие движения прыжками и притопами, острый
ритм, акценты, яркие костюмы);
Чехия
(СЛАЙД 30)
- полька (Название танца происходит от чешского слова «pulka» («полшаг»).
чешский парный танец в быстром темпе. веселый, живой, озорной. Его
танцуют поскоками – маленькими легкими прыжками.– Ритм польки требует
быстро переступать с ноги на ногу.)
Франция
(СЛАЙД 31)
- менуэт (замысловатые движения – поклоны, реверансы, мелкие шаги,
закругленные изящные движения. «Танец королей и король танцев»); гавот
(умеренный темп, грациозный, жеманный характер)
Польша
(СЛАЙД 32)
- полонез (поначалу он исполнялся только мужчинами – польскими
рыцарями, затем рыцарем и его оруженосцем и наконец, стал парным
бальным танцем. Торжественно-праздничный, открывал бал. Шаг степенный
и изящный, сопровождался неглубоким и плавным приседанием на третьей
четверти каждого такта. Первая четверть имеет характерную ритмическую
фигуру: восьмая и две шестнадцатые); мазурка (трехдольный, подвижный,
прыжковый танец, острый ритмический рисунок – пунктирный ритм на
первой доле такта, резкие акценты на второй, а то и на третьей доле)
Вальс – предшественником вальса был лендлер – австрийский и немецкий
народный танец. В переводе с немецкого «вальцен» на русский язык означает
«кружится». По характеру вальсы бывают разные: медленные, спокойные,
веселые,
быстрые
праздничные
бывают
вальсы
взволнованные
и
стремленные, но популярным он стал в Австрии, в ее столице – Вене.
МУЗЫКАЛЬНАЯ
ЗАГАДКА
(Звук
отключен.
Определить
танец
по
костюмам, характеру движений).
(СЛАЙД 34-36)
Италия
- тарантелла (живой, страстный. О его происхождении известна такая
легенда: человек, укушенный страшным пауком – тарантулом, может
спастись от смерти только в «бешеном» танце. Быстрый темп, четкий ритм,
размер 6/8)
8
-В «Детском альбоме» П.И.Чайковского есть пьеса, которая называется
«Полька». Прежде, чем начнем её слушать, откроем учебники на странице
24-25. Вам дается ритмический рисунок этого танца. Попробуем прохлопать
ритм. Внимательно прослушайте, как это делаю я, а потом повторим вместе.
-Отлично!
(я достаю из папки первый конверт с надписью «марш»)
ТРЕТИЙ КИТ: М А Р Ш
(СЛАЙД 37)
Марш - жанр музыки, он по-французски (опяяять по-французскииии…
marshe) означает «ходьба» «ходить, маршировать».
Распространение марш получил в армии, являясь одним из главных жанров
военной музыки. Помимо организации движения войск, марш призван
вселять в воинов бодрость, поднимать их боевой дух.
П: А по каким признакам мы определяем жанр марша?
У: Признаки жанра «Марш»:
Волевой характер
чёткий, энергичный ритм
строгая размеренность ритма
темп энергичного шага (в траурных- неторопливого шага)
размер 4/4 или 2/4
всегда квадратная структура построений
четко разделенные фразы
Яркая и лаконичная мелодия
фанфарные ходы в мелодии
акценты на устойчивых звуках
легко запоминается
аккордовое сопровождение
ясная гармоническая опора на аккорды т,s,d
значительная роль отводится духовым и ударным инструментам,
(духовой оркестр)
(СЛАЙД 38)
9
П: Какие бывают марши? Чтобы ответить на этот вопрос вам необходимо,
ребята, выбрать из предложенных карточек только те, на которых указан
правильный ответ.
(Учащиеся выбирают карточки со словами: военные,
спортивные,
героические, детские, игрушечные, сказочные, комические,
шуточные, юмористические, траурные).
Все перечисленные виды маршей шагают, маршируют по-разному! Детские –
легкими, мелкими шагами; спортивные – упругими, бодрыми; а вот марши
сказочных героев и словами не описать!
Очень интересно, когда в марше воплощаются сказочные образы. Сочинить
такой марш нелегко. В его музыке должно быть много необычного,
неожиданного – волшебного. Но при этом сказочный марш должен
сохранить основные черты: четкий ритм, ясную мелодию.
А как марш становится сказочным, мы узнаем, слушая «Марш Черномора»
из оперы «Руслан и Людмила», который написал русский композитор
М.И.Глинка:
…арапов длинный ряд идет
Попарно, чинно, сколь возможно,
И на подушках осторожно
Седую бороду несет;
И входит с важностью за нею,
Подъяв величественно шею,
Горбатый карлик из дверей:
Его-то голове обритой,
Высоким колпаком покрытой,
Принадлежала борода.
В насмешливых строках Пушкина воссоздана картина торжественного
сказочного шествия.
(СЛАЙД 39)
Марш начинается властной и неуклюжей, причудливой темой Черномора.
Она излагается медными инструментами в унисон, что многократно
увеличивает силу звука. Для этого композитор использовал сразу два
оркестра: духовой и симфонический.
В
теме
очерчены
резкие
интонации
окриков
грозного
владыки,
ее
мелодический рисунок угловат и неуравновешен, но в тоже время она не
лишена торжественности: мелодия излагается крупными длительностями –
половинными и четвертными.
Однако в пятом такте ритмическая пульсация неожиданно ускоряется вдвое:
марш становится суетливым, «карликовым». Он звучит в игрушечно-
10
высоком регистре у флейт и кларнетов, на стаккато. Музыкальный образ
Черномора, как нам кажется, становится двойственным: первый элемент
темы рисует его таким, каким он хочет казаться, - всесильным владыкой
мира, а второй элемент – таким, какой он есть на самом деле, - хилым
карликом. Вот это волшебное превращение и делает его смешным –
комическим.
Аккордовая фактура наполнена сказочными увеличенными трезвучиями,
ладовая неустойчивость, частая смена тональностей придают звучанию еще
большую таинственность.
Средняя часть волшебно-завороженная. Мерцание ярких гармонических
красок, хрустальный тембр колокольчиков, прозрачная фактура придают
сказочность.
(СЛАЙД 40)
Итоги урока. (СЛАЙД 41)
- Вот видите, как хорошо, оказывается, вы знакомы с жанрами музыки.
Почему же марш, танец и песню называют «китами» музыки? Потому, что не
было и нет, на земле человека, который за всю свою жизнь ни разу бы не
промаршировал или не станцевал и, уж тем более не спел бы песню.
Выходит, что без «трех китов» ни один человек, ни взрослый, ни ребенок
никак не может обойтись. Порой мы их просто не замечаем. Но марш, танец
и песня всегда рядом с нами.
Можем мы утверждать, что на них держится вся музыка? (Ответы детей.) Как
всякий дом стоит на фундаменте, так и эти «три кита» держат на своих
плечах весь огромный мир музыки. «Три кита» - мостики, по которым можно
пройти в любую область музыкального искусства.
- Вы отлично сегодня поработали и каждый достоин похвалы и сладкого
сюрприза!
Наш урок подошел к концу. Спасибо за работу на уроке!
11