Автор: Носова Ирина Викторовна
Должность: учитель химии
Учебное заведение: МОУ СШ № 17
Населённый пункт: город Волжский, Волгоградская область
Наименование материала: Статья
Тема: Познавательные мотивы как системообразующий ресурс достижения успеха учащимися
Раздел: полное образование
ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ МОТИВЫ КАК СИСТЕМООБРАЗУЮЩИЙ
РЕСУРС ДОСТИЖЕНИЯ УСПЕХА УЧАЩИМИСЯ
Носова И.В., учитель химии МОУ СШ № 17 г. Волжского Волгоградской области
Тот факт, что успех каждого конкретного ребенка уникален, не вызывает сомнения у
большинства учителей. Как показывает практика участия в олимпиадах различного уровня, один
ребенок добивается победы, для другого вершиной успеха становится только само участие.
Почему так происходит?
Не секрет, что добиться успехов ребенок может благодаря своим способностям и
желанию. Именно об этом говорил Август Бебель: «В каждом человеке заключается целый ряд
способностей и наклонностей, которые стоит лишь пробудить и развить, чтобы они, при
приложении к делу, произвели самые превосходные результаты…». Способности необходимо
развивать, а желание познавать что-то новое должно только усиливаться. Для этого необходимо
нам, педагогам, вместе с учеником пройти достаточно долгий, непростой путь и следовать
принципу «ученик – это не сосуд, который надо наполнить, а факел, который стоит зажечь».
Как известно, любая деятельность стимулируется мотивами, которые основаны на
потребностях. При получении знаний по химии, как и многих предметов, главную роль играет
потребность в новых впечатлениях, переходящая в ненасыщаемую познавательную активность.
Оценить ее возможно показателями наличия познавательных мотивов в учении.
Группа мотивов
Показатели наличия мотивации
Предметные
познавательные
мотивы
Самостоятельный поиск способов выполнения познавательных
заданий (ПЗ)
Возврат к анализу ПЗ после его выполнения
Заинтересованное обсуждение с учителем содержания ПЗ
Интерес к новым химическим понятиям и действиям
Самостоятельный анализ собственных ошибок
Самоконтроль в процессе учения
Самооценка результатов учения
Мотивы
самообразования
Действия
по
осуществлению
самообразования
(чтение
дополнительной литературы, просмотр видеоуроков)
Консультация с учителем по вопросам рациональной организации
учебы и самообразования
Составление и реализация плана самообразования
Самоанализ результатов самообразования
Для того, чтобы ученик стал успешным в предметной области, необходимо, чтобы были
сформированы предметные познавательные мотивы и мотивы самообразования. Наличие
предметных познавательных мотивов, как правило, наблюдаются у многих учеников, если работа
учителя направлена на формирование интереса к предмету.
Формирование предметных познавательных мотивов начинается с первых уроков
изучения химии, когда устанавливается связь с окружающей действительностью посредством
использования научного знания. По мере усложнения изучаемого программного материала
весомую роль играет метод проблемных учебных задач, предусматривающий создание ситуаций
неожиданности
(вызывающих
удивление,
поражающих
своей
необычностью),
ситуаций
конфликта (при наличии противоречия), ситуаций опровержения (предложения доказательства
несостоятельности предположения, идей, вывода), ситуаций предположения (существование
какого-либо явления или закона, теории, расходящегося с полученными ранее знаниями),
ситуации неопределенности (использование заданий с недостаточными или избыточными
знаниями для получения однозначного ответа), который позволяет учителю результативно
работать с детьми, заинтересованными в получении знаний. Детей нужно учить думать, а не
давать им готовые решения!
Такая методика обучения даёт ученику свободу выбора в его действиях по решению
учебной задачи, а значит, и свободу в творческом самовыражении, создаёт у школьников
стойкую
уверенность
в
собственных
силах,
раскрывает
весь
спектр
потенциальных
возможностей личности.
У школьников в процессе такой деятельности педагога формируется желание попробовать
свои силы в учебной деятельности подобного рода. Опираясь на приобретённый опыт, ученики,
решая новую учебную задачу, уже не боятся ошибочных решений. Рассуждая, делают
предположения, высказывают своё мнение, опровергая или принимая его, а при решении
расчетных задач предлагают различные способы их решения с учетом рассмотренных ранее
алгоритмов.
Работа в таком режиме предусматривает тесное сотрудничество между учителем и его
учениками. Это реализуется, как правило, во внеурочной деятельности, а не в рамках урока.
Перед учителем встает совершенно иная задача – научить учащихся самостоятельно находить
правильное
решение,
совершать
свои
собственные,
пока
ещё
маленькие
открытия
и
осуществлять их самооценку.
На данном этапе работы, как правило, у учеников возникает потребность расширять свой
кругозор и решать задачи повышенного уровня сложности, что является для учителя сигналом
начала формирования мотивов самообразования ученика – главной составляющей успеха.
Наступает время, когда ребенку можно предложить поучаствовать в конкурсе или олимпиаде с
целью достижения желаемого им результата, а не пытаться привлечь его к участию, когда он еще
испытывает неуверенность и страх перед испытанием, которое он, возможно, считает для себя
непосильным. В этом отношении ранние сроки проведения школьного этапа Всероссийской
олимпиады школьников ограничивают детей, когда задания составлены на опережение
материала, у детей после участия возникает осознание того, что они имеют недостаточно знаний.
Для ребенка открывается 2 пути: либо изучать материал в рамках программы, либо развиваться
дальше.
Опыт работы с такими детьми показывает, что готовы к дальнейшему росту немногие.
Неоднократно можно сталкиваться с ситуацией, когда ребенку предлагаешь участвовать в
олимпиаде, а он, осознавая, что для этого необходимо прикладывать усилия, быть упорным и
трудолюбивым, готов отказаться от предложения.
В этих условиях педагог сам того не осознавая, осуществляет отбор. Остаются
сильнейшие, готовые ежедневно работать, двигаться шаг за шагом к успеху. Если ребенок
искренне любит предмет, интересуется им и готов прикладывать максимум усилий, чтобы
изучить все его нюансы, то он уже имеет все шансы на победу.
Как правило, когда учитель видит, что ребенок готов к самообразованию, в этом случае
вся дальнейшая работа учителя с такими детьми должна быть правильно организована в двух
направлениях:
•
поддержание постоянного интереса к предмету путем предложения для решения
нестандартных задач и поощрение интереса к изучению внепрограммного материала (в рамках
групповой работы);
• индивидуальный подход к каждому ребенку, корректное выстраивание образовательной
траектории развития учащегося. Задача педагога — вовремя замечать, какой прием хорошо
работает с конкретным учеником, и корректировать стратегию подготовки.
Эффективность данной работы будет в первую очередь зависеть от желания учителя
заниматься с одаренным ребенком и целеустремленности ученика, обладания волей к
преодолению препятствий, к достижению цели.
Подготовка к участию в олимпиаде – это большая творческая работа учителя и ученика.
Самой эффективной формой подготовки к олимпиаде является самостоятельный творческий
поиск, когда у ребенка возникают вопросы, на которые отвечает учитель, когда он видит
одобрение со стороны учителя и радость за его пока незначительные победы в усвоении
внепрограммного материала, стимулирующего развитие интереса к предмету.
Хвалите ребенка, сами находитесь в поиске интересной для ученика информации. Ведь
залог успеха этих детей в тесном взаимодействии с учителем, системности его работы, а главное
- самоорганизации ребенка и его правильной психологической и целевой установки: олимпиада –
борьба не с другими, а с собой; цель олимпиады – новые знания и идеи, а не место. Но не
забывайте при этом следовать установке: лучшим из самых сильных становится тот, кто верит в
свой успех.
Когда приходит к ребенку успех, возникает еще больше вопросов и тем для размышления.
Кто-то овладевает звездной болезнью и это мешает его дальнейшему развитию. Чтобы
предотвратить
это,
необходимо после
получения результатов с
учеником продолжать
осуществлять работу и выстраивать ее исходя из эмоционального состояния, которое возникло у
него на данном этапе. Учитель должен осознавать, что, добиваясь успеха, у ребенка не должна
исчезнуть внутренняя мотивация на продолжение развития своего интеллекта. Ученик должен
понимать, что приобретенный опыт участия – прекрасная возможность достичь желаемого
результата под руководством своего наставника. И тогда ваши совместные победы неизбежны!
Список литературы
1.
Ильин Е. П. Мотивация и мотивы – СПб.: Питер, 2003. – 512 с.
2.
Щукина Г.И. Педагогические проблемы формирования познавательных интересов
учащихся. — М.: Педагогика, 1988. — 203 с.
3.
Пак М.С. Роль и место познавательных заданий в формировании мотивации учения. //
Химия в школе. – 1999. – № 2. – С. 15-20.