Напоминание

Решение задач по химии в вечерней школе


Автор: Коваленко Людмила Борисовна
Должность: учитель химии
Учебное заведение: МБОУ ОСШ № 4
Населённый пункт: город Ульяновск Ульяновская область
Наименование материала: статья
Тема: Решение задач по химии в вечерней школе
Раздел: среднее образование





Назад




Решение задач по химии в вечерней школе

Решение задач занимает важное место в химическом образовании, так как это

один из приемов обучения, посредством которого обеспечивается более глу-

бокое и полное усвоение учебного материала по химии и вырабатывается

умение самостоятельного применения приобретенных знаний. Одной из глав-

ных проблем, которую приходится решать при преподавании химии в вечер-

ней школе - это работа со слабоуспевающими учащимися.

Слабоуспевающие учащиеся имеют слабые умственные способности и сла-

бые учебные умения и навыки, низкий уровень памяти, у них отсутствуют

действенные мотивы учения. Чтобы данная категория учащихся не перешла в

разряд неуспевающих, необходима систематизированная работа со слабо-

успевающими учащимися по предмету.

Химические задачи содействуют раскрытию и усвоению основных хи-

мических понятий, законов, теорий, химического языка, углублению и кон-

кретизации знаний, формированию материалистического мировоззрения, раз-

витию интереса к химии, формированию практических умений, потребности

в труде, экологическому воспитанию.

Используя специально подобранные химические задачи и упражнения,

можно управлять умственной деятельностью учащихся, актуализировать по-

лученные знания.

Работа над задачами способствует повышению интеллектуальной ак-

тивности учащихся, мобилизации их внутренней памяти, осуществлению

цепи логически связанных сопоставлений известной информацией с той, что

содержится в условии задачи, формированию умения связывать теорию с

практикой.

Задачи, включающие определенные химические ситуации, становятся

стимулом самостоятельной работы школьников с учебным материалом.

Решение задач является важным звеном в изучении химии еще и пото-

му, что формирование теорий, законов, запоминание правил, формул, состав-

ление химических уравнений при решении задач происходит в действии.

Необходимы дополнительные упражнения, в которые заключена про-

думанная система помощи ребенку, заключающая в серии «подсказок», в

основе которых лежит последовательность операций, необходимых для

успешного обучения.

Таким образом, можно подобрать 4 типа задач:

1.

качественные;

2.

расчетные

3.

качественно-экспериментальные

4.

расчетно-экспериментальные.

Примеры задач

Качественные

Учащийся опустил в раствор сульфата меди (II) кусочек металлическо-

го натрия, надеясь вытеснить из соли металлическую медь.

Вместо металла красного цвета получился студенистый голубой оса-

док. Опишите произошедшие реакции и запишите их уравнения.

Расчётные

В щелочных аккумуляторах используют раствор гидроксида калия с

массовой долей 30% (плотность 1,29 г/мл).

Рассчитайте количество вещества щелочи, которое понадобится для

приготовления такого же раствора объемом 5 л

Качественно – экспериментальные

Испытайте на электропроводность твердый хлорид натрия и его

раствор. Объясните полученные результаты.

Расчетно-экспериментальные.

Имеется 100 г 6%-ного раствора углекислой соды.

Приготовьте из него 3%-ный раствор соды. Подтвердите расчетами.

Предлагаемая методика составления системы задач слагается из двух

этапов работы.

На первом этапе анализируется основное содержание изучаемой темы,

выделяются элементы знаний.

После этого осуществляется подбор задач и упражнений.

Подобранные задачи будут выполняться не на одном уроке, а на всех

этапах обучения.

При объяснении нового материала задачи используются для введения

учащихся в изучаемую тему, иллюстрации рассматриваемых законов и теоре-

тических положений.

Закрепляя изученный на уроке материал, целесообразно применять за-

дачи, решение которых предусматривает применение полученных знаний,

что позволит точно установить, понял ли ученик объясненный материал или

нет.

Применение качественных задач развивает быстроту мышления,

способствует проявлению инициативы, возбуждает интерес к учебе и повы-

шает активность учащихся.

Включение задач в качестве самостоятельной работы на уроке и дома с

целью совершенствования знаний позволяет постоянно развивать приобре-

тенные ранее умения решать задачи и формировать умения применять полу-

ченные знания.

Подведем итоги:

• особое внимание стоит уделять обучению учащихся анализировать условие

задач, выявлять скрытые данные;

• для осознанного решения задач учащимися необходимо, прежде всего,

сформировать у них понимание физического смысла формул и уравнений ре-

акций;

• наиболее приемлемым является тот способ решения, который понятен уче-

нику, поэтому следует внимательно изучить способы решения и записи за-

дач, которые ученики привыкли использовать на уроках математики;

• закрепление отдельных умений требует регулярного повторения однотип-

ных упражнений из урока в урок.



В раздел образования