Автор: Хрипушина Наталья Фёдоровна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МОУ СОШ №2 с УИОП имени Героя Советского Союза Н.А.Тимофеева
Населённый пункт: г.Бронницы, Московская область.
Наименование материала: статья
Тема: "Дистанционные образовательные технологии при обучении детей с ОВЗ". (из опыта).
Раздел: начальное образование
Хрипушина Наталья Фёдоровна г.Бронницы МОУ СОШ №2 с УИОП
Эссе.
Организация надомного обучения детей-инвалидов
с использованием дистанционных образовательных технологий.
Если родители и учителя дорожат целью
и направляют к ней подрастающее поколение,
тогда они становятся партнёрами для детей,
продвигаясь и развиваясь вместе с ним.
Любой из нас – маленькая частичка большого общества, в котором мы
живём, а ребёнок-инвалид – это особый человек, который требует особого
индивидуального подхода, и цель педагога помочь этим детям самоопределиться в
обществе и социально адаптироваться в нём.
Ближайшим социальным окружением ребёнка, которое удовлетворяет его
потребности в принятии, признании, защите, эмоциональной поддержке и уважении
является семья. Родители моего ученика первого класса, перенёсшего множество
операций в связи с лейкемией, уделяли достаточно внимания развитию и
воспитанию своего сына: музыка, чтение художественных произведений, рисование,
совместный отдых, компьютерные игры. Но при обучении Артёма возникли
проблемы в усвоении учебного материала. Причиной трудностей стали
медлительность, быстрая утомляемость, слабо развитая моторика, частое ухудшение
самочувствия, смена настроения. Иногда приходилось проводить уроки с
медицинскими масками на лице, что осложняло изучение звуков (артикуляция,
произношение). Я сама испытывала страх перед малейшей личной простудой, в
противном случае я не была бы допущена к занятиям с Артёмом. Самостоятельное
закрепление материала во время обострения заболевания мальчика я передавала
родителям на энергоносителе, что очень ему нравилось. При использовании
презентаций, тестов на различных этапах урока Артём оживлялся, он испытывал
интерес к учебному процессу, у него улучшалось самочувствие, поднималось
настроение. Научившись читать, мальчик стал, без помощи родителей, находить в
Интернете интересующие его темы по окружающему миру, но по-прежнему он
оставался наедине с собой. Я описала лишь часть сложностей при обучении ребёнка
с ограниченными возможностями на дому.
И вот, прослушав уже первую лекцию об организации надомного обучения
детей-инвалидов с использованием дистанционных образовательных технологий, я
ощутила острую необходимость в скорейшем внедрении данного образования в
школе, представляя повышение мотивации, познавательного интереса и
познавательной активности Артёмки и других «особых» детей.
Действительно, дистанционное образование детей с особыми
образовательными потребностями имеет большое преимущество над традиционным
стандартным обучением. Это и щадящий режим обучения с многократным
возвращением к изученному материалу (при необходимости), и свободное изучение
материала независимо от времени и места обучения, и расширение информационно-
познавательного поля ребёнка. Всё это способствует интеллектуальному развитию и
развитию навыков самостоятельного обучения. Хочу отметить, что при
дистанционном обучении повышается и эффективность (скорость, полнота и,
главное, объективность) проверки деятельности обучения и контроля усвоения
благодаря легкореализуемым формам проверки.
Несомненно, дистанционное образование детей с ограниченными
возможностями здоровья будет способствовать и социализации ребёнка в
современном мире. Современное обучение и воспитание невозможно без внедрения
современных информационных технологий, а системное использование с
технологией дистанционного обучения является эффективным решением проблем
образования и социализации детей с ограниченными возможностями здоровья.
Мониторинг психолого-педагогических условий, уровня сформированности
компьютерных навыков, интересов детей- инвалидов, учёт диагноза заболеваний
позволяет скорректировать оптимальную модель образования для каждого ребёнка.
При организации надомного обучения с использованием дистанционных
образовательных технологий необходимо выполнять специальные условия
образовательной среды: специальные программы методов обучения и воспитания,
специальные технические средства обучения, предоставление услуг ассистента и
тьютора, условия материально-технической доступности, строгое ведение
локальных документов, нормативно-правовое обеспечение.
Образовательная среда должна быть наделена не только (а может быть и не
столько) на собственно образовательные цели, но и на то, чтобы каждый ребёнок с
ограниченными возможностями здоровья нашёл оптимальный для себя способ
успешно адаптироваться в жизни. Очень важной является основная идея
дистанционного образования –это учёт возможностей и интересов каждого
обучаемого ребёнка с особыми потребностями, т.е. оказание помощи в выработке
индивидуальной траектории, ориентированной на эффективное сочетание
различных форм обучения, включая дистанционное.
Конечно, дистанционное обучение не сможет в полной мере заменить
«живое» общение ребёнка с особыми потребностями с его одноклассниками, с
учителями, но всё же это не одиночество, не изоляция. В дистанционном контакте со
сверстниками расширяется круг общения, возникает «здоровое» соперничество,
чувство собственной значимости, нужности, ощущения себя частью классного
коллектива.
Для реализации законодательства Российской Федерации по созданию
адаптивной модели образования, обеспечивающий равный доступ детей-инвалидов
к полноценному качественному образованию в соответствии с их интересами и
склонностями осуществляется дистанционное образование детей с ограниченными
возможностями независимо от достатка семьи, места проживания и состояния
здоровья.
Уверена в том, что если ребёнку с ограниченными возможностями здоровья
будет оказана системная специализированная и психолого-педагогическая
поддержка учителей, родителей, детского коллектива, если все они станут его
партнёрами в достижении столь важной для всех цели, то результатом обучения и
воспитания останутся довольны все в равной степени, а ребёнок поставит перед
собой новые цели и будет стремиться к ним.