Автор: Скварковская Валентина Акимовна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ С (К) Ш №18
Населённый пункт: г. Новый Уренгой
Наименование материала: Конспект урока
Тема: «Великая сила любви» в сказке А.П.Платонова «Разноцветная бабочка»
Раздел: среднее образование
Урок чтения в 8 специальном (коррекционном) классе VIII вида
Тема урока: «Великая сила любви» в сказке А.П.Платонова «Разноцветная
бабочка»
Цель: формирование у учащихся представлений о великой силе любви
матери к сыну (в процессе анализа сказки А.П.Платонова)
Задачи: коррекционно-образовательные: отрабатывать умения выделять
главную мысль произведения; называть главных действующих лиц; давать
характеристику их поступков, подтверждая выводы отрывками из сказки.
коррекционно-развивающие: формировать правильное произношение;
развивать устную речь, мыслительную деятельность учащихся, память и
логическое мышление
воспитывающие: воспитывать интерес к чтению; уважение и любовь к
матери
Тип урока: обобщение знаний
Методы и приёмы обучения: беседа, самостоятельная работа, наглядно-
иллюстративный
Формы организации деятельности: индивидуальная, фронтальная
Оборудование: компьютер, интерактивная доска, портрет А.П.Платонова,
текст учебника, словарь русского языка С.И.Ожегова, «Копилка народной
мудрости» пословицы), карточки, рисунки, декоративные бабочки
Термины и понятия: любовь, материнская любовь, сыновняя любовь,
пословица.
Ход урока
I.Орг. момент
.
Здравствуйте, дорогие ребята! У вас хорошее сегодня настроение? Я очень
этому рада. Сегодня замечательный весенний день, светлый, ясный и тихий.
Замечательный еще и потому, что на нашем уроке присутствуют гости, наши
педагоги. Подарим нашим гостям свои очаровательные улыбки.
Если что-то вас беспокоит и тревожит, соберите все это в кулак, затем
сильно сожмите. А теперь разожмите его и сдуйте все это.
Давайте вспомним золотые правила урока
Работать дружно и активно
Читать громко и выразительно
Слушать мнение других
2. Речевая разминка
Учитель: Чтобы речь наша была чистой, правильной, выразительной,
проведем речевую разминку (см. на экран)
Прочитайте медленно, быстро, громко и тихо
Учитель: Сегодняшний урок мне хочется начать с пословицы.
Каждый день жизни прибавляет нам частичку мудрости.
а) -Как вы думаете, можно ли сразу родиться мудрым?
А что для этого нужно делать? Нужно много над собой
работать
(Чтобы стать мудрым, нужно много знать, обладать жизненным опытом, стать
взрослым) Вы еще молоды, вам предстоит многое узнать и многому
научиться. К этой пословице мы вернемся в конце урока и выясним, в чем вы
стали умнее и мудрее за этот урок.
3. Актуализация знаний, проверка дом. задания
-Ребята, давайте вспомним, с каким произведением мы
познакомились на предыдущих уроках? Сказка «Разноцветная
бабочка»
-Кто автор этого произведения? (Андрей Платонович
Платонова).
-Какое задание было задано на дом? (Повторить содержание сказки
и выполнить творческую работу-нарисовать бабочку, образ
который мы характеризовали на предыдущем уроке). Нашему
вниманию представлена картинная галерея.
-Что олицетворяет образ бабочки ? (Это символ мечты юного
героя Тимоши)
-
А что такое любовь?
(Работа со словарем (обратимся к толковому словарю)
Сейчас я предлагаю вам выбрать из нескольких утверждений то, которое вам
кажется наиболее правильным. Обсудите, пожалуйста, в группе , объясните
свой выбор.
1.
Любить для меня – это значит быть любимым.
2.
Любить – значит, прежде всего отдавать, а не брать.
3.
Любить – это значит быть заинтересованным в жизни того, кого
любишь.
Учитель: Рассуждая, вы утверждаете, что главное в любви – умение отдавать,
забота не о себе, а о близком человеке.
А к кому мы эту любовь можем отдавать?
Любовь может быть разная: любовь к матери, к отцу, к учителю или
наставнику, к человеку противоположного пола, любовь к себе.
- А где живет эта любовь? (В нашем сердце)-сделать сердце, из
пальчиков сделать сердце
-Как вы думаете,о чем мы сегодня будем говорить на уроке?
О любви, о Великой силе любви в сказке А.Платонова
«Разноцветная бабочка»
IV.Сообщение темы урока
- Тема нашего урока «Великая сила любви» в сказке А. П. Платонова
«Разноцветная бабочка» (запись в тетради)
«Разноцветная бабочка».
(уч-ся записывают тему урока в тетрадь)
- Эпиграфом к нашему уроку будут строки П. Брегга «Самый большой
дар, который ты можешь дать или получить-любовь»
большой дар, который ты можешь дать или получить – любовь»
(уч-ся читают
большой дар,
который ты можешь
- Вспомните, кто из героев сказки дал любовь? (мать Тимоши своему сыну)
(мать Тимоши своему сыну)
- А кто получил эту любовь? (Мальчик Тимоша от своей матери)
(мальчик Тимоша от своей матери)
(Слова «Тимоша», «мать Тимоши» и «любовь» крепятся на доске)
1.Работа с учебником
(Слова «Тимоша», «мать Тимоши» и «любовь» крепятся на доске)
Работа с текстом
- Ребята, давайте охарактеризуем поступки и действия наших героев,
используя текст нашей сказки
героев, используя содержание сказки.
- Найдите в тексте отрывок, подтверждающий …
* любовь матери к сыну Тимоше ( стр.180 «Жизнь её любовью
перешла к сыну»)
* тоску матери по своему сыну ( стр.179 «Вернись, Тимоша,
домой, уже пора…пусть будут и бабочки, и горы, и звёзды, и ты
будешь со мной»
* любовь Тимоши к своей матери (стр. 179 «А сын по
песчинке разрушал гору, и сердце его томилось по матери»
* тоску Тимоши по матери (стр. 178 « - Мама! –
позвал он в каменной тишине и заплакал от разлуки с матерью»)
1. Любовь матери к сыну Тимоше (стр.180. «Жизнь ее любовью перешла к
сыну»
2. Тоску матери по своему сыну (стр. 179 «Вернись,Тимоша, домой, уже
пора…Зачем тебе бабочки, зачем тебе горы и небо)
3. Любовь Тимоши к своей матери (стр.179. «А сын ее в то время по
песчинке разрушал гору…)
4. тоску Тимоши по матери (стр.178. «-Мама- позвал он в каменной тишине и
заплакал от разлуки с матерью»)
- Ребята, как можно назвать любовь матери по-другому? (Материнская
любовь)
(материнская любовь)
- Ведь и сын любил свою мать. Такая любовь называется? (Сыновняя
любовь)
(сыновняя любовь)
- Подумайте, ребята, какая любовь всё- таки сильнее? (материнская любовь
самая сильная) Почему, как вы думаете?
Вывод
:
Материнская любовь- это самое прекрасное и сильное человеческое
чувство, это сила, способная творить чудеса, спасая от болезней и горя. Я
считаю, что материнская любовь проявляется в заботе и волнении
за ребёнка.
любовь самая сильная)
5. Подтвердите словами из сказки силу материнской любви (стр.180 «Мать
прижала его к своей груди…»
(стр. 180 « Мать прижала его к своей груди: она хотела, чтобы всё
дыхание её жизни перешло к сыну и чтобы любовь её стала его
силой и жизнью»)
2.Физминутка
Вывод:
Физминутка «Бабочка»
Утром бабочка проснулась
Потянулась, улыбнулась
Раз росой она умылась
Два изящно покружилась
Три –нагнулась и присела
На четыре улетела
А на пять на место села
Притча о материнской любви (видео)
Задание
3.Работа в группах
- Ещё с давних времён особого почитания, уважения заслуживала и
заслуживает женщина-мать. О матери создано много пословиц.
Вам, ребята, предстоит составить пословицу из её частей. Давайте
вспомним, что пословица – это краткое изречение, имеющее
поучительный смысл.
*Мать кормит детей, как земля людей.
*Терпенью матери нет предела.
*Материнская ласка конца не имеет.
(Составление
1 группа - «Сокровища материнского сердца»
Задание: выбрать качества души, присущие маме и приклеить их на сердце.
доброта
забота
нежность
родная
жестокость
чуткост
ь
ложь
трудолюбие
терпение
гнев
строгость
ненависть
красота
тревога
милосерди
е
предательств
о
сострадани
е
ласка
верность
ум
2 группа - «Народная мудрость».
Задание: составьте пословицы, объясните их значение. Подберите то чувство из сердца
матери, которое соответствует данной пословице.
Сердце матери
и в огонь бросится.
У сына заболит
пальчик,
одинаково сердцу больны.
В материнском сердце
лучше солнца греет.
Ради ребёнка мать
а у матери - сердце.
Матери все дети равны
-
про всех детей ласки
хватит.
Слова для справок: сочувствие, сопереживание, сострадание, бескорыстие,
доброжелательность, самопожертвование.
Составление синквейна. (Работа в группах)
- А теперь я предлагаю вам составить синквейн. Что такое синквейн?
Синквейн – это необычное стихотворение, состоящее из 5 строк.
У каждой группы свое задание. Внимательно его прочитайте и выполните.
А мы потом проверим.
1.
группа - синквейн на тему МАМА
2.
группа - синквейн на тему ТИМОША
Например:
1. МАМА
2. Добрая, ласковая.
3. Любит, надеется, стареет.
4. Всегда простит своих детей.
5. Любовь.
1.ТИМОША
2. Упорный, любознательный.
3.Убегает, ловит, долбит.
4. Увлечён своей мечтой.
5. Судьба.
1. БАБОЧКА
2. Красивая, разноцветная.
3. Летает, порхает, светится.
4. Одно из самых красивых существ.
5. Мечта.
V.Закрепление
- Давайте, ребята, ещё раз вернёмся к нашему эпиграфу урока
( чтение эпиграфа учителем)
- Что же является главным в жизни человека? (любовь, любить и
быть любимыми)
- И эту любовь нам дарит мать.
- Многие поэты посвятили свои стихи матерям и их беспредельной
любви. Как вы понимаете выражение «беспредельная материнская
любовь»? (ответы детей)
- Стихотворение о такой материнской любви написал поэт
Н.Рыленков «Руки матери моей». Это стихотворение нам
прочитает Якименко Женя.
Я помню руки матери моей,
Что утирали слёзы мне когда-то,
В пригоршнях приносили мне с полей
Всё, чем весна в родном краю богата. +
Я помню руки матери моей,
Суровой ласки редкие мгновенья.
Я становился лучше и сильней
От каждого её прикосновенья.
Я помню руки матери моей,
И я хочу, чтоб повторяли дети:
«Натруженные руки матерей,
Святее вас нет ничего на свете!»
Сегодняшний урок я хотела бы закончить прекрасными словами Расула
Гамзатова:
Не оставляйте матерей одних,
Они от одиночества стареют.
Среди забот, влюбленности и книг
Не забывайте с ними быть добрее.
VI. Рефлексия
-Какое произведение мы сегодня рассматривали? Кто автор?
Какая тема стояла в центре внимания?
- Какова главная мысль сказки? О чем хотел сказать писатель? (о
вечной материнской любви) Слайд
В произведении силой своей любви мать, дождавшаяся Тимошу,
возвращает ему, старику детство.
Прослушивание песни М.Магомаева «Мама»
Ребята, вернемся к нашей пословице, давайте прочитаем ее еще раз
Каждый день жизни приносит нам частицу мудрости
-В чем сегодня мы стали умнее и мудрее?
- Ребята, вы наверное обратили внимание на мой стол – это ваза с
необычными цветами (с бабочками)
- Какой вывод вы для себя сделали, познакомившись с этим
произведением?
(Любить своих родных, любить и уважать свою маму, помогать ей
и оберегать ее)
Сегодняшний урок я хотела бы закончить прекрасными словами Расула
Гамзатова:
Не оставляйте матерей одних,
Они от одиночества стареют.
Среди забот, влюбленности и книг
Не забывайте с ними быть добрее.
- Ребята, вы наверное обратили внимание на мой стол – это ваза с
необычными цветами (с бабочками)
- Сегодня я хотела бы дать напутствие вам:
В жизни у каждого появится мечта, как та разноцветная
бабочка, что увлекла Тимошу. Какой бы ни была ваша мечта, не
забывайте, что нет ничего на земле сильней и преданней, чем
материнская любовь. Только она дает нам силу каждому из нас.
Пусть эта бабочка, подаренная мною, подарит вам приятные
мгновения.
Спасибо за урок! (вручение бабочек)
VII. Подведение итогов. Если урок вам понравился…
VIII. Задание на дом. Написать письмо маме-1 гр
Тв.задание-нарисовать портрет мамы-2гр