Автор: Садыков Рустем Рафкатович
Должность: Классный руководитель (воспитатель)
Учебное заведение: Федеральное государственное казённое общеобразовательное учреждение «Казанское суворовское военное училище Министерства обороны Российской Федерации»
Населённый пункт: г. Казань
Наименование материала: Статья
Тема: Профессиональное самоопределение старшеклассников
Раздел: среднее образование
Федеральное государственное казённое общеобразовательное
учреждение «Казанское суворовское военное училище
Министерства обороны Российской Федерации»
Статья: «Профессиональное самоопределение старшеклассников»
Автор: воспитатель Казанского СВУ
Садыков Рустем Рафкатович
Казань - 2023
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ
СТАРШЕКЛАССНИКОВ
Советы родителям: как помочь подростку в выборе профессии
Выбор профессии – это оптимальное
(лучшее в данных условиях) решение задачи,
причём задачи со многими неизвестными,
а иногда - приближёнными, неверными данными.
Профессиональное
самоопределение
является
начальным
звеном
профессионального развития личности. Выбор профессии -
важный и
ответственный шаг в жизни каждого молодого человека, так как часто
определяет в дальнейшем весь жизненный путь человека. Поэтому очень
важно предостеречь в этот момент от возможных ошибок, оказать
помощь в выборе дела по душе.
В результате неправильного выбора профессии подросток не может
найти свое место в жизни, не может высоко подняться по карьерной
лестнице, что ведет к нервным срывам и психическим расстройствам, а
общество теряет талантливых журналистов, врачей, инженеров, ученых,
поваров, портных…
Профессиональное становление и самоопределение подростка – это
процесс многоаспектный. В нем должны соединиться и ужиться три базовых
фактора: Я-хочу, Я-могу, Я-надо.
• «Хочу» - это желания, интересы, склонности личности.
•
«Могу» - это человеческие возможности (физиологические и
психологические, образовательные ресурсы личности).
• «Надо» - это потребности рынка труда, обязанности человека перед
обществом, людьми, семьёй и т. д.
«
Я-хочу»
должно
быть
адекватно
«Я-могу»
и
учитывать
требования социальной среды «Я-надо».
Профильная и профессиональная ориентация подростка включает
в себя:
• ориентацию в мире профессий (какие профессии существуют? И чем
занимается человек определенной профессии?);
• осознание того, что интересно ему и что он можешь делать;
• ориентацию на рынке труда, т.е. в том, какие профессии нужны
сегодня региону и стране в целом;
• ориентацию на рынке образовательных услуг, т.е. то есть, где можно
получить интересующую ребенка профессию.
(Информация о рынке образовательных услуг Кемеровской области
представлена в справочнике «Куда пойти учиться?», который издается
ежегодно)
Отмечается, что значительная часть подростков (возраст 14-16 лет)
испытывает страх перед необходимостью принятия решения. За долгие годы
учебы в школе детям предлагались в основном готовые решения, все было
известно наперед и определено расписаниями и учебными планами. И вдруг
предлагают определиться в таком архиважном вопросе.
Кто-то считает, что главное при выборе профессии – это совет
родителей? А кто-то считает, что главное – личный интерес вашего ребенка?
Чтобы правильно выбрать будущее дело по душе и по плечу, нужно
сознательно и самостоятельно встать на позицию равного уважения к
разным видам труда. Это совсем не просто. Даже многие взрослые
работающие люди могут иметь предвзятое, пристрастное и несправедливое
мнение о «других» видах деятельности. А дела людей могут быть подчас
неожиданно разнообразны: есть люди, которые лучшее время жизни отдают
изучению клюквы и озабочены сохранением болот, другие видят смысл
своего труда как раз в том, чтобы осушать, уничтожать болота.
Нет
«интересных» и «неинтересных» профессий.
Главное для родителей - отдавать себе отчет в том, что они лишь
помогают ребенку определиться, а вовсе не определяются вместо него.
Информацию о профессиональных планах ребенка можно получить
только в ходе откровенной беседы с ним, ни в коем случае не на бегу.
Лучше всего завести разговор как бы «к слову». При этом старайтесь
проявлять
терпение,
такт
и
искреннюю
заинтересованность.
Если
старшеклассник
не
может
четко
сформулировать
свои
планы,
надо
попытаться понять, с чем это связанно. Важно учитывать степень влияния
сверстников на решение сына или дочери и насколько такое влияние
оказывается положительным. Если Вас огорчает профессиональный выбор
ребенка, не отговаривайте его и не запрещайте ему что-то категорично.
Постарайтесь выяснить, на чем основан его выбор.
Сознательный выбор профессии (специальности) основывается на:
• знаниях о мире профессий;
• знаниях о выбираемой конкретной профессии;
• изучении своих интересов;
• изучении своих способностей;
• знании своих сильных и слабых качеств;
• состоянии своего здоровья;
• учёте материальных условий семьи;
• учёте ситуации на рынке труда.
Необходимо:
•
Решить
какой
путь
избрать после
9
класса:
продолжать
образование в профессиональных учреждениях (техникум, профессионально-
техническое училище и т.д.). В этой части выбора больше всего действует
фактор
«надо».
В
сегодняшних
социально-экономических
условиях
первостепенное значение имеют:
• социальный заказ, положение на рынке труда;
• уровень материального обеспечения семьи;
• возможности получения помощи в обучении;
• условия оплаты труда в данной сфере;
• местная инфраструктура профессионального образования (местная
конъюнктура учебных заведений).
• Выбрать ту профессию и специальность, которую хочет ребенок
(«Я-хочу»). Следует ознакомиться с выбранной специальностью, изучить
требования, которые она предъявляет к человеку.
• Учесть возможности ребенка ( «Я-могу»):
• интересы, склонности;
• успехи в учёбе и потенциальные способности;
• свои сильные и слабые стороны;
• состояние здоровья.
При выборе будущей профессии нужно:
• Учесть какие профессии и специальности нужны в регионе, где вы
живете.
• Учесть особенности ребенка (интересы, склонности, способности,
темперамент, черты характера, ощущение, восприятие, представление,
память, внимание, мышление, здоровье, самооценка), помочь избрать
наиболее привлекательную и подходящую профессию.
• Подробно изучить эту профессию, выяснить содержание и условия
труда, а также требования профессии к человеку, изучить возможности
приобретения профессии и перспективы профессионального роста. Дать
возможность практически попробовать ребенку свои силы в этой профессии.
• Сравнить полученные знания о профессии с профессиональными
возможностями ребенка, при необходимости посоветоваться с другими
(родителями, учителями, врачами, профконсультантами). При соответствии
профессиональных возможностей ребенка требованиям предпочитаемой
профессии помочь ребенку в профессиональном самоопределении. При
отсутствии
такого
соответствия
изучить
запасной
профессиональный
вариант.
• Выбрав будущую профессию, одобрять настойчивость в реализации
профессионального намерения и овладении профессией в совершенстве.
Ошибки при выборе профессии:
• увлечение внешней или частной стороной профессии;
• незнание мира профессий, выбор «за компанию»;
• неумение разбираться в своих способностях
Рекомендации
родителям
в
помощи
выбора
профессии
подростком:
Каждый сам выбирает свою профессию; советы нужно слушать, а
решать и поступать по-своему. Осознайте ценность выбора вашего ребенка
(для себя и для общества), помогите ему:
• Изучить профессию и всё, что с ней связано.
Составьте вместе таблицу профессиональных предпочтений:
- Выбирая профессию, человек выбирает не только способ добывания
денег, но и социальную среду, образ жизни. Предложите ребенку подумать
над тем, каким требованиям, по его мнению, должна отвечать его
будущая работа.
- Составьте максимально подробный список таких требований
(уровень заработной платы, характер и условия труда, престижность,
занятость, реальное трудоустройство и т. д.).
- Впишите эти пункты в столбцы, а в строки - названия профессий,
кажущихся ребенку наиболее привлекательными.
- Заполняя таблицу, сопоставляйте требование и профессию: если они
совпадают, ставьте в этой клетке плюс, если нет - минус.
- Проанализируйте, какая профессия набрала плюсов больше всего.
Возможно, около этой специальности ребенку и стоит искать свое призвание.
Разумеется, такой способ не самый точный. Но его преимущество в том, что
он предлагает школьнику самостоятельно поразмышлять (и может быть,
впервые!) над личной системой ценностей, над тем, каким он видит свое
будущее.
•
Сориентироваться
в
конкретной
социально-экономической
ситуации (потребность, престижность, зарплата и др.). Принцип «Больше
информации»: Активно (вместе с ребенком!) собирайте информацию о
рынке труда, о новых и перспективных специальностях . В этом могут
помочь ежегодно выпускаемые справочники, профессиональные журналы, а
также интернет-сайты. Иногда в подобных изданиях ребенок находит
профессию, о существовании которой он не догадывался (и даже не
догадывались его родители!).
• Понять, когда ребенок говорит «я хочу быть…», что он может и что
надо в данных обстоятельствах. Расширяйте знания о профессиональном
мире.
Чтобы выбирать, нужно знать, из чего выбирать. Между тем,
очевидно, что жизненный опыт подростка ограничен, его представления о
трудовой деятельности отрывочны, а подчас и нереалистичны. Например,
многие старшеклассники утверждают, что собираются стать менеджерами,
но на вопрос о том, что это за работа, внятно ответить не могут. Другие
смешивают понятия «профессия» и «должность», например, заявляют: «Хочу
быть начальником!» Кто-то говорит, что любит играть в компьютерные игры,
получать информацию из Интернета, поэтому хочет стать программистом. А
ведь программист - отнюдь не просто пользователь компьютера. Задача
родителя - выступить экспертом, поделиться той информацией, которой
он владеет: рассказать, что представляет собой та или иная профессия,
какие ограничения она накладывает. Можно привлечь друзей и знакомых.
Например, если ваше чадо подумывает, не стать ли ему юристом - и среди
ваших знакомых как раз таковые имеются, - стоит попросить их пообщаться
с вашим ребенком, даже сводить его к ним на работу. Опыт подобного
общения может заставить подростка задуматься о том, насколько его
представления о выбранной специальности соответствуют действительности
• Выделить дальнюю профессиональную цель (мечту), соотнести её с
другими жизненными целями (личностными, семейными, досуговыми).
• Построить для себя систему ближних и средних перспектив как
этапов движения к дальней цели. Если старшеклассник только мечтает, а
ничего не делает, надо помочь ему составить конкретный план, обсудив,
сколько времени у него есть и что необходимо успеть.
• Учесть при выборе не только профессию, но и связанный с ней образ
жизни и подходящий вид деятельности.
- Принцип « От слов - к делу!» Не стоит ограничиваться только
рассказами и разговорами.
Все мы знаем, что подростки довольно
скептически относятся к мнению взрослых, особенно родителей. Гораздо
важнее непосредственный опыт. Если ребенка заинтересовала какая-то
профессия, предложите ему «прорепетировать» ее в профильном кружке,
секции, классе. Задача в приобретении начального профессионального
опыта, в оценке специальности «изнутри».
- Полезно предложить ребенку поработать на осенних или зимних
каникулах, выбрав какое-то конкретное занятие.
- В техникум - на экскурсию. Неплохо сводить ребенка на «день
открытых дверей» в техникум - и желательно не в один. Не придавайте таким
походам чрезмерное значение - ведь совсем не обязательно, что именно здесь
ваш отрок захочет провести свои студенческие годы. Идите в техникум
просто как в музей - посмотреть, пообщаться, прочувствовать «мое - не
мое».
- Чтобы выбрать профессию, необходимо не только разбираться в мире
существующих
профессий,
но
прежде
всего
познать
себя
-
свои
личностные качества, способности, стремления. Карьерных высот человек
скорее добьется в том деле, которое, с одной стороны, ему интересно, а с
другой - соответствует его способностям. Например, дизайнеру важно иметь
зрительную логику и образное мышление, журналисту - умение замечать
детали и связно излагать мысли, инструктору по фитнесу - физическую
подготовку и организаторские способности и т. д..
• Не бояться поиска, риска, смело исправлять ошибки, возвращаться с
неправильно избранного пути и найти в случае необходимости резервный
вариант на случай неудачи по основному направлению. Помогите своему
ребенку подготовить «запасной вариант» на случай неудачи на выбранном
пути. Обсуждайте альтернативы! Говоря с ребенком о будущей профессии,
не зацикливайтесь на одном варианте. Как правило, сам подросток о
запасном аэродроме не задумывается, поэтому для родителей важно
поставить перед ним вопрос: что он будет делать, если ему не удастся
реализовать намеченное? Наличие альтернативы позволяет снизить у ребенка
напряжение и тревогу. Можно спросить прямо: «А чем ты собираешься
заниматься, если у тебя не получится стать экономистом?» А можно
обсуждать эту проблему применительно к третьим лицам: «Представляешь,
Андрей всю жизнь мечтал стать футболистом, готовился к спортивной
карьере, но получил травму, и ему пришлось уйти. Теперь он думает, кем
быть».
• Осознать трудности (внешние и внутренние) на пути к намеченным
целям.
• Наметить (спланировать) пути и средства преодоления трудностей.
Таким образом, выбор профессии – это важный шаг в жизни
подростка, в то же время сложный, но интересный процесс, включающий в
себя разные аспекты, которые необходимо учесть. Необходимо помнить о
том, что выбор профессии часто вызывает серьезные сомнения и
трудности у подростков, т.к. в 14-16 лет они психологически еще не готовы
сделать выбор самостоятельно. Потому нуждаются в помощи взрослых.
При этом следует понимать, что если подростку кажется, что профессию
он выбрал не сам, то и воспринимать дальнейшую учебу и освоение
профессии он будет как скучную и тягостную обязанность. Поэтому
важно: не сняв полностью ответственность за совершаемый выбор с
ребенка сделать так, чтобы у него сложилось ощущение, что это он так
решил.