Напоминание

Профессиональное самоопределение старшеклассников


Автор: Садыков Рустем Рафкатович
Должность: Классный руководитель (воспитатель)
Учебное заведение: Федеральное государственное казённое общеобразовательное учреждение «Казанское суворовское военное училище Министерства обороны Российской Федерации»
Населённый пункт: г. Казань
Наименование материала: Статья
Тема: Профессиональное самоопределение старшеклассников
Раздел: среднее образование





Назад




Федеральное государственное казённое общеобразовательное

учреждение «Казанское суворовское военное училище

Министерства обороны Российской Федерации»

Статья: «Профессиональное самоопределение старшеклассников»

Автор: воспитатель Казанского СВУ

Садыков Рустем Рафкатович

Казань - 2023

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ

СТАРШЕКЛАССНИКОВ

Советы родителям: как помочь подростку в выборе профессии

Выбор профессии – это оптимальное

(лучшее в данных условиях) решение задачи,

причём задачи со многими неизвестными,

а иногда - приближёнными, неверными данными.

Профессиональное

самоопределение

является

начальным

звеном

профессионального развития личности. Выбор профессии -

важный и

ответственный шаг в жизни каждого молодого человека, так как часто

определяет в дальнейшем весь жизненный путь человека. Поэтому очень

важно предостеречь в этот момент от возможных ошибок, оказать

помощь в выборе дела по душе.

В результате неправильного выбора профессии подросток не может

найти свое место в жизни, не может высоко подняться по карьерной

лестнице, что ведет к нервным срывам и психическим расстройствам, а

общество теряет талантливых журналистов, врачей, инженеров, ученых,

поваров, портных…

Профессиональное становление и самоопределение подростка – это

процесс многоаспектный. В нем должны соединиться и ужиться три базовых

фактора: Я-хочу, Я-могу, Я-надо.

«Хочу» - это желания, интересы, склонности личности.

«Могу» - это человеческие возможности (физиологические и

психологические, образовательные ресурсы личности).

«Надо» - это потребности рынка труда, обязанности человека перед

обществом, людьми, семьёй и т. д.

«

Я-хочу»

должно

быть

адекватно

«Я-могу»

и

учитывать

требования социальной среды «Я-надо».

Профильная и профессиональная ориентация подростка включает

в себя:

• ориентацию в мире профессий (какие профессии существуют? И чем

занимается человек определенной профессии?);

• осознание того, что интересно ему и что он можешь делать;

• ориентацию на рынке труда, т.е. в том, какие профессии нужны

сегодня региону и стране в целом;

• ориентацию на рынке образовательных услуг, т.е. то есть, где можно

получить интересующую ребенка профессию.

(Информация о рынке образовательных услуг Кемеровской области

представлена в справочнике «Куда пойти учиться?», который издается

ежегодно)

Отмечается, что значительная часть подростков (возраст 14-16 лет)

испытывает страх перед необходимостью принятия решения. За долгие годы

учебы в школе детям предлагались в основном готовые решения, все было

известно наперед и определено расписаниями и учебными планами. И вдруг

предлагают определиться в таком архиважном вопросе.

Кто-то считает, что главное при выборе профессии – это совет

родителей? А кто-то считает, что главное – личный интерес вашего ребенка?

Чтобы правильно выбрать будущее дело по душе и по плечу, нужно

сознательно и самостоятельно встать на позицию равного уважения к

разным видам труда. Это совсем не просто. Даже многие взрослые

работающие люди могут иметь предвзятое, пристрастное и несправедливое

мнение о «других» видах деятельности. А дела людей могут быть подчас

неожиданно разнообразны: есть люди, которые лучшее время жизни отдают

изучению клюквы и озабочены сохранением болот, другие видят смысл

своего труда как раз в том, чтобы осушать, уничтожать болота.

Нет

«интересных» и «неинтересных» профессий.

Главное для родителей - отдавать себе отчет в том, что они лишь

помогают ребенку определиться, а вовсе не определяются вместо него.

Информацию о профессиональных планах ребенка можно получить

только в ходе откровенной беседы с ним, ни в коем случае не на бегу.

Лучше всего завести разговор как бы «к слову». При этом старайтесь

проявлять

терпение,

такт

и

искреннюю

заинтересованность.

Если

старшеклассник

не

может

четко

сформулировать

свои

планы,

надо

попытаться понять, с чем это связанно. Важно учитывать степень влияния

сверстников на решение сына или дочери и насколько такое влияние

оказывается положительным. Если Вас огорчает профессиональный выбор

ребенка, не отговаривайте его и не запрещайте ему что-то категорично.

Постарайтесь выяснить, на чем основан его выбор.

Сознательный выбор профессии (специальности) основывается на:

• знаниях о мире профессий;

• знаниях о выбираемой конкретной профессии;

• изучении своих интересов;

• изучении своих способностей;

• знании своих сильных и слабых качеств;

• состоянии своего здоровья;

• учёте материальных условий семьи;

• учёте ситуации на рынке труда.

Необходимо:

Решить

какой

путь

избрать после

9

класса:

продолжать

образование в профессиональных учреждениях (техникум, профессионально-

техническое училище и т.д.). В этой части выбора больше всего действует

фактор

«надо».

В

сегодняшних

социально-экономических

условиях

первостепенное значение имеют:

• социальный заказ, положение на рынке труда;

• уровень материального обеспечения семьи;

• возможности получения помощи в обучении;

• условия оплаты труда в данной сфере;

• местная инфраструктура профессионального образования (местная

конъюнктура учебных заведений).

Выбрать ту профессию и специальность, которую хочет ребенок

(«Я-хочу»). Следует ознакомиться с выбранной специальностью, изучить

требования, которые она предъявляет к человеку.

Учесть возможности ребенка ( «Я-могу»):

• интересы, склонности;

• успехи в учёбе и потенциальные способности;

• свои сильные и слабые стороны;

• состояние здоровья.

При выборе будущей профессии нужно:

• Учесть какие профессии и специальности нужны в регионе, где вы

живете.

• Учесть особенности ребенка (интересы, склонности, способности,

темперамент, черты характера, ощущение, восприятие, представление,

память, внимание, мышление, здоровье, самооценка), помочь избрать

наиболее привлекательную и подходящую профессию.

• Подробно изучить эту профессию, выяснить содержание и условия

труда, а также требования профессии к человеку, изучить возможности

приобретения профессии и перспективы профессионального роста. Дать

возможность практически попробовать ребенку свои силы в этой профессии.

Сравнить полученные знания о профессии с профессиональными

возможностями ребенка, при необходимости посоветоваться с другими

(родителями, учителями, врачами, профконсультантами). При соответствии

профессиональных возможностей ребенка требованиям предпочитаемой

профессии помочь ребенку в профессиональном самоопределении. При

отсутствии

такого

соответствия

изучить

запасной

профессиональный

вариант.

• Выбрав будущую профессию, одобрять настойчивость в реализации

профессионального намерения и овладении профессией в совершенстве.

Ошибки при выборе профессии:

• увлечение внешней или частной стороной профессии;

• незнание мира профессий, выбор «за компанию»;

• неумение разбираться в своих способностях

Рекомендации

родителям

в

помощи

выбора

профессии

подростком:

Каждый сам выбирает свою профессию; советы нужно слушать, а

решать и поступать по-своему. Осознайте ценность выбора вашего ребенка

(для себя и для общества), помогите ему:

Изучить профессию и всё, что с ней связано.

Составьте вместе таблицу профессиональных предпочтений:

- Выбирая профессию, человек выбирает не только способ добывания

денег, но и социальную среду, образ жизни. Предложите ребенку подумать

над тем, каким требованиям, по его мнению, должна отвечать его

будущая работа.

- Составьте максимально подробный список таких требований

(уровень заработной платы, характер и условия труда, престижность,

занятость, реальное трудоустройство и т. д.).

- Впишите эти пункты в столбцы, а в строки - названия профессий,

кажущихся ребенку наиболее привлекательными.

- Заполняя таблицу, сопоставляйте требование и профессию: если они

совпадают, ставьте в этой клетке плюс, если нет - минус.

- Проанализируйте, какая профессия набрала плюсов больше всего.

Возможно, около этой специальности ребенку и стоит искать свое призвание.

Разумеется, такой способ не самый точный. Но его преимущество в том, что

он предлагает школьнику самостоятельно поразмышлять (и может быть,

впервые!) над личной системой ценностей, над тем, каким он видит свое

будущее.

Сориентироваться

в

конкретной

социально-экономической

ситуации (потребность, престижность, зарплата и др.). Принцип «Больше

информации»: Активно (вместе с ребенком!) собирайте информацию о

рынке труда, о новых и перспективных специальностях . В этом могут

помочь ежегодно выпускаемые справочники, профессиональные журналы, а

также интернет-сайты. Иногда в подобных изданиях ребенок находит

профессию, о существовании которой он не догадывался (и даже не

догадывались его родители!).

Понять, когда ребенок говорит «я хочу быть…», что он может и что

надо в данных обстоятельствах. Расширяйте знания о профессиональном

мире.

Чтобы выбирать, нужно знать, из чего выбирать. Между тем,

очевидно, что жизненный опыт подростка ограничен, его представления о

трудовой деятельности отрывочны, а подчас и нереалистичны. Например,

многие старшеклассники утверждают, что собираются стать менеджерами,

но на вопрос о том, что это за работа, внятно ответить не могут. Другие

смешивают понятия «профессия» и «должность», например, заявляют: «Хочу

быть начальником!» Кто-то говорит, что любит играть в компьютерные игры,

получать информацию из Интернета, поэтому хочет стать программистом. А

ведь программист - отнюдь не просто пользователь компьютера. Задача

родителя - выступить экспертом, поделиться той информацией, которой

он владеет: рассказать, что представляет собой та или иная профессия,

какие ограничения она накладывает. Можно привлечь друзей и знакомых.

Например, если ваше чадо подумывает, не стать ли ему юристом - и среди

ваших знакомых как раз таковые имеются, - стоит попросить их пообщаться

с вашим ребенком, даже сводить его к ним на работу. Опыт подобного

общения может заставить подростка задуматься о том, насколько его

представления о выбранной специальности соответствуют действительности

Выделить дальнюю профессиональную цель (мечту), соотнести её с

другими жизненными целями (личностными, семейными, досуговыми).

Построить для себя систему ближних и средних перспектив как

этапов движения к дальней цели. Если старшеклассник только мечтает, а

ничего не делает, надо помочь ему составить конкретный план, обсудив,

сколько времени у него есть и что необходимо успеть.

Учесть при выборе не только профессию, но и связанный с ней образ

жизни и подходящий вид деятельности.

- Принцип « От слов - к делу!» Не стоит ограничиваться только

рассказами и разговорами.

Все мы знаем, что подростки довольно

скептически относятся к мнению взрослых, особенно родителей. Гораздо

важнее непосредственный опыт. Если ребенка заинтересовала какая-то

профессия, предложите ему «прорепетировать» ее в профильном кружке,

секции, классе. Задача в приобретении начального профессионального

опыта, в оценке специальности «изнутри».

- Полезно предложить ребенку поработать на осенних или зимних

каникулах, выбрав какое-то конкретное занятие.

- В техникум - на экскурсию. Неплохо сводить ребенка на «день

открытых дверей» в техникум - и желательно не в один. Не придавайте таким

походам чрезмерное значение - ведь совсем не обязательно, что именно здесь

ваш отрок захочет провести свои студенческие годы. Идите в техникум

просто как в музей - посмотреть, пообщаться, прочувствовать «мое - не

мое».

- Чтобы выбрать профессию, необходимо не только разбираться в мире

существующих

профессий,

но

прежде

всего

познать

себя

-

свои

личностные качества, способности, стремления. Карьерных высот человек

скорее добьется в том деле, которое, с одной стороны, ему интересно, а с

другой - соответствует его способностям. Например, дизайнеру важно иметь

зрительную логику и образное мышление, журналисту - умение замечать

детали и связно излагать мысли, инструктору по фитнесу - физическую

подготовку и организаторские способности и т. д..

• Не бояться поиска, риска, смело исправлять ошибки, возвращаться с

неправильно избранного пути и найти в случае необходимости резервный

вариант на случай неудачи по основному направлению. Помогите своему

ребенку подготовить «запасной вариант» на случай неудачи на выбранном

пути. Обсуждайте альтернативы! Говоря с ребенком о будущей профессии,

не зацикливайтесь на одном варианте. Как правило, сам подросток о

запасном аэродроме не задумывается, поэтому для родителей важно

поставить перед ним вопрос: что он будет делать, если ему не удастся

реализовать намеченное? Наличие альтернативы позволяет снизить у ребенка

напряжение и тревогу. Можно спросить прямо: «А чем ты собираешься

заниматься, если у тебя не получится стать экономистом?» А можно

обсуждать эту проблему применительно к третьим лицам: «Представляешь,

Андрей всю жизнь мечтал стать футболистом, готовился к спортивной

карьере, но получил травму, и ему пришлось уйти. Теперь он думает, кем

быть».

Осознать трудности (внешние и внутренние) на пути к намеченным

целям.

Наметить (спланировать) пути и средства преодоления трудностей.

Таким образом, выбор профессии – это важный шаг в жизни

подростка, в то же время сложный, но интересный процесс, включающий в

себя разные аспекты, которые необходимо учесть. Необходимо помнить о

том, что выбор профессии часто вызывает серьезные сомнения и

трудности у подростков, т.к. в 14-16 лет они психологически еще не готовы

сделать выбор самостоятельно. Потому нуждаются в помощи взрослых.

При этом следует понимать, что если подростку кажется, что профессию

он выбрал не сам, то и воспринимать дальнейшую учебу и освоение

профессии он будет как скучную и тягостную обязанность. Поэтому

важно: не сняв полностью ответственность за совершаемый выбор с

ребенка сделать так, чтобы у него сложилось ощущение, что это он так

решил.



В раздел образования