Автор: Волова Тамара Федоровна
Должность: учитель математики
Учебное заведение: ГБОУ АО "Соломбальская СКОШИ"
Населённый пункт: г. Архангельск
Наименование материала: статья
Тема: "Трудовое воспитание в процессе обучения математике"
Раздел: среднее профессиональное
Трудовое воспитание учащихся в процессе обучения математике. Волова Т.Ф.
(Выступление на педагогическом совете)
Трудовое воспитание в процессе обучения математике проводится в
различных
направлениях:
воспитание
умения
и
потребности
учиться,
формирование
умений
и
навыков,
необходимых
в
практической
деятельности,
развитие
способности
применять
полученные
знания
к
решению практических задач.
Математика является не просто областью знаний, но прежде всего
существенным
элементом
общей
культуры.
Она
воспитывает
в
человеке
целый ряд черт, имеющих яркую моральную окраску. При выполнении даже
скучных преобразований вырабатываются такие качества, как собранность,
систематичность. Математика учит принимать решения, проверять действия,
исправлять ошибки.
Аккуратность играет большую роль в жизни человека. Этому надо
учить ребёнка с самого начала его жизни – в быту и на уроках. Каждый урок
начинаю
с
проверки
готовности
учащихся
к
работе:
линейка,
простой
карандаш, резинка, дневник, тетрадь, учебник.
Напоминаю детям о том, что если чего – то нет, необходимо попросить у
товарищей или у учителя, а не сидеть и ждать, когда тебе подадут. Добиваюсь
от учеников аккуратности при выполнении любой работы, ведения тетрадей,
письменных работ, при пользовании линейкой, карандашом. Это воспитывает
прилежность, внутреннюю собранность, чувство ответственности.
Не важно, какой идёт урок. Важно, какие условия создаёт учитель на
своих уроках для гармоничного развития личности. Учителю необходимо
самому владеть искусством воздействия на личность школьника, создавая
на уроке атмосферу взаимопонимания и сотрудничества. С первых минут
урока, с приветствия необходимо создать обстановку доброжелательности,
положительных
эмоций.
Положительные
эмоции
облегчают
усвоение
материала,
что
в
свою
очередь
уменьшает
утомление,
улучшает
психологический климат в классе. Вместе с тем хороший микроклимат урока
характеризуется
высокой
требовательностью
учителя
к
учащимся,
а
учащихся друг к другу. Нездоровый климат – это неуверенность учащихся,
скука, нервозность. Это создаёт гнетущую обстановку, влекущую за собой
нарушение дисциплины.
Большое значение в уроке имеет устный счёт. Задания эффективны
кажущейся лёгкостью, эмоциональностью, своей простотой
увлекают и
слабых
учащихся.
Создают
на
уроке
обстановку
соревнования.
Они
способствуют развитию внимания и памяти, они не требуют от учащихся
большого умственного напряжения.
Математика
предполагает
формирование
вычислительных
навыков,
изучение и использование геометрического материала, а одной из главных
задач является развитие логического мышления, а это в основном происходит
при работе над задачей.
Решение
задач
требует
от
учащихся
добросовестной
и
серьёзной
работы
над
приобретением
и
укреплением
знаний,
что
приводит
к
систематическому
напряжению
умственных
усилий,
настойчивости
и
преодолению трудностей. При этом у учащихся воспитываются такие черты
характера
как
трудолюбие,
усидчивость,
упорство
в
преследовании
намеченной цели, умение не останавливаться перед трудностями и не впадать
в уныние при неудачах. Кроме
задач
данных
в
учебнике,
предлагаю
учащимся
задачи
о
птицах,
цветах,
деревьях,
грибах,
ягодах,
животных.
Решаем задачи о людях разных профессий: о пчеловодах, работниках нефти
и газа, животноводах, тружениках полей, экскурсоводах, библиотекарях,
швеях, столярах и других. Одновременно здесь
происходит
работа по
профориентации. Собрана папка иллюстраций о людях разных профессий,
иллюстрации из газет, журналов, составлены папки с задачами.
Дети
устают
при
выполнении
рутинных
преобразований.
Поэтому
можно
использовать
нетрадиционные
подходы,
которые
сделают
урок
интересным, а дети будут более активными. При изучении обыкновенных
дробей, учащиеся могут узнать, что одна восьмая буханки хлеба (восьмушка)
весит
125
граммов
–
дневной
рацион
ленинградцев
во
время
блокады
Ленинграда
во
время
В.О.войны.
Изучая
тему
«Меры
времени»
дети
знакомятся с историей родного города, что первые
корабли торговые и
военные были построены в Архангельске в Соломбале по указу Петра 1 и с
его настоящим, использую материал регионального компонента,
стихи о
временах
года,
о
месяцах,
знакомлю
с
пословицами,
поговорками,
народными приметами.
При изучении процентов благодатным материалом являются сезонные скидки
на товары из рекламных листовок, буклетов, газет.
Предлагаю
учащимся
задачи
с
такими
понятиями,
как
семейный
бюджет, доходы, расходы, коммунальные услуги, налог, заработная плата.
При подсчёте оплаты за электроэнергию, воду, газ, площадь, спрашиваю
детей о том, можно ли платить меньше, то есть экономить. Да, можно, если
бережно относиться к воде, электроэнергии, газу. Спрашиваю детей: «Чем
отличается качество «экономный» от слова «жадный». Знакомлю с семейным
бюджетом,
из
чего
он
складывается,
на
что
в
первую
очередь
должен
расходоваться. Семейный бюджет в основном складывается из заработной
платы, она зависит от количества и качества труда, затраченного работником.
Этот и другой материал является стимулом в обучении, расширяет
кругозор,
заставляет
удивляться.
Удивление
–
сильный
стимул
познания.
Удивляясь,
человек
как
бы
стремится
заглянуть
вперёд.
Эти
задачи
расширяют кругозор, воспитывают активность, любознательность.
Использую
на
уроках
разные
виды
контроля,
самоконтроля.
Урок
всегда начинается с проверки домашнего задания. Дети ждут оценки своего
труда,
обязательно
отмечаю
учащихся,
которые
выполнили
работу
старательно, аккуратно, каллиграфически правильно. Записываю на доске
ответы примеров, заданных на дом, учащиеся сравнивают их со своими
ответами и ставят плюс, если правильно и минус, если не верно. А дальше
карандашом ставят себе оценку, нормы оценок знают.
Необходимо учить ценить время, чтобы не было долгой раскачки на
уроке. Даю некоторые задания на время. Дети смотрят на часы и сами себя
контролируют. Чтобы беречь на уроке каждую минуту, учитель должен чётко
продумывать
все
этапы
урока.
С
точки
зрения
здоровья
необходимо
учитывать, что самая высокая работоспособность на уроке с5 по 25 минуту –
80%, по 35 минуту – 60 – 40%, по 40 – 10%.
Осуществляется межпредметная связь уроков математики с уроками
трудового обучения. Межпредметные связи – условие ускорения процесса
усвоения знаний, как важнейшее средство закрепления полученных знаний
при изучении одного предмета в области другого и па практике. Знание мер
длины, перевод одних единиц измерения в другие, выполнение действий с
именованными
числами,
умение
пользоваться
линейкой,
циркулем,
вычисление площади и периметра, построение геометрических фигур эти и
другие знания необходимы на уроках трудового обучения. Трудности бывают
в том, что на уроках труда дети встречаются с тем материалом, который ещё
не изучался на уроках математики или зная материал на одном предмете,
затрудняются
перенести
эти
знания
на
другой
предмет.
Учителя
труда
обращаются с просьбой поработать на уроках математики над конкретным
материалом.
Межпредметная
связь
осуществляется
и
на
коррекционных
занятиях
по
предмету.
В
5
классе
просмотрена
программа
по
труду
по
четвертям.
В
1
четверти
изделия
изготовлялись
квадратной
формы:
подушечка,
салфетка.
Повторили
о
квадрате.
Выкройка
подушечки
–
прямоугольник.
Поэтому
строили
квадраты
и
прямоугольники
различных
размеров
на
нелинованной
бумаге.
Изготовляли
с
учащимися
выкройку
повязки на бумаге, а затем на уроке труда шили повязки, делали расчёт ткани
на
наволочки.
Интересна
эта
работа
на
коррекционных
занятиях
и
мальчикам.
«Развитие и образование ни одному человеку не могут быть даны или
сообщены. Всякий, кто это желает к ним приобщаться, должны достигнуть
этого
собственной
деятельностью,
собственными
силами,
собственным
напряжением.
Извне
он
может
получить
только
возбуждение»
Адольф
Дистерверг, поэтому
учитель должен:
1)Вызывать активность учащихся.
2)Повышать заинтересованность учащихся при обучении.
3)Давать мотивировку необходимости изучения.
4)Развивать способности учащихся, создавать педагогические ситуации.
5)Использовать наглядность.
6)Воспитывать контроль, самоконтроль.
7)Создавать
ситуацию
успеха
на
уроке
(поощрение,
отмечать
даже
небольшие успехи).
8)Учитывать индивидуальные особенности каждого ученика.
Труд в школе, в том числе и познавательный, должен представлять
собой
целенаправленную,
разнообразную
деятельность,
имеющую
личностную и социальную направленность, учитывая возрастные и психо -
физические особенности школьников.