Автор: Горбунова Татьяна Степановна
Должность: учитель истории
Учебное заведение: филиал МОУ-СОШ с.Зоркино-ООШ с.Георгиевка
Населённый пункт: Марксовского района
Наименование материала: статья
Тема: "Духовно-нравственное воспитание на уроках истории"
Раздел: среднее образование
Духовно-нравственное воспитание на уроках истории
Учитель: Горбунова Т.С.
В «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания гражданина России»
определен современный национальный воспитательный идеал. Это высоконравственный,
творческий гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную,
осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в
духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.
Перед школой стоит задача формирования духовно-нравственной личности. Воспитывать
можно через любой предмет, но наибольшими возможностями в воспитании духовно-
нравственной личности обладают гуманитарные предметы, в том числе история России.
Результаты и эффективность воспитания определяются не столько тем, как оно
обеспечивает усвоение и воспроизводство человеком культурных ценностей и
социального опыта, сколько готовностью членов общества к сознательной активности и
самостоятельной творческой деятельности, позволяющей им ставить и решать важнейшие
задачи.
Работа по духовно-нравственному воспитанию должна начинаться в младшем школьном
возрасте, что поможет проявлению интеллектуальной, творческой групповой и
индивидуальной активности детей, а это станет важнейшей составляющей социализации
личности ребенка. В процессе изучения истории решаются следующие задачи:
формируется чувство ответственности за свою жизнь и судьбу своей Родины;
воспитывается любовь к малой родине;
дети знакомятся с общечеловеческими моральными ценностями, происходит
формирование моральных привычек, что позволит перейти внешним моральным
требованиям во внутренние базовые установки;
формируется свободное мышление, собственная позиция.
История предлагает нам различные концепции развития человечества. И чем дальше мы
продвигаемся по исторической прямой, тем острее перед нами встают этические вопросы.
Почему сегодня так много говорят о могуществе денег, неоспоримом праве сильного
перед слабым, о расчеловечивании, бездуховности и крушении идеалов? Это можно
понять, лишь осмыслив исторический путь человечества, осознав с помощью знаний
исторических событий, что жизнь не линейна, не предопределена цепочкой случайных
фатальных событий, потому что действительность многофакторна и не подчиняется
линейной схеме.
На своих уроках я объясняю детям, что для будущей жизни им важно осознать, почему
именно сегодня, в условиях нравственного кризиса, необходимо размышлять о
нравственном возрождении человека, объясняю, что они, новое поколение, будут искать
новые цивилизационные формы человеческого существования, опираясь на бесценный
опыт предков.