Автор: Артамонова Ксения Андреевна
Должность: учитель изобразительного искусства
Учебное заведение: ГБОУ города Москвы "Школа №939"
Населённый пункт: Москва
Наименование материала: Интерактивное занятие в музее Боевой славы
Тема: "Искусство плаката"
Раздел: среднее образование
Государственное бюджетное образовательное учреждение города Москвы
«Школа №939» ЮАО
Интерактивное занятие (для учащихся на уровне ООО)
Тема урока «Искусство плаката»
Преподаватель ИЗО: Артамонова Ксения Андреевна
Москва, 2017
1
Интерактивное занятие в школьном музее «Москва в солдатской шинели»
Пояснительная записка:
Ф.И.О. педагога
Преподаватель изобразительного искусства – Артамонова Ксения Андреевна
Руководитель музея
«Москва в солдатской
шинели»
Методическая и организационная поддержка – Неверова Елена Александровна
Место проведения урока
Школьный музей «Москва в солдатской шинели»
Аннотация урока
На
занятии
обучающиеся
узнали
об
особенностях
плаката
как
вида
графического
искусства,
психологии
его
восприятия, познакомились с бесспорными шедеврами – советскими плакатами, созданными во время Великой
Отечественной
войны
и
их
авторами
знаменитыми
художниками-плакатистами.
Опираясь
на
опыт
великих
мастеров
выяснили,
как
же
работают
художники
над
графическим
листом.
Так
же
ребята
учились
работать
коллективно,
совместно
выполнив
творческое
задание
–
плакат
ко
Дню
защитника
Отечества.
При
помощи
изобразительной деятельности школьники смогли закрепить свои знания, полученные на занятии.
Цель
Формирование навыков работы над композицией плаката.
Задачи
Образовательные:
познакомить обучающихся с искусством советских плакатов, созданных художниками-плакатистами в
период с 1941 по 1945 год;
познакомить со спецификой образного языка плаката;
выработать у обучающихся интерес к плакату;
закрепить такие понятия, как композиция, художественные приемы, графическая техника, лозунг, аллегория;
выполнять коллективно творческое задание.
Развивающие:
формировать умение выделять главное в композиции;
развивать навыки графического решения композиции плаката.
Воспитательные:
продолжать воспитывать любовь к изобразительному искусству;
повышать эстетическую культуру учащихся.
Коррекционные:
развивать словарный запас.
Тип урока
Интерактивное занятие
Планируемые
образовательные
Предметные: ставят и формируют проблему: выдвигают версии об увиденном, работают по плану, сверяясь с
целью, делают выводы; самостоятельно создают алгоритм действий при работе над созданием плаката ко Дню
2
результаты
защитника Отечества.
Метапредметные: регулятивные – принимают и сохраняют учебную задачу; учитывают выделенные учителем
ориентиры действия в новом учебном материале; оценивают свои достижения на занятии;
познавательные – научатся наблюдать, анализировать информацию, делать выводы, излагать свое мнение в
диалоге;
коммуникативные – научатся рассуждать, формировать ответы на вопросы, вступать в учебное сотрудничество,
слушать одноклассников, учителя; вести небольшой познавательный диалог по теме занятия.
Личностные:
имеют
мотивацию
к
учебной
и
творческой
деятельности,
формируют
навык
сотрудничества
со
взрослыми и сверстниками.
Методы и формы обучения
Беседа, объяснительно-иллюстративный, практический, творческий поиск;
Фронтальная форма обучения
Материально-техническое
обеспечение
Оборудование: Мольберт, бумага А1, краски, карандаши, ластики, линейки, баночки для воды, кисти, конверты.
Наглядно-
демонстрационный
материал
Советские плакаты времен Великой Отечественной войны:
1.
Ираклий Тоидзе «Родина-мать зовет»;
2.
Виктор Корецкий «Наши силы неисчислимы»;
3.
Эль Лисицкий «Все для фронта! Все для победы»;
4.
Виктор Корецкий «Воин Красной армии, спаси!»;
5.
Михаил Куприянов, Порфирий Крылов, Николай Соколов «Беспощадно разгромим и уничтожим врага!»;
6.
Николая Жуков, Виктор Климашин «Отстоим Москву!».
Список литературы
1)
Родина-Мать зовет!: Плакаты Великой Отечественной войны : каталог коллекции Бел. гос. Музея истории
Великой Отечественной войны – Минск : Лiтаратура i Мастацва, 2010. – 224 с.
2)
Как работать над плакатом. Г.Т. Горощенко – Москва – Ленинград: ОГИЗ - ИЗОГИЗ, 1932
3)
Психология восприятия и искусство плаката. П.А. Кудин, Б.Ф. Ломов, А.А. Митькин – М.: Плакат, 1987. – 208 с.
4)
Русский плакат. Избранное. А.Е. Снопков, П.А. Снопков, А.Ф. Шклярук, автор текста Т.Н. Толстая – М.:
Издательство «контакт-культура», 2014. – 176 с.; 180 ил.
3
Структура интерактивного занятия
Этапы
%
вре
мен
и
Методическая
цель
Методики
Описание урока
1 этап
1 этап
Мотивация
Мотивация
10 %
Сконцентриров
ать внимание и
вызвать
интерес к
изучению
данной темы
«Блицопрос»
«Блицопрос»
Учителем заранее
заготавливаются вопросы
по новой теме, на которые
ученики могут ответить
коротко и быстро на основе
уже полученных знаний.
Большой цветной рисунок с кратким текстом, дитя улицы, площади,
призван агитировать и пропагандировать, что это?
(Ответ: плакат)
Правильно ребята, это плакат!
Плакат – пасынок искусства, приемный сын, внимательный воспитанник.
Большое Искусство – родитель – существует ради искусства, плакат – ради
пользы. Искусство живет во имя свободного поиска красоты, новых форм и
новых
смыслов,
а
часто
и
новых
бессмысленностей, плакат
же
всегда
утилитарен,
прагматичен,
расчетлив
и
тем
самым
несвободен. Искусство
штучно, а плакат?
(Ответ: вещь массовая)
Искусство
витает
в
облаках, плакат
трется
в
толпе.
Репродукции
произведений искусства убивают оригинал, размножение плакатов, наоборот,
дает им жизнь.
Плакат призывает к немедленным действиям. А к каким действиям
может призвать плакат? Можете их перечислить?
(Ответ: купи, отдай, берегись, делай как я, бей врага, люби вождя)
Все верно! Если это рекламный постер – он соблазняет, давит на педаль
зависти:
оберткой,
упаковкой,
картинами
чужого
счастья
–
вон
те
люди
воспользовались нашими товарами, и вот как им теперь хорошо; ах, вот бы и
нам
так. Если это социальный плакат, то он стыдит, укоряет, манипулирует,
подталкивает: все люди жертвуют, а ты? Ну-ка, давай и ты тоже! Все грамотные,
а ты нет, как не стыдно? А ну, подтягивайся!
Из-за своих функциональных особенностей плакат, вероятно, является
самым демократичным видом искусства, и ему приходится решать несколько
специфических задач.
Подумайте и скажите какая самая главная и основная задача плаката?
(Ответ: заставить зрителя обратить на себя внимание)
Верно.
Восприятие
другого
вида
искусства
предполагает
некоторую
4
подготовку. Станковое произведение – картина, гравюра – предлагает наличие
особой
предварительной
пропаганды,
которая
заставит
массового
зрителя
пойти
в
музей,
на
выставку
и
уже
там
воспринять
идею
художественного
произведения. Плакат
же
подстерегает
зрителя
неожиданно
и
заставляет
обратить на себя внимание. Он не нуждается в «помощниках», его обязанность
самому найти зрителя, заставить его воспринять свою идею вне зависимости
от того, хочет этого зритель или не хочет.
А кто из вас может назвать вторую, не менее важную задачу плаката?
(Ответ: донести до зрителя смысл плаката)
Правильно. Плакату отведены секунды внимания, и за эти мгновения он
должен
передать
нужную
информацию.
Для
этого
все
средства
хороши.
Крупный размер, яркий цвет, острый текст, неожиданное пятно и ритм – все
идет в дело!
2 этап
Оглашение
темы и задач
5%
Обеспечить
понимание
учащимися их
деятельности,
чего они
должны
достигнуть в
результате
урока
«Ожидание»
Используется в начале
урока, когда совместно с
учащимися определяются
дидактические цели урока.
Детям предлагается после
сообщения темы высказать
свои ожидания от
заявленной темы.
Совместная работа в
режиме учитель-ученики
на данном этапе
контролируется учителем
так, чтобы были
сформулированы цели
урока. Учащиеся
высказывают свои
предложения по поводу
того, что они хотят узнать,
каким образом и для чего, а
учитель конкретизирует
Наш урок посвящен, как вы уже поняли, искусству плаката! Сегодня мы
поговорим
с
вами
о
специфических
особенностях
этого
вида
графического
искусства, о психологии его восприятия, о бесспорных шедеврах и их авторов –
знаменитых художников-плакатистов, а также опираясь на опыт этих великих
мастеров мы постараемся узнать, как же работают художники над плакатом.
Все это нам поможет при создании творческого задания, которое мы совместно
выполним во второй части нашего урока. А сейчас осмотритесь вокруг, что вы
видите? Вы видите множество советских плакатов, созданных художниками-
плакатистами в период с 1941 по 1945 год.
Как
вы
думаете
почему,
ведя
рассказ
об
искусстве
плаката
мы
обратились именно к этому периоду?
Плакаты времен Великой Отечественной войны – одно из самых ярких
художественных явлений русской культуры XX века. Именно в этих плакатах
отражается высокий профессионализм художников-плакатистов, их большой
жизненный опыт и умение ясно говорить средствами графики.
Плакаты
1941
–
1945
годов
стали
вкладом
нашей
страны
в
сокровищницу
мирового
художественного
наследия.
Уже
в
годы
войны
советский
плакат
был
признан
во
всем
мире
вершиной
агитационно-
пропагандистского искусства.
5
дидактические цели урока с
учётом ученического
мнения, желаний.
3 этап
Получение
необходимой
информации
50%
Инструктаж
учащихся для
выполнения
задания
Мини-лекция
Материал излагается на
доступном для участников
языке. Теорию лучше
объяснять по принципу «от
общего к частному». Перед
тем, как перейти к
следующему вопросу,
необходимо подытожить
сказанное и убедиться, что
вы были правильно
поняты.
По окончании выступления
нужно обсудить все
возникшие у участников
вопросы, затем спросить,
как можно использовать
полученную информацию
на практике и к каким
результатам это может
привести.
Мини-лекции
предлагается проводить в
интерактивном режиме:
перед объявлением какой-
либо информации учитель
спрашивает, что знают об
этом участники; после
предоставления какого-
либо утверждения учитель
предлагает обсудить
Вступление
руководителя
музея «Москва
в
солдатской
шинели»
Неверовой Елены Александровны:
Фронтовая Москва… С 22 июня 1941-го она менялась с каждым
днем, становясь все суровее. К осени столица оделась в солдатские
шинели
и
телогрейки
защитного
цвета.
Привычными
для
глаза
стали белесые аэростаты над госучреждениями, боевая техника на
улицах. Многие здания украсили военные плакаты. Они призывали
беспощадно громить врага, повышать бдительность, героически
работать в тылу в интересах действующей армии, звали народ на
борьбу
с
фашистскими
захватчиками,
к
Победе.
Плакатная
живопись
встала
в
ратный
строй,
заняв
ведущее
место
среди
других
искусств.
С
первых
дней
войны
художники,
писатели,
журналисты разделили со своим народом тяготы и лишения. Одни
надели шинели, взяли в руки оружие и отправились на фронт. Для
других на передовой главным оружием были карандаш и планшет,
фотоаппарат и ручка. В своих страстных и ярких художественных
работах они отражали волевой настрой нашей армии разгромить
врага,
вдохновляющий
голос
народа,
поднявшегося
на
священную
войну
против
иноземных
захватчиков.
Теми
же
мыслями
жили
художники и писатели, работавшие в тылу. Мы включили в нашу
экспозицию наиболее известные военные плакаты.
Плакаты
Сильнейший
среди
первых
военных
плакатов
представляется
плакат
Ираклия Тоидзе «Родина-мать зовет!», созданный в 1941 году. В
данной работе заключены все правила построения плаката.
Он четок,
ясен, понятен, не имеет ничего лишнего, любая его часть и деталь
оправданы
по
цели.
Именно
в
этой
логичности,
целесообразности,
правдивости, силе и убедительности образа видна красота плаката.
Обратите
внимание
на
лозунг
в
плакате.
Необходимо,
чтобы
изображение
и
лозунг
были
органически
друг
с
другом
увязаны.
6
отношение участников к
этому вопросу.
Обращение в плакате должно быть определено и точно сформулировано
в самом начале работы. Как и весь плакат в целом, лозунг должен быть
по
мере
возможности
краток,
лаконичен,
он
должен
приказывать,
убеждать, призывать, настаивать, в нем должна быть страстность, в нем
должна ощущаться борьба за идею, которую выражает плакат.
А
что
вы
можете
сказать
про
шрифт
лозунга
«Родина-мать
зовет!»?
(Ответ: Крупные печатные буквы)
Шрифт в плакате должен прежде всего хорошо читаться. Следует
совершенно
отказаться
от
всякой
декоративности,
если
она
хотя
бы
немного понижает его читаемость.
В
огромном
большинстве
случаев
изобразительный
образ
должен преобладать в плакате над текстом, изображение должно быть
ведущим.
Ребята
скажите,
что
изображено
в
центе
композиции
данного плаката?
(Ответ: женщина)
Верно.
Во
весь
лист
художник
изобразил
женщину
с
суровым,
прекрасным лицом. Решительно и горячо смотрит она в глаза каждому,
не напоминая, не уговаривая, а призывая и требуя выполнить свой долг.
При
создании
плаката,
художники
нередко
опираются
на
АЛЛЕГОРИЧЕСКИЙ ОБРАЗ. А кто-нибудь из вас может сказать, что такое
АЛЛЕГОРИЯ?
(Ответ: Аллегория – это когда чувства, понятия (например, любовь,
война,
справедливость,
весна,
смерть
и
т.д.)
изображаются
и
представляются как живые существа.
Война может обозначается посредством военных орудий, времена года —
с
помощью
соответствующих
им
цветов,
плодов,
правосудие —
посредством весов и повязки на глазах, смерть — посредством косы)
Правильно. Так вот в плакате «Родина-мать зовет!» художник смог
создать мощную аллегорию – образ Родины-матери, призывающей к
оружию, зовущей на подвиг своих сынов.
Посмотрите
внимательнее
на
плакат
и
скажите
к
каким
художественным приемам прибегнул Ираклия Тоидзе чтобы придать
7
образу некую монументальность, возвышенность?
(Ответ: Художник понизил линию горизонта. Платок, упавший с
головы
на
плечи
крупными,
ритмичными
складками,
делает
силуэт
монументальнее и значительнее)
А
кто
из
вас
ответит,
что
еще
в
образе
женщины
вызывает
непроизвольное внимание?
(Ответ: Ее руки, цвет ее одежды)
В
правой
руке
Родина-мать
держит
присягу
военнослужащего,
напоминая своим "детям" о присягнувшем долге. В движении ее рук
заключена огромная широта и сила.
Цвет – мощное композиционное средство выразительности. Цвет в
плакате
собран
в
один
мощный
удар. Скажите
какой
цвет
здесь
доминирует?
(Ответ: Красный)
А какие ассоциации у человека может вызвать красный цвет?
(Ответ: сила, власть, активные действия, любовь, теплота)
Красный цвет – это самый мощный цвет из всей цветовой гаммы.
Красный
–
это
яркий
и
теплый
цвет,
который
пробуждает
сильные
эмоции.
Красный
считается
агрессивным
и
раздражающим
цветом,
способным создать и возбуждение, и напряжение.
В плакате может быть использована не только живопись, но и
такая графическая техника, как фотография.
Так в плакате Виктора Корецкого «Наши силы неисчислимы»
мы
видим очень интересный художественный прием – лист выполнен путем
наложения
фотографии
на
картинку. Корецкий сделал фоном плаката
бесконечное людское море –
плотные шеренги ополченцев, готовых
встать
на
защиту
Отечества,
а
на
первом
плане
–
крупная
фигура
человека с оружием в руках.
Что изображено в плакате на заднем плане?
(Ответ: Памятник
Минину
и
Пожарскому,
который
на
Красной
площади перед Собором Василия Блаженного)
А кто из вас вспомнит какому событию посвящен этот памятник?
(Ответ: Посвящён
князю
Пожарскому
и
гражданину
Минину
8
руководителям
второго
народного
ополчения
во
время
польской
интервенции в Смутное время, и победе над Польшей в 1612 году)
Памятник
Минину
и
Пожарскому
–
символе
российского
патриотизма
в
борьбе
с
врагами
Родины.
Сюжет
памятника:
нижегородский
гражданин
Минин
указывает
князю
Пожарскому
на
Кремль и призывает его подняться на борьбу с поляками. Кузьма Минин
передает
ему
меч,
как
будущему
военному
начальнику,
а
сам
же
обязуется найти собрать средства и людей.
Посмотрите
внимательно
на
рабочего,
который
находится
в
центре композиции. Опешите его.
(Ответ: Взрослый мужчина гневно потрясает винтовкой, лицо его
сурово. Жест его, полный силы и угрозы врагу, перекликается с жестом
Кузьмы Минина)
Можете ли вы сказать, о чем говорит данный плакат?
(Ответ: Плакат говорит о том, что за плечами ополченца стоит не
только многомиллионный советский народ, но и его великая история)
Посмотрите на плакат художника Эль Лисицкого «Все для фронта!
Все
для
победы!». Сможете ли вы описать его, раскрыть главную его
идею?
(Ответ: Так
же,
как
и
в
плакате
«Наши
силы
неисчислимы»
художник использовал метод фотомонтажа. Плакат обращен к рабочим
предприятий советской страны со словами: "Давайте побольше танков,
противотанковый
ружей
и
орудий,
самолетов,
пушек,
минометов,
снарядов, пулеметов, винтовок!". В центре плаката изображены лица
рабочих - мужчины и женщины, там же летящий самолет и двигающийся
танк, за ними - город. В данном плакате центральная часть композиции
выделяется не благодаря яркому цвету, а наоборот благодаря тому, что
насыщенным красным цветом выполнен фон, на котором очень хорошо
видны обращение и лозунг.
Посредством
данного
плаката
художник
хотел
сказать,
что
освобождение
страны
и
приближение
победы
зависит
от
трудовых
свершений и количества необходимой военной техники, изготовленной
9
и поставленной фронту)
Интересный факт
В одной швейцарской клинике для тяжелобольных детей врачи
давали
маленьким
пациентам
бумагу
и
карандаши,
и
те
рисовали
картинки. Некоторые дети, казалось бы, идущие на поправку, внезапно
умирали. Другие, считавшиеся безнадежными, напротив, справлялись с
болезнью и выздоравливали. Так вот, было замечено, что по детским
рисункам можно предсказывать исход болезни.
Сами
того
не
зная,
дети,
как
существа
близкие
к
природе,
к
бессознательному,
рисовали
свой
прогноз
–
жизнь
или
смерть,
-
используя
обычные
мотивы:
елочка,
солнышко,
человек.
У
бессознательного есть свои законы, общие для всего человечества. Так,
левая
сторона
означат
печаль,
мрак,
утрату
надежды,
депрессию,
потерянность,
смерть.
Недаром
латинское
слово sinister,
то
есть
«левый»,
приобрело
значение
«зловещий»,
как
в
современном
английском. Правая сторона – это добро, свет, надежда, жизнь. Во сне,
когда бессознательное разговаривает с нами на своем языке, который
мы плохо понимаем, путь направо – это выход, радость и спасение,
налево – тупик, слезы и тоска.
Правый
верхний
угол
рисунка
в
этом
смысле
лучший,
левый
нижний
–
худший.
Если
на
детском
рисунке
в
правом
верхнем
углу
нарисовано солнышко, то это очень хороший знак, а если человек на
картине идет на право и поднял руки к этому солнышку – это совсем
хорошо, а если деревья подняли ветви вверх и тоже словно бы тянутся к
волшебной точке – это просто замечательно, это ура. В левом нижнем
углу
клубятся
змеи,
враги,
царствует
тьма
и
всякие
выразимые
и
невыразимые
ужасы.
Если
елочка
клонится
к
этой
точке
мрака,
а
человек, опустив руки, бредет туда, а солнышко затянуло тучами, то дела
больного плохи.
Художник,
так
же
как
ребенок,
близок
к
бессознательному
и
подчинен его законам. Интересно с этой точки зрения посмотреть на
историю плаката.
Вот
плакат
«Воин
Красной
армии,
спаси!» художника
Виктора
10
Корецкого. Мать с младенцем на руках обернулась, а из темного угла ей
угрожает окровавленный фашистский штык.
И л и «Беспощадно разгромим и уничтожим врага!»
(Художники
Михаил Куприянов, Порфирий Крылов, Николай Соколов). Из темного
угла лезет карикатурный Гитлер, а воин Красной армии, склоняясь из
светлого угла, тыкает в него винтовкой.
В черном дыму солнечная точка на плакате художников Николая
Жукова и Виктора Климашина «Отстоим Москву!». Ситуация, как мы
знаем, действительно была отчаянная, на грани катастрофы. И у солдата
на плакате фигура посылает действенный сигнал: он энергично поднял
руку с винтовкой в правый угол, - ХОРОШО, а вторая рука опущена в
левый – ПЛОХО. Отстоим или не отстоим?
4 этап
Интерактивное
задание
30%
Практическое
усвоение
материала
«Кейс-метод»
Обучающиеся должны
проанализировать
ситуацию, разобраться в
сути проблем, предложить
возможные решения и
выбрать лучшее из них.
Предисловие
Скоро Россия будет отмечать День защитника Отечества, который
уже
давно
стал
настоящим
мужским
праздником
в
нашей
стране.
Поздравления 23-го февраля на сегодняшний день звучат в адрес всех
представителей сильного пола, но главные герои - те, кто служит или
служил
в
рядах
Вооруженных
сил.
Раньше
с
этим
замечательным
праздником
поздравляли
исключительно
тех,
кто
связан
с
военной
службой, кто обеспечивает безопасность нашей Родины.
Сейчас
я
предлагаю
вам
совместно
выполнить
агитационный
плакат. Данный плакат будет призывать наших граждан не забывать об
истинном
смысле
праздника
Дня
защитника
Отечества
и
в
первую
очередь поздравлять тех, кто служил или служит в рядах Российской
армии, кто вставал или встает под боевые знамена, кто всегда равняется
на подвиг победителей.
Инструкция по выполнению задания
Перед нами белый лист бумаги, чтобы на нем начали появляться
образы,
вам
необходимо
будет
отвечать
на
вопросы.
Кто
правильно
ответит
получит
конверт,
в
котором
будут
находиться
детали от
создаваемого
нами
плаката.
Полученные
фрагменты
нужно
будет
11
прикрепить к поверхности листа, найдя нужное для них место. Таким
образом посредством компоновки и закреплении всех элементов будет
сформирован,
как
мозаика,
нужный
нам
рисунок.
И
для
полного
завершения работы мы с вами придумаем и напишем хороший лозунг.
Выполнение задания
Вопрос №1
Над нашей головой – бескрайний шар голубой?
(Ответ: небо)
(Тот, кто правильно ответит, получает конверт с фрагментом неба и найдя
нужное место на листе прикрепляет его. Так же ему нужно объяснить почему,
по его мнению, небо на задуманном плакате чистого голубого цвета)
См. приложение 1
Вопрос№2
Официальный государственный символ, наряду с гербом и гимном?
(Ответ: флаг России (Государственный флаг Российской Федерации
В настоящее время не существует официального толкования цветов
Государственного флага Российской Федерации, но существует множество
символических значений. Попробуйте логически подумать и объяснить
символику цветов на флаге.
(Ответ:
белый цвет - благородство и откровенность, чистота, вера, свобода;
синий цвет - верность, честность, безупречность и целомудрие;
красный цвет - мужество, смелость, великодушие и любовь, сила, величие)
(Правильно ответившие получают элемент флага и прикрепляет его на нужное
место. Так же ученик может попробовать объяснить для чего в композиции
нашего плаката используется символика России)
См. приложение 2
Вопрос №3
Главный общественно-политический и историко-художественный комплекс
города, официальная резиденция президента Российской Федерации?
(Ответ: Московский Кремль)
(Правильно ответившие получают элементы Кремля и находит им правильное
место)
См. приложение 3
12
А для чего раньше (в древней Руси) служили крепостные стены?
(Ответ: для обороны)
(Правильно ответившие получают элемент крепостной стены, прикрепляют ее
на нужное место)
См. приложение 4
Вопрос №4
От чего или от кого нужно обороняться?
(Ответ: от внутренних врагов, нападений, зла и т.п.)
Все верно. А каким цветом вы бы все это обозначили?
(Ответ: черным. Черный цвет пугает, может говорить о безверии, протесте,
восстании и т.д.)
(Правильно ответившие получают фрагмент, покрытый черной краской,
прикрепляют его на выбранное ими место и объясняют свой выбор)
См. приложение 5
Вопрос№5
Как вы думаете кто должен находиться в центре композиции плаката?
(Ответ: солдат, воин, военнослужащий, парень служащий в армии и т.п.)
(Правильно ответившие прикрепляют рисунок солдата в центр листа и
объясняют почему, по их мнению, образ воина главный в композиции)
См. приложение 6
Вопрос№6
Что для тебя значит служба в армии?
(Ответ: служить в армии – это защищать нашу страну от войн и нападений,
беречь свой народ, не дать в обиду любимую страну.
Служба в армии – это школа жизни, которую должен пройти каждый
мужчина. В армии ребята воспитывают в себе силу духа.
Служить в армии – это большая честь и ответственность. Отслужив в армии,
ты отдаёшь долг Родине, становишься её защитником. Армия может научить
тебя многому, сделает тебя физически выносливым, сильным, терпеливым.
Армия – это большой жизненный опыт.
Служа в армии, юноша становится мужчиной, который готов постоять сам за
себя и защищать Родину)
А чему учат в армии?
(Ответ: в армии учат военному искусству, дисциплине, повышают
13
физическую подготовку. Учат ходить строем, учить воинские уставы,
оказывать первую помощь пострадавшему, правильно обращаться с
оружием)
Чем должен быть снаряжен солдат?
(Ответ: оружием)
Верно. В одной руке наш солдат будет держать оружие.
См. приложение 7
А что же у него будет во второй руке? Скажите какое самое известное ручное
оборонительное снаряжение вы знаете?
(Ответ: щит)
Щит символизирует божество, веру, спасение, добродетель, чистоту, рыцарское
благородство, оборонительное оружие, охрану, защиту, заслон, силу, битву,
стойкость, победу, истину, мудрость, мир, верность, доверие, поддержку.
Сейчас вы должны будете выполнить последнее задание – придумать лозунг,
который мы запишем на щите. Не забывайте о том, что наш плакат
агитационный и его предназначение призывать людей к действию. Наша
задача напомнить москвичам об истинном смысле праздника Дня защитника
Отечества и призвать поздравлять с этим праздником в первую очередь тех, кто
связан с военной службой.
См. приложение 8
Плакат, который мы с вами выполнили на занятии, будет размещен в
нашем микрорайоне на информационной доске.
См. приложение 9
5 этап
Подведение
итогов
5%
Обсуждение с
целью
закрепления
материала
«Рефлексия»
Устное обсуждение проводится по вопросам:
1)
с какой целью мы проводили это творческое задание?
2)
какие мысли оно у вас вызвало?
3)
какие чувства?
4)
чему вы лично научились?
5)
чему хотели бы научиться в дальнейшем?
14
ПРИЛОЖЕНИЕ
Приложение №1
Приложение №2
15
Приложение №3
Приложение №4
Приложение №5
16
Приложение №6
Приложение №7
17
Приложение №8
Приложение №9
18
19