Автор: Татьяна Юрьевна Коровина
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МАОУ "СОШ р.п. Красный Октябрь "
Населённый пункт: р.п. Красный Октябрь
Наименование материала: Контрольно-измерительные материалы
Тема: «Русский язык» в 3 классе УМК «Школа России»
Раздел: начальное образование
Контрольно-измерительные материалы
по предмету «Русский язык»
в 3 классе УМК «Школа России»
Входная диагностическая работа.
(у.10)
Фамилия, имя ___________________________________ Класс _____________
К каждому из заданий 1-12 даны 4 варианта ответов, из которых только один правильный.
Выберите его и обведите нужную букву.
1.Слова, связанные между собой по смыслу, мы называем…
А. словосочетанием В. текстом
Б. предложением Г. описанием
2. Какую из групп слов нельзя перенести?
А. пальто, халат В. Россия, страна
Б. яма, день Г. муравьи, перья
3. Выберите слово, в котором неверно выделен ударный звук.
А. магАзин В. пАрты
Б. тОрты Г. мартЫшка
4. В какой группе слов буквы пропущены в таком порядке: и-а
А. в_сна, м_роз В. п_ла, пл_ток
Б. б_рёза, м_ря Г. цв_тёт, ст_лы
5. Укажите слово, в котором не нужен Ь
А. болет(?) В. сем(?)я
Б. огон(?)ки Г. реч(?)кА
6. Укажите группу слов, в которых пропущен Ь
А. Машен(?)ка, звер(?)ё
Б. доч(?)ка, ноч(?)ной
В. лист(?), ключ(?)
Г. пач(?)ка, ноч(?)ка
7. Найдите имя существительное.
А. болеть В. боль
Б. больной Г. больно
8. Найдите имя прилагательное.
А. тепло В. потеплело
Б. теплеет Г. тёплый
9. Найдите глагол.
А. серость В. серо
Б. серый Г. сереть
10. Выберите группу однокоренных слов.
А. вода, водитель В. сидит, седеть
Б. тропа, тропинка Г. купить, продать
11. В какую группу слов надо поставить букву е?
А. уч_тель, гр_бы
Б. ч_тать, мальч_к
В. д_ревня, з_рно
Г. ёж_к, пуш_стый
12.В какую группу слов надо поставить букву Ж?
А. пля_, сторо_ка
Б. камы_, ко_ка
В. малы_ка, хоро_
Г. у_ки, у… .
Часть 2
При выполнении заданий 1-6 запишите ответы в отведённом для этого месте.
1.
Сделай звукобуквенный разбор слова конь.
_______________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
______________________________________________________________
_______________________________________________________________________
2.
Прочитайте предложения. Вставьте (где нужно) пропущенные буквы.
Подчеркните имена собственные.
У кошки Мурки были к_тята. Тру_ кормит, а лен_ портит. В саду стоит тиш_на. У Миши
была собач_ка Стрелка.
3.
Подчеркните главные члены предложения. Покажите связь слов с помощью
вопросов.
Ребята быстро бегут к речке.
4.
Вставьте в словосочетания пропущенные предлоги.
Ходим ____ речку, взяли ____ гнезда, прилетела ___ дому, сражались ___ врагами.
5.
К данным существительным подберите по 2-3 подходящих по смыслу
прилагательных. Запишите.
Погода __________________________________________________________________
Ребёнок_______________________________________________________________
Поле_________________________________________________________________
6.
К данным существительным подберите 1-2 подходящих по смыслу глагола.
Запишите.
Ученик_________________________________________________________________
Дерево_________________________________________________________________
Ключ
№
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
ответ
Б
Б
А
В
Г
А
В
Г
Г
Б
В
А
Контрольный диктант №1
по теме: «Предложение».
Цель: выявить уровень сформированности навыков правописания, приобретённых за два
года обучения; проверить знания, умения и навыки по теме «Предложение. Текст»; умения
оформлять предложение, писать слова без пропусков букв, обозначать твёрдые и мягкие
согласные, разделительный мягкий знак.
Осенью.
Мы часто ходим в ближний лесок. Красив русский лес осенью. Яркие краски радуют
глаз. Падают сухие листья. Земля покрылась пёстрым ковром. Шуршит под ногами пожухлая
трава. В лесу смолкли птичьи песни. Вода в лесных ручьях чистая. Хорошо дышать свежим
воздухом.
Слова для справок: ходим, воздухом.
Грамматическое задание
1.
Запишите цифрой, сколько слов в первом предложении.
2.
Слова русский, листья разделите для переноса.
3.
В третьем предложении подчеркните грамматическую основу, выпишите
словосочетания.
Контрольный диктант № 2 по теме
«Слово в языке и речи». (у.31)
Цель: проверить навыки грамотного письма, умения находить в предложениях главные
члены, определять части речи, находить однокоренные слова, выделять в словах корень.
Прощание с осенью.
В октябре стоит сырая погода. Весь месяц льют дожди. Дует осенний ветер. Шумят в
саду деревья.
Ночью перестал дождь. Выпал первый снег. Кругом светло. Всё вокруг стало
нарядным. Две вороны сели на берёзу. Посыпался пушистый снежок. Дорога подмёрзла.
Хрустят листья и трава на тропе у дома.
Слова для справок: стало, подмёрзла.
Грамматическое задание
1.
В первом предложении подчеркните подлежащее и сказуемое, определите части речи.
2.
Выпишите из текста два однокоренных слова, выделите в них корень.
3.
Выпишите из текста слово, в котором букв больше, чем звуков.
Контрольное списывание №1 по теме
«Слово в языке и речи» (у.33)
Кувшинка
Днём кувшинка нежится на воде, и все любуются ею. А ночью она ныряет под воду.
Стиснет лепестки в кулачок и нырнёт головой. Спит всю ночь в глубине.
Ясно будет утро — снова вынырнет из воды. Снова развернёт лепестки навстречу солнцу
и станет радовать всех. (45 слов)
(И. Сладков)
Контрольный диктант №3 за 1 четверть. (у.37)
Цель: проверить навыки правописания слов с изученными орфограммами.
Снеговик.
Стоит чудесный зимний день. Падает лёгкий снег. Деревья одеты в белые шубки.
Спит пруд под лесной коркой. Яркое солнце на небе.
Выбежала группа ребят. Они стали лепить снеговика. Глазки сделали ему из
светлых льдинок, рот и нос из морковки, а брови из угольков. Радостно и весело всем!
Грамматическое задание
1.
В первом предложении подчеркните главные члены и укажите части речи.
2.
Разберите по составу слова зимний, шубки.
3.
Найдите в тексте и запишите по одному слову с проверяемым безударным гласным в
корне, парным по глухости-звонкости согласным, непроизносимым согласным. Рядом
запишите проверочные слова.
Контрольное списывание №2 по теме (у.60)
«
Правописание частей слова»
Подчеркнуть буквы, обозначающие парные по глухо
сти-звонкости согласные звуки.
Удод
Прилетел на огород погостить лесной удод. Весь в диковинной раскраске. Загнут
длинный клюв, как гвоздь. Словно выпорхнул из сказки к нам лесной красавец-гость. Веер
перьев на головке пёстрый щёголь распустил, осмотрел ботву морковки и букашку
проглотил. Покопался лапкой в грядке: здесь всё, кажется, в порядке. Заглянул в укроп удод:
кто съедобный тут живёт? (55 слов)
(По Б. Копалыгину)
Контрольный диктант №4 за 2 четверть. (у.72)
Цель: проверить навыки правописания слов с изученными за 2 четверть орфограммами
Снежные фигурки
С неба летел мокрый снежок. Ребята выбежали во двор и стали лепить из снега
фигурки. Коля слепил снеговика. Хорош снеговик! В носу краснела морковка. В руке
метла, а на голове ведро. Женя строил башню с ледяными окошками. Толя и Илья лепили
Деда Мороза и Снегурочку. Дед Мороз был с бородой. Снегурочка в руках держала
зелёную ёлочку. (58 слов)
Слова для справок: выбежали, Дед Мороз, Снегурочка.
Грамматическое задание
1.
Разберите предложения по членам: вариант 1 –третье, вариант 2 –пятое.
2.
Разберите по составу слова морковка, переход.
3.
Найдите в тексте и подчеркните два слова с безударными гласными в корне, которые
можно проверить.
Проверочный диктант№1 по теме
«Род и число имён существительных». (у.93)
Цель: проверить знания, умения и навыки по теме «Имя существительное».
Мой товарищ Витя гостил летом у брата. Село Юрьево стоит на берегу реки. Заиграет
утром луч солнца, а друзья уже у реки. А вот и первая рыбка-ёрш. Ловили мальчики и
крупную рыбу. Попадался окунь, лещ, сом.
Ребята часто ходили в лес за грибами. Однажды они зашли в лесную глушь. Тишина.
Только в овраге журчал ключ. Много грибов набрали мальчики в лесной чаще.
Грамматическое задание
1.
Запишите по два имени существительных женского, мужского и среднего рода.
2.
Запишите пять имён существительных с шипящим звуком на конце.
3.
Разберите по составу слова рыбка, тишина, лесною.
Проверочный диктант №2 по теме
«Имя существительное». (у.107)
Цель: выявить уровень орфографических умений и навыков учащихся; проверить знания
по теме «Имя существительное»
Мы открыли гараж и увидели летучую мышь. Это интересное животное. Днём летучая
мышь спит. Широкие крылья закрывают зверька, как плащ. Гаснет последний солнечный
луч. Наступает ночь. Летучие мыши ищут добычу.
Учёные пытались объяснить замечательную способность зверька находить дорогу в
темноте. Залепляли глазки, нос. Мышь облетала опасные места. Когда мышь пищит,
тончайший звук доходит до преграды и идёт назад. Чуткие ушки зверька ловят сигнал.
По В. Бианки
Грамматическое задание
1.
Определите падеж имён существительных в последнем предложении.
2.
В первом предложении слово гараж разберите как часть речи.
3.
Разберите по составу слова интересное, глазки, находит.
Контрольное списывание №3
по теме «Части речи» (у.120)
Списать, озаглавить текст предложением, в котором выражена главная мысль.
Кипрей - очень тёплый цветок. Когда ударит осенний мороз и иней посеребрит траву, то
около кипрея инея нет. Потому что вокруг кипрея стоит тёплый воздух.
Этот цветок выделяет теплоту. Кипрей всегда разрастается рядом с молодыми соснами.
Это их сторож, их защитник, их нянька. Бывает, в сильный мороз у кипрея отмёрзнет вся
верхушка, а он всё равно не сдаётся, живёт и дышит теплотой. Самоотверженный цветок! (63
слова)
К.Паустовский
Контрольный диктант №5 за 3 четверть
«Имя прилагательное». (у.125)
Цель: проверить знания, умения и навыки по теме «Имя прилагательное»
Над полями и лесами светит яркое солнце. Потемнели в полях дороги. Посинел на реке
лёд. В долинах зажурчали звонкие ручьи. Надулись на деревьях смолистые почки. На ивах
появились мягкие пуховки.
Выбежал на опушку робкий заяц. Вышла на поляну старая лосиха с лосёнком. Вывела
медведица на первую прогулку своих медвежат.
Грамматическое задание
1.
Подчеркните в предложении главные члены, выпишите словосочетания: вариант 1-
четвёртое предложение, вариант 2-пятое.
2.
Замените прилагательное антонимами и запишите получившиеся словосочетания:
вариант 1- трусливый мальчик, узкий ручей; вариант 2-старательный ученик, высокий
куст.
3.
Определите род. Число и падеж имён прилагательных в словосочетаниях сосновую
шишку, крепким клювом.
Контрольный диктант № 6 по теме
«Глагол». (у.150)
Цель: проверить знания, умения и навыки по теме «Глагол»
Весеннее утро.
Это случилось в апреле. Рано утром проснулось солнце и взглянуло на землю. А там за
ночь зима да мороз свои порядки навели. Снегом покрыли поля и холмы. На деревьях
сосульки развесили.
Засветило солнце и съело утренний лёд. По долине побежал весёлый, говорливый ручеёк.
Вдруг под корнями берёзки он заметил глубокую норку. В норке сладко спал ёжик. Ёж
осенью нашёл это укромное местечко. Он ещё не хотел вставать. Но холодный ручей
забрался в сухую постельку и разбудил ежа.
Грамматическое задание
1.
Разберите предложение по членам: вариант 1-седьмое, вариант 2- девятое.
2.
Разберите слова по составу: вариант 1- засветило, утренний. берёзки; вариант 2-
развесили, весёлый, местечко.
3.
Определите время, число, лицо глаголов побежал, взглянешь, принесу.
Контрольное списывание №4 (у.152)
Дятел
Дятлу без носа - что нам без рук! Носом деревья выстукивает, носом шишки на кузнице
разбивает. Дупло носом долбит, дырочки на берёзах пробивает - сладкий сок пьёт, даже на
«барабане» носом играет!
На все руки у дятла нос. Пёрышки носом чистит, муравейники разрывает, птенцов
кормит. Дятлу без носа хуже, чем нам без рук. (52 слова)
(Н. Сладков)
Итоговая диагностическая контрольная работа.
Фамилия, имя ___________________________________ Класс _____________
К каждому из заданий 1-20 даны 4 варианта ответов, из которых только один правильный.
Выберите его и обведите нужную букву.
1. Отметь слово, в котором звуков больше, чем букв.
1) осень 3) туча
2) Яков 4) семья
2. В каком слове ударение падает на третий слог?
1)капканы 3) профессия
2) поколение 4) равенство
3.Антоним к слову весёлый является слово.
1) радостный 3) добрый
2) грустный 4) счастливый
4. Укажи слово, в котором есть суффикс.
1)смелый 3) запасы
2) поход 4) дружный
5. Укажи слово, соответствующее схеме
︵︿
◻
.
1) осина 3) берёзка
2) позолота 4) убор
6. Укажи слово, в приставке которого пишется буква А.
1) р…писание 3) д…ехать
2) п…думать 4) с…жалеть
7. Отметь слово с приставкой.
1) (по)тропе 3) (по)бежать
2) (по)лесу 4) (по)небу
8. Отметь слово с разделительным твёрдым знаком.
1) мурав…и 3) от…бить
2) от…езд 4) ш..ёт
9. В каком слове в корне пропущена безударная гласная А?
1) г…лубка 3) м…слёнка
2) в…здушный 4) др…жат
10. В каком слове буква Д обозначает непроизносимый согласный звук?
1) ло…ка 3) закла…ка
2) поз…ний 4) селё…ка
11. Отметь слово, в котором пропущена буква С.
1) арбу… 3) ни…кий
2) пля…ка 4) гла…ки
12. Укажи имя сущ. мужского рода единств. числа.
1) воробей 3) класс
2) берёза 4) окно
13. Укажи имя существительное, на конце которого не пишется мягкий знак.
1) молодёж… 3) уж…
2) мыш… 4) тиш…
14. Укажи имя прилагательное женского рода единств. числа.
1) вкусный 3) любимая
2) чайное 4) старый
15. Укажи словосочетание, в котором род имени прилагательного не определяется.
1) тяжёлая робота 3) зимние забавы
2) зелёный цвет 4) яркое солнце
16. Укажи глагол в форме множественного числа.
1) бросает 3) шумят
2) лежит 4) поёт
17. Укажи глагол в форме будущего времени.
1) говорил 3) говорит
2) говорить 4) заговорит
18. Выбери верную характеристику предложения.
А как красиво звенят зимние колокольчики!
1) повествовательное, восклицательное 3) побудительное, невосклицательное
2) побудительное, восклицательное 4) вопросительное, невосклицательное
19. Укажи грамматическую основу предложения из предыдущего задания.
1) красиво колокольчики 3) зимние колокольчики
2) звенят колокольчики 4) красиво звенят
20. Укажи предложение с однородными членами.
1) Зайцы испугались и скрылись в лесной чаще.
2) Летают над водой синевы стрекозы.
3) Буйно цветёт над водой водяная кашка.
4) С ветки сосны спрыгнула резвая белка.
Часть 2
При выполнении заданий 21- 24 запишите ответы в отведённом для этого месте.
21. Выпиши словосочетания из предложения:
Водяной паук смастерил домик из воздуха.
________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
22. Используя слова для справок, составь и запиши распространённое предложение.
Пёс охраняет. Слова для справок: хозяина, верный, дом
_____________________________________________________________________________
23 Из группы слов выпиши имена существительные первого склонения.
Гвоздь, мужчина, печаль, берёза, облако, лошадка.
_____________________________________________________________________________
24. Запиши предложения так, чтобы получился связный текст. Озаглавь текст.
А) Ей зимой тепло
Б) Белка живёт в лесу.
В). У белки тёплая шкурка.
Г) Зверёк сидит в дупле.
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________
Итоговый контрольный диктант № 7 по теме
«Правописание изученных орфограмм». (у.155)
Цель: проверить знания, умения и навыки по программе 3 класса.
Раннее весеннее утро. Степь весело пестреет цветочками. Ярко желтеет дрок. Скромно
синеют колокольчики. Белеет пахучая ромашка. Дикая гвоздика горит пунцовыми пятнами.
В утренней прохладе разлит горький здоровый запах полыни.
Всё радостно потянулось к солнцу. Степь проснулась и ожила. Высоко в воздухе
затрепетали жаворонки. Кузнечики подняли свою торопливую трескотню.
По А. Куприну.
Грамматическое задание
1.
Выпишите из текста два слова с безударными гласными в корне. Рядом запишите
проверочные слова.
2.
Выпишите из текста два слова с приставками. Приставки выделите.
3.
Разберите предложения по членам: вариант 1- второе, вариант 2- третье