Напоминание

"Внутренние силы Земли"


Авторы: Быкова Ирина Николаевна, Светлана Григорьевна Аброськина
Должность: учитель географии
Учебное заведение: Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя школа №18 городского округа - город Камышин Волгоградской области
Населённый пункт: Волгоградская область, г. Камышин
Наименование материала: конспект урока географии в 5 классе
Тема: "Внутренние силы Земли"
Раздел: среднее образование





Назад




Конспект урока на региональный конкурс профессионального мастерства для

учителей географии «Мой лучший урок (география)»

Автор урока: Быкова И.Н.

Учебный предмет: география

Класс: 5

Автор УМК: География. 5-6 класс. Учебник для общеобразовательных организаций. А.И.

Алексеев . серия «Полярная звезда» 2020

Тема урока: Внутренние силы Земли.

Тип урока: Урок открытия новых знаний.

Форма урока: творческая мастерская (изготовление книжки-малышки)

Цели урока:

- сформировать представление о понятии «вулкан», его строении, деятельности, типах вулкана,

- выявить связь в закономерности распространения вулканизма и землетрясений,

-

нанести на контурную карту вулканы.

Планируемые результаты обучения:

Предметные: учащиеся должны знать определения понятий (вулкан , жерло, кратер, лава,

Тихоокеанское огненное (вулканическое) кольцо), уметь выстраивать схему строения вулкана ,

определять местоположение вулканов и отмечать их на контурной карте.

Метапредметные:

Личностные: продолжить формирование интереса к предмету через использование различных

форм обучения и создания ситуации успеха, продолжить формирование научных представлений

географических наук об основных закономерностях развития природы (влиянии внутренних сил на

формирование земной поверхности), продолжить развитие и совершенствование основных навыков

исследовательской деятельности в географии (анализ материала, составление схем, сравнение карт

с разным содержанием)

Познавательные : выявить и охарактеризовать существенные признаки строения «вулканов», и

процесса их извержения; выявить причинно-следственные связи в размещении зоны землетрясений

и вулканизма; систематизировать географическую информацию в разных формах (рисунок, схема,

контурная карта, сказка (рассказ)

Коммуникативные: сформулировать определение «вулкан», выразить свою точку зрения по их

типологии устно и письменно

Регулятивные: поставить цель работы на уроке, запланировать и контролировать свои действия,

провести оценивание выполнение заданий одноклассниками .

Оборудование, техподдержка и методическое сопровождение: мультимедийный проектор,

компьютер, доска, атласы, физическая карта полушарий, бланки опорных конспектов (книжка-

малышка), УМК, авторское методическое пособие Быкова И.Н. «Географические сказки».

Методы и формы обучения: словесный, наглядный, практический, частично-поисковый,

творческий, беседа, составление схемы, практическая работа в контурной карте, написание сказки.

Формы организации работы на уроке: индивидуальная, работа в парах, фронтальная.

1

№ Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Формируемые

УУД

2

1

Организацион

ный

Цель этапа: проверка готовности обучающихся к уроку, создание

позитивного эмоционального настроя обучающихся на урок.

Приветствует

обучающихся,

проверяет организацию раб

очего места, создает

условия к продуктивной

работе обучающихся

на уроке.

- Я очень рада

приветствовать вас сегодня

не просто на уроке, а в

творческой мастерской

- Перед вами на слайде

перечень

принадлежностей, которые

сегодня нам понадобятся

на уроке. Проверьте , всё

ли у вас готово?

(слайд 2 )

Проверяют

организацию рабочего места

Проверяют свою готовность

к уроку

Осознание себя

участником

творческой

мастерской

(Л.)

Самоконтроль

готовности к

уроку (Р.)

2

Актуализация

знаний.

Целеполагание

.

Цель этапа: получить представление о качестве усвоения учащимися

материала, определить опорные знания; поставить цель и задачи урока

-Мы сегодня не просто

ученики, а авторы и

издатели научной

литературы по географии.

К концу урока каждый из

вас создаст свою книжку-

малышку. А вот о чём она

будет и с каким

содержанием сейчас

выясним. В этом нам

поможет сказка,

написанная мной.

(Рассказываю сказку, а на

доске постепенно

появляется рисунок)

Слушают сказку, осознают

строение вулкана

Применение

своих

творческих

способностей в

изменённых

условиях (Л.) ;

определение

цели урока и

пути её

решения (Р.);

умение вести

диалог,

формулировать

сою точку

зрения (К.);

анализ сказки,

рисунка,

умение

работать с

картами,

умение

извлекать

информацию

из

услышанного

текста , умение

3

- О чём будет наша

книжка?

- Что вам интересно было

бы узнать? О чём обычно

говорится в научных

описаниях географических

процессов или объектах?

- Вулканах

- Их строение, их виды, их

размещение, как от них

спастись

сопоставлять

карты с разным

содержанием

(П.).

3

Изучение

нового

материала

Цель этапа: определить строение вулкана, их виды, показать их

размещение на земной поверхности.

- Озаглавьте свою книгу.

Или можете оставить это

до конца урока.

- Первая страница нашей

книжки – малышки о чём

будет?

- Что такое вулкан?

Назовите части из которых

состоит вулкан.

- Изобразите схему

строения вулкана в своей

книжке. Рисунок учебника

и мой на доске вам в

помощь.

(слайд 3 )

- Проверьте схему соседа ,

все ли части вулкана на

месте?

- Вторая страница. Чтобы

её заполнить , работаем с

атласом.

(слайд 4 )

- Как обозначены вулканы?

Почему звёздочки разного

цвета? Сопоставьте

рисунок 41 учебника

(Рис.41 Литосферные

плиты) и карту.

Придумывают и

озаглавливают книжку-

малышку

- Определение и строение

вулкана.

Говорят определение и

составные части

Рисуют схему строения

вулкана, подписывают

составные части, пишут

определение

Оценивают работу соседа по

парте, указывают на

недочёты.

Отвечают на вопросы и

заполняют вторую страницу

Определение

своего

отношения к

новому

материалу (Л.);

Умение

планировать

свою работу

(Р.); умение

работать в

парах, вести

диалог,

формулировать

свои мысли

(К.); умение

сравнивать,

анализировать,

работать с

контурной

картой,

классифициров

ать (П.).

4

- Есть ли какая-то

закономерность?

- Почему?

- Покажите на карте

территории, где больше

всего вулканов. Это

Тихоокеанское огненное

кольцо.

(слайд 5 )

Показывают Тихий океан.

4

Физминутка

Цель этапа: обеспечение активного отдыха организма, снятие утомления,

восстановление внимания.

-

Ребята, вы немножечко

устали, давайте отдохнем.

Динамическая

пауза (1 мин)

Раз

подняться,

потянуться,

Два

согнуться,

разогнуться,

Три – в ладоши 3

хлопка,

Головою 3 кивка.

На четыре – руки

шире,

Пять

руками

помахать,

Шесть – за парту

сесть опять.

Делают зарядку, повторяя

движения за учителем (или

одноклассником)

Умение

слушать (К.);

умение

выполнять по

образцу

спортивные

движения (П.)

5

Первичное

закрепление

Цель этапа: проверка первичного усвоения нового материала, первичное

закрепление изученного.

- Назовите главные

(опорные) слова, которые

характеризуют вулкан

(записываю на доске)

(слайд 6 )

- Чтобы завершить книжку-

малышку, составьте

рассказ (сказку) используя

слова, написанные на

слайде.

- Магма, жерло, лава, кратер,

пепел, спящий,

действующий и т.д.

Пишут сказку или рассказ

Умение

строить

логические

рассуждения, с

использование

м опорных

слов (П.);

умение

контролироват

ь свою работу

(Р.); умение

формулировать

свои мысли

(К.).

6

Домашнее

задание

Цель этапа: нацелить учащихся на выполнение закрепления изученного

материала дома, проинструктировать по его выполнению

(слайд 7)

Умение

5

- Дома мы учим теорию из

учебника, параграф 21.

Текст пересказываем,

определения наизусть.

Практическое задание –

дооформить книжку-

малышку, переписать

рассказ из черновика.

Подготовить книжку к

выставке (проведём

выставку в начале

следующего урока.

Слушают учителя,

записывают задание в

дневник.

слушать (К.);

умение

анализировать

прослушанный

текст (П.).

7

Рефлексия

(итог урока)

Цель этапа: повторить изученный материал, оценить свою работу и свой

уровень усвоения нового материала

- Чтобы закрепить

материал сегодняшнего

урока, напишите синквейн.

(слайд 8 )

(слайд 9 )

- Перед вами на экране

несколько незаконченных

фраз. Продолжите одну из

них.

(слайд 9)

- У вас на столах лежат

картинки лайков и

дизлайков. Уходя с урока,

прикрепите один из них на

доску. Оценив таким

образом сегодняшний урок

и ваше настроение на нём.

(слайд 10)

- Спасибо за урок!

Пишут синквейн с соседом

по парте, озвучивают

несколько.

Продолжают фразы,

написанные на слайде.

Прикрепляют лайк или

дизлайк на доску.

Умение вести

диалог,

приходить к

общему

решению,

согласовывать

свои действия,

выражать свои

мысли (К.);

умение

оценивать

свою

деятельность

на уроке (Л.);

оценка своей

работы (Р.)

6

7



В раздел образования