Авторы: Быкова Ирина Николаевна, Светлана Григорьевна Аброськина
Должность: учитель географии
Учебное заведение: Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя школа №18 городского округа - город Камышин Волгоградской области
Населённый пункт: Волгоградская область, г. Камышин
Наименование материала: конспект урока географии в 5 классе
Тема: "Внутренние силы Земли"
Раздел: среднее образование
Конспект урока на региональный конкурс профессионального мастерства для
учителей географии «Мой лучший урок (география)»
Автор урока: Быкова И.Н.
Учебный предмет: география
Класс: 5
Автор УМК: География. 5-6 класс. Учебник для общеобразовательных организаций. А.И.
Алексеев . серия «Полярная звезда» 2020
Тема урока: Внутренние силы Земли.
Тип урока: Урок открытия новых знаний.
Форма урока: творческая мастерская (изготовление книжки-малышки)
Цели урока:
- сформировать представление о понятии «вулкан», его строении, деятельности, типах вулкана,
- выявить связь в закономерности распространения вулканизма и землетрясений,
-
нанести на контурную карту вулканы.
Планируемые результаты обучения:
Предметные: учащиеся должны знать определения понятий (вулкан , жерло, кратер, лава,
Тихоокеанское огненное (вулканическое) кольцо), уметь выстраивать схему строения вулкана ,
определять местоположение вулканов и отмечать их на контурной карте.
Метапредметные:
Личностные: продолжить формирование интереса к предмету через использование различных
форм обучения и создания ситуации успеха, продолжить формирование научных представлений
географических наук об основных закономерностях развития природы (влиянии внутренних сил на
формирование земной поверхности), продолжить развитие и совершенствование основных навыков
исследовательской деятельности в географии (анализ материала, составление схем, сравнение карт
с разным содержанием)
Познавательные : выявить и охарактеризовать существенные признаки строения «вулканов», и
процесса их извержения; выявить причинно-следственные связи в размещении зоны землетрясений
и вулканизма; систематизировать географическую информацию в разных формах (рисунок, схема,
контурная карта, сказка (рассказ)
Коммуникативные: сформулировать определение «вулкан», выразить свою точку зрения по их
типологии устно и письменно
Регулятивные: поставить цель работы на уроке, запланировать и контролировать свои действия,
провести оценивание выполнение заданий одноклассниками .
Оборудование, техподдержка и методическое сопровождение: мультимедийный проектор,
компьютер, доска, атласы, физическая карта полушарий, бланки опорных конспектов (книжка-
малышка), УМК, авторское методическое пособие Быкова И.Н. «Географические сказки».
Методы и формы обучения: словесный, наглядный, практический, частично-поисковый,
творческий, беседа, составление схемы, практическая работа в контурной карте, написание сказки.
Формы организации работы на уроке: индивидуальная, работа в парах, фронтальная.
1
№ Этап урока
Деятельность учителя
Деятельность ученика
Формируемые
УУД
2
1
Организацион
ный
Цель этапа: проверка готовности обучающихся к уроку, создание
позитивного эмоционального настроя обучающихся на урок.
Приветствует
обучающихся,
проверяет организацию раб
очего места, создает
условия к продуктивной
работе обучающихся
на уроке.
- Я очень рада
приветствовать вас сегодня
не просто на уроке, а в
творческой мастерской
- Перед вами на слайде
перечень
принадлежностей, которые
сегодня нам понадобятся
на уроке. Проверьте , всё
ли у вас готово?
(слайд 2 )
Проверяют
организацию рабочего места
Проверяют свою готовность
к уроку
Осознание себя
участником
творческой
мастерской
(Л.)
Самоконтроль
готовности к
уроку (Р.)
2
Актуализация
знаний.
Целеполагание
.
Цель этапа: получить представление о качестве усвоения учащимися
материала, определить опорные знания; поставить цель и задачи урока
-Мы сегодня не просто
ученики, а авторы и
издатели научной
литературы по географии.
К концу урока каждый из
вас создаст свою книжку-
малышку. А вот о чём она
будет и с каким
содержанием сейчас
выясним. В этом нам
поможет сказка,
написанная мной.
(Рассказываю сказку, а на
доске постепенно
появляется рисунок)
Слушают сказку, осознают
строение вулкана
Применение
своих
творческих
способностей в
изменённых
условиях (Л.) ;
определение
цели урока и
пути её
решения (Р.);
умение вести
диалог,
формулировать
сою точку
зрения (К.);
анализ сказки,
рисунка,
умение
работать с
картами,
умение
извлекать
информацию
из
услышанного
текста , умение
3
- О чём будет наша
книжка?
- Что вам интересно было
бы узнать? О чём обычно
говорится в научных
описаниях географических
процессов или объектах?
- Вулканах
- Их строение, их виды, их
размещение, как от них
спастись
сопоставлять
карты с разным
содержанием
(П.).
3
Изучение
нового
материала
Цель этапа: определить строение вулкана, их виды, показать их
размещение на земной поверхности.
- Озаглавьте свою книгу.
Или можете оставить это
до конца урока.
- Первая страница нашей
книжки – малышки о чём
будет?
- Что такое вулкан?
Назовите части из которых
состоит вулкан.
- Изобразите схему
строения вулкана в своей
книжке. Рисунок учебника
и мой на доске вам в
помощь.
(слайд 3 )
- Проверьте схему соседа ,
все ли части вулкана на
месте?
- Вторая страница. Чтобы
её заполнить , работаем с
атласом.
(слайд 4 )
- Как обозначены вулканы?
Почему звёздочки разного
цвета? Сопоставьте
рисунок 41 учебника
(Рис.41 Литосферные
плиты) и карту.
Придумывают и
озаглавливают книжку-
малышку
- Определение и строение
вулкана.
Говорят определение и
составные части
Рисуют схему строения
вулкана, подписывают
составные части, пишут
определение
Оценивают работу соседа по
парте, указывают на
недочёты.
Отвечают на вопросы и
заполняют вторую страницу
Определение
своего
отношения к
новому
материалу (Л.);
Умение
планировать
свою работу
(Р.); умение
работать в
парах, вести
диалог,
формулировать
свои мысли
(К.); умение
сравнивать,
анализировать,
работать с
контурной
картой,
классифициров
ать (П.).
4
- Есть ли какая-то
закономерность?
- Почему?
- Покажите на карте
территории, где больше
всего вулканов. Это
Тихоокеанское огненное
кольцо.
(слайд 5 )
Показывают Тихий океан.
4
Физминутка
Цель этапа: обеспечение активного отдыха организма, снятие утомления,
восстановление внимания.
-
Ребята, вы немножечко
устали, давайте отдохнем.
Динамическая
пауза (1 мин)
Раз
–
подняться,
потянуться,
Два
–
согнуться,
разогнуться,
Три – в ладоши 3
хлопка,
Головою 3 кивка.
На четыре – руки
шире,
Пять
–
руками
помахать,
Шесть – за парту
сесть опять.
Делают зарядку, повторяя
движения за учителем (или
одноклассником)
Умение
слушать (К.);
умение
выполнять по
образцу
спортивные
движения (П.)
5
Первичное
закрепление
Цель этапа: проверка первичного усвоения нового материала, первичное
закрепление изученного.
- Назовите главные
(опорные) слова, которые
характеризуют вулкан
(записываю на доске)
(слайд 6 )
- Чтобы завершить книжку-
малышку, составьте
рассказ (сказку) используя
слова, написанные на
слайде.
- Магма, жерло, лава, кратер,
пепел, спящий,
действующий и т.д.
Пишут сказку или рассказ
Умение
строить
логические
рассуждения, с
использование
м опорных
слов (П.);
умение
контролироват
ь свою работу
(Р.); умение
формулировать
свои мысли
(К.).
6
Домашнее
задание
Цель этапа: нацелить учащихся на выполнение закрепления изученного
материала дома, проинструктировать по его выполнению
(слайд 7)
Умение
5
- Дома мы учим теорию из
учебника, параграф 21.
Текст пересказываем,
определения наизусть.
Практическое задание –
дооформить книжку-
малышку, переписать
рассказ из черновика.
Подготовить книжку к
выставке (проведём
выставку в начале
следующего урока.
Слушают учителя,
записывают задание в
дневник.
слушать (К.);
умение
анализировать
прослушанный
текст (П.).
7
Рефлексия
(итог урока)
Цель этапа: повторить изученный материал, оценить свою работу и свой
уровень усвоения нового материала
- Чтобы закрепить
материал сегодняшнего
урока, напишите синквейн.
(слайд 8 )
(слайд 9 )
- Перед вами на экране
несколько незаконченных
фраз. Продолжите одну из
них.
(слайд 9)
- У вас на столах лежат
картинки лайков и
дизлайков. Уходя с урока,
прикрепите один из них на
доску. Оценив таким
образом сегодняшний урок
и ваше настроение на нём.
(слайд 10)
- Спасибо за урок!
Пишут синквейн с соседом
по парте, озвучивают
несколько.
Продолжают фразы,
написанные на слайде.
Прикрепляют лайк или
дизлайк на доску.
Умение вести
диалог,
приходить к
общему
решению,
согласовывать
свои действия,
выражать свои
мысли (К.);
умение
оценивать
свою
деятельность
на уроке (Л.);
оценка своей
работы (Р.)
6
7