Напоминание

"Правописание суффиксов причастий. Подготовка к ЕГЭ"


Автор: Лариса Викторовна Романова
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ "Школа №3"
Населённый пункт: Юрьев-Польский
Наименование материала: Методическая разработка урока русского языка в 10 классе
Тема: "Правописание суффиксов причастий. Подготовка к ЕГЭ"
Раздел: полное образование





Назад




Русский язык

10 класс

Тема урока:

«Правописание суффиксов причастий.

Подготовка к ЕГЭ»

учитель русского языка и литературы

высшей квалификационной категории

Романова Лариса Викторовна

г. Юрьев-Польский

2022 год

Тема урока: Правописание суффиксов причастий. Подготовка к ЕГЭ.

Тип урока:

урок обобщения и систематизации знаний.

Цель: формирование у учащихся умений и навыков, предусмотренных данной темой,

подготовка учащихся к ЕГЭ.

Задачи:

Образовательные: закрепить умение грамотного правописания суффиксов причастий,

научить применять полученные знания на практике, обобщить изученный материал.

Развивающие: развивать логическое мышление, память, способность к анализу и синтезу,

формировать

навыки

самоконтроля,

навыки

работы

в

коллективе,

умение

классифицировать, выявлять связи, составлять и сравнивать, формулировать выводы.

Воспитательные:

формировать ответственное отношение к учению,

воспитывать

интерес к изучению русского языка,

прививать навыки культуры речевого общения.

Результаты:

1.

Метапредметные: преобразовывать информацию из одной формы в другую,

находить трудную информацию и составлять алгоритм работы, развивать умение

работать в парах.

2.

Предметные: закрепить умение правильно писать суффиксы причастий.

3.

Личностные:

осознавать

затруднения

по

материалу,

преодолевать

их,

воспитывать интерес к предмету в ходе освоения лингвистической темы, развивать

память, логическое мышление

Оборудование: мультимедийный проектор, презентация, распечатки

дополнительного

материала к уроку.

Методы

обучения:

проблемный,

наглядный,

частично-поисковый,

практический,

объяснительно-иллюстративный.

Форма и виды организации учебной деятельности, диагностики и контроля:

коллективная,

групповая,

индивидуальная,

парная,

взаимоконтроль,

самоконтроль,

самооценка.

Ход урока

- Сегодня урок я начну со стихотворения И. Сергеевой (Слайд 2):

Поля, засе..нные хлебом,

Запах скоше..ой травы,

Под окошком на рассвете

Шепот шепч..щей листвы,

Позолоче..ые храмы,

Речка с тихою водой.

С юбилеем, Юрьев-Польский!

С юбилеем, край родной!

- О каком юбилее нашего города идет речь в стихотворении?

- Чем привлекает автора наш край?

- В стихотворении есть выделенные слова. Какой частью речи они являются? В какой

морфеме пропущены буквы?

- А теперь сформулируйте тему нашего урока.

- Эта тема есть на экзаменах. Она является одной из трудных. Что мы сегодня должны с

вами сделать на уроке?

- А ещё я хотела бы пожелать вам, ребята, сегодня на уроке приятного аппетита... Вы

удивлены? Не удивляйтесь. Дело в том, что мне недавно встретилось высказывание

французского писателя Анатоля Франса: «Чтобы переварить знания, надо поглощать их с

аппетитом». А теперь приступим к работе.

- Посмотрите на текст, который лежит перед вами. Он о нашем городе. Я взяла его из

книги нашего земляка, писателя В.А. Солоухина. Она называется «Владимирские

проселки». У этой книги тоже юбилей. Она вышла в 1957 году. Ей исполняется 65 лет.

Задание: прочитайте текст, найдите причастия, выпишите только те, которые вызывают

трудность при написании.

Мы остановились на минуту на холме, с которого увидели церковки вписанными в

загустевшую синеву, от этого белизна их казалась неестественно яркой. Все больше и

больше нравился нам тихий, весь утопающий в зелени городок, окруженный всеми этими

ромашками, васильками, подорожниками, тысячелистниками, хвощами, полынью…

Ветерки, пахнущие полевыми травами, продувают городок насквозь, и кажется, что сами

деревянные дома насквозь пропитаны этими запахами. А посмотришь вдоль улицы и

увидишь в конце ее колосящееся ржаное поле.

- Какие причастия вы выписали? Вспомните и назовите условия написания -н- и -нн- в

суффиксах причастий.

- Книга В.А. Солоухина была написана в 1957 году. А что изменилось за это время в

нашем городе? Каким он стал?

Задание: прочитайте предложение, выпишите слова с пропущенными буквами и

распределите их в два столбика.

Моще…ые улицы, золоче…ые купола церквей, недавно построе…ые современные

спортивные комплексы, восстановле…ые парки и детские площадки, отреставрирова…ые

и вновь возведе…ые архитектурные сооружения и памятники – эти позитивные

изменения, произошедшие в нашем городе за последние годы.

- А еще кто-то из вас будет выполнять задание на это правило на сайте РЕШУ ЕГЭ.

Проверка задания.

- Посмотрите на причастие построенные. Орфограммой в этом слове является буква е

перед -нн-. Как определить написание гласной перед -н- или -нн-? А перед каким еще

суффиксом мы затрудняемся написать гласную? Давайте вспомним правило. Посмотрите

на таблицу. (Слайд)

Задание: выпишите слова с этой орфограммой.

Раска…вшийся, бор…щийся, разве…вший, стел…щийся, выкач…нная (нефть),

размеш…нные, тревож…щийся, раскле…вший, разгружа…мый, занима…мый, обид…

вший, наде…щийся, колыш…щаяся, вид...мый, слав...щийся, рассматрива…мый, помн…

щий.

- Посмотрите на слова, которые вы не выписали. Как определить написание гласных в

этих словах? Посмотрите на таблицу и расскажите правило. (Слайд)

Задание: выпишите эти слова и объясните написание пропущенных гласных.

- Мы повторили все правила правописания суффиксов причастий, которые встречаются на

ЕГЭ.

А

сейчас

давайте

вернемся

к

стихотворению

и

объясним

правописание

пропущенных букв. (Слайд)

- Мы сегодня повторяли правила правописания суффиксов причастий с целью подготовки

к экзамену, а одним из видов экзаменационной работы является тест. Я предлагаю

выполнить итоговый тест. Один ученик выполнит его на доске. (Приложение 1)

- Проверьте тест друг у друга.

- Кроме тестовой части, на экзамене вы пишите сочинение по тексту. Часто вам

предлагают тексты, проблема которого связана с малой родиной. Сегодня на уроке мы

говорили и о нашей малой родине. А какие любимые места есть у вас в нашем городе.

- К уроку я подготовила фильм о нашем городе. Давайте посмотрим его.

- В качестве домашнего задания я предлагаю вам написать небольшое сочинение о нашем

городе. В сочинении используйте причастия.

- Наш урок подошел к концу. Дайте оценку своей работе на уроке, продолжив одно из

предложений.

Продолжи предложение, употребив одну из фраз:

Сегодня я узнал…

Было трудно…

Я выполнял задания…

Я понял, что…

Теперь я могу…

Я приобрёл…

Я научился…

Приложение

ТЕСТ

1.

В каком слове пропущена буква Ю?

а) скач..щий

б) кле..щий

в) щебеч..щий

г) бре..щий

2.

В каком слове пропущена буква Я?

а) зате..вший

б) леле..щий

в) се..щийся

г) бор..щиеся

3.

В каком пропущена буква И?

а) издава..мый

б) выскоч..вший

в) раскле..нный

г) ненавид..вший

4.

В каком слове пропущена буква У?

а) слыш..щий

б) скач..щие

в) тревож..щие

г) пил..щий

5.

В каком слове пропущены НН?

а) чище..ый

б) раздробле..о

в) купле..ый

г) вяза..ый

6.

В каком слове пропущена Н?

а) нескоше...ый

б)изране..ый

в) подверже..ы

г) списа..ый



В раздел образования