Автор: Лариса Викторовна Романова
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ "Школа №3"
Населённый пункт: Юрьев-Польский
Наименование материала: Методическая разработка урока русского языка в 10 классе
Тема: "Правописание суффиксов причастий. Подготовка к ЕГЭ"
Раздел: полное образование
Русский язык
10 класс
Тема урока:
«Правописание суффиксов причастий.
Подготовка к ЕГЭ»
учитель русского языка и литературы
высшей квалификационной категории
Романова Лариса Викторовна
г. Юрьев-Польский
2022 год
Тема урока: Правописание суффиксов причастий. Подготовка к ЕГЭ.
Тип урока:
урок обобщения и систематизации знаний.
Цель: формирование у учащихся умений и навыков, предусмотренных данной темой,
подготовка учащихся к ЕГЭ.
Задачи:
Образовательные: закрепить умение грамотного правописания суффиксов причастий,
научить применять полученные знания на практике, обобщить изученный материал.
Развивающие: развивать логическое мышление, память, способность к анализу и синтезу,
формировать
навыки
самоконтроля,
навыки
работы
в
коллективе,
умение
классифицировать, выявлять связи, составлять и сравнивать, формулировать выводы.
Воспитательные:
формировать ответственное отношение к учению,
воспитывать
интерес к изучению русского языка,
прививать навыки культуры речевого общения.
Результаты:
1.
Метапредметные: преобразовывать информацию из одной формы в другую,
находить трудную информацию и составлять алгоритм работы, развивать умение
работать в парах.
2.
Предметные: закрепить умение правильно писать суффиксы причастий.
3.
Личностные:
осознавать
затруднения
по
материалу,
преодолевать
их,
воспитывать интерес к предмету в ходе освоения лингвистической темы, развивать
память, логическое мышление
Оборудование: мультимедийный проектор, презентация, распечатки
дополнительного
материала к уроку.
Методы
обучения:
проблемный,
наглядный,
частично-поисковый,
практический,
объяснительно-иллюстративный.
Форма и виды организации учебной деятельности, диагностики и контроля:
коллективная,
групповая,
индивидуальная,
парная,
взаимоконтроль,
самоконтроль,
самооценка.
Ход урока
- Сегодня урок я начну со стихотворения И. Сергеевой (Слайд 2):
Поля, засе..нные хлебом,
Запах скоше..ой травы,
Под окошком на рассвете
Шепот шепч..щей листвы,
Позолоче..ые храмы,
Речка с тихою водой.
С юбилеем, Юрьев-Польский!
С юбилеем, край родной!
- О каком юбилее нашего города идет речь в стихотворении?
- Чем привлекает автора наш край?
- В стихотворении есть выделенные слова. Какой частью речи они являются? В какой
морфеме пропущены буквы?
- А теперь сформулируйте тему нашего урока.
- Эта тема есть на экзаменах. Она является одной из трудных. Что мы сегодня должны с
вами сделать на уроке?
- А ещё я хотела бы пожелать вам, ребята, сегодня на уроке приятного аппетита... Вы
удивлены? Не удивляйтесь. Дело в том, что мне недавно встретилось высказывание
французского писателя Анатоля Франса: «Чтобы переварить знания, надо поглощать их с
аппетитом». А теперь приступим к работе.
- Посмотрите на текст, который лежит перед вами. Он о нашем городе. Я взяла его из
книги нашего земляка, писателя В.А. Солоухина. Она называется «Владимирские
проселки». У этой книги тоже юбилей. Она вышла в 1957 году. Ей исполняется 65 лет.
Задание: прочитайте текст, найдите причастия, выпишите только те, которые вызывают
трудность при написании.
Мы остановились на минуту на холме, с которого увидели церковки вписанными в
загустевшую синеву, от этого белизна их казалась неестественно яркой. Все больше и
больше нравился нам тихий, весь утопающий в зелени городок, окруженный всеми этими
ромашками, васильками, подорожниками, тысячелистниками, хвощами, полынью…
Ветерки, пахнущие полевыми травами, продувают городок насквозь, и кажется, что сами
деревянные дома насквозь пропитаны этими запахами. А посмотришь вдоль улицы и
увидишь в конце ее колосящееся ржаное поле.
- Какие причастия вы выписали? Вспомните и назовите условия написания -н- и -нн- в
суффиксах причастий.
- Книга В.А. Солоухина была написана в 1957 году. А что изменилось за это время в
нашем городе? Каким он стал?
Задание: прочитайте предложение, выпишите слова с пропущенными буквами и
распределите их в два столбика.
Моще…ые улицы, золоче…ые купола церквей, недавно построе…ые современные
спортивные комплексы, восстановле…ые парки и детские площадки, отреставрирова…ые
и вновь возведе…ые архитектурные сооружения и памятники – эти позитивные
изменения, произошедшие в нашем городе за последние годы.
- А еще кто-то из вас будет выполнять задание на это правило на сайте РЕШУ ЕГЭ.
Проверка задания.
- Посмотрите на причастие построенные. Орфограммой в этом слове является буква е
перед -нн-. Как определить написание гласной перед -н- или -нн-? А перед каким еще
суффиксом мы затрудняемся написать гласную? Давайте вспомним правило. Посмотрите
на таблицу. (Слайд)
Задание: выпишите слова с этой орфограммой.
Раска…вшийся, бор…щийся, разве…вший, стел…щийся, выкач…нная (нефть),
размеш…нные, тревож…щийся, раскле…вший, разгружа…мый, занима…мый, обид…
вший, наде…щийся, колыш…щаяся, вид...мый, слав...щийся, рассматрива…мый, помн…
щий.
- Посмотрите на слова, которые вы не выписали. Как определить написание гласных в
этих словах? Посмотрите на таблицу и расскажите правило. (Слайд)
Задание: выпишите эти слова и объясните написание пропущенных гласных.
- Мы повторили все правила правописания суффиксов причастий, которые встречаются на
ЕГЭ.
А
сейчас
давайте
вернемся
к
стихотворению
и
объясним
правописание
пропущенных букв. (Слайд)
- Мы сегодня повторяли правила правописания суффиксов причастий с целью подготовки
к экзамену, а одним из видов экзаменационной работы является тест. Я предлагаю
выполнить итоговый тест. Один ученик выполнит его на доске. (Приложение 1)
- Проверьте тест друг у друга.
- Кроме тестовой части, на экзамене вы пишите сочинение по тексту. Часто вам
предлагают тексты, проблема которого связана с малой родиной. Сегодня на уроке мы
говорили и о нашей малой родине. А какие любимые места есть у вас в нашем городе.
- К уроку я подготовила фильм о нашем городе. Давайте посмотрим его.
- В качестве домашнего задания я предлагаю вам написать небольшое сочинение о нашем
городе. В сочинении используйте причастия.
- Наш урок подошел к концу. Дайте оценку своей работе на уроке, продолжив одно из
предложений.
Продолжи предложение, употребив одну из фраз:
Сегодня я узнал…
Было трудно…
Я выполнял задания…
Я понял, что…
Теперь я могу…
Я приобрёл…
Я научился…
Приложение
ТЕСТ
1.
В каком слове пропущена буква Ю?
а) скач..щий
б) кле..щий
в) щебеч..щий
г) бре..щий
2.
В каком слове пропущена буква Я?
а) зате..вший
б) леле..щий
в) се..щийся
г) бор..щиеся
3.
В каком пропущена буква И?
а) издава..мый
б) выскоч..вший
в) раскле..нный
г) ненавид..вший
4.
В каком слове пропущена буква У?
а) слыш..щий
б) скач..щие
в) тревож..щие
г) пил..щий
5.
В каком слове пропущены НН?
а) чище..ый
б) раздробле..о
в) купле..ый
г) вяза..ый
6.
В каком слове пропущена Н?
а) нескоше...ый
б)изране..ый
в) подверже..ы
г) списа..ый