Автор: Елена Леонидовна Ржаных
Должность: учитель географии
Учебное заведение: МБОУ "Средняя школа № 29 им. И.Н. Зикеева"
Населённый пункт: город Курск
Наименование материала: статья
Тема: Исследовательская деятельность учащихся на уроках географии и во внеурочное время.
Раздел: среднее образование
Исследовательская деятельность учащихся на уроках географии
и во внеурочное время.
Ржаных Елена Леонидовна,
учитель географии МБОУ «Средняя школа № 29 им. И.Н. Зикеева»
Ребёнок по своей природе – пытливый исследователь, открыватель мира.
Так пусть перед ним открывается чудесный мир в живых красках,
в собственном творчестве, в красоте. Через них
верная дорога к сердцу ребёнка.
В.А. Сухомлинский
Работаю
в
муниципальном
бюджетном
общеобразовательном
учреждении
«Средняя общеобразовательная школа № 29» уже 26 года.
Предмет «География»,
который я преподаю,
ведется в МБОУ «СОШ № 29»
с 5 по 11 класс. Мне
посчастливилось преподавать географию, как на базовом, так и на профильном уровне.
Современный этап развития общества ставит перед школой новые сложные задачи,
решить которые возможно только при глубоком анализе имеющихся достижений и на
основе четко спланированной деятельности.
С учетом поставленных задач именно исследовательская деятельность через
краеведческий подход
в процессе обучения географии, как сказал Н.Н.Баранский,
позволяет переключаться «с книжных рельсов на реальную жизнь». Она предполагает
воспитание
у
учащихся
таких
качеств,
как
самостоятельность,
инициативность,
креативность.
Обучающиеся школы работают как над краткосрочными проектами,
рассчитанными на небольшой промежуток времени так и с долгосрочными.
С 2007 года я тесно сотрудничаю с КГУ. В школе действует долгосрочный
образовательный проект по устойчивому развитию «Роль человека
в сохранении
устойчивости городских и сельских поселений», организуемый совместно с Курским
государственным университетом.
В рамках проекта была в 2008 г. организована юношеская ноосферная студия
«Эдельвейс», в которую вошли обучающиеся 7-11 классов.
Учебные исследования, проводимые учащимися во внеурочное время опираются на
изучение своей местности, своего края. Я постараюсь сегодня представить вам пример
реализации проектно-исследовательской деятельности во внеурочной работе через
исследовательские экспедиции и полевые практики. Именно они представляются мне
наиболее привлекательными и перспективными. Это связано с тем, что
полевые
практики, помимо чисто эмоциональной стороны, наполнены глубоким и важным для
детей предметным содержанием, являются итогом учебного года или полугодия, где
можно применить на практике знания и умения, полученные за определенный
промежуток времени.
Цель полевой практики
-
формирование географической и экологической
культуры подрастающего поколения, приобщение к проектной и исследовательской
деятельности, интеллектуальное и творческое развитие, укрепление физического и
психологического здоровья детей.
Задачи мы обычно ставим в соответствии с целью и сезоном проведения:
приобщение школьников к научно-исследовательской работе в полевых условиях и
камеральной обработке материалов; формирование знаний о конкретных природных
объектах и природе в целом; воспитание бережного отношения к природе; формирование
умений работать над собственным проектом.
Сбор экспериментального материала в полевых условиях – эмоционально яркая и
очень
содержательная
сторона
деятельности
ноосферной
студии
«Эдельвейс»,
проводимая, как правило, во время летних или зимних каникул.
За 10
лет существования студии
было проведено много
экспедиций,
исследовательских экскурсий и полевых практик. Они проходили при поддержке ЕГФ
КГУ, летняя - на базе ИГ РАН, а зимняя - в ЦЧБЗ им. профессора Алехина и других
заповедниках. Экспедициям предшествует большая предварительная работа, которая
включает много организационных этапов.
1. Покупка экспедиционного оборудования.
2. Скорректировано место дислокации и маршрут передвижения. Организован
транспорт для доставки школьников к месту начала экспедиции.
3. Составлена смета на питание.
4. Согласованы с комитетом образования выездные документы на школьников.
Получены от родителей школьников письменные согласия на участие в экспедиции.
За время работы в полевых условиях участники юношеской ноосферной студии
«Эдельвейс» провели много полевых исследований:
« Суточное наблюдение за погодой в районе биосферной станции»,
«Определение особенностей почвы равнинной и балочной территории биосферной
станции».
Изучение степных и лесных биоценозов: «Подсчет подроста дубравы»,
«Определение видового многообразия растений степных участков»,
«Наблюдение за птицами».
Большой интерес у обучающихся вызвала камеральная обработка полученного
материала. Третья часть времени, отведенная на полевую практику, - это камеральная
обработка, в ходе которой обучающиеся работают со специальной литературой,
определителями растений, атласом облаков. Учатся получать необходимую информацию,
делать выводы, обобщения, устанавливать причинно-следственные связи. Камеральная
обработка осуществляется под руководством преподавателя вуза и учителя и.
Большой интерес вызывает получение необходимых навыков выживания в
природе.
Школьники
учатся
устанавливать
палатки,
работать
с
туристическим
оборудованием, готовить пищу в походных условиях, учатся необходимым навыкам
сохранения здоровья в условиях экспедиций. Каждый вечер заканчивается подведением
итогов и костром, что придает особую эмоциональную атмосферу деятельности
школьников на природе.
За время работы были проведены 2 зимних и 3 летних на базе Курского
биосферного стационара института географии Российской академии наук, где в полной
мере раскрылся потенциал ученика – исследователя .
Для популяризации работы юношеской ноосферой студии «Эдельвейс», для
привлечения к работе новых участников в школе проводится крупномасштабное
мероприятие, например, «Творческий отчет по результатам летней экспедиции» для
школьников всех возрастов.
Число ребят интересующихся исследовательской деятельность неуклонно растет.
Результатом работы за год стали выступления моих учеников на научных конференциях в
КГУ,
участие в Малой академии
ЕГФ КГУ
в очно-заочном конкурсе
«Особо
охраняемые территории Курского края» г. Москвы Московского института открытого
образования, на кафедре Московского педагогического государственного университета.
Все работы опубликованы в сборниках КГУ, МПГУ и некоторые выложены на сайте
школы.
Юношеская ноосферная студия «Эдельвейс» за время своей работы реализовала
ряд проектов по изучению
природы окружающего пространства школы: «Аудит
древесно-кустарниковой растительности школьного сквера», «Выявление видового
разнообразия птиц в зимний период», «Изучение снежного покрова в окрестностях школы
и за городом», «Школьная экологическая тропа», «Топонимический словарь - справочник
улиц Сеймского округа», «Оценка загрязнения
окружающей среды по физико-
химическим характеристикам снега». Работа над проектами носила заинтересованный
характер,
наблюдался
творческий
подъем,
приветствовалась
самостоятельная
деятельность учащихся.
Подводя итог, можно сказать, что погружение участников экспедиции и экскурсии
в практически-ориентированные полевые исследования позволили им получить не только
положительные эмоции, но и познакомиться ближе, сдружиться, нацелить свою
дальнейшую деятельность на изучение профильных предметов.