Автор: Арсланова Анастасия Юрьевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Улыбка"
Населённый пункт: г. Ноябрьск
Наименование материала: Коррекционно-педагогиечская работа при дислалии
Тема: "Логопедия"
Раздел: среднее профессиональное
Коррекционно-педагогиечская работа при дислалии
СИСТЕМА
КОРРЕКЦИОННОЙ
РАБОТЫ:
1 этап - подготовительный. Основными его задачами являются:
а) развитие слухового внимания, слуховой памяти и фонематического восприятия;
б)
устранения
недостаточности
развития
речевой
моторики,
проведение
подготовительных
артикуляционных
упражнений
для
развития
подвижности
артикуляционного аппарата.
2 этап – формирование произносительных умений и навыков.
В задачи этого этапа входит:
А) устранение неправильного звукороизношения;
Б) развитие у детей умения дифференцировать в произношении звуки, сходные по
артикуляции или по звучанию;
В)
формирование
произносительных
умений
и
навыков
в
различных
видах
самостоятельной речи детей.
Развитие слухового внимания, слуховой памяти и фонематического восприятия.
Исправление
недостатков
произношения
у
детей
заключается
в
постановке
и
автоматизации звуков и одновременном развитии фонематического восприятия, так как без
полноценного восприятия фонем, без четкого их различения невозможно и их правильное
произношение.
Начинается эта работа на материале неречевых звуков и постепенно охватывает все
звуки речи, входящие в звуковую систему данного языка.
Параллельно с самых первых занятий проводится работа по развитию слухового
внимания
и
слуховой
памяти,
что
позволяет
добиваться
наиболее
эффективных
и
ускоренных результатов развития фонематического восприятия.
В процессе логопедических занятий ребенок должен прежде всего приобрести
умения
контролировать
свое
произношение
и
исправлять
его
на
основе
сравнения
собственной речи с речью окружающих.
Всю
систему
логопедической
работы
по
развитию
у
детей
способности
дифференцировать фонемы можно условно разделить на шесть этапов:
1этап – узнавание неречевых звуков.
2этап – различение высоты, силы, тембра голоса на материале одинаковых звуков,
сочетаний слов и фраз.
3этап – различение слов, близких по звуковому составу.
4этап – дифференциация слогов.
5этап – дифференциация фонем.
6этап – развитие навыков элементарного звукового анализа.
Основные
принципы
коррекционной
работы
при
дизартрии.
1.Работа всегда проводится комплекснос участием медиков и мер медицинского
характера, которые включают медикаментозное лечение, физиотерапевтическое лечение,
лечебную физкультуру, а также меры логопедического воздействия.
2.Очень
важный
принцип –
это
раннее
начало
восстановительной
и
коррекционной работы, что особенно важно при врожденных дизартриях и дизартрии при
ДЦП.
Работу возможно начинать уже до речевой период, до 1 года.
3.
Работа
по
преодолению
дизартрических
расстройств
всегда
длительная,
кропотливая, систематичная, регулярная.
4. Логопедическая работа направлена не только на коррекцию произношения, но и
развитие и формирование всей психической деятельности ребенка и развитие всех
других компонентов речи(словаря, грамматического строя, связного высказывания).
1
5.
Необходимо
осуществлять индивидуальный
подход
и
формировать
мотивацию к занятиям. Курс логопедической работы длительный, занимает несколько лет.
Поэтому нужно выстраивать целую систему взаимоотношений с ребенком и его семьей.
Использовать методы стимуляции, заинтересовывать ребенка. Используются различные
игровые приемы, меры поощрения, стимулирование волевых компонентов психики в
стремлении к совершенствованию речи.
Основные направления коррекционной работы:
1.Развитие
фонематического
внимания
и
восприятия
(т.е.
обучение
умению
различать и слышать звуки, отличать на слух правильное произношение от неверного,
проводить фонематический анализ);
2.Формирование речевого дыхания.
3.Работа по преодолению нарушений голоса.
4.Работа над просодической стороной речи: темпом, ритмом, интонацией.
5.Развитие и формирование артикуляционной и мимической моторики.
6.Постановка звуков.
7.Развитие и формирование мелкой моторики рук.
8.Развитие и формирование общей моторики.
9.В
случае
выявленных
нарушений
словарного
запаса,
грамматического
строя
параллельно ведется работа по этим направлениям.
Основная цель: развитие коммуникации и возможности использования речи как
средства общения и обучения.
Правдина О.В. работу по преодолению дизартрии делит на три этапа.
Первый этап. Подготовительный.
Второй этап преодоление основного нарушения – фонетических недостатков речи,
т.е. постановка звуков.
Третий этап – включение ребенка в активное общение.
ОНР
Ребенок, имеющий в своем речевом заключении ОНР (общее недоразвитие речи),
испытывает
трудности
в
формировании
всех
компонентов
речевой
системы.
И
коррекционное
воздействие
на
такого
ребенка
должно
осуществляться
не
однобоко
(решение
видимых
проблем),
а
всесторонне,
устраняя
все
возможные
причины
нарушения.
В
статье
предлагаются
12
направлений
коррекционной
работы
для
комплексного воздействия на детей с ОНР. Каждое направление преследует свои цели,
представленные в порядке постепенного усложнения.
1. Обследование речи (с 1 по 15 сентября, с 15 по 30 мая)
Цель: 1) Выявить уровень сформированности речи детей, провести
количественный и качественный анализ полученных данных;
2)
На
основе
анализа
полученных
данных
наметить
пути
основных
направлений
развития
речи,
разработать
индивидуальные
и
фронтальные
планы
коррекционной работы.
2. Развитие речевого внимания, слуховой памяти
Цель: 1) Учить различать неречевые звуки (различение физических звуков-ударов,
звонков, звучащих предметов);
2) Учить различать по тембру голоса детей;
3) учить слушать понимать обращенные фразы, инструкции.
3. Развитие мелкой моторики
Цель: 1)
Развивать
тонкую
моторику
пальцев
рук
посредством
пальчиковой
гимнастики;
2)
Учить
играть
в
мелкие
настольные
игры
(мозаики,
шнуровки,
пазлы,
разрезные картинки, выкладывание узоров из палочек, спичек);
3)
Учить
работать
на
листе
бумаги
(обводки
шаблонов,
трафаретов,
штриховки, графические диктанты).
2
4. Развитие двигательной функции всех частей артикуляционного аппарата
Цель: 1) Укреплять мышцы губ, языка, небной занавески;
2)
Учить
расслаблять
и
напрягать
мышцы
языка,
губ;
удерживать
артикуляционную позу; переключаться с одной артикуляционной позы на другую;
3) Развивать силу, подъем языка; четкость, плавность артикуляционных движений.
5. Развитие общих речевых навыков
Цель: 1) Формировать правильное физиологическое и речевое дыхание;
2) Развивать силу, высоту, тембр, диапазон, полётность голоса;
3 )
Развивать
темпо-ритмическую
и
мелодико-интонационную
выразительность голоса и речи в целом.
6. Развитие фонематического слуха, навыков фонематического анализа,
синтеза, представлений
Цель: 1) Учить различать слова близкие по звучанию, выделять звуки, определять
наличие звука в слове, определять место звука в слове, придумывать слова с заданным
звуком; анализировать звуко-слоговой состав слова, составлять схему слова.
7. Развитие звукопроизношения
Цель: 1)Продолжать
работу
по
постановке,
автоматизации,
дифференциации
нарушенных звуков на индивидуальных, подгрупповых и фронтальных занятиях;
2) Развивать кинестетические ощущения отрабатываемых звуков;
3) Уточнять их артикуляцию;
4) Учить характеризовать автоматизируемые звуки.
8. Формирование слоговой структуры слова
Цель: 1) Учить делить слова на слоги неосознанно (четкое проговаривание слов,
проговаривание с ритмичными движениями руки, отстукивание, отхлопывание);
2) Учить сознательному анализу слов (считать и называть количество слогов,
выкладывать количество слогов схемами, называть 1-й, 2-й, 3-й, последний слог, находить
и называть место заданного слога).
9. Развитие словаря
Цель: 1) Обогащать пассивный и активный словарь номинативной,
предикативной,
атрибутивной
лексикой,
категориальными
обобщениями
в
соответствии с программными требованиями.
10. Формирование грамматических представлений
Цель: 1) Учить понимать и употреблять грамматические формы и конструкции
соответственно нормам русского языка;
2) Учить навыкам словоизменения и словообразования.
11. Развитие связной речи
Цель: 1) Распространять бытовую фразу до сложного предложения, учить связно
высказывать свои мысли;
2) Учить составлять предложения по картине;
3) Учить пересказу по демонстрируемому действию, по серии сюжетных картин,
по сюжетной картине, с элементами творчества;
4)
Учить
составлять
рассказы
по
демонстрируемому
действию,
по
серии
сюжетных картин, по сюжетной картине, с элементами творчества;
5) Учить описательному и сравнительному рассказу.
12. Развитие психических процессов
Цель: 1)
Развивать
зрительно-пространственную
ориентировку,
память,
внимание, мыслительные процессы, волевые качества.
3
Анализ раздела «Развитие речи детей» в современных
образовательных программах (программа М.А.Васильевой)
Критерии
анализа
Возрастная группа детей
Младший возраст
Средний возраст
Старший возраст
(старшая группа)
Старший возраст
(подготовительная
группа)
Какие
задачи
развития
речи
выделяются?
Продолжать
развивать
речь
детей:
обогащать
словарь,
формировать
у м е н и е
с т р о и т ь
предложения; добиваться
правильного
и
четкого
произнесения слов.
Продолжать работу по
обогащению,
у т о ч н е н и ю
и
активизации
словаря,
совершенствованию
звуковой
к ул ьт у р ы
речи.
Помогать
детям,
активно
участвовать
в
беседе
на
заданную
т е м у,
с о с т а в л я т ь
рассказы
из
личного
опыта, об игрушке, по
сюжетной картинке.
Совершенствовать
все
с т о р о н ы
р е ч и :
д о б и в ат ь с я
ч и с т о г о
п р о и з н о ш е н и я
в с е х
звуков
родного
языка,
р а с ш и р я т ь
и
активизировать
словарь,
продолжать
развивать
диалогическую
р еч ь ,
обучать простым формам
монологической
речи.
У ч и т ь
о т в е ч а т ь
н а
вопросы
в
краткой
и
распространенной
форме,
не
то р о п я с ь ,
точно
употребляя
слова
по смыслу.
Продолжать
совершенствовать
в с е
с то р о ны
р еч и;
у ч и т ь
пользоваться
как
краткой,
так
и
распространенной
ф о р м о й
о т в е т а ,
в
з а в и с и м о с т и
о т
поставленного
вопроса,
дополняя
высказывания
товарищей. Готовить детей
к
обуче нию
г р а м о т е .
Продолжать
ра з ви вать
фонематический
слух
и
навыки звукового анализа.
К а к и е
( а я )
ф о р м ы
( а )
развития
речи
являются
ведущими?
1 .
П р о г р а м м н ы е
художеств. произведения
д л я
ч т е н и я ,
д л я
рассказывания.
2 .
С п е ц и а л ь н о
организованное
речевое
воздействие
воспитателя
(рассказы
о
детях,
о
жизни группы, о себе, о
трудных ситуациях и др.)
3 .
Р а б о т а
п о
обогащению,
уточнению
и
активизации
словаря.
4. Работа по различению
и
п р а в и л ь н о м у
произнесению
звуков,
о т р а б о т к а
р е ч е в о г о
дыхания,
темпа
речи,
силы
и
высоты
голоса.
5 .
У т о ч н е н и е
произношения
звуков.
6 .
У с в о е н и е
грамматических
норм.
7 .
Р а б о т а
н а д
синтаксической стороной
р е ч и
( о д н о р о д н ы е
члены).
8. Беседы по картинам.
1
П р о г р а м м н ы е
художественные
п р о и з в е д е н и я
д л я
чтения, рассказывания,
пересказывания,
для
заучивания.
2 .
З а н я т и я
д л я
о б о г а щ е н и я
и
активизации
словаря.
3 .
З а н я т и я
п о
воспитанию
звуковой
к у л ь т у р ы
р е ч и .
4. Работа по обучению
детей
монологической
речи.
5 .
О п и с а т е л ь н ы е
рассказы.
1 .
П р о г р а м м н ы е
художественные
п р о и з в е д е н и я
д л я
чтения,
рассказывания,
пере сказывания,
д л я
заучивания.
2
О в л а д е н и е
грамматикой
родного
языка:
-
Р а з в и т и е
л е к с и к и
- Овладение правильным
произношением
звуков
-
Р а з н о о б р а з и е
с л о в а р н о г о
з а п а с а
-
М о р ф о л о г и ч е с к и е
с р е д с т в а
я з ы к а
-
Совершенствование
синтаксической
стороны
речи
-
Ф о р м и р о в а н и е
звуковой культуры речи.
3 .
О б у ч е н и е
монологической
речи.
4 .
О п и с а т е л ь н ы е
рассказы
и
словесное
творчество.
1 .
П р о г р а м м н ы е
художественные
произведения
для
чтения,
д л я
р а с с к а з ы в а н и я ,
п е р е с к а з ы в а н и я ,
д л я
заучивания.
2
Формирование
словаря
3. Связная речь: обучение
монологиче ской
р еч и
4. Формирование звуковой
к у л ь т у р ы
р е ч и
5. Подготовка к обучению
грамоте.
Какие
методы,
п р и е м ы
и
средства
используются?
Средства развития речи:
- общение
взрослых
и
детей;
- художеств.
литература;
- изобразит.
искусство,
музыка;
Средс тва
р а з в и т и я
речи:
- общение
взро слых
и
д е т е й ;
- культурная
языковая
среда;
- обучение родной речи
Средства развития речи:
- общение
взрослых
и
детей;
- культурная
языковая
среда;
- обучение родной речи в
Средства
развития
речи:
- общение
взрослых
и
детей;
- культурная
я з ы ко ва я
среда;
- обучение родной речи в
4
Методы
развития
речи:
Наглядные:
непосредственное
н а б л ю д е н и е
и
е г о
разновидности
(наблюдение
в
природе,
экскурсии).
Опосредованное
наблюдение
(изобразительная
наглядность:
рассматривание игрушек
и картин, рассказывание
п о
и г р у ш к а м
и
картинам).
Словесные:
чтение
и
рассказывание
художественных
произведений.
Заучивания наизусть.
Практические:
дидактические игры.
Дидактические
упражнения
Хороводные игры.
в
НОД
и
в н е Н ОД ;
- художеств.
литература;
- изобразит.
искусство,
м у з ы к а ,
т е а т р ;
Методы развития речи:
Наглядные:
непосредственное
н а бл юд е н и е
и
е г о
разновидности
(наблюдение в природе,
экскурсии).
Опосредованное
наблюдение
(изобразительная
наглядность:
рассматривание
игрушек
и
к а рт и н ,
р а с с к а з ы в а н и е
п о
игрушкам и картинам).
Словесные:
чтение и рассказывание
художественных
произведений.
Заучивания
наизусть.
Пересказ
Обобщающая
беседа
Практические:
дидактические
игры.
Игры-
драматизации.
Дидактические
упражнения
Хороводные игры.
Н О Д
и
в н е Н О Д ;
- художественная
литература;
- изобразительное
искусство, музыка, театр;
Методы
развития
речи:
Наглядные:
непосредственное
н а б л ю д е н и е
и
е г о
разновидности
(наблюдение
в
природе,
экскурсии).
Опосредованное
наблюдение
(изобразительная
наглядность:
рассматривание игрушек
и картин, рассказывание
п о
и г р у ш к а м
и
картинам).
Словесные:
чтение
и
рассказывание
художественных
произведений.
Заучивания наизусть.
Пересказ
Обобщающая беседа
Рассказывание без опоры
на наглядный материал
Практические:
дидактические игры.
Игры-драматизации.
Инсценировки.
Дидактические
упражнения
Пластические этюды
Хороводные игры.
Н О Д
и
в н е Н О Д ;
- художественная
литература;
- изобразительное
искусство,
музыка,
театр;
- з а н я т и я
п о
д р у г и м
разделам программы.
Методы
развития
речи:
Наглядные:
непосредственное
н а б л ю д е н и е
и
е г о
разновидности
(наблюдение
в
природе,
экскурсии).
Опосредованное
наблюдение
(изобразительная
наглядность:
рассматривание игрушек и
картин,
рассказывание
по
игрушкам и картинам).
Словесные:
чтение
и
рассказывание
художественных
произведений.
Заучивания наизусть.
Пересказ
Обобщающая беседа
Рассказывание
бе з
опоры
на
наглядный
материал
Практические:
дидактические игры.
Игры-драматизации.
Инсценировки.
Дидактические
упражнения
Пластические этюды
Хороводные игры.
В каких видах
деятельности
развивается
речь?
Выделяют 8 видов деятельности. Речь развивается во всех, если воспитатель грамотно выстраивает свою
работу.
Отличие
только
в
«дозировке»
по
каждому
возрастному
периоду.
И,
в
зависимости
от
вида
деятельности, развивается та или другая сторона речи (связная, звуковая, грамматическая и др).
5