Автор: Микова Ольга Валерьевна
Должность: учитель математики
Учебное заведение: МБОУ "Гимназия №2"
Населённый пункт: города Мурманска
Наименование материала: статья
Тема: Формирование финансовой грамотности на уроках математики
Раздел: среднее образование
Формирование финансовой грамотности на уроках математики
Учитель МБОУ г. Мурманска «Гимназии №2»
Микова Ольга Валерьевна
Актуальность формирования финансовой грамотности современных школьников
обусловлена тем, что они уже с раннего возраста оперируют денежными знаками и
являются
активными
участниками
торгово-финансовых
взаимоотношений:
самостоятельно
покупают
товары,
пользуются пластиковыми
картами
и
мобильными
приложениями. Всѐ это требует определенных компетенций, а, значит, делает актуальным
добавление отдельного предмета или курса «Финансовая грамотность», включающего в
себя
все
необходимые
финансовые
знания.
Что
не
всегда
возможно,
так
как
это
эквивалентно
включению
еще
одного
учебного
предмета
в
и
так
переполненный
школьный реестр. Другой путь решения: введение в программы различных школьных
предметов
вопросов
и
задач,
направленных
на
формирование
основ
финансовой
грамотности. Особую роль в решении этой задачи призвана решать математика, в курсе
которой
поэтапно
формируется
финансовая
грамотность.
Предполагается
освоение
базовых финансово-экономических понятий, являющихся отражением важнейших сфер
финансовых отношений, а также практических умений и компетенций при помощи задач,
содержащих экономические модели реальной жизни.
Для
формирования
финансовой
грамотности
на
уроках
математики
рассматривают задачи, иллюстрирующие экономические модели, при анализе которых
учащиеся будут использовать традиционный материал школьного курса математики. В
результате должно сформироваться
умение грамотно управлять личными финансами,
осуществлять
учет
личных
расходов
и
доходов,
осуществлять
краткосрочное
и
долгосрочное финансовое планирование на определенные цели; готовность принимать
ответственные
и
обоснованные
решения
в
области
управления личными
финансами,
способность реализовать эти решения.
Приведу примеры контекстных задач на развитие финансовой грамотности и
социализации учащихся, которые можно использовать на уроках математики. Задачи
соответствуют изучению вопросов той или иной темы курса «Финансовая грамотность».
Разобьем их для удобства на темы.
1) Личный финансовый план
Это задачи на семейный и личный бюджет, расходы, доходы, альтернативную стоимость,
потребительский выбор, составление личного финансового плана.
2) Депозит
Задачи на расчѐт доходности банковских вкладов, расчѐт и выбор оптимального варианта
при разных суммах процентов с учетом конкретных
условий
банковского
вклада
(возможность
пополнения,
капитализации,
график
начисления
процентов
и
пр.),
расчѐт
суммы
с
учетом
процентов,
причитающихся
к
выплате вкладчику по окончании срока банковского вклада.
3) Кредит
Задачи на кредиты с разными годовыми ставками, виды кредитов, различные схемы
погашения
кредита,
расчѐт
полной
суммы,
которую
нужно
вернуть
банку
с
учетом
процентов и других платежей, расчѐт стоимости кредита (переплаты) – суммы процентов
по кредиту с учетом процентной ставки и срока кредита, расчѐт размера аннуитетного
платежа на весь срок кредита.
Задачи первых трѐх тем достаточно часто встречаются в заданиях ВПР, ОГЭ и ЕГЭ.
Так же на уроках математики можно решать задач по следующим темам.
4) Расчётно-кассовые операции
Это
расчѐты
с
использованием
банковских
карт
и
счетов,
дебетовая
и
кредитная
банковские карты, расчѐт денежных переводов с помощью разных
операторов платежных систем, оценивание величины затрат на конвертацию денежных
единиц при переводе из одной валюты в другую, оценивание стоимости банковского
обслуживания.
5) Страхование
Задачи на сравнение различных видов страховых продуктов, расчѐт страховой премии
(например,
стоимость
полиса
ОСАГО),
принципы
страхования,
особенности
обязательного и добровольного страхования.
6) Инвестиции
Инвестиции, получение дивидендов, выгодность вложений, оценивание степени риска
конкретного
инвестиционного продукта,
расчѐт
доходности
разных ценных
бумаг,
сравнение доходности разных инвестиций.
7) Пенсия
Расчѐт пенсионных накоплений
8) Налоги
Разные виды налогов, расчѐт НДФЛ и страховых взносов, понимание порядка применения
налоговых вычетов и расчет суммы возмещения, налогового вычета.
Все задачи решаются математическими методами, поэтому будут способствовать
закреплению и развитию математических навыков. Для решения задач по конкретной
теме необходимы знания базовых понятий. Поэтому вначале даются основные термины и
определения.
Кроме
того,
в
отдельных
задачах
также
необходима
дополнительная
информация, формулы помогающие найти верное решение в конкретной финансовой
ситуации.
Поэтому
при
решении
задач
необходимо
знакомить
учащихся
с
новыми
понятиями.
При обучения основам финансовой грамотности на уроках математики учащиеся
решают
практико-ориентированные
экономические
задачи.
Приведу
пример
решения
такой задачи в 5 классе. Раздел «Натуральные числа и действия с ними», финансовая
грамотность – раздел «Семейный бюджет».
В ходе обсуждения с учащимися вводиться понятие «бюджет». Определяется, из чего
складывается семейный бюджет, что включают в себя понятия «Доход семьи» и «Расход
семьи». Необходимо обратить внимание на то, что бюджет - это своеобразный план семьи,
где учитываются доходы и расходы.
В
ходе
решения
задачи
пятиклассники
находят
расходы
семьи
и
сумму
накоплений, отложенных на отпуск.
Далее учащимся предлагается
1.
перечислить известные им статьи расходов в семье;
2.
определить, какие виды семейных расходов являются регулярными;
3.
выяснить, для чего необходимо вести семейный бюджет.
После решения серии задач, связанных с планированием семейного бюджета,
учащимся может быть предложено выполнить проект на одну из предложенных тем и
выступить с его защитой на уроке или внеурочном занятии.
Учащиеся
осваивают
основные
понятия
финансовой
грамотности
в
ходе
обсуждения
условий
задач
и
их
решения.
Все
задачи
являются
практико-
ориентированными, составлены на примерах, взятых из реальной жизни и направленны на
формирование практических навыков. Они предполагают не только решение, но и, что
очень важно, обмен мнениями о возможных способах действий в конкретных ситуациях,
поэтому являются эффективным средством повышения мотивации к изучению не только
основ финансовой грамотности, но и математики.