Автор: Фридрих Екатерина Андреевна
Должность: учащаяся
Учебное заведение: ГАПОУ СО "ТИПУ "Кулинар"
Населённый пункт: г. Екатеринбург
Наименование материала: научная статья
Тема: Два культа и особенности лексики в политическом плакате
Раздел: среднее образование
Два культа и особенности лексики советского политического плаката.
Фридрих Екатерина,
Обучающаяся 3 курса
ГАПОУ СО «ТИПУ «Кулинар».
Известно, что плакат – это самый массовый вид графического искусства, одна из
наиболее действенных форм наглядной политической агитации со своими задачами и
лозунгами. Плакаты политической направленности отличаются активным
эмоциональным обращением к народу. Текст должен быть предельно кратким и
понятным с первого прочтения. Текст плаката важен не менее чем изображение.
Политический плакат обязан воздействовать на человека эмоционально, убедить его в
чем- то с помощью этих действенных средств. Важен образ, метафора.
Мы сравним два плаката, представляющие две разные эпохи: период 1930-х годов и
период «застоя». А если конкретно, то два плаката, отражающие культ личности двух
эпох. В качестве основных параметров для сравнения возьмем следующие:
цвет, портрет и слоган.
Актуальность…
Сравнение плакатов по преобладающему цвету выявляет схожесть, так как
использование красного цвета в политическом плакате встречается очень часто, но
наблюдается и различие: красного цвета в плакате эпохи Л.И. Брежнева намного
больше и массивнее.
Сравнение портретных изображений двух вождей тоже обнаруживают различие.
Изображение Сталина менее официально, более естественно, эмоционально и
динамично. Л. И. Брежнев и на этом плакате, и на других плакатах изображен всегда
очень статично, безэмоционально, официально.
Сравнение вербального ряда так же обнаруживает различие: в плакатах сталинской
эпохи, которые отражают культ личности, личностный аспект очень выражен и почти
всегда усиливается прилагательным «великий»: «великий зодчий», «великий друг»,
«великий знаменосец», в плакатах брежневской эпохи личностный аспект почти
отсутствует и ключевым является общественный, партийный: «цель партии»,
«единство партии».
Исследование показало, что особенности культа личности находят свое отражение
и в политическом плакате, характерных для двух эпох истории: плакат эпохи Сталина
отражает искреннюю любовь и преклонение народа , а плакат брежневской эпохи
воплощает шаблонность искусственность и официальность.