Напоминание

Разработка серии уроков "Системы управления базами данных"


Автор: Майорова Марина Николаевна
Должность: учитель информатики
Учебное заведение: МБОУ школа №15
Населённый пункт: г. Балашиха Московская область
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Разработка серии уроков "Системы управления базами данных"
Раздел: среднее образование





Назад




Разработка темы

Системы управления базами данных

Программа:

Н. Д. Угринович, Информатика и ИКТ. Базовый уровень.

Учебник:

Информатика и ИКТ. Базовый уровень: учебник для 11 класса/ Н. Д. Угринович.-

М.:БИНОМ, Лаборатория знаний, 2020.

Задачник-практикум:

Информаика/Под редакцией И. Семакина, Е. Хеннера.-М.:БИНОМ,

Лаборатория знаний, 2008.

Класс:

11 общеобразовательный.

Программа изучения темы.

Урок 1. Понятия базы данных и системы управления базами данных.

Базы

данных

фактографические и документальные. Виды СУБД: реляционные,

иерархические и сетевые. Распределенные БД. Основные объекты табличной СУБД:

таблицы, формы, запросы, отчеты. Структура БД. Записи, поля.

Практическая работа. Создание табличной базы данных.

Урок 2. Типы данных. Ключевое поле. Использование формы для просмотра и

редактирования записей в табличной базе данных.Сортировка и поиск данных.

Практическая работа. Создание формы в табличной БД. Сортировка. Поиск

данных.

Урок 3. Поиск записей в табличной базе данных с помощью запросов. Печать

данных с помощью отчетов.

Практическая работа. Поиск записей в табличной базе данных с помощью

запросов

Уроки 4-5. Проверочная практическая работа. Тестирование.

Цели и задачи

1)

Образовательная: обобщить знания учащихся по теме «Информационное моделирование»;

2)

Развивающая: овладеть умениями создавать информационные модели, используя возможности

программы MS

Publisher: работа с шаблонами оформления, добавление в рабочую область

(публикацию) фотографий, надписей, фигурный текст; использовать операции изменения порядка

расположения объектов, изменение размера объекта;

3)

Воспитательная: формировать чувство цвета, эстетического вкуса, самостоятельность при

работе с программным продуктом, воспитывать аккуратность, терпение, усидчивость.

Тип урока: комбинированный

Оборудование, информационные и программные материалы: мультимедийный проектор, компьютеры,

карточки с заданиями, М. Access, примеры баз данных в электронно форме и в виде распечаток.

Урок 1

Тема урока.

Понятия базы данных и системы управления базами данных. Базы данных

фактографические и документальные. Виды СУБД: реляционные, иерархические и

сетевые. Распределенные БД. Основные объекты табличной СУБД: таблицы, формы,

запросы, отчеты. Структура БД. Записи, поля.

План урока:

1.

Организация детей на занятие (3 мин).

2.

Сообщение темы и целей (2 мин).

3.

Изложение нового материала (25 мин).

4.

Домашнее задание (2мин).

5.

Практическая часть (10 мин).

6.

Итог урока (3 мин).

Ход урока:

1.

Организация детей на занятие.

2.

Сообщение темы и целей. На ближайших уроках мы познакомимся со способами хранения

больших объемов информации – базах данных и способами их обработки (сортировки, поиска нужных

данных во всем объеме информации, расположения

в удобной для использования форме).

Познакомимся с понятием системы управления базами данных (СУБД) и связанными с ними

терминами, на практических работах научимся создавать их и использовать.

3.

Изложение нового материала.

1) Рассмотрим несколько примеров баз данных: каталог книг школьной библиотеки, базу данных

регистратуры поликлиники, милицейскую базу данных преступников, базу данных автомобилей в

ГИБДД, базу данных телефонов города, справочник по металлам и сплавам, расписание движения

поездов.

Какую информацию содержит каждая из них? В каком виде удобнее их использовать: в

бумажном или электронном?

Формулируем определение базы данных, записываем в тетрадь.

2) Базы данных бывают фактографические и документальные. Рассматриваем характеристики

каждого вида баз данных, записываем в тетрадь.

Проверяем, как поняли с помощью письменного выполнения задания: приводятся примеры баз

данных разных видов. Ученики должны распределить их в два столбца – фактографические и

документальные.

4)

Чтобы обрабатывать большие объемы информации используют компьютер вместе с

необходимыми устройствами, а также специальные компьютерные программы, например М.

Access. Записываем в тетрадь определение СУБД, названия нескольких программ.

5)

Если части одной базы данных хранятся на нескольких компьютерах, то такая база

данных называется распределенной.

6)

Рассматриваем примеры реляционных (электронная база данных домашняя библиотека),

иерархических (генеалогическое древо царей династии Романовых - в виде распечатки,

классификацию животного мир- в виде распечатки), сетевых (линии высокоскоростной передачи

данных между серверами Интернета – в виде распечатки), ученики приводят свои примеры.

7)

Более подробно остановимся на табличных СУБД. Рассматриваем на примере базы

данных домашняя библиотека основные объекты табличной СУБД: таблицы, формы, запросы,

отчеты, используя мультимедийный проектор. Знакомимся с понятиями структуры СУБД, поля

записи, записываем в тетрадь.

4.

Домашнее задание.

Повторить конспект в тетради, познакомиться с параграфами

учебника 3.1, 3.2.1, 3.3, 3.4.

5.

Практическая работа. Создаем и заполняем учебную базу данных сказочные герои.

Создание структуры возможно в двух режимах: с помощью конструктора и с помощью мастера.

Сегодня используем второй вариант. Ученикам раздаются распечатки

с заданиями и

подробными инструкциями для выполнения (приложение1).

6.

Итог урока. С какими важными понятиями познакомились? Повторяем основные

термины. Анализируем ошибки практической работы, выставляем оценки за работу на уроке.

Урок 2.

Тема урока.

Типы данных. Ключевое поле. Использование Формы для просмотра и

редактирования записей в табличной базе данных.Сортировка и поиск данных.

План урока:

1.

Организация детей на занятие (2 мин).

2.

Сообщение темы и целей (2 мин).

3.

Проверка домашнего задания (6 мин).

4.

Изложение нового материала (15 мин).

5.

Домашнее задание (2мин).

6.

Практическая часть (15 мин).

7.

Итог урока (3 мин).

Ход урока:

1.

Организация детей на занятие.

2.

Сообщение темы и целей. Рассмотрим, какие типы данных можно использовать в полях базы

данных. Записи базы данных можно просматривать не только в виде таблицы, часто это удобно делать,

используя форму. В практической части урока научимся создавать формы, выполнять сортировку и

поиск данных.

3.

Проверка домашнего задания. Даем определения всех основных терминов. Какую новую

информацию почерпнули из учебника, которой не было на уроке?

4.

Изложение нового материала.

1)

Какие же данные могут содержаться в таблице? Каждое поле может содержать данные

одного из следующих типов:

счетчик – целые числа, которые задаются автоматически при вводе записей;

текстовый – тексты, содержащие до 255 символов;

числовой – числа;

дата/время – дата или время;

денежный – числа в денежном формате;

логический – принимают значения истина или ложь;

гиперссылка – ссылки на информационный ресурс.

Делаем записи в тетрадях.

2)

Каждая таблица должна содержать хотя бы одно ключевое поле, данные которого

уникальны для каждой записи в таблице. Это может быть поле счетчик, код или инвентарный

номер.

3)

Форма отображает каждую запись отдельно, в нее можно включить управляющие

элементы (текстовые поля, кнопки, переключатели и т. д.), а так же надписи. Примером формы

может служить карточка книги в библиотеке. Показываю примеры форм в готовых базах данных,

используя мультимедийный проектор, а также способ создания формы.

4)

Базы данных обычно содержат огромное количество записей. Иногда их удобно

располагать в порядке возрастания или убывания значений какого - то числового или текстового

поля, по дате или времени. Для расположения записей в нужном порядке служат сортировки.

Показываю разные виды сортировок, в том числе и сортировки по нескольким полям, а так же

быстрый поиск в учебных базах данных, используя мультимедийный проектор. Делаем записи в

тетрадях.

5.

Домашнее задание. Повторить конспект в тетради, познакомиться с параграфами

учебника 3.2.2, 3.2.4.

6.

Практическая работа. Используя базу данных «Сказочные герои», созданную на

прошлом уроке, выполнить задания, связанные с созданием формы, работой с базой данных.

Ученикам раздаются распечатки с заданиями и подробными инструкциями для выполнения

(приложение 2).

7.

Итог урока. Анализируем ошибки практической работы, выставляем оценки за работу на

уроке. Повторяем типы полей в базах данных и их особенности.

Урок 3.

Тема урока.

Поиск записей в табличной базе данных с помощью Запросов. Печать данных

с помощью Отчетов.

П/з Поиск записей в табличной базе данных с помощью Запросов

План урока:

1.

Организация детей на занятие (2 мин).

2.

Сообщение темы и целей (2 мин).

3.

Проверка домашнего задания(6 мин).

4.

Изложение нового материала 15 мин).

5.

Домашнее задание (2мин).

6.

Практическая часть (15 мин).

7.

Итог урока (3 мин).

Ход урока:

1.

Организация детей на занятие.

2.

Проверка домашнего задания.

Зачем нужны формы? Какие типы полей используются в

таблицах

M. Access? Что такое ключевое поле? В каких случаях используют сортировки?. Какую

новую информацию почерпнули из учебника, которой не было на уроке?

3.

Сообщение темы и целей. Мы рассмотрели два вида объектов, используемых в M.

Access: таблицы и формы. Теперь рассмотрим еще два вида объектов: запросы и отчеты. Они

позволяют легко и быстро находить и распечатывать в красивой форме информацию в сколь

угодно большой таблице.

4.

Изложение нового материала. Существует несколько видов запросов: на обновление

таблицы (позволяют, например, автоматически заменить одни данные во всей таблице на

другие), на удаление (позволяют быстро удалить из базы данные, обладающие некоторым

свойством), на добавление записей и другие. Запросы на выборку позволяют отобрать те записи,

которые удовлетворяют заданным условиям. Простой запрос содержит только одно условие, а

сложный запрос содержит несколько условий для разных полей. Показываю, используя

мультимедийный проектор и готовую базу данных, как создаются запросы на удаление, на

обновление, простые и сложные запросы на выборку, когда условия представляют из себя

разные логические выражения, содержащие несколько действий. Результаты оформляем в виде

отчетов разных видов и распечатываем. Делаем записи в тетрадях.

5.

Домашнее задание. Повторить конспект в тетради, познакомиться с параграфами учебника

3.2.3, 3.2.5.

6.

Практическая работа. В электронной базе данных домашняя библиотека создать

несколько простых и сложных запросов. Ученикам раздаются распечатки с заданиями и

подробными инструкциями для выполнения (приложение 3).

7.

Итог урока. Анализируем ошибки практической работы, выставляем оценки за работу на

уроке. Повторяем типы запросов и способы создания каждого из них.

Уроки 4-5.

Тема урока.

Проверочная практическая работа. Тестирование.

План урока:

1.

Организация детей на занятие (3 мин).

2.

Сообщение темы и целей (2 мин).

3.

Повторение (12 мин).

4.

Практическая часть (45 мин).

5.

Тестирование (25 мин).

6.

Итог урока (3 мин).

Ход урока:

1.

Организация детей на занятие.

2.

Сообщение темы и целей.

Мы попробовали создавать структуру базы данных в режиме

мастера, сегодня используем второй способ - создание структуры в режиме конструктора. В качестве

итоговой проверки теоретических знаний по теме –тестирование.

3.

Повторение. Даем определение основных понятий. Какие вы знаете виды запросов? Как создать

каждый из них?

4.

Практическая работа. Каждому ученику дается задачник – практикум под редакцией И.

Семакина, Е. Хеннера, раздаются карточки с заданиями по вариантам.

Комментарии: создаем новую базу данных в М. Access. Для этого в режиме конструктора

печатаем названия полей, выбираем их типы и описание.

(показываю на большом экране с помощью мультимедийного проектора). После этого заполняем

базу данных, создаем форму и запросы, как указано в заданиях.

Итоговая практическая работа по теме

СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ БАЗАМИ

ДАННЫХ.

БД спортсмен стр. 266

Каждое задание необходимо сохранить в

своей папке, в отдельном файле. Формат

имени файла: № задания-№варианта-стр.

1.

Стр. 86, вариант 3

2.

Стр. 92, вариант 1

3.

Стр. 94, вариант 1

Итоговая практическая работа по теме

СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ БАЗАМИ

ДАННЫХ.

БД видеотека стр. 268

Каждое задание необходимо сохранить в

своей папке, в отдельном файле. Формат

имени файла: № задания-№варианта-стр.

1.

Стр. 85, вариант 1

2.

Стр. 93, вариант 4

3.

Стр. 95, вариант 5

5.

Тестирование (тест – в приложении 4).

6.

Итог урока. Анализируем ошибки практической работы, выставляем оценки за

практическую работу.



В раздел образования