Автор: Абдрахманова Ольга Викторовна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МАОУ "СОШ №15"
Населённый пункт: Соликамский ГО, Пермский край
Наименование материала: статья
Тема: Использование предтекстовых и послетекстовых упражнений для подготовки обучающихся к написанию изложения.
Раздел: среднее образование
Использование предтекстовых и послетекстовых упражнений для подготовки
обучающихся к написанию изложения.
Технология смыслового чтения включает в себя три этапа работы с текстом: работа с текстом
до чтения (предтекстовый этап), работа с текстом во время чтения (текстовый этап),написания
изложения, работа с текстом после чтения (послетекстовый этап).
Цель использования предтекстовых упражнений – снятие языковых трудностей перед
восприятием текста на слух. Такие задания развивают память.
Рассмотрим виды таких заданий и их использование на уроках.
1. Прослушайте и повторите словосочетания: «над кухней каморка»,«богатырскую кровать»,
«дубовых досок», «дюжий сундук», «сто пудов».
Ему отвели над кухней каморку; он устроил её себе сам, по своему вкусу: соорудил в ней кровать
из дубовых досок на четырёх чурбанах, истинно богатырскую кровать; сто пудов можно
положить на неё - не прогнулась бы; под кроватью находился дюжий сундук…(Из рассказа
И.Тургенева «Муму»).
2. Прослушайте первую фразу и повторите её сначала отдельно, потом вторую и повторите её
сначала отдельно, потом вместе с первой. Прослушайте третью фразу и повторите вместе с
первой и второй.
«…По закону, так сказать, мазурку я танцевал не с нею, но в действительности танцевал я почти
все время с ней. Она, не смущаясь, через всю залу шла прямо ко мне, и я вскакивал, не
дожидаясь приглашения, и она улыбкой благодарила меня за мою догадливость. Когда нас
подводили к ней и она не угадывала моего качества, она, подавая руку не мне, пожимала худыми
плечами и, в знак сожаления и утешения, улыбалась мне». ( Л.Н.Толстой, «После бала»)
Это упражнение формирует быстроту реакции и автоматизирует навыки использования
грамматических форм, в частности глаголов «танцевал», «вскакивал»,«благодарила»,
«улыбалась».
3. Закончить следующие фразы: «Воспитанный человек – это…»,«Дружба ассоциируется со
словами…», «Человек, прошедший войну, живёт памятью о…».
4. Прослушайте текст, определите границы предложений.
«Чего ты ваньку валяешь? Оно на виду, оно открытое стояло! Ты что, маленький?! Митяй
опешил и остановился. – Да видал! Видал! – завопил он. – Знал! Но у меня, главно, из головы
вон. Я смотрел и не видел. А ты, гад, ждал. Я забыл, совсем забыл! – Больше не забудешь. Учить
вас надо. И парень всю жизнь будет помнить». (В.П.Распутин, «Уроки французского»)
Аудиотекстовые упражнения имеют целью научить слушать и понимать речь, догадываться о
том, что будет сказано дальше, заменять, в целях сохранения в памяти, информацию её
сокращенным вариантом. Для решения этих задач использовались следующие типы упражнений:
1. Прослушайте отрывок на фоне показа одноименного кинофрагмента.
2. Прослушайте текст, план которого представлен на экране.
3. Прослушайте текст, постарайтесь воспринять содержание, мысленно представить
нарисованную картину. (По М.Пришвину «Золотой луг»).
Некоторые тексты можно предлагать для записи с устного прочтения в качестве свободного
диктанта. Такой способ работы позволяет не только тренировать память учащихся и
вырабатывать внимание к речевому и синтаксическому оформлению, но и заострить внимание на
абзацном членении, отвечающем микротемам. В этом случае отрабатывается разделительный
знак препинания – красная строка. Абзацы служат учащимся ориентирами , «подсказками»,
помогающими переходить от одной мысли к другой. Используем в качестве материала для
данного типа работы тексты из книги М.Пришвина «Глазами земли» (миниатюры «Золотой луг»,
«Хромка»).
Для тренировки в запоминании сложных мыслей, выраженных с помощью сложного
предложения, показываю текст на экране с целью проанализировать трудный для восприятия
синтаксический строй. Именно с помощью конструкции сложного предложения писатель
передает идею текста.
«Не только за это мы любим родные места. Мы любим их еще за то, что, даже небогатые, они
для нас прекрасны. Я люблю Мещёрский край за то, что он прекрасен, хотя вся прелесть его
раскрывается не сразу, а очень медленно, постепенно».
(К.Паустовский. «Бескорыстие»).
Обязательным считаю выполнение послетекстовых упражнений, целью которых является
обучение переработке записанной учащимися информации,формирование умения вычленять
информацию из речевого потока и осмысливать логический план речевых высказываний.
Именно такие задания позволяют учителю определить, насколько сформирован навык
усвоенного языкового явления. Выполняя эту задачу, используем следующие типы упражнений:
1. Ответьте на вопросы по содержанию текста.
2. Закончите предложения, исходя из прослушанного текста. Например:
Видали вы когда – нибудь глаза…
Украдкой рассматривая отца и сынишку, я с удивлением…
Отец выглядел иначе… (М. Шолохов. «Судьба человека»).
3. Разделите сообщение на смысловые части (микротемы).
4. Составьте план аудиотекста.
5. Запишите опорные слова.
6. Выделите основную информацию и второстепенную.
Все эти упражнения развивают умение извлекать основную информацию на уровне
предложения, смыслового куска и целого текста, а успешность восприятия аудиотекста зависит
от потребности узнать что-то новое, от наличия интереса к теме сообщения.
Таким образом, выбор методов работы по восприятию аудиозаписи текста для изложения, их
последовательность не являются всегда одинаковыми. Они определяются задачами, стоящими на
той или иной ступени обучения школьников, их речевой подготовкой и развитием; целями,
которые ставит учитель при проведении письменной работы.
ЛИТЕРАТУРА
1. Бахтин, М.М.Эстетика словесного творчества. Изд.2-е.-М.: Искусство,1986г.
2. Виноградов, В.В. Из истории слов.-М.,1994 г.
3. Паустовский, К.Г. Повести. Издательство «Детская литература». М.,1988г.
4. Пришвин, М.М. Глазами земли. Издательство «Просвещение». М.,1989г.
5. Сенина, Н.А. Тренировочная тетрадь «Русский язык.9-й класс. Готовимся к ГИА на уроке и
дома». Легион. Ростов – на – Дону,2017г.
6. Скребицкий, Г.А. От первых проталин до первой грозы. Издательство «Детская литература» -
М.,1968г.
7. Шолохов, М.А. Судьба человека. Издательство «Советская Россия» М.,1993г.