Автор: Шишкина Елена Романовна
Должность: учитель географии
Учебное заведение: ГБОУ СОШ №2 "Образовательный центр"
Населённый пункт: село Кинель-Черкассы, Самарской области
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Обучение географии на основании требований обновлённых ФГОС ООО, ФГОС СОО"
Раздел: среднее образование
"Обучение географии на основании требований обновлённых ФГОС ООО, ФГОС СОО"
Технологическая карта урока
Инструкция по выполнению практической работы: выберите класс, тему урока в соответствии с ПРП и заполните
представленную ниже таблицу.Для каждого учебного задания, включенного в урок, укажите планируемые результаты,
на достижение которых это задание направлено.
1. ИНФОРМАЦИЯ О РАЗРАБОТЧИКЕ ПЛАНА
ФИО разработчика
Шишкина Елена Романовна
Место работы
ГБОУ СОШ №2 «Образовательный центр» с.Кинель-Черкассы
2. ОБЩАЯ ИНФОРМАЦИЯ ПО УРОКУ
Класс (укажите класс, к которому относится урок):
5 класс
Место урока (по тематическому планированию ПРП)
Географические карты
Тема урока
Географические координаты
Уровень изучения
(укажите один или оба уровня изучения
(базовый, углубленный), на которые рассчитан урок):
Базовый
Тип урока (укажите тип урока):
☐
урок освоения новых знаний и умений
☐
урок-закрепление
☐
урок-повторение
☐
урок систематизации знаний и умений
☐
урок развивающего контроля
☐
комбинированный урок
☐
другой (впишите)
Планируемые результаты(по ПРП):
1
Личностные:
стремиться правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста, стремление к речевому
самосовершенствованию; развитию логического мышления, овладение читательской культурой как средством по знания мира для применения
различных источников географической информации при решении познавательных и практико-ориентированных задач;
уметь использовать
географические знания для созидательной деятельности;
понимать значимость знаний о географических координатах для практической
жизни людей.
Метапредметные: выявлять и характеризовать существенные признаки географических объектов, процессов и явлений, самостоятельно
выбирать способ решения учебной географической задачи, оценивать достоверность информации, полученной в ходе географического
исследования.
Предметные: познакомить с понятием географические координаты - географическая широта, географическая долгота;
уметь определять по картам географическую широту и географическую долготу объектов;
уметь находить объекты на карте и глобу-
се по географическим координатам.
Ключевые слова: объект, градусная сеть, параллель, меридиан, экватор, координаты, карта, определение.
Краткое описание: урок открытия новых знаний и применение знаний на практике. Урок составлен по учебнику О.А.Климановой, В.В.
Климанова, Э.В.Ким. «География. Землеведение» 5-6 кл. Москва «Дрофа» 2020
учебник, ПК, мультимедийный проектор, интерактивная доска, глобус, раздаточный материал. Библиотека цифрового образовательного
контента.
3. БЛОЧНО-МОДУЛЬНОЕ ОПИСАНИЕ УРОКА
БЛОК 1. Вхождение в тему урока и создание условий для осознанного восприятия нового материала
Этап 1.1. Мотивирование на учебную деятельность
Учитель
приветствует учащихся,
создает благоприятный эмоциональный фон для дальнейшей деятельности. В школе прозвенел
звонок – начинается урок. Ровно встали, подтянулись и друг другу улыбнулись. А теперь все тихо сели и на парту посмотрели.
Что должно лежать на парте? Перечислим по порядку: атлас, письменные принадлежности, учебник и тетрадка.
С помощью географического лабиринта, дети называют тему урока.
2
Этап 1.2. Актуализация опорных знаний
Укажите формы организации учебной деятельности и учебные задания для актуализации опорных знаний, необходимых для изучения
нового
фронтальный опрос, беседа
Вхождение в тему урока и создание условий для осознанного восприятия нового материала.
Дети
отвечают
на
поставленные
вопросы.
Высказывают свои суждения.
Рассматривают линии на глобусах и
географических картах.
В диалоге с учителем формулируют
тему и цели урока.
Этап 1.3. Целеполагание
Назовите цель (стратегия успеха): ты узнаешь, ты научишься
Цель урока!
3
Изучить определения «географическая широта» и «географическая долгота»
Составить алгоритм нахождения географических координат
Научиться применять, построенный алгоритм для нахождения географических координат объекта на карте.
Главный вопрос урока?
-Почему человек, отправляясь в путешествие, берёт с собой географическую карту?
-Можно ли по одной широте, точно определить местонахождения объекта?
- Что необходимо знать о географических координатах, чтобы точно определить местонахождение объекта?
БЛОК 2. Освоение нового материала
Этап 2.1. Осуществление учебных действий по освоению нового материала
Укажите формы организации учебной деятельности, включая самостоятельную учебную деятельность учащихся (изучаем
новое/открываем новое).Приведите учебные задания для самостоятельной работы с учебником, электронными образовательными
материалам (рекомендуется обратить внимание учеников на необходимость двукратного прочтения, просмотра, прослушивания
материала. 1) на общее понимание и мотивацию 2) на детали). Приведите задания по составлению плана, тезисов, резюме, аннотации,
презентаций; по наблюдению за процессами, их объяснением, проведению эксперимента и интерпретации результатов, по построению
гипотезы на основе анализа имеющихся данных и т.д.
Осуществление учебных действий по освоению нового материала.
Учащиеся записывают новые понятия и определения в тетради,
отвечают на вопросы учителя.
Просмотр обучающего видеоролика.
Этап 2.2. Проверка первичного усвоения
Укажите виды учебной деятельности, используйте соответствующие методические приемы. (Сформулируйте/Изложите
факты/Проверьте себя/Дайте определение понятию/Установите, что (где, когда)/Сформулируйте главное (тезис, мысль, правило,
закон)
4
Ребята, давайте вспомним понятие географические координаты
( Широта и долгота- это географические координаты точки земной поверхности)
Можно сказать, что определяя географические координаты мы играем в морской бой?
Что такое географическая широта?
Географическая широта- заданной точки определяется величиной в градусах дуги меридиана от экватора до параллели, проходящей через
эту точку.
Широта бывает двух видов(северная и южная)
Обратите внимание на апельсин, что он вам напоминает?(землю)
А если я разрежу, что получится?(северное и южное полушария)
Я порезала апельсин на кусочки, что это широта или долгота?
Что такое географическая долгота?
Географическая долгота- определяется величиной в градусах дуги параллели от начального меридиана до меридиана, проходящего через
эту точку.
Географическая долгота восточная и западная.
Ребята мы знаем, что такое географическая широта, географическая долгота.
БЛОК 3. Применение изученного материала
Этап 3.1. Применение знаний, в том числе в новых ситуациях
Укажитеформы организации соответствующего этапа урока. Предложите виды деятельности (решение задач, выполнение заданий,
выполнение лабораторных работ, выполнение работ практикума, проведение исследовательского эксперимента, моделирование и
конструирование и пр.), используйте соответствующие методические приемы(используй правило/закон/формулу/теорию/идею/принцип и
т.д.; докажите истинность/ложность утверждения и т.д.; аргументируйте собственное мнение; выполните задание; решите задачу;
выполните/сделайте практическую/лабораторную работу и т.д.).
Обозначение на контурной карте элементов градусной сетки.
5
Ребята, сейчас мы будем работать с атласом и контурными
картами, нам нужны цветные карандаши.
Необходимо выделить экватор нулевой и 180 меридиан.
Откройте
контурную
карту
полушарий
и
красным
цветом
выделите экватор (на обеих частях карты). Подпишите названия
полушарий
по
рамке
карты:
Северное
полушарие,
Южное
полушарие (на обеих частях карты).
Выделите нулевой и 180
меридианы.
Синим цветом выделите нулевой и 180 меридианы.
Подпишите
названия
полушарий:
Западное
полушарие
и
Восточное полушарие. Красным цветом нарисуйте точки на
Северном и Южном полюсах.
Этап 3.2. Выполнение межпредметных заданий и заданий из реальной жизни
Подберите соответствующие учебные задания
Если вы плывете на восток от точки с координатами 47°с.ш. 20°з.д., берега какого материка вы достигнете?
(Берег Африки)
«Они видели его только с большого расстояния и были так потрясены пятью столбами испарения и вечным гулом, что назвали его «там
гремит дым».
В каком месте оказались герои романа Л.Буссенара «Похитители бриллиантов», если его координаты 17°ю.ш. 26°в.д.?
(Водопад Виктория на реке Замбези.)
Этап 3.3. Выполнение заданий в формате ГИА (ОГЭ, ЕГЭ)
Подберите соответствующие учебные задания
Определите, какой город имеет географические координаты 41° с. ш. 4° з. д.(Мадрид)
Определите, какая горная вершина имеет географические координаты 43° с. ш. 42° в. д.(Эльбрус)
Определите, какой вулкан имеет географические координаты 64° с. ш. 20° з. д.(Гекла)
Этап 3.4. Развитие функциональной грамотности
Подберите соответствующие учебные задания
6
Учащиеся выполняют задание, работая с текстом. Отвечают на вопросы учителя.
Этап 3.5. Систематизация знаний и умений
Проведение диагностической работы. Каждый ученик индивидуально выполняет данную работу.
Ребята, определите географические координаты точек.
( На карту полушарий приклеены звёздочки)
Начинаем определять с широты или долготы?
1)
40с.ш.170з.д
2)
30ю.ш.110 з.д
3)
40с.ш.60в.д
4)
30с.ш.130в.д.
5)
55с.ш.50в.д
6)
30ю.ш.50з.д.
Подберите учебные задания на выявление связи изученной на уроке темы с освоенным ранее материалом/другими предметами
7
БЛОК 4. Проверка приобретенных знаний, умений и навыков
Этап 4.1. Диагностика/самодиагностика
Укажите формы организации и поддержки самостоятельной учебной деятельности ученика, критерии оценивания
«Морской бой»
Правила игры. Вы по очереди стреляете по кораблям
Вам
необходимо
назвать
географическую
широту
и
географическую долготу.
1.Моря есть – плавать нельзя,
Дороги есть – ехать нельзя,
Земля есть – пахать нельзя. (географическая карта)
2. Будет ли путешествие от полюса к полюсу короче по 60-му
меридиану, чем по 30-му. Почему?
3. Определите объект по географическим координатам 59с.ш.30в.д.
(Санкт-Петербург)
4. МИМО
5.
Как называется линия, равноудаленная от обоих полюсов?
(экватор)
6. Смотри: они все длинные—предлинные,
И словно режут шар земной
на дольки …(меридианы)
7. От Гринвичского меридиана отсчитывается? (долгота)
8. Назовите, какие направления указывает широта на карте?
(северную и южную)
9. Дайте определение географической долготы.
10.
Определите
объект
по
географическим
координатам
22ю.ш.43з.д (Риоде-Жанейро)
11.
Определите
объект
по
географическим
координатам
38с.ш.77з.д.(Вашингон)
12. МИМО
13. Шар не велик
Лениться не велит,
Если знаешь предмет,
То покажешь весь свет. (глобус)
8
14.Дайте определение географической широты.
15. Где на Земле можно построить дом, у которого все четыре
стороны будут обращены на юг?(северный полюс)
Самостоятельная работа
Определить объект, по географическим координатам
Географические координаты
Географический объект
Широта
Долгота
2ю.ш
38в.д
28с.ш
77в.д
19с.ш
99з.д
54с.ш
22в.д
53с.ш
127в.д
18ю.ш
26в.д
32ю.ш
71з.д
БЛОК 5. Подведение итогов, домашнее задание
Этап 5.1. Рефлексия
Введите рекомендации для учителя по организации в классе рефлексии по достигнутым либо недостигнутым образовательным
результатам
Давайте вспомним цель урока, достигнута ли она?
-Что помогло вам в этом?
- Чему научился каждый из вас?
9
Этап 5.2.Домашнее задание
Введите рекомендации по домашнему заданию.
Параграф 33; вопросы 1-3
Подготовьте презентацию по теме «Географические координаты».
10