Автор: Кузнецова Анна Андреевна
Должность: учитель истории и обществознания
Учебное заведение: МАОУ "СОШ № 132" им. Н. М. Малахова
Населённый пункт: город Барнаул
Наименование материала: методическая разработка урока
Тема: Межличностные отношения. Конфликты в межличностных отношениях
Раздел: среднее образование
Конспект урока обществознание, 6 класс.
Тема: Межличностные отношения. Конфликты в межличностных
отношениях.
Цели и задачи: познакомить учащихся с сущностью и видами
межличностных
отношений,
разобрать
виды
конфликтов;
исследовать сферу чувств как основу данных отношений; определить
факторы, способствующие и препятствующие их эффективному
выстраиванию.
Планируемые результаты: учащиеся должны характеризовать
сущность и виды межличностных отношений; сравнивать социальные
объекты, выясняя их общие черты и различия; владеть принципами
работы
с
учебником,
в
тексте
которого
встречаются
схемы,
дополнительный текст и вопросы, а также вести дискуссию,
эвристическую беседу, работать с документами, анализировать
проблемы, решать проблемные задания, работать в группе.
Формируемые УУД:
Предметные: применять
понятийный
аппарат
(межличностные
отношения, стереотип, симпатия, антипатия, дружба) для раскрытия
сущности межличностных отношений; выявлять виды межличностных
отношений и их особенности, анализировать симпатии и антипатии,
возникающие
в
ходе
общения
между
людьми;
формировать
целостное представление об обществе и человеке, о сферах и
областях
общественной
жизни,
механизмах
и
регуляторах
деятельности людей.
Метапредметные – 1) коммуникативные: слушать других, пытаться
принимать другую точку зрения, формулировать свою точку зрения,
быть
готовым
ее
изменить
(скорректировать);
определять
собственное
отношение
к
явлениям
современной
жизни; 2)
регулятивные:
устанавливать
целевые
приоритеты;
проводить
контроль в форме сравнения способа действия и его результата с
заданным эталоном с целью обнаружения отклонений от эталона и
внесения
необходимых
коррективов;
3)
познавательные:
осуществлять расширенный поиск информации; анализировать,
сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; давать
определения
понятий; 4)
личностные:
формирование
мотивированности
и
направленности
ученика
на
активное
и
эффективное выстраивание межличностных отношений; анализ
собственных поступков с точки зрения гуманизма, почувствовать
ответственность за свои решения; формирование и развитие
творческих способностей через активные формы деятельности.
Оборудование: учебник «Обществозние, 6 кл» под ре. О.А, котова,
Т.Е. Лискова, схемы к уроку, пакет с рабочим материалом для работы
в группах.
Тип уроков: открытие нового знания.
Организационный момент.
Опрос д/з:
А) письменно карточки (5-6 учеников): Дать определение
терминам «труд», «средства труда». В чем проявляется коллективный
характер труда?
Б) устно: 1) перечислите виды труда.
2)Объясните роль труда в жизни человека и общества.
Целеполагание к изучению новой темы.
Общество, как вы знаете, на большие и малые группы. Каждый из нас
волей неволей является участником множества групп, как больших,
так и малых.
Работа вместе с классом, беседа, вспоминаем пройденный материал.
Если у ребят отсутствуют данные определения в тетради- записать.
Малые группы- это немногочисленные группы людей которые
объединены общей социальной деятельностью, целью, постоянно
взаимодействующие между собой. (учащиеся приводят примеры
малых групп: семья, друзья, класс, спортивный кружок и т.д.)
Большие группы- количественно не ограниченная условная общность
людей, выделяемая на основе определенных социальных признаков
(учащиеся приводят примеры: подростки, школьники,
мальчики/девочки, русские, христиане и т.д.
Беседа. В какой группе человеку более комфортно, где ему проще
реализовать себя? Почему?
Конечно, именно в малой группе складываются наиболее значимые
для человека межличностные отношения.
Работа с учебником, стр. 22, прочитать и выписать термин
«межличностные отношения».
Наша жизнь –это калейдоскоп эмоций. Каких видов они бывают?
(положительные/ отрицательные). Ребята, попробуем за 30 секунд
назвать положительные эмоции (учитель засекает время и фиксирует
на доске предложенные варианты положительных эмоций: радость,
предвкушение, благодарность и т.д.) Проводим тоже самое с
негативными/отрицательными эмоциями (страх, гнев, злость, обида,
неуверенность и т.д.). Как правило, негативных эмоций ребята
называют значительно больше. Негативные эмоции мешают нам
радоваться жизни, НО!!! Эмоции важны все, нет правильных или
неправильных.
Мозговой штурм. Найдите + и - негативных эмоций. (+ обида-можно
лучше узнать себя и своих товарищей, страх- инстинкт
самосохранения и т.д.; – негативные эмоции мешают радоваться
жизни, могут привести к конфликтам и т.д.)
Конфликт-что это? Подберем синонимы (противоборство,
столкновение)
Конфликт – столкновение противоположных взглядов, целей,
интересов, точек зрения. (записать в тетрадь).
У участников конфликта всегда есть различные варианты возможного
поведения.
Работа в парах над проблемной ситуацией. Девочка дала другу свою
любимую книгу, но он ее порвал. Как могут повести себя участники
конфликта? ( на работу 3-5 минут)
Рассуждаем вместе.
1)
Сотрудничество- желание понять другого (друг сочувствует и
предлагает купить новую книгу)
2)
Компромисс – уступки с обеих сторон (друг-давай я отдам тебе
свою любимую книгу)
3)
Приспособление – она из сторон стремиться сгладить
противоречия, а другая не готова поступиться со своими интересами и
взглядами (друг-ну порвал и порвал, что такого? девочка-да ты
прав,это ерунда)
Важно сохранять свое собственное достоинство! Часто такую
позицию выбирают люди с низкой самооценкой.
4) Избегание – отложить проблему на потом, не решать ее (друг
уходит от ответа, избегает общения)
Рефлексия. Что нового вы узнали сегодня? Что было интересно
узнать?
Д/З: читать параграф 7. Рубрика «Мои исследования общества»
№ 1, 2 письменно.