Напоминание

Внутриутробное развитие организма.


Автор: Лямина Луиза Тахировна
Должность: учитель биологии
Учебное заведение: МБОУ СШ №61 г. Иваново
Населённый пункт: г. Иваново
Наименование материала: Методическая разработка к уроку
Тема: Внутриутробное развитие организма.
Раздел: среднее образование





Назад




Эпиграф: Прошло с тех пор немало лет,

Когда свершилось чудо.

Ты появился вдруг на свет неведомо откуда,

Внутриутробное развитие организма.

Бывает в жизни только раз подобное явление.

И говорили все тебе:

«Малышка с днем рождения».

На прошлом уроке мы изучили тему: Половая система человека.

Определили факторы, определяющие пол, выявили особенности

строения женской и мужской половой системы, выделили половые и

возрастные особенности Как называется мужская гамета?

Как называется процесс выхода яйцеклетки из созревающего

фолликула?

Название женской половой клетки?

Как называются женские половые железы?

Как называются процесс слияния гамет ?

Как называется оплодотворенная яйцеклетка?

Где происходит оплодотворение?

Сперматозоид

Овуляция

Яйцеклетка

Яичники

Оплодотворение

Зигота

В маточных трубах

Рождение и развитие живых организмов удивляло человека во все времена.

Но мы способны наблюдать непосредственно судьбу человека лишь после

рождения.

А, что до рождения? Что происходит в этот период? Сегодня мы с вами об

этом и поговорим и решим данную проблему. Назовите тему уроку:

Внутриутробное развитие организма.

Цель урока:

раскрыть сущность оплодотворения; дать представление о

стадиях

развития

зародыша

и

плода;

познакомить

с

понятием

“беременность”.

Оплодотворение — это процесс объединения мужской и женской

гамет, который приводит к формированию зиготы и последующему

развитию нового организма.

Стадии развития зародыша и плода:

Дробление.

К концу первых суток после оплодотворения начинается дробление

зиготы. Дробление происходит в маточной трубе и заканчивается через

3-4 суток образованием бластулы.

Бластула.

Поверхностно расположенные клетки бластулы

(бластомеры)образуют оболочку- трофобласт, из которого в

дальнейшем формируются зародышевые оболочки. Центральные

бластомеры образуют эмбриобласт, из которого развивается зародыш.

Внутри бластулы формируется полость-бластоцель, заполненная

жидкостью. На 5 сутки бластула попадает в матку. На 7-е сутки

зародыш за счет ферментов, вырабатываемых трофобластом начинает

внедряться в слизистую и постепенно внедряется в нее-происходит

имплантация, трофобласт образует выросты и превращается в

ворсинчатую оболочку зародыша-хорион. Ворсинки хориона врастают

в слизистую матки. На 14-15-е сутки устанавливается

непосредственный контакт между ворсинками хориона и сосудами

матери- начинается образование плаценты, через которую поступают к

зародышу питательные вещества и кислород. Образование плаценты

заканчивается к исходу третьего месяца беременности.

Гаструла.

Гаструла образуется на 2-3 неделе эмбриогенеза. Формируются

зародышевые листки: эктодерма и энтодерма, затем мезодерма,

параллельно с которой развиваются осевые органы: хорда, нервная

трубка и кишечная трубка.

Гисто-и органогенез.

После образования гаструлы происходит гисто-и органогенез. Из

эктодермы дифференцируется эпителий кожи, слизистых полости рта и

носа, нервная ткань и органы чувств. Из мезодермы развивается

собственно кожа, кости, хрящи, мышечная и соединительная ткани,

сердце, сосуды, селезенка и мочеполовая системы. Из энтодермы

эпителий желудочно-кишечного тракта, печень, поджелудочная

железа, органы дыхания.

Сроки закладки органов и систем органов:

2-3-я недели- нервная трубка, первичная кишка, эпидермис кожи;

3-4-я недели- нервная система, щитовидная железа;

4-я неделя- пищеварительная система, органы чувств;

4-5-я недели-гипофиз, органы кроветворения;

5-я неделя-дыхательная и мочевыделительная системы;

5-6-я недели-надпочечники, эпифиз;

7-8-я недели- лимфатические узлы и половая система.

К концу 8 недели завершается зародышевый период развития: у

зародыша уже сформированы голова, шея и туловище, произошла

закладка конечностей и всех внутренних органов.

С 9-й недели начинается плодный период. К кончу 3-го месяца

формируются все органы плода и можно определить пол ребенка. С

середины 5 –го месяца у плода у плода прослушивается сердцебиение

Внутриутробный период длится 38-40 недель. Новорожденный имеет

рост 50- 55 см и массу 3000-3500 г.

Роды- физиологический процесс, при котором происходит изгнание из

полости матки через родовые пути и последа. Физиологические роды

наступают в среднем через 40 недель (10 акушерских месяцев).

Провизорные органы

Внезародышевые (провизорные) развиваются в не тела эмбриона,

обеспечивают его рост и развитие и участвуют в формировании

зародышевых оболочек.

Желточный мешок обеспечивает питание зародыша, выполняет

кроветворную функцию до 7-8 недели.

Аллантоис- пальцевидный вырост заднего отдела кишечной трубки,

который на втором месяце эмбриогенеза исчезает.

Амнион обрастает зародыш и смыкается над ним, а пространство

между эмбрионом и амнионом образует амниотическую полость

заполненную жидкостью. Амниотическая жидкость предотвращает

потерю эмбрионом воды, служит защитой.

Внезародышевые (провизорные) развиваются в не тела эмбриона,

обеспечивают его рост и развитие и участвуют в формировании

зародышевых оболочек. Желточный мешок обеспечивает питание

зародыша, выполняет кроветворную функцию до 7-8 недели.

Пупочный канатик (пуповина) связывает зародыш с плацентой. Он

содержит пупочную вену, доставляющую зародышу кислород и

питательные вещества, и 2 артерии, несущие от зародыша к плаценте

кровь, насыщенную диоксидом углерода и продуктами обмена.

Выводы:

1. Эмбриональный период начинается с образования зиготы и

заканчивается рождением ребенка.

2. Первым этапом эмбрионального периода развития человека является

дробление.

3. На стадии бластулы зародыш внедряется в слизистую стенку матки.

Этот процесс называется имплантацией.

4. Следующим этапом развития эмбриона-гаструляция, в ходе которой

идет формирование двухслойного зародыша, а завершается

гаструляция формированием трех зародышевых листков- эктодермы,

мезодермы и энтодермы.

5. Ткани, органы и системы органов формируются на стадии

органогенеза.

6. Питание будущего ребенка с 12 недели развития берет на себя

плацента, которая становиться главной структурой, обеспечивающей

обмен веществами между матерью и плодом.

7.С момента образования плаценты начинается плодный период

внутриутробного развития.

8. Состояние женщины с момента оплодотворения яйцеклетки до

рождения ребенка называют беременностью.



В раздел образования