Автор: Лямина Луиза Тахировна
Должность: учитель биологии
Учебное заведение: МБОУ СШ №61 г. Иваново
Населённый пункт: г. Иваново
Наименование материала: Методическая разработка к уроку
Тема: Внутриутробное развитие организма.
Раздел: среднее образование
Эпиграф: Прошло с тех пор немало лет,
Когда свершилось чудо.
Ты появился вдруг на свет неведомо откуда,
Внутриутробное развитие организма.
Бывает в жизни только раз подобное явление.
И говорили все тебе:
«Малышка с днем рождения».
•
На прошлом уроке мы изучили тему: Половая система человека.
Определили факторы, определяющие пол, выявили особенности
строения женской и мужской половой системы, выделили половые и
возрастные особенности Как называется мужская гамета?
•
Как называется процесс выхода яйцеклетки из созревающего
фолликула?
•
Название женской половой клетки?
•
Как называются женские половые железы?
•
Как называются процесс слияния гамет ?
•
Как называется оплодотворенная яйцеклетка?
•
Где происходит оплодотворение?
•
Сперматозоид
•
Овуляция
•
Яйцеклетка
•
Яичники
•
Оплодотворение
•
Зигота
•
В маточных трубах
Рождение и развитие живых организмов удивляло человека во все времена.
Но мы способны наблюдать непосредственно судьбу человека лишь после
рождения.
А, что до рождения? Что происходит в этот период? Сегодня мы с вами об
этом и поговорим и решим данную проблему. Назовите тему уроку:
Внутриутробное развитие организма.
Цель урока:
раскрыть сущность оплодотворения; дать представление о
стадиях
развития
зародыша
и
плода;
познакомить
с
понятием
“беременность”.
•
Оплодотворение — это процесс объединения мужской и женской
гамет, который приводит к формированию зиготы и последующему
развитию нового организма.
•
Стадии развития зародыша и плода:
•
Дробление.
•
К концу первых суток после оплодотворения начинается дробление
зиготы. Дробление происходит в маточной трубе и заканчивается через
3-4 суток образованием бластулы.
•
Бластула.
•
Поверхностно расположенные клетки бластулы
(бластомеры)образуют оболочку- трофобласт, из которого в
дальнейшем формируются зародышевые оболочки. Центральные
бластомеры образуют эмбриобласт, из которого развивается зародыш.
Внутри бластулы формируется полость-бластоцель, заполненная
жидкостью. На 5 сутки бластула попадает в матку. На 7-е сутки
зародыш за счет ферментов, вырабатываемых трофобластом начинает
внедряться в слизистую и постепенно внедряется в нее-происходит
имплантация, трофобласт образует выросты и превращается в
ворсинчатую оболочку зародыша-хорион. Ворсинки хориона врастают
в слизистую матки. На 14-15-е сутки устанавливается
непосредственный контакт между ворсинками хориона и сосудами
матери- начинается образование плаценты, через которую поступают к
зародышу питательные вещества и кислород. Образование плаценты
заканчивается к исходу третьего месяца беременности.
•
Гаструла.
•
Гаструла образуется на 2-3 неделе эмбриогенеза. Формируются
зародышевые листки: эктодерма и энтодерма, затем мезодерма,
параллельно с которой развиваются осевые органы: хорда, нервная
трубка и кишечная трубка.
•
Гисто-и органогенез.
•
После образования гаструлы происходит гисто-и органогенез. Из
эктодермы дифференцируется эпителий кожи, слизистых полости рта и
носа, нервная ткань и органы чувств. Из мезодермы развивается
собственно кожа, кости, хрящи, мышечная и соединительная ткани,
сердце, сосуды, селезенка и мочеполовая системы. Из энтодермы
эпителий желудочно-кишечного тракта, печень, поджелудочная
железа, органы дыхания.
•
Сроки закладки органов и систем органов:
•
2-3-я недели- нервная трубка, первичная кишка, эпидермис кожи;
•
3-4-я недели- нервная система, щитовидная железа;
•
4-я неделя- пищеварительная система, органы чувств;
•
4-5-я недели-гипофиз, органы кроветворения;
•
5-я неделя-дыхательная и мочевыделительная системы;
•
5-6-я недели-надпочечники, эпифиз;
•
7-8-я недели- лимфатические узлы и половая система.
•
К концу 8 недели завершается зародышевый период развития: у
зародыша уже сформированы голова, шея и туловище, произошла
закладка конечностей и всех внутренних органов.
•
С 9-й недели начинается плодный период. К кончу 3-го месяца
формируются все органы плода и можно определить пол ребенка. С
середины 5 –го месяца у плода у плода прослушивается сердцебиение
•
Внутриутробный период длится 38-40 недель. Новорожденный имеет
рост 50- 55 см и массу 3000-3500 г.
•
Роды- физиологический процесс, при котором происходит изгнание из
полости матки через родовые пути и последа. Физиологические роды
наступают в среднем через 40 недель (10 акушерских месяцев).
•
Провизорные органы
•
Внезародышевые (провизорные) развиваются в не тела эмбриона,
обеспечивают его рост и развитие и участвуют в формировании
зародышевых оболочек.
•
Желточный мешок обеспечивает питание зародыша, выполняет
кроветворную функцию до 7-8 недели.
•
Аллантоис- пальцевидный вырост заднего отдела кишечной трубки,
который на втором месяце эмбриогенеза исчезает.
•
Амнион обрастает зародыш и смыкается над ним, а пространство
между эмбрионом и амнионом образует амниотическую полость
заполненную жидкостью. Амниотическая жидкость предотвращает
потерю эмбрионом воды, служит защитой.
•
Внезародышевые (провизорные) развиваются в не тела эмбриона,
обеспечивают его рост и развитие и участвуют в формировании
зародышевых оболочек. Желточный мешок обеспечивает питание
зародыша, выполняет кроветворную функцию до 7-8 недели.
•
Пупочный канатик (пуповина) связывает зародыш с плацентой. Он
содержит пупочную вену, доставляющую зародышу кислород и
питательные вещества, и 2 артерии, несущие от зародыша к плаценте
кровь, насыщенную диоксидом углерода и продуктами обмена.
•
Выводы:
•
1. Эмбриональный период начинается с образования зиготы и
заканчивается рождением ребенка.
•
2. Первым этапом эмбрионального периода развития человека является
дробление.
•
3. На стадии бластулы зародыш внедряется в слизистую стенку матки.
Этот процесс называется имплантацией.
•
4. Следующим этапом развития эмбриона-гаструляция, в ходе которой
идет формирование двухслойного зародыша, а завершается
гаструляция формированием трех зародышевых листков- эктодермы,
мезодермы и энтодермы.
•
5. Ткани, органы и системы органов формируются на стадии
органогенеза.
•
6. Питание будущего ребенка с 12 недели развития берет на себя
плацента, которая становиться главной структурой, обеспечивающей
обмен веществами между матерью и плодом.
•
7.С момента образования плаценты начинается плодный период
внутриутробного развития.
•
8. Состояние женщины с момента оплодотворения яйцеклетки до
рождения ребенка называют беременностью.