Автор: Никульникова Людмила Дмитриевна
Должность: учитель немецкого языка
Учебное заведение: МБОУ СОШ №1 с. Измалково
Населённый пункт: Измалковского муниципального района Липецкой области
Наименование материала: Доклад
Тема: "Использование игровых технологий на уроках немецкого языка"
Раздел: среднее образование
Доклад на тему:
«Использование игровых технологий на уроках
немецкого языка»
Выполнила Никульникова Л.Д.
учитель немецкого языка
Использование игровых технологий на уроках немецкого языка
Принцип активности ребёнка в процессе обучения является одним из
основных в дидактике. Под этим понятием подразумевается такое качество
деятельности,
которое
характеризуется
высоким
уровнем
мотивации,
осознанной потребностью в усвоении знаний и умений и результативностью.
При
изучении
иностранного
языка,
у
обучающихся
возникают
дополнительные трудности, например, такие как страх говорения. Исходя из
этого, мотивация и речевая активность на уроках значительно снижается.
Главная задача - снять эмоциональное напряжение у детей, сделать
процесс
обучения
занимательным,
создать
у
детей
бодрое
рабочее
настроение,
облегчить
преодоление
трудностей
в
усвоении
учебного
материала, расположить их к изучению иностранного языка.
Позволяют решить эту задачу игровые технологии.
Игра - это вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на
воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и
совершенствуется самоуправление.
Игровая
технология
позволяет
раскрыть
творческий
потенциал
обучающихся.
Благодаря
игровому
процессу
на
смену
монотонному
повторению
приходит
творческое
закрепление
полученных
знаний
в
процессе игры, так как игра является наиболее комфортным и приносящим
удовольствие детям видом деятельности. Проведенный в игровой форме урок
немецкого языка способствует установлению у обучающихся устойчивого
интереса к овладению знаниями по данному предмету и убеждению в
собственном успехе. Игры используются в зависимости от целей и задач
урока немецкого языка. Применение игровых технологий варьируется и
может быть включено в любой из этапов урока, согласно методической
разработке учителя. Для детей 7-10 лет таким видом деятельности,
безусловно, является игра, о роли которой в обучении иностранному языку
сказано достаточно много.
Игру можно и нужно вводить в процесс обучения иностранному языку
с первых уроков. Например, при обучении счёту можно использовать
различные «считалки», не просто выучивая их наизусть, а используя для
распределения ролей в последующей подвижной игре, применяемой в
качестве физкультминутки, так необходимой маленьким детям для снятия
усталости, накапливающейся в процессе урока.
Благодаря
использованию
в
обучении
игр,
ученики
успешно
преодолевают языковой барьер, за счет создания естественной языковой
среды учителем. Вот некоторые игры, используемые для решения различных
задач на уроках немецкого языка:
«Правда – ложь»
Учитель называет звуки и показывает соответствующие буквы и
буквосочетания, и иногда целенаправленно допускает ошибки. Учащиеся
должны обнаружить ошибку. С помощью этой игры можно запоминать
буквы, цифры или лексику.
«ABC»
Ученики делятся на две команды. На доске висят 2 плаката. На каждом
нарисован домик с 26 окнами. Каждое окно – ячейка для буквы алфавита, но
не все ячейки заполнены - есть пустые клетки для пропущенных букв.
Ученики выходят по одному к доске и выстраивают алфавит. Оценивается
быстрота и правильность выполнения задания.
«Finde den Buchstaben».
На столе лежат карточки с немецкими и некоторыми буквами из
русского алфавита. Один из учеников выходит к столу, учитель называет
букву, которую он должен найти. Ученик находит букву, поднимает ее,
показывает своим одноклассникам и называет ее, после чего кладет ее на
место.
«Wer ist schneller?»
Разбить группу учащихся на 2 – 3 команды, построить их в колонку и
по команде «На старт» начать диктовать буквы. Каждый ученик подбегает к
доске и пишет названную букву, передает мел следующему игроку команды,
а сам встает сзади. Учитель диктует буквы в достаточно быстром темпе,
чтобы у учеников не было возможности подсматривать за другими
командами.
«Magischer Baum»
На доске нарисованы два дерева (по одному для каждой команды),
которые растут в волшебном лесу. Его плоды (рисунки) – яблоко, кот,
осьминог, солнце, абрикос, лев и т.д. по лексике, изученной учениками. А
под деревом буквы, осыпавшиеся с деревьев. Участникам необходимо
прикрепить буквы к соответствующему слову, с которого оно начинается.
«Кто больше?»
Игра используется для проверки изученного материала. Учитель делит
учеников на 2 группы. Каждая команда должна записать на доске как можно
больше слов по темам: а) виды спорта; б) предметы одежды; в) овощи и т.д.
«Lotterie»
Дети по очереди достают из коробки карточки с написанными на них
словами и распределяют их по лексическим категориям.
Например:
«Kleidung – Schuhe» или «Gemüse – Obst»
«Ja oder nein»
Учитель вместе с одним учеником задумывают известного человека,
литературного персонажа или одноклассника. Остальные ученики должны
отгадать
персонажа,
используя
вопросительные
конструкции,
подразумевающие ответ «да» или «нет». Ученик – водящий должен ответить
на вопросы утвердительной или отрицательной фразой:
Ist er groß? - Ja, er ist groß.
Hat er blonde Haare? – Nein, er hat blonde Haare nicht.
«Ich kann…»
Позволяет отработать грамматическую конструкцию с модальным
глаголом «können». Учитель бросает мяч ученику и спрашивает: «Was kannst
du tun?» И ученики отвечают, используя конструкцию: «Ich kann schwimmen/
lessen/singen/…».
«Was hat sich geändert?»
Учитель располагает несколько игрушек на, под, рядом со стулом и в
несколько – в коробке. Ученики называют предлоги места, затем они
закрывают глаза. Учитель меняет игрушки местами. Задача учеников
вспомнить и назвать прежнее месторасположение игрушек.
«Feiertag»
Учитель заранее предупреждает учеников о проведении урока на тему
«Weihnachten». Ученики могут приготовить презентации по теме, разыграть
сценку, приготовить загадки, сладости. Данная игровая технология позволяет
ученикам познакомиться с традициями страны изучаемого языка, что в
дальнейшем позволит поддерживать диалог на эту тему.
«Theaterstück»
Учитель вместе с учениками знакомится со сказкой, например, «Die
Bremer Stadtmusikanten». Учитель распределяет роли между учениками и
ставит спектакль. Затем происходит презентация спектакля на уроке или на
родительском собрании. Данная игра знакомит учеников с литературой
изучаемого языка и национальным колоритом.
Также на уроках немецкого языка можно широко использовать
различные сюжетно-ролевые игры для лучшего понимания и отработки
речевых конструкций.
Использование игровых моментов на уроках и во внеклассной работе
способствует повышению мотивации к изучению иностранного языка,
активизации познавательной и творческой деятельности учащихся, развивает
их мышление, память, воспитывает инициативность, снимает напряжение и
страх говорения на немецком языке. В процессе игры создается атмосфера
соперничества и сотрудничества в ходе выполнения того или иного
упражнения, что способствует активизации деятельности обучающегося.
Игры развивают сообразительность и внимание, обогащают и закрепляют
словарный запас. Игра провоцирует ученика вспомнить изученный материал
и пополнить свои знания. В настоящее время игра является не только
приятным
времяпровождением,
но
и
одной
из
ведущих
технологий
образования.