Автор: Сидорова Анна Михайловна
Должность: учитель математики
Учебное заведение: ОАНО СОШ "Веритас"
Населённый пункт: город Новосибирск
Наименование материала: статья
Тема: Формирование вычислительных навыков на уроках математики
Раздел: среднее образование
Формирование вычислительных навыков на уроках математики
Учитель математики ОАНО СОШ «Веритас»
Г. Новосибирска
Сидорова Анна Михайловна.
Большинство учителей – практиков, и я в том числе, отмечают, что уровень
вычислительных умений и навыков учащихся в средних и старших классах постоянно
снижается. К причинам такого снижения относят и низкий уровень мотивации у
учащихся, и пробелы в знаниях за курс начальной школы, и использование калькуляторов,
различных гаджетов, которые значительно облегчают выполнение заданий.
Однако, формирование у школьников вычислительных навыков, осознанного и
прочного усвоения письменных и устных приемов вычислений является одной из
актуальных задач процесса обучения математики. Вычислительные умения и навыки
можно считать сформированными, если учащиеся могут достаточно бегло выполнять
действия с натуральными, целыми, рациональными числами, выполнять преобразования,
находить наиболее рациональные способы решения, прогнозировать результат.
Одним из средств формирования вычислительных умений и навыков является
использование математических тренажеров, которые могут быть как устными, так и
письменными. При работе с учащимися 5-6 классов в равной мере использую и устные, и
письменные, и интерактивные варианты, при работе с более старшими школьниками
предпочтение отдаю письменным тренажерам. С их помощью можно дать каждому
ученику достаточную нагрузку, предложить разнообразные задания и позволить
выполнить достаточный объем за небольшой промежуток времени.
Работу с тренажерами организую следующим образом: В начале урока каждый
учащийся получает лист – тренажер, который содержит 50 примеров, разбитых на 5
столбиков. На решение одного столбика отводится 7-10 минут, по истечении времени
листы сдаются и проверяются учениками – помощниками или учителем. При этом
учащиеся с низким темпом работы имеют возможность закончить вычисления после
уроков, до момента проверки. Для получения отметки «5» необходимо правильно
выполнить от 95 до 100 %, отметка «4» ставится при правильном выполнении 75-95%
всех примеров, отметка «3» при выполнении 50-75 % всех примеров.
Для составления листов - тренажеров использую материалы сайтов «Решу ВПР»,
«Решу ОГЭ», «Решу ЕГЭ».
6 класс
9 класс
11 класс
−21 + 56 : 7
(−120 + 93) : (−3)
(0,01)
2
· 10
5
: 4
−2
– 5,4 : (6,6 – 8,4)
− 13 · 6 + 53
0,007 · 7 · 700.
1,4 · (− 0,4) + 8,3
−8,4 − 1,3 · (−0,5)
Данные тренажеры могут быть и тематическими и применятся для отработки и
закрепления вычислительных навыков по отдельным темам (действия со степенями,
действия с квадратными корнями и т.д.)
В результате использования тренажеров у учащихся оттачиваются вычислительные
навыки, тренируется внимание, развивается оперативная память. Что необходимо для
дальнейшего обучения, успешного написания ВПР и прохождения ГИА.