Автор: Евлампьева Любовь Михайловна
Должность: учитель физики
Учебное заведение: АНО СОШ " Академическая гимназия"
Населённый пункт: г. Москва
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: "Решение экспериментальных задач на уроке физики"
Раздел: среднее образование
•
«Чем более вникают в деяние
природы, тем видима наиболее
становится простота законов,
•
коим следует она в своих деяниях»
•
А.Н.Радищев
Законы Ньютона
•
Существуют такие системы отсчета, относительно которого
тело сохраняет свою скорость постоянной, или движется
прямолинейно равномерно, если на него не действуют другие тела.
•
Произведение массы на сообщаемое ускорение равно сумме всех сил,
действующих на данное тело.
•
Тела взаимодействуют друг с другом силами, равными по величине,
но противоположными по направлению.
План решения задачи :
1.Какие законы, явления, позволяют
проанализировать явление.
2.Какие данные необходимы для решения
задачи
3.Как их получить, используя опыт.
4.В каких единицах они должны быть
использованы и почему?
Алгоритм решения
экспериментальной задачи
•
1. гипотезы проводимого эксперимента
•
2. схематический рисунок проводимого
опыта
•
3. теоретическое ее обоснование
•
4. измерения
•
5. вычисления и вывод.
Выводы:
•
Эксперимент – это метод исследования,
который происходит в строго определенных
условиях и алгоритмах.
•
Результат эксперимента без интерпретации
теории не происходит.
Учитель физики
АНО СОШ «Академическая гимназия»
Евлампьева Любовь Михайловна
Экспериментальные задачи на уроках физики
Важнейшими особенностями урока решения экспериментальной задачи
является следующие : Почти весь урок отдан ученикам на
самостоятельную работу с приборами, он проводится не столько для
оценивания, а сколько для закрепления усвоенного теоретического
материала через проведение эксперимента самими учащимися.
Решение задач связанных с проведением эксперимента, особенного
исследовательского характера , вызывает у них живой интерес, что
стимулирует активность интеллектуальной деятельности учащихся и
позволяет изучить новый материал и самим сформулировать вывод.
Одним из средств создания стимула к восприятию материала является
постановка проблемы, в качестве которого подобрана экспериментальная
задача. Условия задачи должны быть подобраны таким образом, чтобы :
1.
Все приборы, применяемые в задаче, все сопутствующие понятия
должны быть знакомы им.
2.
Содержание задачи не должно подсказывать решение проблемы.
Характерным для решения таких задач является работа по отысканию
нужных данных , а так же способов разрешения проблемы и решения задачи.
Поэтому при анализе задачи и составлении плана необходимо ответить на
такие вопросы :
1.
Какие законы, явления, позволяют проанализировать явление.
2.
Какие данные необходимы для решения задачи
3.
Как их получить, используя опыт.
4.
В каких единицах они должны быть использованы и почему?
Учитель во время выполнения работы должен следить за ходом опытов и
переключить их на подготовку вывода.
Мне и учащимся нравятся такие уроки
Коротко об этих уроках:
Работа либо парная, либо одиночная
.
План занятий таков
:
1.
Глубокая отработка теоретического аспекта темы ( фронтальный опрос,
работа с формулами , алгоритмами решения проблемной ситуации)
2.
Обсуждение схемы работы:
Рассмотреть предоставленные приборы и определить, для чего
они предоставлены
Выполнить схематический рисунок
Записать теоретическое обоснование и сделать вывод формулы
для вычисления необходимой величины из текста задачи
Записать дано и провести вычисления.
Сделать выводы.
8
Коробка
спичек,
значение
плотности
спички,
линейка
секундомер
Найти мощность
сгорания спички
10
мин
Закрепление
темы «
энергия
сгорания
топлива»
9
Секундомер,
линейка,
Определить
мощность
икроножных мышц
ноги ученика и
скорость пробега с
первого этажа на 4
этаж школы
20мин
Закрепление
темы «
Работа и
мощность»
Примеры экспериментальных задач, выполняемых в течение
всего урока ( несколько задач из курса 7 класса, проводимые
мною вместе с учащимися)
7
Напольные
медицинские
весы,
миллиметровая
бумага
Какое давление на
пол оказывает
ученик, если он
стоит на одной ноге
и на двух ногах
Тема « давление
твердых тел»
7
Динамометр, стакан с водой
Определить плотность груза
Динамометр, мензурка, жидкость неизвестной плотности
Определить плотность жидкости
Тема «Архимедова сила»
Урок решения экспериментальной задачи 9 класс по теме « Законы
Ньютона»
Цель:
научиться составлять алгоритм решения задачи, строить схематический
рисунок
уметь проводить анализ используемого оборудования для решения
задачи конкретного содержания ,имея оборудование для проведения
эксперимента
уметь проводить теоретические расчеты и выводы для решения
экспериментальной задачи
развитие логического мышления
формирование умений и навыков самостоятельного проведения
эксперимента, умения работать в паре
Ход урока
Учитель:
Представим, что мы с вами не ученики школы, а студенты технического вуза
и нам необходимо решить задачи на основании полученных данных из
эксперимента. Но перед тем, как решать задачи, необходимо вспомнить
законы Ньютона.(слайд №1-3)
Каков алгоритм решения экспериментальной задачи? ( слайд 4-5)
Задача №1. Определить коэффициент жесткости пружины.
Ученик у доски делает схематический рисунок эксперимента и проводит
теоретические расчеты для решения. Определяет, какой закон Ньютона для
этого используется и почему.
F
упр
= mg , кх = mg, х =
�
2
−
�
1
, к =
�
�
2−
�
1
Затем все на своих местах приступают к решению задачи,( используя
алгоритм оформления задачи через дано, перевод единиц измерения массы и
длины растяжения пружины в систему СИ) и делают вывод
Учитель предлагает решить вторую задачу:
Задача 2 . Определить коэффициент трения скольжения цилиндра по
наклонной плоскости
Оборудование : доска, секундомер, цилиндр известной массы , штатив.
(Работа парная)
Учитель предлагает учащимся озвучить алгоритм выполнения измерений
для решения задачи.
( Установить доску под таким углом так , чтобы цилиндр начал скользить
по 2 закону Ньютона в проекциях на ось
ОХ : ma= mg
sin
�
- F
тр
Оу: 0= N – mg
cos
�
F
тр
=
�
N ,
определяется синус и косинус угла :
sin
=
ℎ
�
,
cos
�
=
√
�
2
−
ℎ
2
�
, ускорение
движения
a =
2
�
�
2
Решая систему уравнений, выводит формулу для расчета коэффициента
трения
�
=
sin
−
cos
�
Затем все на своих местах приступают к решению задачи,( используя
алгоритм оформления задачи через дано c пояснительным рисунком и
теорией ) и делают вывод
Учитель собирает тетради для проверки и делает вывод ( слайд 6)