Автор: Будучева Олеся Сергеевна
Должность: учитель английского языка
Учебное заведение: МБОУ СОШ № 1
Населённый пункт: город Ленинск-Кузнецкий
Наименование материала: статья
Тема: Проблемные задания и типичные ошибки учащихся, допускаемые на ОГЭ по английскому языку (по результатам сдачи ОГЭ в 2023 году в МБОУ СОШ №1 г. Ленинска-Кузнецкого)
Раздел: среднее образование
Проблемные задания и типичные ошибки учащихся, допускаемые на
ОГЭ по английскому языку (по результатам сдачи ОГЭ в 2023 году в
МБОУ СОШ №1 г.Ленинска-Кузнецкого)
ОГЭ по английскому языку
включает в себя выполнение заданий по
четырем видам речевой деятельности - аудирование, чтение, грамматика и
лексика и письмо.
Типичные ошибки при выполнении заданий по аудированию учащиеся
допускают в выборе из 3 вариантов ответа (True/False/Not stated), а именно
особые затруднения у экзаменуемых вызывают вопросы с опцией «в тексте
не сказано». Задание имеет следующий формат: дается некое связанное со
звучащим текстом утверждение и предлагается выбрать ответ из трех
вариантов: «верно», «неверно», «в тексте не сказано». В инструкции к
заданию подчеркивается, что формулировка «в тексте не сказано» означает,
что «на основании текста нельзя дать ни положительного, ни отрицательного
ответа». Тем не менее, типичная ошибка экзаменуемых — попытка дать
положительный или отрицательный ответ без опоры на текст, исходя из
собственных представлений и общих знаний.
Кроме того, типичными ошибками, которые учащиеся допускали в заданиях
с выбором ответа, являются следующие:
- учащиеся не соотносят ключевые слова в вопросах и в аудиотекстах;
- учащиеся выбирают варианты ответов только потому, что эти же слова
звучат в тексте, и забывают о том, что верный ответ, как правило, выражен
синонимами.
Типичные ошибки при выполнении заданий по чтению следующие:
- неправильно определяют ключевые слова, соответствующие теме текста;
- пренебрегают контекстом и дают ответ на тестовый вопрос, основываясь на
значении отдельного слова;
- стараются найти в тексте лексику, использованную в вопросе, не пытаясь
подобрать синонимы или синонимичные выражения к словам из текста;
- выбирают ответ в задании В3, основываясь только на структуре или только
на содержании изъятой из текста фразы;
- не могут понять структурно-логические связи в тексте.
Кроме того, учащиеся не до конца:
- умеют понимать основное содержание аутентичного текста описательного
характера;
- умеют выделить структурно-смысловые связи в тексте.
Типичные
ошибки
при
выполнении
заданий
по
грамматике
и
Лексике являются видовременные личные формы глаголов: многие учащиеся
не умеют анализировать контекст для определения времени, в котором
происходило действие, последовательности описываемых действий и их
характера. Часто учащиеся не владеют основными формами глагола, путают
2-ю и 3-ю форму и неверно образуют формы страдательного залога, даже
если они сумели правильно определить необходимость именно этой формы в
данном контексте. Некоторые ошибки были связаны с незнанием форм
неправильных глаголов.
Наибольшую трудность для учащихся представляет форма страдательного
залога в Past и Present Indefinite. Типичной ошибкой также является
использование активной формы Past и Present Indefinite вместо пассивной
формы (asked вместо was asked; invited вместо was invited), что может
свидетельствовать:
- о невнимании к контексту, из которого следует, что лицо, обозначенное
подлежащим, не совершало/совершает действие само, а подвергалось
действию;
- о непонимании разницы в употреблении пассивного и активного залогов.
Встречается также ошибочное употребление вместо Past и Present Indefinite
Passive форм глаголов в Present или Past Perfect Active, Past или Present
Continuous Active. Есть ошибки, вызванные незнанием того, как образуется
форма Past Indefinite Passive, когда учащиеся вместо 3-ей формы глагола
употребляли 2-ую (was wrote вместо was written).
Другая разновидность ошибок при образовании Past и Present Indefinite
Passive связана с неправильным употреблением формы вспомогательного
глагола to be (are printed вместо is printed). Эта же ошибка встречается в
использовании глагола to be для образования видовременных форм группы
Continuous и даже в простейшем случае его использования в качестве
глагола-связки в составном именном сказуемом.
Использование
неличных
форм
глагола
(given,
giving)
вместо
соответствующих личных форм активного и страдательного залогов говорит
о том, что некоторые тестируемые не видят структуры предложения, в
соответствии с которой в пропуск после подлежащего должна быть вписана
соответствующая форма сказуемого.
Обращают на себя внимание ошибки, вызванные непониманием того, какое
лицо совершает действие. Такие ошибки свидетельствуют о неумении
внимательно вчитываться в контекст и о нарушении технологии выполнения
задания
–
заполнения
пропусков,
которое
требует
предварительного
прочтения всего текста с целью понимания его общего содержания.
Для вариантов, включавших тестовые вопросы, контролирующие навык
употребления форм глаголов группы Perfect, типичной ошибкой было
неправильное употребление Present Perfect.
Некоторые
ошибки
обусловлены
неправильным
выбором
формы
вспомогательного глагола (has grown вместо have grown и наоборот) из-за
неумения согласовать подлежащее со сказуемым.
В отношении употребления неличных форм глагола большое количество
ошибок было допущено экзаменуемыми в употреблении причастий. Эти
ошибки состоят в употреблении вместо необходимой формы причастия I
(taking) причастия II (taken) и наоборот, а также в употреблении вместо
причастия II (taken) личных форм глагола (took) или слов, образованных от
опорного с помощью суффиксов (takeness), часто не существующих в языке.
С употреблением степеней сравнения прилагательных и наречий учащиеся
справились более успешно.
Затруднения в использовании степеней сравнения прилагательных возникли
только у некоторых экзаменуемых. Основной ошибкой являлось заполнение
пропуска опорным словом без изменения (attentive вместо more attentive), что
противоречит инструкции к выполнению задания.
Кроме того, учащиеся допускают типичные словообразовательные ошибки:
- наибольшую трудность представляет употребление суффиксов -er, -ly, -ness,
-ency, -ion, -ation, -able, -ive, а также префиксов dis- и in-;
- образование от опорных слов однокоренных слов не той части речи,
которая требуется по контексту (вместо protection – protective, proteced или
protectly);
- заполнение пропуска опорным словом без изменения его;
-
употребление
несуществующих
слов
(difficultness
вместо
difficulty,
scientifics вместо scientists);
- вместо заполнения пропуска словом с отрицательным префиксом,
употребление или опорного слова без изменения, или слова, образованного с
помощью суффикса (honestly, honesty вместо dishonest);
- использование не того отрицательного префикса, который употребляется с
указанным корнем (unhonest, inhonest);
- неправильное написание слов (valueable, importent).
Типичные ошибки при выполнении заданий по письму:
- неумение придерживаться выбранного стиля на протяжении всего задания
- неполное и/или неточное выполнение задания
- невнимательное чтение инструкции к заданию, неумение извлекать из
инструкции максимум информации.
- несоблюдение требований по объёму, указанному в тестовом задании.
Недостаточный объем письменного высказывания, как и значительное
превышение заданного объема, ведут к снижению баллов.
- лексические и грамматические ошибки.