Напоминание

Дидактические игры для обучения на уроках физики


Автор: Татьяна Владимирова Свежинина
Должность: учитель физики
Учебное заведение: МБОУ "Большевистская основная школа"
Населённый пункт: поселок Большевик Кольчугинского района Владимирской области
Наименование материала: статья
Тема: Дидактические игры для обучения на уроках физики
Раздел: среднее образование





Назад




Дидактические игры для успешного обучения

на уроках физики

Игра - один из основных видов деятельности человека. Как метод обучения

люди использовали игровые приемы ещё в древние времена.

Назначение дидактических игр – развитие таких познавательных процессов у

обучающихся как восприятие, внимание, память, наблюдательность,

сообразительность и закрепление знаний, которые приобретаются на уроках.

При проведении уроков физики я часто использую игровую

технологию.Дидактическая цель ставится перед обучающимися в форме

игровой задачи. А учебная деятельность подчиняется правилам игры.

Учебный материал здесь используется в качестве её средства. Урок

приобретает соревновательный элемент, успешное выполнение

дидактического задания связывается с игровым результатом. Дидактические

игры позволяют каждому обучающемуся применять знания, умения и

навыки, полученные в ходе учебного процесса в практической деятельности.

Основой дидактических задач является уточнение представлений о предмете

или явлении в целом , о его существенных особенностях, развитие

способности замечать сходство или различие между ними и т.д.

При этом игра носит обучающий характер. С другой стороны, важным и

неотъемлемым элементом дидактической игры является игровое действие.

Внимание обучающегося направлено на него, уже в процессе игры он

незаметно для себя выполняет обучающую задачу. Дидактические игры,

применяемые на уроках, представляются обучающимся не обычным

занятием, а интересным, увлекательным мероприятием.

Педагогические игры многочисленны по характеру игровой методики.

Наиболее часто применяемые типы:

-предметные,

-сюжетные,

- ролевые,

-деловые,

-имитационные,

- игры-драматизации.

В играх обязателен элемент соревнования между командами или отдельными

участниками игры. Такой подход приводит к повышению самоконтроля

обучающихся, к четкому соблюдению установленных правил, к активизации.

В таких играх завоевание победы или выигрыша - очень сильный мотив,

который побуждает обучающегося к деятельности.

Характерной особенностью урока с дидактической игрой является включение

игры в его конструкцию в качестве одного из структурных элементов урока.

Существуют требования к организации дидактических игр:

1.

Игры должны соответствовать определенным учебно-воспитательным

задачам, программным требованиям к знаниям, умениям, навыкам,

требованиям стандарта.

2.

Игры должны соответствовать изучаемому материалу и строиться с

учетом подготовленности обучающихся и их психологических

особенностей.

3.

Игры должны основываться на определенном дидактическом

материале и методике его применения.

Существуют следующие виды дидактических игр.

1.

Игры-упражнения. Они совершенствуют познавательные способности

обучающихся, способствуют закреплению учебного материала,

развивают умение применять его в новых условиях. Примеры игр-

упражнений: кроссворды, ребусы, викторины.

2.

Игры-путешествия. Эти игры способствуют осмыслению и

закреплению учебного материала. Активность учащихся в этих играх

может быть выражена в виде рассказов, дискуссий, творческих

заданий, высказывания гипотез.

3.

Игры-соревнования, связанные с выявлением победителя. Здесь могут

быть индивидуальные и коллективные победители. Такие игры

включают все виды дидактических игр.

4.

Творческие игры, основанные на внесении элементов воображаемой

ситуации, используемые с целью повторения и обобщения изучаемого

материала. Примеры игр: «Суд над силой трения», «Защита темы».

5.

Игры, направленные на выполнение занимательного задания.

Например, начертить на доске горизонтальную прямую с помощью

сообщающихся сосудов, опустить яйцо в бутылку и т.д. Сюда же

относятся сюжетные игры: «Физика за чайным столом», «Физика на

рыбной ловле».

6.

Игры с раздаточным материалом: физическое лото, «Морской бой».

При разработке и проведении уроков с элементами игры учитываются и

используются жизненный опыт обучающихся, межпредметные связи с

биологией, экологией, математикой, астрономией, ОБЖ, историей.

На уроках с использованием игровых технологий используются разные

формы работы с обучающимися: индивидуальная и коллективная, работа в

паре или микрогруппе. Результаты познавательной игры подводятся с

помощью самоконтроля, взаимоконтроля, контроля жюри или педагога.

Использование игровых технологий на уроках физики важный и

необходимый момент; в применении игровых технологий у обучающихся

формируются метапредметные УУД:

-регулятивные - планирование, контроль, саморегуляция;

-познавательные - поиск и выделение необходимой информации,

самостоятельное создание способов решения проблем творческого и

поискового характера;

-коммуникативные - умение слушать и вступать в диалог, участвовать в

коллективном обсуждении проблем.

Существуют следующие игры, применяемые на уроках физики:

«Своя игра»;

Физическое лото;

Физический «Аукцион»;

Физический «Морской бой»;

Игра «Устами младенца»

Квест и другие.



В раздел образования