Автор: Татьяна Владимирова Свежинина
Должность: учитель физики
Учебное заведение: МБОУ "Большевистская основная школа"
Населённый пункт: поселок Большевик Кольчугинского района Владимирской области
Наименование материала: статья
Тема: Дидактические игры для обучения на уроках физики
Раздел: среднее образование
Дидактические игры для успешного обучения
на уроках физики
Игра - один из основных видов деятельности человека. Как метод обучения
люди использовали игровые приемы ещё в древние времена.
Назначение дидактических игр – развитие таких познавательных процессов у
обучающихся как восприятие, внимание, память, наблюдательность,
сообразительность и закрепление знаний, которые приобретаются на уроках.
При проведении уроков физики я часто использую игровую
технологию.Дидактическая цель ставится перед обучающимися в форме
игровой задачи. А учебная деятельность подчиняется правилам игры.
Учебный материал здесь используется в качестве её средства. Урок
приобретает соревновательный элемент, успешное выполнение
дидактического задания связывается с игровым результатом. Дидактические
игры позволяют каждому обучающемуся применять знания, умения и
навыки, полученные в ходе учебного процесса в практической деятельности.
Основой дидактических задач является уточнение представлений о предмете
или явлении в целом , о его существенных особенностях, развитие
способности замечать сходство или различие между ними и т.д.
При этом игра носит обучающий характер. С другой стороны, важным и
неотъемлемым элементом дидактической игры является игровое действие.
Внимание обучающегося направлено на него, уже в процессе игры он
незаметно для себя выполняет обучающую задачу. Дидактические игры,
применяемые на уроках, представляются обучающимся не обычным
занятием, а интересным, увлекательным мероприятием.
Педагогические игры многочисленны по характеру игровой методики.
Наиболее часто применяемые типы:
-предметные,
-сюжетные,
- ролевые,
-деловые,
-имитационные,
- игры-драматизации.
В играх обязателен элемент соревнования между командами или отдельными
участниками игры. Такой подход приводит к повышению самоконтроля
обучающихся, к четкому соблюдению установленных правил, к активизации.
В таких играх завоевание победы или выигрыша - очень сильный мотив,
который побуждает обучающегося к деятельности.
Характерной особенностью урока с дидактической игрой является включение
игры в его конструкцию в качестве одного из структурных элементов урока.
Существуют требования к организации дидактических игр:
1.
Игры должны соответствовать определенным учебно-воспитательным
задачам, программным требованиям к знаниям, умениям, навыкам,
требованиям стандарта.
2.
Игры должны соответствовать изучаемому материалу и строиться с
учетом подготовленности обучающихся и их психологических
особенностей.
3.
Игры должны основываться на определенном дидактическом
материале и методике его применения.
Существуют следующие виды дидактических игр.
1.
Игры-упражнения. Они совершенствуют познавательные способности
обучающихся, способствуют закреплению учебного материала,
развивают умение применять его в новых условиях. Примеры игр-
упражнений: кроссворды, ребусы, викторины.
2.
Игры-путешествия. Эти игры способствуют осмыслению и
закреплению учебного материала. Активность учащихся в этих играх
может быть выражена в виде рассказов, дискуссий, творческих
заданий, высказывания гипотез.
3.
Игры-соревнования, связанные с выявлением победителя. Здесь могут
быть индивидуальные и коллективные победители. Такие игры
включают все виды дидактических игр.
4.
Творческие игры, основанные на внесении элементов воображаемой
ситуации, используемые с целью повторения и обобщения изучаемого
материала. Примеры игр: «Суд над силой трения», «Защита темы».
5.
Игры, направленные на выполнение занимательного задания.
Например, начертить на доске горизонтальную прямую с помощью
сообщающихся сосудов, опустить яйцо в бутылку и т.д. Сюда же
относятся сюжетные игры: «Физика за чайным столом», «Физика на
рыбной ловле».
6.
Игры с раздаточным материалом: физическое лото, «Морской бой».
При разработке и проведении уроков с элементами игры учитываются и
используются жизненный опыт обучающихся, межпредметные связи с
биологией, экологией, математикой, астрономией, ОБЖ, историей.
На уроках с использованием игровых технологий используются разные
формы работы с обучающимися: индивидуальная и коллективная, работа в
паре или микрогруппе. Результаты познавательной игры подводятся с
помощью самоконтроля, взаимоконтроля, контроля жюри или педагога.
Использование игровых технологий на уроках физики важный и
необходимый момент; в применении игровых технологий у обучающихся
формируются метапредметные УУД:
-регулятивные - планирование, контроль, саморегуляция;
-познавательные - поиск и выделение необходимой информации,
самостоятельное создание способов решения проблем творческого и
поискового характера;
-коммуникативные - умение слушать и вступать в диалог, участвовать в
коллективном обсуждении проблем.
Существуют следующие игры, применяемые на уроках физики:
«Своя игра»;
Физическое лото;
Физический «Аукцион»;
Физический «Морской бой»;
Игра «Устами младенца»
Квест и другие.