Автор: Кадырова Маина Васильевна
Должность: учитель физики
Учебное заведение: МБОУ СОШ №13 станицы Незлобной
Населённый пункт: Георгиевский городской округ
Наименование материала: Статья «Методика преподавания физики для детей с ОВЗ»
Тема: Методика преподавания физики для детей с ОВЗ
Раздел: среднее образование
Статья «Методика преподавания физики для детей с ОВЗ»
Методика преподавания физики для детей с ОВЗ
В последние годы отмечается рост числа детей, испытывающих затруднения в освоении про-
граммного материала. Значительную часть детей из этой группы составляют обучающиеся с ОВЗ с
задержкой психического развития.
Дети с ограниченными возможностями здоровья – это дети с разными нарушениями развития: на-
рушение слуха, зрения, речи, опорно-двигательного аппарата, интеллекта, с выраженными
расстройствами эмоционально-волевой сферы, с задержкой и комплексными нарушениями разви-
тия.
Дети с проблемами в развитии имеют равные со всеми права на образование, это сказано в
Конституции РФ и Законе «Об образовании». В связи с этим обеспечение реализации права детей
с ограниченными возможностями здоровья на образование рассматривается как одна из важней-
ших задач государственной политики.
В Федеральном Законе РФ «Об образовании в Российской Федерации» закреплены следующие по-
нятия:
– обучающийся с ограниченными возможностями здоровья – физическое лицо, имеющее недо-
статки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педа-
гогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных усло-
вий.
– инклюзивное образование – обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся
с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей.
Актуальность инклюзивного образования подтверждают данные статистики Министерства образо-
вания РФ: каждый год в России число детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ)
растёт на пять процентов. А это значит, что количество учащихся, к которым необходимо приме-
нить особый индивидуальный подход, сохранив при этом право и возможность ребенка обучаться
совместно со сверстниками, будет и в дальнейшем увеличиваться.
Социализация детей с ОВЗ является основной задачей инклюзивного образования. Главная
проблема – удержать внимание ученика и качественно представить новый материал. В силу того,
что детям с нарушениями здоровья необходимо представлять материал в зависимости от их
компенсаторныхвозможностей.
Обучение физике детей с нарушениями здоровья особенно актуально в настоящее время в силу
того, что сегодня важно не столько дать ребенку как можно больший багаж знаний, сколько обес-
печить его общекультурное, личностное и познавательное развитие, вооружить таким важным
умением, как умение учиться.
В последнее время возрастает роль физики в жизни общества. На первый план выходят практиче-
ские навыки владения предметом. Жизнь в современном мире невозможна без Интернета (обще-
ние, работа), а знание физических основ необходимо для полноценной деятельности в этой сфере.
Сейчас активно формируется опыт обучения детей с ограниченными возможностями здоровья на-
равне с нормально развивающимися учащимися. В основе практики этого вида обучения лежит
идея принятия индивидуальности каждого отдельного ученика, поэтому процесс должен быть так
организован, чтобы удовлетворить потребности ребенка с ОВЗ.
1
Физика, как школьный предмет, занимает верхнее место среди учебных предметов по трудности.
Сложность преподавания физики требует от учителя выполнения одновременно ряда ролей: уче-
ный (глубокое знание предмета), педагог (умение преподнести знания каждому ученику), артист
(высшая степень коммуникативной компетентности). Каждая из названных ролей, безусловно, ре-
ализуется при проведении любого урока. При этом каждый этап урока должен быть продуман с
учетом особенностей обучающегося с ЗПР, а также особенностей класса.
Обучающийся с ЗПР – это особая ответственность, требующая постоянного индивидуального под-
хода к нему со стороны учителя, так как усвоение программного материала по предмету осложня-
ется психологическими особенностями ребёнка: пониженной активностью мыслительной деятель-
ности, недостаточностью процессов анализа, синтеза, сравнения, обобщения, ослабленностью па-
мяти, внимания. Недостаточная познавательная активность в сочетании с быстрой утомляемостью
и истощаемостью приводит к потере работоспособности.
Таким образом, самым главным приоритетом в работе с такими детьми является индивидуальный
подход с учетом специфики психики и здоровья каждого ребенка. Поэтому учитель должен уметь
применять различные методы и формы по отношению к каждому конкретному ученику, используя
творческий подход и современные технологии, из которых на первый план выходят коррекци-
онно-развивающие.
Разработка алгоритмов при обучении физики направлена на то, чтобы снять возникшие затрудне-
ния и позволить ученику с ОВЗ изучать предмет наравне со здоровыми сверстниками.
Дети с ограниченными возможностями здоровья характеризуются рядом особенностей.
Развитие психических процессов: мышления, памяти, внимания, восприятия, речи, эмоционально-
волевой сферы личности у детей, имеющих аномалии в развитии, происходит замедленно с отста-
ванием от нормы. Ограничения психических и познавательных возможностей не позволяют ребён-
ку успешно справляться с задачами и требованиями, которые предъявляет ему общество. Как пра-
вило, все эти ограничения впервые отчётливо проявляются и замечаются взрослыми, когда
ребёнок приходит в школу. У таких детей гораздо дольше (часто на протяжении всех лет обучения
в начальной школе) остаётся ведущей игровая деятельность, с трудом и в меньшей степени фор-
мируются учебные интересы и навыки. Из-за недостаточного для его возраста умения сравнивать,
обобщать, абстрагировать, классифицировать учащийся не в состоянии самостоятельно, без специ-
альной психолого-педагогической помощи, усвоить содержательный минимум школьной програм-
мы. Из-за функциональной незрелости нервной системы процессы торможения и возбуждения у
таких детей мало сбалансированы, ребенок либо возбудим, импульсивен, агрессивен, раздражи-
телен, постоянно конфликтует с одноклассниками, либо наоборот, скован, заторможен, пуглив,
плаксив и тревожен. Эти дети очень быстро попадают в ряды хронически неуспевающих. У учите-
ля возникает вопрос: как учить такого ребенка? Как учитывать особенности здоровья каждого кон-
кретного ребенка?
На данный момент существует множество традиционных и нетрадиционных методик, позволяю-
щих решать комплекс задач и проблем, стоящих перед учителем, к которому пришел на обучение
ребенок с ОВЗ. Совокупность методов обучения – это путь познания окружающей действительно-
сти, который предлагается детям. Путь, который определяет характер умственного развития, реа-
лизует возможности усвоения знаний, формирует черты личности учащегося. В школе и на инди-
видуальных занятиях учителя работают с детьми с ОВЗ на протяжении всех этапов урока (разъяс-
нение нового материала, выполнение заданий, оценивание работы учащегося). И на каждом этапе
урока могут быть использованы те или иные методы и приёмы.
2
Учитывая особенности детей с нарушением интеллекта, учитель для достижения целей и задач
пользуется следующими методами:
приемы, используемые для сообщения новых знаний – это приемы объяснения, рассказа, де-
монстрации;
приемы, используемые при приобретении новых знаний, умений и навыков;
беседа, наблюдения, работа с книгой, игра, упражнения, лабораторно-практические работы,
самостоятельная работа –использование методов данной группы позволяет активизировать по-
знавательную деятельность школьников, повысить их самостоятельность;
методы работы с техническими средствами обучения: мультимедийные презентации, просмотр
видео уроков и прочее.
Каждый из методов имеет индивидуальную направленность.
Она включает:
подачу на каждый урок учебного материала малыми порциями для детей с ОВЗ;
максимальную развернутость и раздроблённость сложных понятий и действий;
частую повторяемость формулируемых действий;
предварение пропедевтикой изучения нового;
постоянную опору на чувственный опыт учащихся;
руководство действиями учащихся вплоть до совместного выполнения их учителем и учеником и
др.
Как уже говорилось, дети с ограниченными возможностями здоровья представляют собой очень
разнообразную группу обучающихся. Поэтому приоритетом в работе с такими детьми является
индивидуальный подход, с учетом состояния здоровья каждого ребенка. И очень важен контакт с
их родителями (законными представителями), важно знать все особенности развития ребенка.
Обучая ребенка с ЗПР, необходимо учитывать то, что спрашивать с него выполнения требований,
предъявляемых к классу, не стоит. Он не сможет выполнить задание за то же время, что и весь
класс, не сможет показать высокий уровень знаний. Но он справится с индивидуальным заданием
на контрольной работе, если на предыдущих уроках он использовал алгоритмы решения задач,
применял схемы для построения устного ответа. Сложно рассчитывать на то, что учащийся с ЗПР
даст развернутый ответ на поставленный вопрос, отвечая устно. Но создать ситуацию успеха для
такого ребенка можно, если задавать вопрос, который соприкасается с бытовыми знаниями учаще-
гося.
Особое внимание также необходимо обратить учителю на подбор домашнего задания для учаще-
гося с ЗПР. Домашнее задание должно быть посильным, в тот же момент должно способствовать
достижению базового уровня предметных результатов. И если домашнее задание предполагает ре-
шение физических задач, то целесообразно дать ребенку пошаговый алгоритм, инструкции для их
решения, подобные тому, что использовались на уроке. Возможно, при самостоятельном решении
3
задач в классе предложить учащемуся решить ранее разобранные задачи, но теперь самостоятель-
но или в группе.
При выполнении домашнего задания, связанного с решением задач, обучающиеся с ЗПР, как пра-
вило, затрудняются в определении логических связей между поставленными вопросами и ответа-
ми на них. Преодолеть данное затруднение помогают промежуточные вопросы и краткие ответы
ученика на эти вопросы. В пособии Л. И. Орловской «Как научиться решать задачи по физике»
приведено решение боле 150 задач, в которых в форме диалога ученика подводят к способу реше-
ния задачи, пониманию ее физического смысла. Также целесообразно предложить обучающимся с
ЗПР памятку, в которой имеются краткие сведения по изучаемой схеме.
Возможно использовать только вопросы к задаче, направляя ученика.
Также можно использовать данный материал в виде брошюры-раскладушки. Отвечая на постав-
ленные вопросы, учащийся имеет возможность проверить себя, открывая следующую страничку и
сравнивая свой ответ с правильным ответом. Данный вариант способствует выработке навыков
самоконтроля.
При реализации инклюзивного образования остро встает вопрос включения обучающегося с ЗПР в
работу, выполняемую в классе. Использование подобных вопросов-подсказок позволяет организо-
вать, например, работу в парах. Так можно предложить обучающимся проверить решение од-
ноклассника, сравнивая его с решением, приведенным в образце.
В процессе образовательной деятельности, при работе с учащимися с ЗПР, учителю необходимо
учитывать следующие особенности данной категории детей:
– недостаточное понимание инструкций, учебных заданий, что требует дополнительных, часто по-
шаговых инструкций со стороны педагога;
– трудности овладения учебными понятиями – терминами;
– трудности формирования и формулирования собственных мыслей в процессе учебной работы;
– недостаточное развитие связной речи.
Умение работать с информацией – базовое умение современного человека. Навык чтения форми-
руется у учащихся с начальной школы. На уровне начального общего образования обучающиеся
овладевают навыком чтения, учатся выделять главную мысль текста, составлять его план. При
переходе в среднее звено объем и сложность предлагаемых в учебниках текстов возрастают. Одна-
ко формирование навыков работы с информацией у обучающихся с ОВЗ требует внимания со сто-
роны учителя. При формировании умения выделять в тексте главное можно выделить несколько
этапов, занимающих различные временные интервалы для разных учащихся:
1. Умение вчитываться в текст, находить в нем ответы на вопросы по тексту, умение извлекать
необходимую информацию из рисунков, таблиц и графиков.
2. Формирование умения самостоятельно выделять главные мысли в предлагаемом тексте с помо-
щью планов обобщенного характера.
3. Умение самостоятельно определять тип текста, круг основных вопросов в нем и соответствую-
щий тексту план построения ответа.
4
4. Формирование умения самостоятельно работать с комбинированным текстом, включающим во-
просы нескольких типов, например, материал о явлениях и величинах, его характеризующих, о
принципе действия прибора и областях его применения. Задача данного этапа заключается в том,
чтобы при поддержке учителя формировать умение анализировать текст, делить его на самостоя-
тельные части, определять, что в каждой части главное, и для каждой части строить план ответа.
Составление опорных схем, сравнение физических величин и явлений по заданным критериям
(например, при заполнении таблиц) формирует у учащегося с ЗПР навыки работы с печатными
текстами. Устные ответы, с использованием плана для описания физической величины, явления
или физического закона, формируют его коммуникативные навыки. В связи с этим при устных
опросах необходимо использовать возможности развития коммуникативных навыков, спрашивая
ученика с ЗПР после ответов нескольких обучающихся, формулировать вопросы таким образом,
чтобы вопрос предполагал ответ, содержащий термины, опирающиеся на запас знаний об окружа-
ющем мире. Также возможно использование упражнений, которые требуют минимального запол-
нения, например, заданий с пропущенными словами/предложениями. Такого рода задания позво-
ляют планировать этапы урока, сохраняя за учащимися возможность выполнения самостоятель-
ных индивидуальных заданий за время, предусмотренное для всего класса.
Решение физических задач – неотъемлемая часть урока физики, способствующая повторению, за-
креплению и проверке знаний учащихся. Формирование навыка решения задач для обучающихся
с ЗПР сопровождается четким пошаговым алгоритмом их выполнения. Часто алгоритм решения
задач конкретизируется с использованием дополнительных вопросов для понимания сути задачи,
внимание обучающихся акцентируется на известных величинах и искомой величине, используют-
ся подсказки для обозначении физических величин, в выборе формул, необходимых для решения
задач, для перевода единиц измерения в систему СИ.
При подборе и составлении задач по физике для обучающихся с ЗПР учителю необходимо учиты-
вать, что данная категория обучающихся при решении расчетных задач испытывает затруднения
при выполнении вычислений, поэтому часть заданий должна быть направлена на формирование
вычислительных навыков, как устных, так и письменных. Опыт работы с учащимися с ЗПР пока-
зывает, что умение проводить правильные вычисления с помощью калькулятора также требует
внимания со стороны учителя.
Общие педагогические методы и приемы не используются изолированно, только в необходимом
сочетании. Применяя тот или иной метод, как ведущий его необходимо подкреплять одним-двумя
дополнительными. Например: на начальных этапах обучения ведущим методом может быть на-
глядно-практический, а дополнять его может беседа.
Далее ведущим методом становится беседа, а наглядно-практический как дополнительный.
Ценность того или иного метода достигается лишь в том случае, если он:
а) ведет не только к усвоению знаний и способов действий, но и обеспечивает надлежащее воспи-
тание, общее развитие школьников;
б) делает обучение максимально доступным и посильным для обучающихся на основе учета их
познавательных возможностей на различных возрастных стадиях, обеспечивая вместе с тем усло-
вия для упражнения школьников в преодолении препятствий и трудностей, необходимых для раз-
вития у них морально-волевых качеств и творческой активности;
в) обеспечивает высокий уровень сознательности и прочности усвоения учебного материала;
5
г) приводит к усвоению знаний в определенной системе, к формированию навыков и привычек си-
стематической работы по самостоятельному приобретению знаний;
д) предоставляет возможность для учета индивидуальных особенностей учащихся, рационального
сочетания фронтальной и индивидуальной работы;
е) способствует максимальной активизации учебной деятельности школьников.
Усвоение учебного материала обуславливает темп речи учителя. Если учитель говорит быстро, то
мысль ребенка не успевает за речью учителя, внимание быстро снижается, работоспособность па-
дает. Ученик уже ничего не слушает и не слышит, он выключается из работы.
Любой урок – это, прежде всего, общение. Особенность организации работы с детьми с ОВЗ в
том, чтобы коррекционно-развивающая направленность урока была не одним моментом
или видом работ, а всем уроком, его содержанием, психологической атмосферой и добрым отно-
шением друг к другу. Пусть дети работают каждый в своем темпе, каждый с учетом своих возмож-
ностей и приходят к концу урока к общим выводам и итогам. Наиболее продуктивная форма рабо-
ты на уроке в среднем и старшем звеньях – коллективная. Когда школьники имеют возможность
с помощью учителя обсудить какой-то вопрос или задание все вместе, или более сильные ученики,
обучающиеся по основной общеобразовательной программе разъясняют материал детям с задерж-
кой развития.
Любой ребенок нуждается в индивидуальном подходе, дети с ЗПР – тем более. Терпение, настой-
чивость, доброжелательность учителя позволят через определённое время сказать: ЗПР – это всего
лишь временная задержка в развитии.
6