Напоминание

Методика преподавания физики для детей с ОВЗ


Автор: Кадырова Маина Васильевна
Должность: учитель физики
Учебное заведение: МБОУ СОШ №13 станицы Незлобной
Населённый пункт: Георгиевский городской округ
Наименование материала: Статья «Методика преподавания физики для детей с ОВЗ»
Тема: Методика преподавания физики для детей с ОВЗ
Раздел: среднее образование





Назад




Статья «Методика преподавания физики для детей с ОВЗ»

Методика преподавания физики для детей с ОВЗ

В последние годы отмечается рост числа детей, испытывающих затруднения в освоении про-

граммного материала. Значительную часть детей из этой группы составляют обучающиеся с ОВЗ с

задержкой психического развития.

Дети с ограниченными возможностями здоровья – это дети с разными нарушениями развития: на-

рушение слуха, зрения, речи, опорно-двигательного аппарата, интеллекта, с выраженными

расстройствами эмоционально-волевой сферы, с задержкой и комплексными нарушениями разви-

тия.

Дети с проблемами в развитии имеют равные со всеми права на образование, это сказано в

Конституции РФ и Законе «Об образовании». В связи с этим обеспечение реализации права детей

с ограниченными возможностями здоровья на образование рассматривается как одна из важней-

ших задач государственной политики.

В Федеральном Законе РФ «Об образовании в Российской Федерации» закреплены следующие по-

нятия:

– обучающийся с ограниченными возможностями здоровья – физическое лицо, имеющее недо-

статки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педа-

гогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных усло-

вий.

– инклюзивное образование – обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся

с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей.

Актуальность инклюзивного образования подтверждают данные статистики Министерства образо-

вания РФ: каждый год в России число детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ)

растёт на пять процентов. А это значит, что количество учащихся, к которым необходимо приме-

нить особый индивидуальный подход, сохранив при этом право и возможность ребенка обучаться

совместно со сверстниками, будет и в дальнейшем увеличиваться.

Социализация детей с ОВЗ является основной задачей инклюзивного образования. Главная

проблема – удержать внимание ученика и качественно представить новый материал. В силу того,

что детям с нарушениями здоровья необходимо представлять материал в зависимости от их

компенсаторныхвозможностей.

Обучение физике детей с нарушениями здоровья особенно актуально в настоящее время в силу

того, что сегодня важно не столько дать ребенку как можно больший багаж знаний, сколько обес-

печить его общекультурное, личностное и познавательное развитие, вооружить таким важным

умением, как умение учиться.

В последнее время возрастает роль физики в жизни общества. На первый план выходят практиче-

ские навыки владения предметом. Жизнь в современном мире невозможна без Интернета (обще-

ние, работа), а знание физических основ необходимо для полноценной деятельности в этой сфере.

Сейчас активно формируется опыт обучения детей с ограниченными возможностями здоровья на-

равне с нормально развивающимися учащимися. В основе практики этого вида обучения лежит

идея принятия индивидуальности каждого отдельного ученика, поэтому процесс должен быть так

организован, чтобы удовлетворить потребности ребенка с ОВЗ.

1

Физика, как школьный предмет, занимает верхнее место среди учебных предметов по трудности.

Сложность преподавания физики требует от учителя выполнения одновременно ряда ролей: уче-

ный (глубокое знание предмета), педагог (умение преподнести знания каждому ученику), артист

(высшая степень коммуникативной компетентности). Каждая из названных ролей, безусловно, ре-

ализуется при проведении любого урока. При этом каждый этап урока должен быть продуман с

учетом особенностей обучающегося с ЗПР, а также особенностей класса.

Обучающийся с ЗПР – это особая ответственность, требующая постоянного индивидуального под-

хода к нему со стороны учителя, так как усвоение программного материала по предмету осложня-

ется психологическими особенностями ребёнка: пониженной активностью мыслительной деятель-

ности, недостаточностью процессов анализа, синтеза, сравнения, обобщения, ослабленностью па-

мяти, внимания. Недостаточная познавательная активность в сочетании с быстрой утомляемостью

и истощаемостью приводит к потере работоспособности.

Таким образом, самым главным приоритетом в работе с такими детьми является индивидуальный

подход с учетом специфики психики и здоровья каждого ребенка. Поэтому учитель должен уметь

применять различные методы и формы по отношению к каждому конкретному ученику, используя

творческий подход и современные технологии, из которых на первый план выходят коррекци-

онно-развивающие.

Разработка алгоритмов при обучении физики направлена на то, чтобы снять возникшие затрудне-

ния и позволить ученику с ОВЗ изучать предмет наравне со здоровыми сверстниками.

Дети с ограниченными возможностями здоровья характеризуются рядом особенностей.

Развитие психических процессов: мышления, памяти, внимания, восприятия, речи, эмоционально-

волевой сферы личности у детей, имеющих аномалии в развитии, происходит замедленно с отста-

ванием от нормы. Ограничения психических и познавательных возможностей не позволяют ребён-

ку успешно справляться с задачами и требованиями, которые предъявляет ему общество. Как пра-

вило, все эти ограничения впервые отчётливо проявляются и замечаются взрослыми, когда

ребёнок приходит в школу. У таких детей гораздо дольше (часто на протяжении всех лет обучения

в начальной школе) остаётся ведущей игровая деятельность, с трудом и в меньшей степени фор-

мируются учебные интересы и навыки. Из-за недостаточного для его возраста умения сравнивать,

обобщать, абстрагировать, классифицировать учащийся не в состоянии самостоятельно, без специ-

альной психолого-педагогической помощи, усвоить содержательный минимум школьной програм-

мы. Из-за функциональной незрелости нервной системы процессы торможения и возбуждения у

таких детей мало сбалансированы, ребенок либо возбудим, импульсивен, агрессивен, раздражи-

телен, постоянно конфликтует с одноклассниками, либо наоборот, скован, заторможен, пуглив,

плаксив и тревожен. Эти дети очень быстро попадают в ряды хронически неуспевающих. У учите-

ля возникает вопрос: как учить такого ребенка? Как учитывать особенности здоровья каждого кон-

кретного ребенка?

На данный момент существует множество традиционных и нетрадиционных методик, позволяю-

щих решать комплекс задач и проблем, стоящих перед учителем, к которому пришел на обучение

ребенок с ОВЗ. Совокупность методов обучения – это путь познания окружающей действительно-

сти, который предлагается детям. Путь, который определяет характер умственного развития, реа-

лизует возможности усвоения знаний, формирует черты личности учащегося. В школе и на инди-

видуальных занятиях учителя работают с детьми с ОВЗ на протяжении всех этапов урока (разъяс-

нение нового материала, выполнение заданий, оценивание работы учащегося). И на каждом этапе

урока могут быть использованы те или иные методы и приёмы.

2

Учитывая особенности детей с нарушением интеллекта, учитель для достижения целей и задач

пользуется следующими методами:

приемы, используемые для сообщения новых знаний – это приемы объяснения, рассказа, де-

монстрации;

приемы, используемые при приобретении новых знаний, умений и навыков;

беседа, наблюдения, работа с книгой, игра, упражнения, лабораторно-практические работы,

самостоятельная работа –использование методов данной группы позволяет активизировать по-

знавательную деятельность школьников, повысить их самостоятельность;

методы работы с техническими средствами обучения: мультимедийные презентации, просмотр

видео уроков и прочее.

Каждый из методов имеет индивидуальную направленность.

Она включает:

подачу на каждый урок учебного материала малыми порциями для детей с ОВЗ;

максимальную развернутость и раздроблённость сложных понятий и действий;

частую повторяемость формулируемых действий;

предварение пропедевтикой изучения нового;

постоянную опору на чувственный опыт учащихся;

руководство действиями учащихся вплоть до совместного выполнения их учителем и учеником и

др.

Как уже говорилось, дети с ограниченными возможностями здоровья представляют собой очень

разнообразную группу обучающихся. Поэтому приоритетом в работе с такими детьми является

индивидуальный подход, с учетом состояния здоровья каждого ребенка. И очень важен контакт с

их родителями (законными представителями), важно знать все особенности развития ребенка.

Обучая ребенка с ЗПР, необходимо учитывать то, что спрашивать с него выполнения требований,

предъявляемых к классу, не стоит. Он не сможет выполнить задание за то же время, что и весь

класс, не сможет показать высокий уровень знаний. Но он справится с индивидуальным заданием

на контрольной работе, если на предыдущих уроках он использовал алгоритмы решения задач,

применял схемы для построения устного ответа. Сложно рассчитывать на то, что учащийся с ЗПР

даст развернутый ответ на поставленный вопрос, отвечая устно. Но создать ситуацию успеха для

такого ребенка можно, если задавать вопрос, который соприкасается с бытовыми знаниями учаще-

гося.

Особое внимание также необходимо обратить учителю на подбор домашнего задания для учаще-

гося с ЗПР. Домашнее задание должно быть посильным, в тот же момент должно способствовать

достижению базового уровня предметных результатов. И если домашнее задание предполагает ре-

шение физических задач, то целесообразно дать ребенку пошаговый алгоритм, инструкции для их

решения, подобные тому, что использовались на уроке. Возможно, при самостоятельном решении

3

задач в классе предложить учащемуся решить ранее разобранные задачи, но теперь самостоятель-

но или в группе.

При выполнении домашнего задания, связанного с решением задач, обучающиеся с ЗПР, как пра-

вило, затрудняются в определении логических связей между поставленными вопросами и ответа-

ми на них. Преодолеть данное затруднение помогают промежуточные вопросы и краткие ответы

ученика на эти вопросы. В пособии Л. И. Орловской «Как научиться решать задачи по физике»

приведено решение боле 150 задач, в которых в форме диалога ученика подводят к способу реше-

ния задачи, пониманию ее физического смысла. Также целесообразно предложить обучающимся с

ЗПР памятку, в которой имеются краткие сведения по изучаемой схеме.

Возможно использовать только вопросы к задаче, направляя ученика.

Также можно использовать данный материал в виде брошюры-раскладушки. Отвечая на постав-

ленные вопросы, учащийся имеет возможность проверить себя, открывая следующую страничку и

сравнивая свой ответ с правильным ответом. Данный вариант способствует выработке навыков

самоконтроля.

При реализации инклюзивного образования остро встает вопрос включения обучающегося с ЗПР в

работу, выполняемую в классе. Использование подобных вопросов-подсказок позволяет организо-

вать, например, работу в парах. Так можно предложить обучающимся проверить решение од-

ноклассника, сравнивая его с решением, приведенным в образце.

В процессе образовательной деятельности, при работе с учащимися с ЗПР, учителю необходимо

учитывать следующие особенности данной категории детей:

– недостаточное понимание инструкций, учебных заданий, что требует дополнительных, часто по-

шаговых инструкций со стороны педагога;

– трудности овладения учебными понятиями – терминами;

– трудности формирования и формулирования собственных мыслей в процессе учебной работы;

– недостаточное развитие связной речи.

Умение работать с информацией – базовое умение современного человека. Навык чтения форми-

руется у учащихся с начальной школы. На уровне начального общего образования обучающиеся

овладевают навыком чтения, учатся выделять главную мысль текста, составлять его план. При

переходе в среднее звено объем и сложность предлагаемых в учебниках текстов возрастают. Одна-

ко формирование навыков работы с информацией у обучающихся с ОВЗ требует внимания со сто-

роны учителя. При формировании умения выделять в тексте главное можно выделить несколько

этапов, занимающих различные временные интервалы для разных учащихся:

1. Умение вчитываться в текст, находить в нем ответы на вопросы по тексту, умение извлекать

необходимую информацию из рисунков, таблиц и графиков.

2. Формирование умения самостоятельно выделять главные мысли в предлагаемом тексте с помо-

щью планов обобщенного характера.

3. Умение самостоятельно определять тип текста, круг основных вопросов в нем и соответствую-

щий тексту план построения ответа.

4

4. Формирование умения самостоятельно работать с комбинированным текстом, включающим во-

просы нескольких типов, например, материал о явлениях и величинах, его характеризующих, о

принципе действия прибора и областях его применения. Задача данного этапа заключается в том,

чтобы при поддержке учителя формировать умение анализировать текст, делить его на самостоя-

тельные части, определять, что в каждой части главное, и для каждой части строить план ответа.

Составление опорных схем, сравнение физических величин и явлений по заданным критериям

(например, при заполнении таблиц) формирует у учащегося с ЗПР навыки работы с печатными

текстами. Устные ответы, с использованием плана для описания физической величины, явления

или физического закона, формируют его коммуникативные навыки. В связи с этим при устных

опросах необходимо использовать возможности развития коммуникативных навыков, спрашивая

ученика с ЗПР после ответов нескольких обучающихся, формулировать вопросы таким образом,

чтобы вопрос предполагал ответ, содержащий термины, опирающиеся на запас знаний об окружа-

ющем мире. Также возможно использование упражнений, которые требуют минимального запол-

нения, например, заданий с пропущенными словами/предложениями. Такого рода задания позво-

ляют планировать этапы урока, сохраняя за учащимися возможность выполнения самостоятель-

ных индивидуальных заданий за время, предусмотренное для всего класса.

Решение физических задач – неотъемлемая часть урока физики, способствующая повторению, за-

креплению и проверке знаний учащихся. Формирование навыка решения задач для обучающихся

с ЗПР сопровождается четким пошаговым алгоритмом их выполнения. Часто алгоритм решения

задач конкретизируется с использованием дополнительных вопросов для понимания сути задачи,

внимание обучающихся акцентируется на известных величинах и искомой величине, используют-

ся подсказки для обозначении физических величин, в выборе формул, необходимых для решения

задач, для перевода единиц измерения в систему СИ.

При подборе и составлении задач по физике для обучающихся с ЗПР учителю необходимо учиты-

вать, что данная категория обучающихся при решении расчетных задач испытывает затруднения

при выполнении вычислений, поэтому часть заданий должна быть направлена на формирование

вычислительных навыков, как устных, так и письменных. Опыт работы с учащимися с ЗПР пока-

зывает, что умение проводить правильные вычисления с помощью калькулятора также требует

внимания со стороны учителя.

Общие педагогические методы и приемы не используются изолированно, только в необходимом

сочетании. Применяя тот или иной метод, как ведущий его необходимо подкреплять одним-двумя

дополнительными. Например: на начальных этапах обучения ведущим методом может быть на-

глядно-практический, а дополнять его может беседа.

Далее ведущим методом становится беседа, а наглядно-практический как дополнительный.

Ценность того или иного метода достигается лишь в том случае, если он:

а) ведет не только к усвоению знаний и способов действий, но и обеспечивает надлежащее воспи-

тание, общее развитие школьников;

б) делает обучение максимально доступным и посильным для обучающихся на основе учета их

познавательных возможностей на различных возрастных стадиях, обеспечивая вместе с тем усло-

вия для упражнения школьников в преодолении препятствий и трудностей, необходимых для раз-

вития у них морально-волевых качеств и творческой активности;

в) обеспечивает высокий уровень сознательности и прочности усвоения учебного материала;

5

г) приводит к усвоению знаний в определенной системе, к формированию навыков и привычек си-

стематической работы по самостоятельному приобретению знаний;

д) предоставляет возможность для учета индивидуальных особенностей учащихся, рационального

сочетания фронтальной и индивидуальной работы;

е) способствует максимальной активизации учебной деятельности школьников.

Усвоение учебного материала обуславливает темп речи учителя. Если учитель говорит быстро, то

мысль ребенка не успевает за речью учителя, внимание быстро снижается, работоспособность па-

дает. Ученик уже ничего не слушает и не слышит, он выключается из работы.

Любой урок – это, прежде всего, общение. Особенность организации работы с детьми с ОВЗ в

том, чтобы коррекционно-развивающая направленность урока была не одним моментом

или видом работ, а всем уроком, его содержанием, психологической атмосферой и добрым отно-

шением друг к другу. Пусть дети работают каждый в своем темпе, каждый с учетом своих возмож-

ностей и приходят к концу урока к общим выводам и итогам. Наиболее продуктивная форма рабо-

ты на уроке в среднем и старшем звеньях – коллективная. Когда школьники имеют возможность

с помощью учителя обсудить какой-то вопрос или задание все вместе, или более сильные ученики,

обучающиеся по основной общеобразовательной программе разъясняют материал детям с задерж-

кой развития.

Любой ребенок нуждается в индивидуальном подходе, дети с ЗПР – тем более. Терпение, настой-

чивость, доброжелательность учителя позволят через определённое время сказать: ЗПР – это всего

лишь временная задержка в развитии.

6



В раздел образования