Напоминание

Формирование и развитие духовно-нравственных основ личности


Автор: Морковина Ираида Николаевна
Должность: учитель истории и обществознания
Учебное заведение: МБОУ "Первомайская средняя общеобразовательная школа"
Населённый пункт: Первомайский район Тамбовская область
Наименование материала: статья
Тема: Формирование и развитие духовно-нравственных основ личности
Раздел: полное образование





Назад




Формирование и развитие духовно-нравственных основ личности

И.Н. Морковина, учитель истории и обществознания

муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения

«Первомайская средняя общеобразовательная школа» Первомайского района

Тамбовской области

В Законе Об образовании в Российской Федерации сказано « воспитание-

деятельность направленная на развитие личности , создание условий для

самоопределения и социализации обучающегося на основе социокультурных,

духовно-нравственных ценностей и принятых в обществе правил и норм

поведения в интересах человека семьи, общества и государства.

Обновленный ФГОС расставил следующие акценты:

единство учебной и воспитательной деятельности

достижение личностных результатов

реализация программы совместно с семьей и иными институтами

воспитания

Достижение

личностных

результатов

происходит

через

направления

воспитания:

гражданско-патриотическое,

духовно-нравственное,

эстетическое,

физическое

воспитание

и

формирование

культуры

здоровья

и

эмоционального благополучия,

трудовое,

экологическое,

ценности научного познания.

Духовно-нравственное воспитание ориентируется на моральные ценности и

нормы в ситуациях нравственного выбора, готовность оценивать свои

поступки и поступки других людей с позиции нравственных норм.

На мой взгляд, перечень необходимо дополнить следующими пунктами:

1. Воспитание индивидуальности, развитие личностных качеств ребенка

(доброта,

честность,

ответственность,

самостоятельность,

активность,

трудолюбие, тактичность).

2. Воспитание ценностного отношения детей к себе, своей семье, людям

разных национальностей, к Родине, природе, искусству.

3. Воспитание культуры поведения (культура общения, этическая культура)

4. Развитие эмоциональной культуры личности, способности к проявлению,

выражению и саморегуляции эмоций, поведения во взаимодействии с

окружающими на основе усвоенных общественно принятых норм и правил.

Невозможно оставить без внимания и вопросы духовного воспитания на

основе религии и обычаев разных народов. Сегодня все больше людей обра-

щаются

к

православной

культуре,

праздникам,

традициям,

обычаям,

укреплению духовного здоровья личности.

В школе при реализации данных положений встречается много трудностей.

Прежде всего, это недостаточность теоретической и, главное, практической

готовности педагогов реализовывать личностный подход к детям, отсутствие

понятного

инструментария;

загруженность

педагогов

разнообразной

отчетностью;

сложность

установления

взаимосвязи

с

родителями

в

обеспечении единого подхода к воспитанию духовности и нравственности;

преобладание

авторитарного

или

либерально-попустительского

стиля

семейного воспитания, возрастание гиперопеки родителей над детьми

создают барьеры в их духовно-нравственном воспитании.

Формирование духовно-нравственной личности происходит на уроках,

внеклассных

мероприятиях.

Любое

мероприятие

ориентировано

на

достижение высокого результата – нравственно чистой и богатой личности.

Форм проведения таких мероприятий множество. Остановлюсь на одном из

таких.

2023 год объявлен указом Президента РФ Годом педагога и наставника.

Задача предстоящего года привлечь внимание к этой профессии, воздать

должное уважение учителям, повысить интерес молодежи к педагогике,

привлечь творческих и активных учащихся в педагогические вузы, а затем и в

школы.

А тема Великой Отечественной войны, актуальна

всегда. Ее

временные рамки весьма условны: у подвига поколения Победителей

и благодарной памяти их потомков нет и, не может быть срока давности,

меры, границ. Важно, чтобы мы помнили об учителях, которые не только

учили детей любить Родину, но и своей жизнью показывали пример

жертвенного героизма ради сохранения мира и счастья будущих поколений.

Формой проведения воспитательного мероприятия «Учитель в бою, учитель

в

тылу»

является

занятие-обсуждение.

Занятие

предполагает

также

использование мультимедийной презентации, включает в себя анализ

текстовой информации, групповую исследовательскую работу, просмотр

видеоролика,

презентацию

групповой

работы,

использование

основ

музейной педагогики Цель которой— построить грамотный диалог между

взрослыми и детьми в музейном пространстве и помочь юным посетителям

развивать исследовательские, познавательные компетенции. Именно она

отвечает за поиск эффективных форм коммуникации и развитие творческих

способностей личности.

Мероприятие необходимо начинать с мотивационной части, в ходе которой

учитель представляет школьникам факт по теме мероприятия. Логично

выстроенные познавательные задания стимулируют интерес подростков к

теме, а командная работа учит генерировать идеи, делиться знаниями,

распределять обязанности в ходе поиска информации.

Данное мероприятие формирует мотивацию к

изучению истории и

стремление к самосовершенствованию в данной области;

способствует осознанию возможности самореализации, в том числе в

педагогической деятельности; ведет к совершенствованию собственной

речевой культуры; развивает такие качества, как целеустремленность,

креативность,

инициативность,

трудолюбие,

дисциплинированность;

патриотизм.

Формирует и развивает гордость за сопричастность к деяниям предыдущих

поколений. Важным итогом может стать и приобретение опыта активного

освоения исторического и культурного наследия своего народа, родного

края, России, стремления сохранить и приумножить культурное наследие.

Таким образом, педагогический смысл работы по формированию и развитию

духовно-нравственной личности состоит в том, чтобы помогать школьнику

в общей деятельности проявлять активную жизненную позицию, делать

правильный нравственный выбор.



В раздел образования