Автор: Морковина Ираида Николаевна
Должность: учитель истории и обществознания
Учебное заведение: МБОУ "Первомайская средняя общеобразовательная школа"
Населённый пункт: Первомайский район Тамбовская область
Наименование материала: статья
Тема: Формирование и развитие духовно-нравственных основ личности
Раздел: полное образование
Формирование и развитие духовно-нравственных основ личности
И.Н. Морковина, учитель истории и обществознания
муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения
«Первомайская средняя общеобразовательная школа» Первомайского района
Тамбовской области
В Законе Об образовании в Российской Федерации сказано « воспитание-
деятельность направленная на развитие личности , создание условий для
самоопределения и социализации обучающегося на основе социокультурных,
духовно-нравственных ценностей и принятых в обществе правил и норм
поведения в интересах человека семьи, общества и государства.
Обновленный ФГОС расставил следующие акценты:
единство учебной и воспитательной деятельности
достижение личностных результатов
реализация программы совместно с семьей и иными институтами
воспитания
Достижение
личностных
результатов
происходит
через
направления
воспитания:
гражданско-патриотическое,
духовно-нравственное,
эстетическое,
физическое
воспитание
и
формирование
культуры
здоровья
и
эмоционального благополучия,
трудовое,
экологическое,
ценности научного познания.
Духовно-нравственное воспитание ориентируется на моральные ценности и
нормы в ситуациях нравственного выбора, готовность оценивать свои
поступки и поступки других людей с позиции нравственных норм.
На мой взгляд, перечень необходимо дополнить следующими пунктами:
1. Воспитание индивидуальности, развитие личностных качеств ребенка
(доброта,
честность,
ответственность,
самостоятельность,
активность,
трудолюбие, тактичность).
2. Воспитание ценностного отношения детей к себе, своей семье, людям
разных национальностей, к Родине, природе, искусству.
3. Воспитание культуры поведения (культура общения, этическая культура)
4. Развитие эмоциональной культуры личности, способности к проявлению,
выражению и саморегуляции эмоций, поведения во взаимодействии с
окружающими на основе усвоенных общественно принятых норм и правил.
Невозможно оставить без внимания и вопросы духовного воспитания на
основе религии и обычаев разных народов. Сегодня все больше людей обра-
щаются
к
православной
культуре,
праздникам,
традициям,
обычаям,
укреплению духовного здоровья личности.
В школе при реализации данных положений встречается много трудностей.
Прежде всего, это недостаточность теоретической и, главное, практической
готовности педагогов реализовывать личностный подход к детям, отсутствие
понятного
инструментария;
загруженность
педагогов
разнообразной
отчетностью;
сложность
установления
взаимосвязи
с
родителями
в
обеспечении единого подхода к воспитанию духовности и нравственности;
преобладание
авторитарного
или
либерально-попустительского
стиля
семейного воспитания, возрастание гиперопеки родителей над детьми
создают барьеры в их духовно-нравственном воспитании.
Формирование духовно-нравственной личности происходит на уроках,
внеклассных
мероприятиях.
Любое
мероприятие
ориентировано
на
достижение высокого результата – нравственно чистой и богатой личности.
Форм проведения таких мероприятий множество. Остановлюсь на одном из
таких.
2023 год объявлен указом Президента РФ Годом педагога и наставника.
Задача предстоящего года привлечь внимание к этой профессии, воздать
должное уважение учителям, повысить интерес молодежи к педагогике,
привлечь творческих и активных учащихся в педагогические вузы, а затем и в
школы.
А тема Великой Отечественной войны, актуальна
всегда. Ее
временные рамки весьма условны: у подвига поколения Победителей
и благодарной памяти их потомков нет и, не может быть срока давности,
меры, границ. Важно, чтобы мы помнили об учителях, которые не только
учили детей любить Родину, но и своей жизнью показывали пример
жертвенного героизма ради сохранения мира и счастья будущих поколений.
Формой проведения воспитательного мероприятия «Учитель в бою, учитель
в
тылу»
является
занятие-обсуждение.
Занятие
предполагает
также
использование мультимедийной презентации, включает в себя анализ
текстовой информации, групповую исследовательскую работу, просмотр
видеоролика,
презентацию
групповой
работы,
использование
основ
музейной педагогики Цель которой— построить грамотный диалог между
взрослыми и детьми в музейном пространстве и помочь юным посетителям
развивать исследовательские, познавательные компетенции. Именно она
отвечает за поиск эффективных форм коммуникации и развитие творческих
способностей личности.
Мероприятие необходимо начинать с мотивационной части, в ходе которой
учитель представляет школьникам факт по теме мероприятия. Логично
выстроенные познавательные задания стимулируют интерес подростков к
теме, а командная работа учит генерировать идеи, делиться знаниями,
распределять обязанности в ходе поиска информации.
Данное мероприятие формирует мотивацию к
изучению истории и
стремление к самосовершенствованию в данной области;
способствует осознанию возможности самореализации, в том числе в
педагогической деятельности; ведет к совершенствованию собственной
речевой культуры; развивает такие качества, как целеустремленность,
креативность,
инициативность,
трудолюбие,
дисциплинированность;
патриотизм.
Формирует и развивает гордость за сопричастность к деяниям предыдущих
поколений. Важным итогом может стать и приобретение опыта активного
освоения исторического и культурного наследия своего народа, родного
края, России, стремления сохранить и приумножить культурное наследие.
Таким образом, педагогический смысл работы по формированию и развитию
духовно-нравственной личности состоит в том, чтобы помогать школьнику
в общей деятельности проявлять активную жизненную позицию, делать
правильный нравственный выбор.