Автор: Загорская Светлана Викторовна
Должность: учитель английского языка
Учебное заведение: МБОУ "Гимназия"
Населённый пункт: Югорск, ХМАО-Югра
Наименование материала: статья
Тема: Self- assessment (checklist) - шаг к 100% на ГИА
Раздел: полное образование
Self- assessment (checklist) - шаг к 100% на ГИА
Сдать итоговый экзамен по иностранному языку в школе (ОГЭ, ЕГЭ) это не только
показать
знание
правил
грамматики,
лексики,
умения
строить
предложения
на
иностранном языке. В заданиях с развернутыми ответом, необходимо чтобы эти
предложения
и
лексика
соответствовали
определенной
цели,
логично
решали
поставленную коммуникативную задачу, соответствовали определенной структуре.
Согласно методическим рекомендациям по проверке выполнения заданий с развернутым
ответом, наиболее важными критериями оценивания выполнения задания стали такие
критерии, как «Решение коммуникативной задачи» и «Организация текста», так как
именно они показывают, насколько успешно решена учащимися коммуникативная задача.
Задания с развернутым ответом, включены как в устный, так и письменный экзамен и
составляют 50 % оценки в развернутом ответе письменной речи и 70-71% в устной. И
очень досадно, когда на экзамене по иностранному языку ученик теряет баллы не за
знание языка, а неправильное или неточное раскрытие темы, или нарушения в
организации высказывания.
Чтобы набрать максимальное количество баллов за эти виды заданий, необходимо
знать, что и как оценивают эксперты, поэтому при подготовке школьников к итоговой
аттестации мы всегда подробно разбираем критерии и дополнительные схемы оценивания
из методических рекомендаций на сайте ФИПИ. Но, как показывает практика, даже этого
не всем ученикам достаточно, так как аспекты в дополнительных схемах зачастую
содержат несколько пунктов.
Для детализации критериев разрабатываем листы
самопроверки (self-assessment cards) c максимальной разбивкой шагов, до пресловутой
точки после имени в личном письме.
Например, в дополнительной схеме оценивания личного письма как в ОГЭ, так и ЕГЭ в
критерии по РКЗ аспекты 5 и 6 включают два и, соответственно, три обязательных пункта.
Номер бланка
Объём высказывания соответствует поставленной задаче
РК
З
Аспект 1……………….
Аспект 5. Нормы вежливости соблюдены: благодарность за полученное
письмо и \или ссылка-выражение радости по поводу получения письма;
надежда на последующие контакты
Аспект 6. Стилевое оформление выбрано правильно: обращение,
завершающая фраза, подпись автора в соответствии с неофициальным
стилем.
В check list включаем следующие пункты:
Аспект 5
- я поблагодарил за письмо (выразил радость);
- я выразил надежду на последующие контакты*.
Аспект 6
-я обратился в соответствии с неофициальным стилем*;
-поставил запятую после обращения;
-я написал завершающую фразу в соответствии с неофициальным стилем*;
-поставил запятую после завершающей фразы;
-я подписался в соответствии с неофициальным стилем*;
-я НЕ(!) поставил точку после подписи.
* рекомендуемые варианты обращения, ссылки на будущие контакты, завершающей
фразы и подписи выбираем из методических рекомендаций и оформляем отдельным
приложением к схеме.
Пунктуацию
в
данных
случаях
включаем
сразу,
чтоб
учащиеся
привыкали
к
«пошаговому» выполнению.
Дополнительная схема оценивания задания 40 предлагает следующий план
Номер бланка
Объём высказывания соответствует поставленной задаче
РК
З
Аспект1. Вступление соответствует предложенной теме проектной
работы
………….
Аспект 5. Мнение автора о важности чтения в жизни подростков в
заключении выражено
Аспект
6.
Стилевое
оформление
выбрано
правильно:
обращение,
завершающая фраза, подпись автора в соответствии с неофициальным
стилем.
Аспект 1 кажется очень простым и лаконичным, но часто учащиеся не всегда четко
понимают, что от них требуется, либо невнимательно читают задания, либо считают это
неважным, теряя драгоценные баллы.
Исходя из задания, выделяем ключевые слова: Imagine that you are doing a project
on what book genres are popular among teenagers in Zetland. You have found some data on the
subject – the results of the opinion polls (see the table below). Comment on the data in the table
and give your opinion on the subject of the project.
В карточку самопроверки вычленяем и включаем следующие пункты:
Аспект 1 Во вступлении я:
- указал тему проекта, над которым я работаю,
- указал что я НАШЕЛ результаты ОПРОСА подростков в Zetland по теме,
-указал цель сочинения: прокомментировать данные и высказать свое мнение по теме
проекта
Аспект 5, также, требует дополнительной детализации. Формулировка «Мнение
автора о важности
чтения в жизни подростков
в заключении выражено» требует
упоминания аж трех составных: мнение, важность, подростки.
Включаем в наш checklist следующие пункты:
Аспект 5 В заключении я:
-выразил(высказал) свое мнение*;
- указал на важность\неважность темы в жизни;
- указал на важность\неважность для подростков.
Очень полезно на первых порах, составлять чек-листы вместе с учениками.
Для примера приведем образец бланка самопроверки задания 39
LETTER CHECKLIST
Я успешно написал письмо если…
Написал 100-140 слов
РК
Аспект1.Полно и точно ответил на вопрос 1**
З
Аспект2.Полно и точно ответил на вопрос 2
Аспект3.Полно и точно ответил на вопрос 3
Аспект 4 Задал 3 вопроса по указанной в задании теме
Аспект 5. - я поблагодарил за письмо (выразил радость);
- я выразил надежду на последующие контакты*.
Аспект 6. -я обратился в соответствии с неофициальным стилем*;
-поставил запятую после обращения;
-я написал завершающую фразу в соответствии с неофициальным
стилем*;
-поставил запятую после завершающей фразы;
-я подписался в соответствии с неофициальным стилем*;
-я НЕ(!) поставил точку после подписи.
ИТОГОВЫЙ БАЛЛ (максимальный балл – 2)
2. Организация высказывания
Моё высказывание логично и последовательно
Я поделил письмо на абзацы согласно плану:
Приветствие-
Ответы на вопросы
Вопросы другу
Я правильно употребляю средства логической связи в письме
Я делаю логические переходы между абзацами:
а) переход к абзацу-ответам на вопросы
б) переход к абзацу –постановка вопросов
Я написал обращение на отдельной строке ( + запятая)
Я написал завершающую фразу на отдельной строке ( + запятая)
Я написал подпись на отдельной строке….
ИТОГОВЫЙ БАЛЛ (максимальный балл – 2)
3. Языковое оформление текста. (максимальный балл – 2)
** Объяснение понятий полно и точно изложено в методических рекомендациях
на сайте ФИПИ. Оформляется для учащихся отдельной памяткой при самоподготовке.
Для
составления
чек-листов
необходимо
тщательно
изучать
методические
рекомендации на сайте ФИПИ и задания демоверсии, на основании которых пункты
самопроверки в бланках каждый год корректируются внутри аспекта, добавляются или
убираются, а при смене формата, в листах самопроверки меняются и пункты плана и
формулировки аспектов.
Такие подробные пункты плана в карточках самопроверки, не первый взгляд,
кажутся избыточными или излишними, но проверяя развернутые ответы учащихся в
качестве эксперта ОГЭ и ЕГЭ ,из года в год сталкиваешься с типичными недочетами по
РКЗ и ОТ, ведущими к потере баллов за экзамен. Подробная детализация аспектов,
помогает учащимся увидеть ключевые слова, расставить правильные акценты для
выполнения задания в соответствии с формулировкой, а также, помогает учащимся
развивать надпредметные навыки, т.е. опираясь на исходные данные задания, правильно
понять коммуникативную задачу и выбрать правильные средства для её успешного
решения. На, так называемую, «языковую» проверку, развернутые ответы принимаются
после того как учащиеся самостоятельно оценят свои высказывания по РКЗ и ОТ.
Таким образом, систематически контролируя и проверяя себя по «чек-листам»,
учащиеся начинают внимательнее относиться к формулировкам задания и более точно
выполнять задания с развернутым ответом, сохраняя необходимые баллы.