Напоминание

Self- assessment (checklist) - шаг к 100% на ГИА


Автор: Загорская Светлана Викторовна
Должность: учитель английского языка
Учебное заведение: МБОУ "Гимназия"
Населённый пункт: Югорск, ХМАО-Югра
Наименование материала: статья
Тема: Self- assessment (checklist) - шаг к 100% на ГИА
Раздел: полное образование





Назад




Self- assessment (checklist) - шаг к 100% на ГИА

Сдать итоговый экзамен по иностранному языку в школе (ОГЭ, ЕГЭ) это не только

показать

знание

правил

грамматики,

лексики,

умения

строить

предложения

на

иностранном языке. В заданиях с развернутыми ответом, необходимо чтобы эти

предложения

и

лексика

соответствовали

определенной

цели,

логично

решали

поставленную коммуникативную задачу, соответствовали определенной структуре.

Согласно методическим рекомендациям по проверке выполнения заданий с развернутым

ответом, наиболее важными критериями оценивания выполнения задания стали такие

критерии, как «Решение коммуникативной задачи» и «Организация текста», так как

именно они показывают, насколько успешно решена учащимися коммуникативная задача.

Задания с развернутым ответом, включены как в устный, так и письменный экзамен и

составляют 50 % оценки в развернутом ответе письменной речи и 70-71% в устной. И

очень досадно, когда на экзамене по иностранному языку ученик теряет баллы не за

знание языка, а неправильное или неточное раскрытие темы, или нарушения в

организации высказывания.

Чтобы набрать максимальное количество баллов за эти виды заданий, необходимо

знать, что и как оценивают эксперты, поэтому при подготовке школьников к итоговой

аттестации мы всегда подробно разбираем критерии и дополнительные схемы оценивания

из методических рекомендаций на сайте ФИПИ. Но, как показывает практика, даже этого

не всем ученикам достаточно, так как аспекты в дополнительных схемах зачастую

содержат несколько пунктов.

Для детализации критериев разрабатываем листы

самопроверки (self-assessment cards) c максимальной разбивкой шагов, до пресловутой

точки после имени в личном письме.

Например, в дополнительной схеме оценивания личного письма как в ОГЭ, так и ЕГЭ в

критерии по РКЗ аспекты 5 и 6 включают два и, соответственно, три обязательных пункта.

Номер бланка

Объём высказывания соответствует поставленной задаче

РК

З

Аспект 1……………….

Аспект 5. Нормы вежливости соблюдены: благодарность за полученное

письмо и \или ссылка-выражение радости по поводу получения письма;

надежда на последующие контакты

Аспект 6. Стилевое оформление выбрано правильно: обращение,

завершающая фраза, подпись автора в соответствии с неофициальным

стилем.

В check list включаем следующие пункты:

Аспект 5

- я поблагодарил за письмо (выразил радость);

- я выразил надежду на последующие контакты*.

Аспект 6

-я обратился в соответствии с неофициальным стилем*;

-поставил запятую после обращения;

-я написал завершающую фразу в соответствии с неофициальным стилем*;

-поставил запятую после завершающей фразы;

-я подписался в соответствии с неофициальным стилем*;

НЕ(!) поставил точку после подписи.

* рекомендуемые варианты обращения, ссылки на будущие контакты, завершающей

фразы и подписи выбираем из методических рекомендаций и оформляем отдельным

приложением к схеме.

Пунктуацию

в

данных

случаях

включаем

сразу,

чтоб

учащиеся

привыкали

к

«пошаговому» выполнению.

Дополнительная схема оценивания задания 40 предлагает следующий план

Номер бланка

Объём высказывания соответствует поставленной задаче

РК

З

Аспект1. Вступление соответствует предложенной теме проектной

работы

………….

Аспект 5. Мнение автора о важности чтения в жизни подростков в

заключении выражено

Аспект

6.

Стилевое

оформление

выбрано

правильно:

обращение,

завершающая фраза, подпись автора в соответствии с неофициальным

стилем.

Аспект 1 кажется очень простым и лаконичным, но часто учащиеся не всегда четко

понимают, что от них требуется, либо невнимательно читают задания, либо считают это

неважным, теряя драгоценные баллы.

Исходя из задания, выделяем ключевые слова: Imagine that you are doing a project

on what book genres are popular among teenagers in Zetland. You have found some data on the

subject – the results of the opinion polls (see the table below). Comment on the data in the table

and give your opinion on the subject of the project.

В карточку самопроверки вычленяем и включаем следующие пункты:

Аспект 1 Во вступлении я:

- указал тему проекта, над которым я работаю,

- указал что я НАШЕЛ результаты ОПРОСА подростков в Zetland по теме,

-указал цель сочинения: прокомментировать данные и высказать свое мнение по теме

проекта

Аспект 5, также, требует дополнительной детализации. Формулировка «Мнение

автора о важности

чтения в жизни подростков

в заключении выражено» требует

упоминания аж трех составных: мнение, важность, подростки.

Включаем в наш checklist следующие пункты:

Аспект 5 В заключении я:

-выразил(высказал) свое мнение*;

- указал на важность\неважность темы в жизни;

- указал на важность\неважность для подростков.

Очень полезно на первых порах, составлять чек-листы вместе с учениками.

Для примера приведем образец бланка самопроверки задания 39

LETTER CHECKLIST

Я успешно написал письмо если…

Написал 100-140 слов

РК

Аспект1.Полно и точно ответил на вопрос 1**

З

Аспект2.Полно и точно ответил на вопрос 2

Аспект3.Полно и точно ответил на вопрос 3

Аспект 4 Задал 3 вопроса по указанной в задании теме

Аспект 5. - я поблагодарил за письмо (выразил радость);

- я выразил надежду на последующие контакты*.

Аспект 6. -я обратился в соответствии с неофициальным стилем*;

-поставил запятую после обращения;

-я написал завершающую фразу в соответствии с неофициальным

стилем*;

-поставил запятую после завершающей фразы;

-я подписался в соответствии с неофициальным стилем*;

НЕ(!) поставил точку после подписи.

ИТОГОВЫЙ БАЛЛ (максимальный балл – 2)

2. Организация высказывания

Моё высказывание логично и последовательно

Я поделил письмо на абзацы согласно плану:

Приветствие-

Ответы на вопросы

Вопросы другу

Я правильно употребляю средства логической связи в письме

Я делаю логические переходы между абзацами:

а) переход к абзацу-ответам на вопросы

б) переход к абзацу –постановка вопросов

Я написал обращение на отдельной строке ( + запятая)

Я написал завершающую фразу на отдельной строке ( + запятая)

Я написал подпись на отдельной строке….

ИТОГОВЫЙ БАЛЛ (максимальный балл – 2)

3. Языковое оформление текста. (максимальный балл – 2)

** Объяснение понятий полно и точно изложено в методических рекомендациях

на сайте ФИПИ. Оформляется для учащихся отдельной памяткой при самоподготовке.

Для

составления

чек-листов

необходимо

тщательно

изучать

методические

рекомендации на сайте ФИПИ и задания демоверсии, на основании которых пункты

самопроверки в бланках каждый год корректируются внутри аспекта, добавляются или

убираются, а при смене формата, в листах самопроверки меняются и пункты плана и

формулировки аспектов.

Такие подробные пункты плана в карточках самопроверки, не первый взгляд,

кажутся избыточными или излишними, но проверяя развернутые ответы учащихся в

качестве эксперта ОГЭ и ЕГЭ ,из года в год сталкиваешься с типичными недочетами по

РКЗ и ОТ, ведущими к потере баллов за экзамен. Подробная детализация аспектов,

помогает учащимся увидеть ключевые слова, расставить правильные акценты для

выполнения задания в соответствии с формулировкой, а также, помогает учащимся

развивать надпредметные навыки, т.е. опираясь на исходные данные задания, правильно

понять коммуникативную задачу и выбрать правильные средства для её успешного

решения. На, так называемую, «языковую» проверку, развернутые ответы принимаются

после того как учащиеся самостоятельно оценят свои высказывания по РКЗ и ОТ.

Таким образом, систематически контролируя и проверяя себя по «чек-листам»,

учащиеся начинают внимательнее относиться к формулировкам задания и более точно

выполнять задания с развернутым ответом, сохраняя необходимые баллы.



В раздел образования