Автор: Мельников Юрий Владимирович
Должность: педагог-организатор ОБЖ
Учебное заведение: МБОУ СОШ №22
Населённый пункт: г.Ставрополь
Наименование материала: Выступление на родительском собрании
Тема: "Значение закаливания в укреплении детского и подросткового здоровья"
Раздел: среднее образование
Значение закаливания в укреплении детского и подросткового здоровья
(выступление на родительском собрании)
Подготовил: Мельников Ю.В., педагог-организатор ОБЖ,
МБОУ СОШ №22 г. Ставрополя
Ведущее место в структуре патологии детского возраста занимают
болезни органов дыхания, среди которых наиболее часто встречаются острые
респираторные заболевания, острые респираторные вирусные инфекции и
грипп. Главенствующая роль в формировании высокого уровня детской
заболеваемости принадлежит контингенту часто и длительно болеющим
детям,
который
в
зависимости
от
возраста,
эпидемиологических
и
социальных условий составляет ежегодно в среднем 15-25 %. В связи с чем,
особую актуальность в профилактике ОРЗ, ОРВИ и гриппа приобретает
закаливание.
Закаливание
–
это
комплекс
мероприятий,
направленный
на
тренировку защитных сил организма, повышение его устойчивости к
воздействию факторов внешней среды.
В целом закаливание влияет на деятельность нервной и эндокринной
систем, что отражается в регуляции всех физиологических процессов.
Начальные стадии закаливания сопровождаются усилением деятельности
гипофиза, надпочечников, щитовидной и вилочковой желез. По мере
приспособления организма напряжение эндокринной системы снижается.
Закаливание
оказывает
специфическое
и
неспецифическое
действие на организм:
-специфическое действие проявляется в повышении устойчивости
организма к воздействию метеорологических факторов при проведении
охлаждающих процедур или повышении устойчивости к воздействиям
ультрафиолетовой
радиации
под
влиянием
курса
солнечных
ванн,
совершенствовании реакций гомеостаза;
-неспецифическое действие выражается в повышении устойчивости
организма к различным неблагоприятным воздействиям, в том числе к
возбудителям инфекционных заболеваний.
Закаливающие процедуры повышают физическую работоспособность,
снижают заболеваемость, укрепляют здоровье.
Основные принципы закаливания:
-учет состояния здоровья: болеющим детям и детям с хроническими
заболеваниями
подходят
щадящие
процедуры
(укорочение
времени
воздействия закаливающего фактора, уменьшение контраста, короткая
экспозиция закаливающего фактора и частое его повторение);
-увеличивать постепенно интенсивность заливающих процедур;
-соблюдать систематичность и последовательность при проведении
закаливания (перерыв в закаливании на 2-3 недели и более снижают
сопротивляемость организма к неблагоприятным факторам);
-комплексное воздействие закаливающих факторов;
-положительная эмоциональная реакция на проведение процедур:
нельзя проводить закаливание при наличии у ребенка отрицательной
эмоциональной реакции (беспокойство, страх, плач и др.), такая негативная
реакция может привести к различным невротическим расстройствам;
-активное поддержание произвольного внимания ребенка в течении
всей процедуры закаливания;
-возобновление
процедур
после
перерывов
начинается
с
такой
интенсивности воздействий, которая была в начале закаливания, но с более
быстрым нарастанием;
-закаливающие мероприятия требуют специального обучения.
Закаливающие процедуры целесообразно начинать в летнее время при
незначительном
напряжении
терморегуляционных
механизмов,
обусловленных сезонными условиями. Это важно и в связи с преддверием
осеннее - зимнего периода, характеризуется увеличением количества
простудных, вирусных заболеваний, снижение показателей иммунитета у
детей. У детей раннего возраста в силу более низких адаптационных
возможностей закаливающий эффект сохраняется 3-10 дней.
Закаливающие
мероприятия
подразделяются
на
общие
и
специальные.
Общие мероприятия - это ежедневные прогулки, сон на свежем
воздухе, соответствующие возрасту воздушный и температурный режим в
помещении, регулярное проветривание комнат – проводятся на протяжении
всей жизни, умывание прохладной водой.
Специальные
мероприятия
–
это
специальные
закаливающие
процедуры: гимнастика, массаж, воздушные и световоздушные ванны,
водные процедуры, ультрафиолетовое облучение.
Средства и методы закаливания:
Закаливание воздухом: воздушные ванны, хождение босиком.
Закаливание водой: местные водные процедуры (местное влажное
обтирание рук и ног, обливание ног, обливание ног с использованием
контрастных температур воды, полоскание горла холодной водой); общие
водные процедуры (общие обтирания, обливания всего тела); плавание.
Закаливание солнцем: солнечные ванны.
Воздушные ванны являются фактором наименьшего воздействия на
организм. Это связано с тем, что теплопроводность воздуха в 30 раз, а
теплоемкость
в
4
раза
меньше,
чем воды.
Помимо
температурных
воздействий
на
организм,
воздух
диффундирует
через
кожу,
что
способствует насыщению крови кислородом (проницаемость газов через
кожу у детей по сравнению с таковой у взрослых существенно выше).
Воздушные ванны целесообразно проводить утром или в вечернее время в
17-18 ч, спустя 30-40 мин после еды. Для детей дошкольного возраста
рекомендуется проведение этих процедур вначале при температуре воздуха
до 17-18 град. С с последующим снижением до 12-13 град. С (для детей,
хорошо переносящих закаливающие процедуры). Начинают воздушные
ванны с обычной комнатной температуры. Продолжительность сеансов
составляет для детей 3-4 лет 5 минут, для детей 4-5 лет – 10 минут, для детей
5-6 и 6-7 лет – 15 минут. Максимальная продолжительность воздушных ванн
30-40 минут для детей 3-4 лет, 45 минут для детей 4-5 лет, и 1 час для детей
5-6 и 6-7 лет. Вначале воздушная ванна принимается в трусах, майках,
носочках и тапочках, через 2 недели в трусах и тапочках. При воздушной
ванне постепенно обнажаются сначала руки, затем ноги и тело до пояса, и
лишь затем ребенок может оставаться в трусах. Противопоказаниями к
применению воздушных ванн являются острые инфекционные заболевания,
повышенная температура тела, острые респираторные заболевания.
Световоздушные
ванны
(закаливание
солнечными
лучами)
показано практически всем здоровым детям и ослабленным вследствие
перенесенного заболевания. Этот метод закаливания особенно показан с
задержкой роста и развития. В средней климатической зоне целесообразно
проводить световоздушные ванны с 9 до 12 ч, на юге в связи с более жарким
климатом – с 8 до 10 ч.. Продолжительность первой ванны для детей 1-ого
года жизни составляет 3 минуты, для детей от 1 года до 3 лет – 5 минут, для
детей
4-7
лет
–
10
минут.
Ежедневно
можно
увеличивать
время
световоздушной ванны, доводя его до 30-40 минут. При появлении у ребенка
признаков дискомфорта (ребенок перестает двигаться и «ежится» от холода,
дрожит, при возникновении «гусиной кожи») процедура прекращается.
Противопоказания
к
такому
закаливанию
–
острые
инфекционные
заболевания, повышенная температура тела.
Закаливание ультрафиолетовыми лучами целесообразно проводить
в условиях Крайнего Севера, где интенсивность УФ-радиации и суточное ее
количество ниже, чем в южных и средних широтах. Процедуру облучения
проводят в фотариях лечебно-профилактических учреждений.
Водные процедуры
делятся на влажные обтирания, обливания,
плавание. Обтирание и обливание могут быть местными и общими. Вода
обладает
большой
теплоемкостью
и
теплопроводностью,
удобна
для
проведения процедур, так как легко дозируется по интенсивности и
равномерно распределяется на теле. Влажные обтирания проводят смоченной
в воде и отжатой тканью (рукавицей). Вначале обтирают дистальные отделы
конечностей, затем проксимальные, сначала верхние конечности – от пальцев
к плечу, затем ноги – от пальцев к бедру, далее грудь, живот, спину. После
процедуры кожу вытирают насухо. Температура воды для детей 3-4 лет
начальная + 32 град. С, конечная летом +22 град. С, зимой + 25 град.
С..Температура воды для детей 5 лет начальная + 30 град. С, конечная летом
+20 град. С, зимой + 24 град. С. Температура воды для детей 5 лет начальная
+ 28 град. С, конечная летом +18 град. С, зимой + 22 град. С. Через каждые 2-
3 дня температуру воды снижают на 1 град. С.. Обливание стоп начинают
водой температуры +28 град. С, затем снижая ее на 1 град. С в неделю.
Нижние пределы температуры воды – 18 град. С. Продолжительность
процедуры 20-30 секунд. По окончании обливания ноги вытирают насухо.
Многие из этих методов трудоемки и поэтому применяются очень
ограниченно (ножные ванны, общее обливание), для других требуется
хорошая подготовка, и они приемлемы только для здоровых детей (купание в
водоемах, сауна).
В последнее время широкое применение находит метод закаливания,
сочетающий воздушную ванну и выполнение движений под музыку разного
темпа. Этот методический прием позволяет, с одной стороны, позволяет
проводить закаливание, с другой – осуществлять индивидуальный подход к
детям.
При
этом
могут
дозироваться
температура
воздуха,
продолжительность
процедуры,
площадь
открытой
поверхности
тела,
интенсивность
выполнения
упражнений
на
фоне
музыкального
сопровождения. Это также обеспечивает хорошее настроение и мотивацию
детей к выполнению закаливающих процедур не только в детском
учреждении, но и дома.