Напоминание

Содержательные изменения подходов к оцениванию образовательных результатов учащихся в соответствии с требованиями ФГОС


Автор: Татьяна Валерьевна Рыжова
Должность: учитель математики
Учебное заведение: МБОУ "Средняя школа №57"
Населённый пункт: город Ульяновск
Наименование материала: статья
Тема: Содержательные изменения подходов к оцениванию образовательных результатов учащихся в соответствии с требованиями ФГОС
Раздел: полное образование





Назад




Содержательные изменения подходов к оцениванию

образовательных результатов учащихся

в соответствии с требованиями ФГОС

Рыжова Татьяна Валерьевна, к.п.н.,

учитель математики МБОУ «Средняя школа № 57» г. Ульяновск

ФГОС всех ступеней школьного обучения предусматривают новую

структуру

планируемых

результатов

освоения

учащимися

основной

образовательной программы, включающую предметные, метапредметные и

личностные образовательные результаты.

Предметные образовательные результаты выражаются в усвоении

учащимися конкретных элементов социального опыта, изучаемого в рамках

отдельного учебного предмета – знаний, умений и навыков, опыта

творческой деятельности.

Метапредметные

образовательные результаты

представляют собой

освоенные учащимися на базе одного, нескольких или всех учебных

предметов

способы

универсальной

учебной

деятельности

(УУД)

деятельности и развитие способности их применения при решении учебных

и познавательных задач в рамках образовательного процесса школы, а также

в социальной практике.

Личностные образовательные результаты включают:

- формирование у учащегося личностного смысла учения и мотивации к

обучению ;

-

формирование

системы

ценностного

отношения

учащегося

к

собственной

учебно-познавательной

деятельности,

ее

результатам

и

значимости организации взаимодействия в процессе ее осуществления с

учителем, родителями и другими учащимися для достижения успеха в

деятельности;

1

- готовность и способность учащихся к саморазвитию и личностному

самоопределению в процессе обучения на основе мотивации к обучению и

организации целенаправленной учебно-познавательной деятельности.

В соответствии с изменением структуры образовательных результатов

учащихся ФГОС вводит и новые требования к процедуре оценивания и

системе формирования оценки образовательных результатов учащихся.

Процедура

оценивания

образовательных

результатов

учащихся

в

соответствии с ФГОС основывается на следующих принципах:

- оценивается как результат образовательной деятельности учащегося,

так и процесс его формирования;

- активного включения учащегося в оценочную деятельность на основе

обучения учащегося способам оценивания и фиксации своих результатов и

обеспечения инструментов организации им самоконтроля, самокоррекции и

самооценки собственных образовательных результатов;

- ориентации оценки на поддержание успешности и мотивации учебно-

познавательной деятельности учащегося;

- обеспечения личной психологической безопасности учащегося в

процессе оценивания;

-системного

мониторинга

процесса

и

результатов

учебно-

познавательной деятельности учащихся;

- оценивания предметных образовательных результатов учащегося с

применением отметки;

-

оценивания

метапредметных

и

личностных

образовательных

результатов учащихся на

основе анализа

процесса самоорганизации

учащимся собственной учебно-познавательной деятельности и динамики

развития

познавательных

интересов

и

успешности

учащегося

в

образовательном процессе;

-

распределения

ответственности

за

организацию

и

результаты

оценочной

деятельности

между

всеми

участниками

образовательного

процесса : учителем, учащимся и родителями.

2

Для реализации новых требований к процедуре оценивания и системе

формирования оценки образовательных результатов учащихся разработан

новый профессиональный стандарт педагога, включающий предметную

компетентность, профессиональные компетенции, повышающие

мотивацию к обучению и формирующие общую и предметную культуру

учащихся и общепедагогическую компетентность.

Основной педагогической задачей учителя при оценке образовательных

результатов освоения учащимся основной образовательной программы

предмета (или отдельной темы программы) является формирование системы

оценивания, позволяющей точно и объективно оценить качество и уровень

каждого образовательного результата учащегося на основе целостного

представления о динамике его образовательных достижений.

В процессе оценки качества образовательных результатов учащихся в

соответствии

с ФГОС учитель выполняет наряду с традиционной

контрольной

функцией

также

и

новые

функции

аналитико-

проектировочную,

корректирующую

и

экспертную.

Эти

функции

отражаются в профессиональном стандарте в требованиях к предметной

компетентности педагога, а именно:

- достигать того, чтобы на любом занятии в классе и при выполнении

домашнего задания каждый учащийся получил результат в решении хотя бы

одной задачи или выполнении хотя бы одного задания;

-

обеспечивать

помощь

учащимся,

не

освоившим

необходимый

материал (из всего курса предмета), в форме предложения специальных

заданий, индивидуальных консультаций (в том числе дистанционных);

- осуществлять пошаговый контроль выполнения соответствующих

заданий.

Система формирования оценки образовательных результатов учащихся

в соответствии с ФГОС включает:

-

реализацию накопительной системы оценки, характеризующей

динамику образовательных достижений учащихся;

3

-

комплексное

использование

стандартизированных

и

нестандартизированных методов оценивания;

- оценивание образовательных достижений учащегося на основе

уровневого

подхода

к

разработке

планируемых

образовательных

результатов;

-- интерпретацию оценки на основе контекстной информации.

Такая система оценивания позволяет учителю осуществлять контроль

оценку индивидуальных учебных достижений обучающихся на основе

объективной оценки знаний в соответствии с требованиями государственного

стандарта с учетом реальных учебных возможностей и степени обученности

каждого учащегося.

В понятие обученности учащегося включаются:

- знания, усвоенные учащимся;

- владение учащегося видами учебно-познавательной деятельности как

способом преобразования знаний;

- умение учащегося применять знания для решения учебных и

практических задач;

- способность учащегося к самооценке и рефлексии.

Таким образом, уровень обученности определяется качеством знаний

учащегося.

Качество знаний определяется прочностью, глубиной, осознанностью и

системностью знаний, а так же степенью владения учащимся умениями и

навыками их практического применения.

Под прочностью знаний понимается, насколько учащиеся способны

оперировать при организации учебно-познавательной деятельности по

освоению

новых

знаний

теми

теоретическими

знаниями,

которые

получены ранее, особенно за предыдущие годы обучения.

Глубину

знаний

характеризует

количество

прочно

усвоенных

учащимся правил, понятий, определений, законов, формулировок и т.п.

4

Осознанность

знаний

определяется,

прежде

всего,

пониманием

учащимся причинно-следственных связей теоретического материала и

умением применять их на практике в соответствии с поставленными

целями и задачами.

Задачей обучения является создание учителем условий для развития

обучаемости

учащихся

в

целях

обеспечения

каждому

учащемуся

возможности перехода на новый уровень обученности.

Если обученность – это характеристики актуального личностного

развития

учащегося,

которые

сложились

в

результате

предыдущего

обучения, то обучаемость – это характеристики потенциального личностного

развития

учащегося,

которые

составляют

резервы

повышения

продуктивности

учебно-познавательной

деятельности

учащегося

и

повышение качества его образовательных достижений.

Обучаемость

проявляется

в

процессе

учебно-познавательной

деятельности учащихся по усвоению

учебной информации, овладению

приемами универсальных учебных действий. В основе обучаемости лежит

уровень развития познавательных процессов (восприятия, воображения,

памяти,

мышления,

внимания,

речи),

мотивационно-волевой

и

эмоциональной сфер личности учащегося.

Ядром обучаемости является способность учащегося к осуществлению

мыслительного анализа

и обобщенности мыслительной деятельности.

Обучаемость определяется уровнем развития активного познания (тем, что

учащийся может

познать и усвоить самостоятельно), а также уровнем

“рецептивного” познания, т.е. тем, что учащийся может познать и усвоить с

помощью учителя или других участников образовательного процесса.

Суммарным

количественным

показателем

обучаемости

является

экономичность мышления.

Основными показателями обучаемости учащегося являются :

5

1. Осознанность мыслительной деятельности (умение проводить

самооценку результатов и процесса деятельности и корригирование

деятельности для обеспечения её успешности).

2. Темп и экономичность мыслительной деятельности

(объём и

содержание учебного материала, на основе которого учащийся решает

новую учебную задачу, быстрота усвоения им новых понятий и способов

деятельности.

3. Гибкость мыслительной деятельности ( перенос знаний и умений в

относительно новые условия, активность ориентировки в новых условиях).

4. Устойчивость мыслительной деятельности (затраченное учащимся

время и количество «шагов» для её самостоятельного решения и порции

дозированной помощи, на основе которой учащийся достиг результата).

5.

Самостоятельность

учащегося

в

осуществлении

учебно-

познавательной деятельности: (интеллектуальная активность учащегося в

процессе решения учебной задачи и настойчивость учащегося в достижении

цели; инициатива в выборе необязательных заданий, самостоятельное

обращение учащегося к более трудным заданиям.

Обучаемость развивается в образовательном процессе, но развитие

обучаемости учащихся зависит от интеллектуальных свойств учащегося

(восприимчивости к усвоению знаний и степенью владения универсальными

мыслительными и учебными действиями), а так же от направленности

личности учащегося к учебно-познавательной деятельности и нацеленности

на образовательный результат.

При оценке обучаемости имеет значение не столько результативная

сторона

образовательных результатов учащегося, сколько сам процесс

достижения учащимся этих результатов (степень легкости и быстроты

приобретения знаний, овладения приемами умственной деятельности и т.д.).

Таким образом, для реальной индивидуализации обучения и формирования

ценностно-смысловой мотивации учащихся к учению учителю необходимо

учитывать:

6

индивидуальный темп и скорость продвижения учащихся в учении;

степень сформированности у учащихся социальных и познавательных

мотивов;

степень овладения учащимися универсальными учебными действиями;

индивидуально-типологические особенности учащихся (темперамент,

характер, особенности эмоционально-волевой сферы).

Для оказания действенной помощи учащимся в достижении планируемых

результатов освоения основной образовательной программы учитель должен

учитывать не только первоначальную степень усвоения каждым учащимся

предыдущего материала, но и отслеживать динамику образовательных

приращений учащихся. Этот процесс должен основываться не столько на

анализе оценок учащегося за письменные работы и устные ответы на уроке,

а, в первую очередь, на данных постоянного мониторинга качества

усвоенных ранее знаний, динамики усвоения новых знаний и способов

действия

учащихся

при

организации

самостоятельной

учебно-

познавательной деятельности.

Основным принципом системно-деятельностного подхода является

принцип обратной связи, которую ранее называли «коррекцией». Понятия

«аттестация»,

«тестирование»,

«мониторинг»

-

это

современные

дидактические принципы этой обратной связи. Именно обратная связь

позволяет увидеть учителю все процедуры образовательного процесса не

изолированно, а как результат

целостного анализа.

Для получения

объективной

информации

о

динамике

образовательных

приращений

учащегося необходим

поэлементный анализ результатов учащегося по

каждой контрольной или самостоятельной работы, по каждому тестовому

заданию и т.д.

Иногда учителю трудно выявить уровень динамики образовательных

достижений учащихся при освоении темы программы, применяя только 5-

бальную систему, в этом случае на помощь может прийти применение 10-

бальной шкалы обученности, введенной В.П. Симоновым.

7

Учитель при определении конкретного процента уровня обученности

из предлагаемого диапазона оценки руководствуется образовательными

способностями учащегося и потенциалом его развития в обучении.

Бал шкалы

Основные показатели степени обученности

учащегося

Обученность

Соответ

ствие

школьн

ой

оценке

В %

Уровень

1 балл

Очень слабо

Слушает объяснение, пишет под диктовку,

переписывает с доски, не понимает материал, не

отвечает

на

вопросы

Требуемый

текст

самостоятельно в учебнике и ЭОК не находит.

1

Уровень

знакомст

ва

(различе

ние,

распозна

вание)

Два

2 балла

слабо

Отличает процесс или предмет от аналогов и

соотносит пример с правилом только тогда,

когда

ему их предъявляют. Может найти в

учебнике или ЭОК требуемый текст и учебно-

дидактический материал, но не запоминает его.

2-4

Три

с

минусом

3 балла

посредственно

Механически

запоминает

небольшую

часть

текста, правила, определения, но повторить

точно не может, объясняет сумбурно

5-9

Уровень

запомина

ния

( неосозн

анное

воспроиз

ведения)

Три

4 балла

удовлетворите

льно

Полностью запоминает и точно производит

правила, определения, формулы, законы и т.д.,

узнает их среди прочих.

10-16

Три

с

плюсом

5 баллов

Недостаточно

хорошо

Логично

излагает

усвоенный

теоретический

материал,

решает

простейшие

задачи

на

применение правила по образцу

17-25

Уровень

пониман

ия

( осознан

ное

воспроиз

ведение)

Четыре

с

минусом

6 баллов

хорошо

Отвечая на вопросы по изученному материалу,

демонстрирует

осознанность

знаний,

способность к самостоятельным логическим

выводам и умозаключениям.

26-36

Четыре

7 баллов

Очень хорошо

Свободно владеет понятиями, правилами и

терминологией в рамках освоенной программы

предмета, способен к обобщениям, решает

37-49

Репродук

тивный

уровень (

Четыре

с

плюсом

8

отдельные простейшие задачи

элемента

рные

умения и

навыки)

8 баллов

отлично

Свободно применяет изученный материал при

решении

задач

и

выполнении

упражнений

( творческий уровень), свободно оперирует

формулами

и

правилами

предмета

при

выполнении

всех простейших практических

заданий,

иногда

допуская

незначительные

ошибки и самостоятельно их исправляя

50-64

Пять

с

минусом

9 баллов

великолепно

Легко

выполняет

практические

задания

повышенной сложности, свободно оперирует

теорией при подготовке проектных заданий

65-81

Творческ

ий

уровень

( перенос

знаний )

Пять

10 баллов

прекрасно

Способен

к

самостоятельному

изучению

материала и самообразованию

82-

100

Пять

с

плюсом

10-бальная шкала определения уровня обученности учащегося

Пример:

на первом уроке объяснения нового материала учитель оценил

усвоения учащимся материала на «три с плюсом» ( 16 %);

получив

первичное

задание

пониженного

уровня,

выполнил

индивидуальный контрольный тест-набор на 22 рейтинговых балла ( 22%

уровня обученности),

на втором уроке при проверке домашнего задания учитель оценил

качество знаний учащегося в «четыре с минусом» (20%), а на этапе

закрепления материала на 4 слабое ( 27%),

получил корректирующее задание № 1 с повышением сложности

заданий и выполнил контрольный тест-набор на 36 баллов ( 36%),

на третьем уроке при проверке домашнего задания учитель оценил

знания учащегося на 4 твердое ( 36%), самостоятельную работу учащийся

выполнил на «четыре с плюсом» ( 40%);

получил корректирующее задание № 2 и выполнил контрольный тест-

набор на 46 баллов (46%)

контрольную работу учащийся выполнил на «четыре с плюсом»

(49%)

9

При определении текущего уровня обученности в процессе изучения

темы учитель складывает средние результаты учащегося на последних двух

уроках (если бы не было контрольной, то учитывались бы результаты только

последнего урока) и результат выполнения последнего домашнего задания, и

делит на количество средних оценок:

((36+40):2+46+49)): 3 = 44,3333 ( 44%) – текущий уровень обученности

учащегося по результатам освоения темы программы предмета. Качество

знаний по теме соответствует оценке «четыре с плюсом».

Для текущей оценки динамики

качества знаний учащегося при

изучении

темы

предмета

учитель

использует

показатель

уровня

обученности.

Динамика качества знаний учащегося в рассмотренном примере в

процессе

изучения

им

материала

темы

составила

повышение

от

неосознанного

воспроизведения

материала

до

освоения

учащимся

элементарных

умений

и

навыков

на

репродуктивном

уровне

(от

«удовлетворительно» до «очень хорошо»).

Для

оценки

динамики

уровня

обученности

учащегося

в

образовательном процессе учитель анализирует текущие оценки уровня

обученности учащегося при изучении тем программы.

10



В раздел образования