Автор: Татьяна Валерьевна Рыжова
Должность: учитель математики
Учебное заведение: МБОУ "Средняя школа №57"
Населённый пункт: город Ульяновск
Наименование материала: статья
Тема: Содержательные изменения подходов к оцениванию образовательных результатов учащихся в соответствии с требованиями ФГОС
Раздел: полное образование
Содержательные изменения подходов к оцениванию
образовательных результатов учащихся
в соответствии с требованиями ФГОС
Рыжова Татьяна Валерьевна, к.п.н.,
учитель математики МБОУ «Средняя школа № 57» г. Ульяновск
ФГОС всех ступеней школьного обучения предусматривают новую
структуру
планируемых
результатов
освоения
учащимися
основной
образовательной программы, включающую предметные, метапредметные и
личностные образовательные результаты.
Предметные образовательные результаты выражаются в усвоении
учащимися конкретных элементов социального опыта, изучаемого в рамках
отдельного учебного предмета – знаний, умений и навыков, опыта
творческой деятельности.
Метапредметные
образовательные результаты
представляют собой
освоенные учащимися на базе одного, нескольких или всех учебных
предметов
способы
универсальной
учебной
деятельности
(УУД)
деятельности и развитие способности их применения при решении учебных
и познавательных задач в рамках образовательного процесса школы, а также
в социальной практике.
Личностные образовательные результаты включают:
- формирование у учащегося личностного смысла учения и мотивации к
обучению ;
-
формирование
системы
ценностного
отношения
учащегося
к
собственной
учебно-познавательной
деятельности,
ее
результатам
и
значимости организации взаимодействия в процессе ее осуществления с
учителем, родителями и другими учащимися для достижения успеха в
деятельности;
1
- готовность и способность учащихся к саморазвитию и личностному
самоопределению в процессе обучения на основе мотивации к обучению и
организации целенаправленной учебно-познавательной деятельности.
В соответствии с изменением структуры образовательных результатов
учащихся ФГОС вводит и новые требования к процедуре оценивания и
системе формирования оценки образовательных результатов учащихся.
Процедура
оценивания
образовательных
результатов
учащихся
в
соответствии с ФГОС основывается на следующих принципах:
- оценивается как результат образовательной деятельности учащегося,
так и процесс его формирования;
- активного включения учащегося в оценочную деятельность на основе
обучения учащегося способам оценивания и фиксации своих результатов и
обеспечения инструментов организации им самоконтроля, самокоррекции и
самооценки собственных образовательных результатов;
- ориентации оценки на поддержание успешности и мотивации учебно-
познавательной деятельности учащегося;
- обеспечения личной психологической безопасности учащегося в
процессе оценивания;
-системного
мониторинга
процесса
и
результатов
учебно-
познавательной деятельности учащихся;
- оценивания предметных образовательных результатов учащегося с
применением отметки;
-
оценивания
метапредметных
и
личностных
образовательных
результатов учащихся на
основе анализа
процесса самоорганизации
учащимся собственной учебно-познавательной деятельности и динамики
развития
познавательных
интересов
и
успешности
учащегося
в
образовательном процессе;
-
распределения
ответственности
за
организацию
и
результаты
оценочной
деятельности
между
всеми
участниками
образовательного
процесса : учителем, учащимся и родителями.
2
Для реализации новых требований к процедуре оценивания и системе
формирования оценки образовательных результатов учащихся разработан
новый профессиональный стандарт педагога, включающий предметную
компетентность, профессиональные компетенции, повышающие
мотивацию к обучению и формирующие общую и предметную культуру
учащихся и общепедагогическую компетентность.
Основной педагогической задачей учителя при оценке образовательных
результатов освоения учащимся основной образовательной программы
предмета (или отдельной темы программы) является формирование системы
оценивания, позволяющей точно и объективно оценить качество и уровень
каждого образовательного результата учащегося на основе целостного
представления о динамике его образовательных достижений.
В процессе оценки качества образовательных результатов учащихся в
соответствии
с ФГОС учитель выполняет наряду с традиционной
контрольной
функцией
также
и
новые
функции
—
аналитико-
проектировочную,
корректирующую
и
экспертную.
Эти
функции
отражаются в профессиональном стандарте в требованиях к предметной
компетентности педагога, а именно:
- достигать того, чтобы на любом занятии в классе и при выполнении
домашнего задания каждый учащийся получил результат в решении хотя бы
одной задачи или выполнении хотя бы одного задания;
-
обеспечивать
помощь
учащимся,
не
освоившим
необходимый
материал (из всего курса предмета), в форме предложения специальных
заданий, индивидуальных консультаций (в том числе дистанционных);
- осуществлять пошаговый контроль выполнения соответствующих
заданий.
Система формирования оценки образовательных результатов учащихся
в соответствии с ФГОС включает:
-
реализацию накопительной системы оценки, характеризующей
динамику образовательных достижений учащихся;
3
-
комплексное
использование
стандартизированных
и
нестандартизированных методов оценивания;
- оценивание образовательных достижений учащегося на основе
уровневого
подхода
к
разработке
планируемых
образовательных
результатов;
-- интерпретацию оценки на основе контекстной информации.
Такая система оценивания позволяет учителю осуществлять контроль
оценку индивидуальных учебных достижений обучающихся на основе
объективной оценки знаний в соответствии с требованиями государственного
стандарта с учетом реальных учебных возможностей и степени обученности
каждого учащегося.
В понятие обученности учащегося включаются:
- знания, усвоенные учащимся;
- владение учащегося видами учебно-познавательной деятельности как
способом преобразования знаний;
- умение учащегося применять знания для решения учебных и
практических задач;
- способность учащегося к самооценке и рефлексии.
Таким образом, уровень обученности определяется качеством знаний
учащегося.
Качество знаний определяется прочностью, глубиной, осознанностью и
системностью знаний, а так же степенью владения учащимся умениями и
навыками их практического применения.
Под прочностью знаний понимается, насколько учащиеся способны
оперировать при организации учебно-познавательной деятельности по
освоению
новых
знаний
теми
теоретическими
знаниями,
которые
получены ранее, особенно за предыдущие годы обучения.
Глубину
знаний
характеризует
количество
прочно
усвоенных
учащимся правил, понятий, определений, законов, формулировок и т.п.
4
Осознанность
знаний
определяется,
прежде
всего,
пониманием
учащимся причинно-следственных связей теоретического материала и
умением применять их на практике в соответствии с поставленными
целями и задачами.
Задачей обучения является создание учителем условий для развития
обучаемости
учащихся
в
целях
обеспечения
каждому
учащемуся
возможности перехода на новый уровень обученности.
Если обученность – это характеристики актуального личностного
развития
учащегося,
которые
сложились
в
результате
предыдущего
обучения, то обучаемость – это характеристики потенциального личностного
развития
учащегося,
которые
составляют
резервы
повышения
продуктивности
учебно-познавательной
деятельности
учащегося
и
повышение качества его образовательных достижений.
Обучаемость
проявляется
в
процессе
учебно-познавательной
деятельности учащихся по усвоению
учебной информации, овладению
приемами универсальных учебных действий. В основе обучаемости лежит
уровень развития познавательных процессов (восприятия, воображения,
памяти,
мышления,
внимания,
речи),
мотивационно-волевой
и
эмоциональной сфер личности учащегося.
Ядром обучаемости является способность учащегося к осуществлению
мыслительного анализа
и обобщенности мыслительной деятельности.
Обучаемость определяется уровнем развития активного познания (тем, что
учащийся может
познать и усвоить самостоятельно), а также уровнем
“рецептивного” познания, т.е. тем, что учащийся может познать и усвоить с
помощью учителя или других участников образовательного процесса.
Суммарным
количественным
показателем
обучаемости
является
экономичность мышления.
Основными показателями обучаемости учащегося являются :
5
1. Осознанность мыслительной деятельности (умение проводить
самооценку результатов и процесса деятельности и корригирование
деятельности для обеспечения её успешности).
2. Темп и экономичность мыслительной деятельности
(объём и
содержание учебного материала, на основе которого учащийся решает
новую учебную задачу, быстрота усвоения им новых понятий и способов
деятельности.
3. Гибкость мыслительной деятельности ( перенос знаний и умений в
относительно новые условия, активность ориентировки в новых условиях).
4. Устойчивость мыслительной деятельности (затраченное учащимся
время и количество «шагов» для её самостоятельного решения и порции
дозированной помощи, на основе которой учащийся достиг результата).
5.
Самостоятельность
учащегося
в
осуществлении
учебно-
познавательной деятельности: (интеллектуальная активность учащегося в
процессе решения учебной задачи и настойчивость учащегося в достижении
цели; инициатива в выборе необязательных заданий, самостоятельное
обращение учащегося к более трудным заданиям.
Обучаемость развивается в образовательном процессе, но развитие
обучаемости учащихся зависит от интеллектуальных свойств учащегося
(восприимчивости к усвоению знаний и степенью владения универсальными
мыслительными и учебными действиями), а так же от направленности
личности учащегося к учебно-познавательной деятельности и нацеленности
на образовательный результат.
При оценке обучаемости имеет значение не столько результативная
сторона
образовательных результатов учащегося, сколько сам процесс
достижения учащимся этих результатов (степень легкости и быстроты
приобретения знаний, овладения приемами умственной деятельности и т.д.).
Таким образом, для реальной индивидуализации обучения и формирования
ценностно-смысловой мотивации учащихся к учению учителю необходимо
учитывать:
6
индивидуальный темп и скорость продвижения учащихся в учении;
степень сформированности у учащихся социальных и познавательных
мотивов;
степень овладения учащимися универсальными учебными действиями;
индивидуально-типологические особенности учащихся (темперамент,
характер, особенности эмоционально-волевой сферы).
Для оказания действенной помощи учащимся в достижении планируемых
результатов освоения основной образовательной программы учитель должен
учитывать не только первоначальную степень усвоения каждым учащимся
предыдущего материала, но и отслеживать динамику образовательных
приращений учащихся. Этот процесс должен основываться не столько на
анализе оценок учащегося за письменные работы и устные ответы на уроке,
а, в первую очередь, на данных постоянного мониторинга качества
усвоенных ранее знаний, динамики усвоения новых знаний и способов
действия
учащихся
при
организации
самостоятельной
учебно-
познавательной деятельности.
Основным принципом системно-деятельностного подхода является
принцип обратной связи, которую ранее называли «коррекцией». Понятия
«аттестация»,
«тестирование»,
«мониторинг»
-
это
современные
дидактические принципы этой обратной связи. Именно обратная связь
позволяет увидеть учителю все процедуры образовательного процесса не
изолированно, а как результат
целостного анализа.
Для получения
объективной
информации
о
динамике
образовательных
приращений
учащегося необходим
поэлементный анализ результатов учащегося по
каждой контрольной или самостоятельной работы, по каждому тестовому
заданию и т.д.
Иногда учителю трудно выявить уровень динамики образовательных
достижений учащихся при освоении темы программы, применяя только 5-
бальную систему, в этом случае на помощь может прийти применение 10-
бальной шкалы обученности, введенной В.П. Симоновым.
7
Учитель при определении конкретного процента уровня обученности
из предлагаемого диапазона оценки руководствуется образовательными
способностями учащегося и потенциалом его развития в обучении.
Бал шкалы
Основные показатели степени обученности
учащегося
Обученность
Соответ
ствие
школьн
ой
оценке
В %
Уровень
1 балл
Очень слабо
Слушает объяснение, пишет под диктовку,
переписывает с доски, не понимает материал, не
отвечает
на
вопросы
Требуемый
текст
самостоятельно в учебнике и ЭОК не находит.
1
Уровень
знакомст
ва
(различе
ние,
распозна
вание)
Два
2 балла
слабо
Отличает процесс или предмет от аналогов и
соотносит пример с правилом только тогда,
когда
ему их предъявляют. Может найти в
учебнике или ЭОК требуемый текст и учебно-
дидактический материал, но не запоминает его.
2-4
Три
с
минусом
3 балла
посредственно
Механически
запоминает
небольшую
часть
текста, правила, определения, но повторить
точно не может, объясняет сумбурно
5-9
Уровень
запомина
ния
( неосозн
анное
воспроиз
ведения)
Три
4 балла
удовлетворите
льно
Полностью запоминает и точно производит
правила, определения, формулы, законы и т.д.,
узнает их среди прочих.
10-16
Три
с
плюсом
5 баллов
Недостаточно
хорошо
Логично
излагает
усвоенный
теоретический
материал,
решает
простейшие
задачи
на
применение правила по образцу
17-25
Уровень
пониман
ия
( осознан
ное
воспроиз
ведение)
Четыре
с
минусом
6 баллов
хорошо
Отвечая на вопросы по изученному материалу,
демонстрирует
осознанность
знаний,
способность к самостоятельным логическим
выводам и умозаключениям.
26-36
Четыре
7 баллов
Очень хорошо
Свободно владеет понятиями, правилами и
терминологией в рамках освоенной программы
предмета, способен к обобщениям, решает
37-49
Репродук
тивный
уровень (
Четыре
с
плюсом
8
отдельные простейшие задачи
элемента
рные
умения и
навыки)
8 баллов
отлично
Свободно применяет изученный материал при
решении
задач
и
выполнении
упражнений
( творческий уровень), свободно оперирует
формулами
и
правилами
предмета
при
выполнении
всех простейших практических
заданий,
иногда
допуская
незначительные
ошибки и самостоятельно их исправляя
50-64
Пять
с
минусом
9 баллов
великолепно
Легко
выполняет
практические
задания
повышенной сложности, свободно оперирует
теорией при подготовке проектных заданий
65-81
Творческ
ий
уровень
( перенос
знаний )
Пять
10 баллов
прекрасно
Способен
к
самостоятельному
изучению
материала и самообразованию
82-
100
Пять
с
плюсом
10-бальная шкала определения уровня обученности учащегося
Пример:
на первом уроке объяснения нового материала учитель оценил
усвоения учащимся материала на «три с плюсом» ( 16 %);
получив
первичное
задание
пониженного
уровня,
выполнил
индивидуальный контрольный тест-набор на 22 рейтинговых балла ( 22%
уровня обученности),
на втором уроке при проверке домашнего задания учитель оценил
качество знаний учащегося в «четыре с минусом» (20%), а на этапе
закрепления материала на 4 слабое ( 27%),
получил корректирующее задание № 1 с повышением сложности
заданий и выполнил контрольный тест-набор на 36 баллов ( 36%),
на третьем уроке при проверке домашнего задания учитель оценил
знания учащегося на 4 твердое ( 36%), самостоятельную работу учащийся
выполнил на «четыре с плюсом» ( 40%);
получил корректирующее задание № 2 и выполнил контрольный тест-
набор на 46 баллов (46%)
контрольную работу учащийся выполнил на «четыре с плюсом»
(49%)
9
При определении текущего уровня обученности в процессе изучения
темы учитель складывает средние результаты учащегося на последних двух
уроках (если бы не было контрольной, то учитывались бы результаты только
последнего урока) и результат выполнения последнего домашнего задания, и
делит на количество средних оценок:
((36+40):2+46+49)): 3 = 44,3333 ( 44%) – текущий уровень обученности
учащегося по результатам освоения темы программы предмета. Качество
знаний по теме соответствует оценке «четыре с плюсом».
Для текущей оценки динамики
качества знаний учащегося при
изучении
темы
предмета
учитель
использует
показатель
уровня
обученности.
Динамика качества знаний учащегося в рассмотренном примере в
процессе
изучения
им
материала
темы
составила
повышение
от
неосознанного
воспроизведения
материала
до
освоения
учащимся
элементарных
умений
и
навыков
на
репродуктивном
уровне
(от
«удовлетворительно» до «очень хорошо»).
Для
оценки
динамики
уровня
обученности
учащегося
в
образовательном процессе учитель анализирует текущие оценки уровня
обученности учащегося при изучении тем программы.
10