Автор: Цынкевич Виктория Владимировна
Должность: преподаватель ОД (русский язык и литература)
Учебное заведение: ФГКОУ "Ставропольское президентское кадетское училище"
Населённый пункт: Город Ставрополь
Наименование материала: конспект урока
Тема: И.С.Тургенев. Страницы жизни. Рассказ "Муму"
Раздел: полное образование
Конспект урока по литературе в 5 классе
преподавателя русского языка и литературы
ФГКОУ СПКУ
Цынкевич Виктории Владимировны
240-797-542
И.С. Тургенев. Страницы жизни.
Рассказ «Муму».
Цели урока:
Образовательные:
познакомить с детством и началом литературного пути Тургенева, окунуться в ту
эпоху, в которую жил и творил писатель, развить интерес к личности писателя и
его творчеству
познакомить с историей создания рассказа «Муму»
проанализировать первую часть рассказа (образ барыни и Герасима).
Развивающие:
формировать умение анализировать текст художественного произведения
развивать умение выразить свои мысли, оценить поступок героя — обобщать,
делать выводы
формировать представление о героях произведения на основе сопоставления
словесного и графического образов
учить сжато излагать повествовательный текст
развивать коммуникативные навыки. Обогащать словарный запас
продолжить работу по развитию культуры речи школьников, работу над
выразительным чтением учащихся.
Воспитательные:
воспитание общечеловеческих ценностей
уважать мнение высказывающего, взаимопомощи, поддержки.
Ход урока.
1. Организационный момент.
2. Объявление темы урока, целей.(Слайды 1,2)
3. Словарная работа (объяснение значений слов и запись в конспект (Приложение 1) )
(Слайд 3):
Крепостное право – форма зависимости крестьян, при которой они находились в полной
зависимости от своих хозяев и не имели никаких прав.
Помещик (от слова «поместье», «усадьба») – дворянин, владеющий поместьем и
живущий за счет труда крепостных крестьян.
Гувернёр – воспитатель дворянских детей.
Дворня – вся прислуга в барском доме и дворе.
Челядь, холопы – дворовые люди в богатом доме; покорные, безответные слуги.
4. Вступительное слово учителя.
(Слайд 4)Сегодня на уроке мы знакомимся с жизнью известного русского писателя –
Ивана Сергеевича Тургенева.
Жил он в XIX веке. Чтобы представить себе, как жил маленький Тургенев, перенесёмся на
180 лет назад…
(Слайд 5)Тихое летнее утро. В просторной высокой комнате господского дома настежь
открыты окна в сад. Сквозь нежную зелень деревьев пробивается солнце; скользит по
белоснежной скатерти, по серебру самовара, по золотым узорам чайных чашек. За столом,
откинувшись на высокую спинку стула, сидит красивый гвардейский офицер в отставке –
Сергей Николаевич Тургенев. Напротив него, с недовольным лицом, с черными, очень
1
выразительными глазами, жена его – Варвара Петровна. Старый слуга в черном фраке,
белом жилете и белом галстуке оглядывает стол.
Дверь открывается, и в комнату чинно со своим гувернёром входят дети: старший,
Николай, второй, Иван, и совсем ещё маленький Серёжа, которого за руку ведёт нянька.
Дети подходят к матери и отцу, здороваются, потом садятся по своим местам и молча
пьют молоко со сдобными домашними булочками. Разговаривать им не полагается, если
их не спрашивают о чем-нибудь взрослые.
Завтрак окончен, отодвинуты стулья, дети снова подходят к родителям, тихо благодарят и
уходят в свои комнаты.
(Слайд 6)Так начинается день в богатой барской усадьбе Тургеневых – Спасское-
Лутовиново.
(Слайд 7) Большой, почти в 40 комнат, дом с колоннами стоит в саду; за домом сад с
роскошными цветниками, с темными, тенистыми аллеями спускается к прудам. Недалеко
от дома – постройки для дворни, которой около трёхсот человек: повара, прачки, портные,
кружевницы, мальчики на побегушках для исполнения мелких поручений. Есть в усадьбе
свои музыканты, актеры для развлечения господ.
Подальше – скотный, конный и птичий дворы.
(Слайд 8) Комнаты в доме были обставлены дорогой красивой мебелью. Одна из
самых больших комнат отведена под библиотеку.
Усадьба Тургеневых такая же, каких было много во времена крепостного права, и
жизнь в ней шла такая же, как и в других усадьбах богатых помещиков.(Слайд 9)
Главным лицом в доме была Варвара Петровна. Она была очень богата – ей принадлежала
усадьба, тысячи крепостных крестьян. Она умна и образованна, но, несмотря на это, была
очень капризной и жестокой помещицей. Никогда не задумывалась она над тем, что
крепостные крестьяне тоже люди. Ей ничего не стоило приказать высечь на конюшне всех
садовников, если случайно оказывалось, что кто-то сорвал её любимый цветок или
разлучить семью, продав одного из детей другому помещику.
Для собственных детей Варвара Петровна также установила определенный порядок
жизни. Каждый день ровно в 10 часов утра в детские комнаты входил крепостной
дворовый человек, который был секретарём матери Тургенева. Он вручал гувернёру
маленький листок бумаги, на котором рукой матери было написано расписание детских
занятий и развлечений на день. Никто не смел без приказания матери менять это
расписание.
Русской грамоте Ваню очень рано выучил крепостной человек. Случилось так, что
крепостной слуга и маленький мальчик очень подружились. Часто потихоньку от всех
забирались они в сад, где деревья и кусты заслоняли их от всего мира. Они слушали
голоса старого сада, и очень часто дворовый слуга читал Ване стихи.
Дети подрастали. Настало время учиться, поэтому вся семья переехала в Москву. В
пятнадцать лет Иван Тургенев стал студентом Московского Университета.(Слайд 10)
Позади осталось детство. Но навсегда мальчик запомнил те страшные картины из жизни
крепостных крестьян, которые маленький Ваня наблюдал в доме матери – в Спасском –
Лутовинове: безоговорочное исполнение воли хозяйки, наказания за малейшие
провинности, а иногда и жестокие расправы над людьми.
(Слайд 11)Позже, уже взрослым человеком, бывая в доме матери, Иван Сергеевич
всегда вступался за крепостных, поэтому мать при нём не наказывала крестьян, боясь, что
сын уедет.
«Как жить? Что делать?- думал Тургенев.- И разве только одна мать так
жестоко поступает со своими крепостными? Разве не все почти помещики на Руси
такие же?!»
Иван Сергеевич Тургенев дал себе слово никогда не быть помещиком-
крепостником, никогда не владеть крепостными крестьянами. Он дал себе клятву всеми
силами бороться за отмену крепостного права.
2
Писатель сдержал клятву. В своих произведениях он показывал жестоких
помещиков, разоблачал их своенравие, злобу, и с симпатией относился к крестьянам,
отражая в своих героях душевную красоту русского народа.
5. Таким произведением как раз является рассказ «Муму». О том, как и когда
было написано это произведение, нам расскажут…
Автор: В 1852 году Россию постигла тяжелая утрата: умер Николай Васильевич
Гоголь(слайд 12), русский писатель, правдиво изображавший русскую жизнь. Царь
Николай Первый запретил печатать заметки и статьи о смерти Гоголя(Слайд 13)
Канцлер: Гоголь умер, Ваше Величество.
Царь: В самом деле? Проследите, чтобы никаких статей по этому поводу не печатали. Не
хватало нам ещё народных возмущений.
Канцлер: Но… Ваше Величество…(Протягивает газету «Ведомости»)
Царь: Что это? (Берёт из рук канцлера газету)
Канцлер: Тургенев Иван Сергеевич написал…
Автор: Тургенев не мог не откликнуться на это горестное событие. Он всё-таки написал
статью, где выразил не только свою боль, но боль всего русского народа по поводу смерти
Гоголя.
Царь: Ну что ж… Он знал, на что идёт.(Пауза) Тургенева арестовать!
Автор: Николай Первый приказал на месяц заключить Тургенева по арест, а потом
выслать на жительство на родину – в собственное имение.
(Слайд 14)В Петербурге в маленькой душной камере стоит Тургенев. Ему
тридцать три года, но ранняя седина уже закралась в волнистые волосы.
За окном, на другой стороне тюремного двора находится комната, где секут
крепостных слуг. Оттуда раздаются свист розги, стоны, крики… Губы Тургенева плотно
сжаты, брови сведены острой болью.
Тургенев: Кто эти люди? За что их наказывают? Кто право дал их наказывать? Надо
сказать об этом громко, на всю Россию!
Автор: Душное свинцовое небо нависло над Петербургом, и казалось, нет в этом небе
просвета нигде. Дверь скрипнула, в камеру вошел полицейский пристав. Он неуверенно
кашлянул в кулак и обратился к Тургеневу.
Полицейский пристав: Извольте, сударь, пройти в другое помещение. Там для вас будет
спокойнее.
Автор: Переводя арестованного в другую камеру, полицейские заботились не о его
спокойствии, а о своём собственном.
Полицейский: Опасно: все-таки писатель! Возьмет вдруг да и опишет все, как есть!
Автор: Но старания полицейских оказались напрасными! Не обращая внимания,
арестованный просиживал целыми днями у стола, склоняясь над листами бумаги.
Обеспокоенные надсмотрщики то и дело заглядывали в комнату и однажды ночью
выкрали со стола рукопись.
(Полицейские перебирают листы бумаги и читают: «Муму». Пожимают плечами)
Полицейский: Кажись, ничего запрещённого.
Автор: Заглавие «Муму» на первой странице их озадачило. Убедившись, что в рукописи
нет ничего относящегося к полицейской части, они облегченно вздохнули и подбросили
бумаги обратно.
Так, находясь под арестом в Петербурге, Тургенев написал рассказ «Муму».
6. Слово учителя.
Впоследствии Иван Сергеевич признавался, что всё написанное им не «сочинено»,
«придумано», а навеяно действительными событиями, а его герои – не вымышленные
персонажи, а живые люди, с которыми писатель когда-то встречался.
3
И вновь представим себе, что мы в XIX веке. И оказались мы на отдалённой улице
Москвы, в сером доме с белыми колоннами…
- Кто живет в этом доме?
(Слайд 15 -отрывок из мультфильма «Муму»)
И действительно, живет здесь только одна барыня. Вокруг неё много людей. Кто
они? Дворня, челядь, холопы.
Беседа по тексту рассказа Тургенева «Муму»
-Что мы узнали о барыне в самом начале рассказа(Слайд 16)?
(Вдова, окруженная многочисленною дворней. Сыновья ее служили в Петербурге, дочери
вышли замуж; она выезжала редко и уединенно доживала последние годы своей скупой и
скучающей старости. День ее, нерадостный и ненастный, давно прошел; но и вечер ее
был чернее ночи)
- Как вы понимаете слова: «День её, нерадостный и ненастный, давно прошёл; но и
вечер её был чернее ночи»?
(Утром человека называют его детство и юность, день — это зрелость, вечер —
старость. Тургенев хочет сказать, что жизнь этой женщины была безрадостной, и
старость совсем мрачной)
- Итак, обобщим наши наблюдения. Кто же такая барыня и какова же атмосфера того
дома, в котором разворачиваются все события?
( Старая барыня, всеми забытая, доживает свой век. Сыновья служили в Петербурге,
дочери вышли замуж и, наверное, редко навещали мать. Тургеневу хватило 50 слов,
чтобы показать властную и капризную старуху.)
Запись характеристики барыни
- Не правда ли, знакомая обстановка. В образестарой барыни Тургенев отразил черты
собственной матери.
- Что сказано о дворовых людях? ( Они целый день работают, чтобы ублажить
злую и никчемную хозяйку; все вокруг стремятся ей угодить, чтобы не рассердить)
И это не пришлось придумывать писателю. Так примерно протекала жизнь в его родной
усадьбе Спасское–Лутовинове. Однако она не является главной героиней.
А теперь обратимся к тексту произведения.
- Кого из героев рассказа автор назвал «самым замечательным лицом» из числа всей
челяди? Почему? ( «особенный», «заслуживающий внимания», «примечательный»)
(Слайд 17)
- Что мы узнаем о Герасиме до того времени, как он появился в доме барыни?
( О его жизни в деревне).
«Одарённый необычайной силой, он работал за четверых — дело спорилось в его руках, и
весело было смотреть на него, когда он либо пахал и, налегая огромными ладонями на
соху, казалось, один, без помощи лошадёнки, взрезывал упругую грудь земли, либо о
Петров день так сокрушительно действовал косой, что хоть бы молодой берёзовый
лесок смахивать с корней долой, либо проворно и безостановочно молотил
трёхаршинным цепом, и как рычаг опускались и поднимались продолговатые и твёрдые
мышцы его плечей. Постоянное безмолвие придавало торжественную важность его
неистомной работе. Славный он был мужик..»
- По этому описанию можно судить об отношении автора к своему герою: Тургенев
словно любуется Герасимом, его силой и жадностью к труду. Тургенев говорит о
торжественности неистомной работы Герасима, то есть о его неутомимости и
трудолюбии.
-Как Герасим оказался в городе?
(«Барыня взяла его из деревни, где он жил один, в небольшой избушке, отдельно от
братьев...»)
Работа по иллюстрации И.И. Пчёлко «Герасим около дома барыни»
4
●
1. Какие черты внешнего облика и одежды немого дворника передал художник на
рисунке?
●
2. Как построение иллюстрации помогает художнику передать богатырскую силу
Герасима?
●
3. Почему фоном иллюстрации является изображение барского дома?
- Как Герасиму жилось в доме барыни?
(Крестьянские работы очень тяжёлые, и обязанности дворника в городе казались
Герасиму шуточными, лёгкими после деревенских трудов. Он привык делать больше.
Герасим долго привыкал к новому житью. Он не мог полноценно общаться с людьми из-за
своей немоты, и общение с природой заменяло ему человеческое тепло. Герасим скучал и
недоумевал, как недоумевает молодой, здоровый бык, который только что пасся на ниве,
где росла сочная трава, но его поставили в вагон железной дороги. Кругом всё грохочет,
визжит, и поезд мчится неведомо куда.
С новыми обязанностями дворника Герасим справлялся шутя, за полчаса, потом долго
стоял и смотрел на всех проходящих, ожидая ответа на свои невысказанные вопросы,
или швырял метлу и лопату и уходил куда-нибудь в уголок, бросался лицом на землю и по
целым часам лежат на груди, как пойманный зверь. Постепенно Герасим привык к
городскому житью.)
- Скажите, какое художественно-изобразительное средство использует автор для
того, чтобы читатель понял, чего лишился герой, оказавшись в городе?(Сравнение)
Что это такое(слайд 18)?
То есть возвращаясь к сравнению, мы можем сделать вывод о том, что Герасим лишился
почвы, которая питала его всю жизнь — деревенского быта, неистомной крестьянской
работы, захватывающей его целиком.
Да, читателю трудно судить о том, что чувствовал и о чем думал Герасим. Поэтому автор
вводит в дальнейшее повествование целый каскад сравнений. Какую же тайну несут
сравнения. Обратимся к ним.
1) В работе Герасима: «...как рычаг опускались и поднимались продолговатые и твёрдые
мышцы его плечей».
2) Какие сравнения использует автор, чтобы описать ощущения Герасима, по воле
барыни оказавшегося в городе?
Писатель сравнивает его с молодым, здоровым быком, «которого только что взяли с нивы,
где сочная трава росла ему по брюхо», и поселили в город, где крестьянин чувствует себя
как «пойманный зверь». Скажите, а что должен чувствовать «пойманный зверь»?
3) Как исполнял Герасим обязанности дворника? Найдите сравнение в описании его
работы.
«...дрова ли он примется колоть, топор так и звенит у него, как стекло, и летят во все
стороны осколки и поленья...»
- Чем он вызвал уважение у окружающих? (Сила, работа)
7. Подведение итогов (Слайд 19).
В доме старой капризной старухи-барыни живет глухонемой дворник Герасим. Богатырь,
силач. Он привык трудиться -дело спорится в его руках. Его побаиваются. Среди всей
дворовой челяди он чувствует себя одиноким.
Какие события представлены в рассказе И.С.Тургенева «Муму»,мы узнаем на следующем
уроке.
Задание на самоподготовку: Гл 2 (стр.211-221).
5