Напоминание

"Змей Горыныч - кто ты?"


Автор: Кмить Татьяна Николаевна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ "Сиверская СОШ №3"
Населённый пункт: пгт Сиверский Гатчинского р-на Ленинградской обл.
Наименование материала: исследовательская работа по литературе
Тема: "Змей Горыныч - кто ты?"
Раздел: среднее образование





Назад




МБОУ "Сиверская средняя общеобразовательная школа №3"

Змей Горыныч - кто ты?

(исследовательская работа по литературе)

Работу выполнили ученицы 8 класса

Павлова А., Прокофьева М., Северин С.

Руководитель: учитель русского языка и

литературы Кмить Т.Н.

п. Сиверский

2017

Цель:

выяснить, кто такой Змей Горыныч и каково его значение в

прошлом и настоящем.

Задачи:

узнать, кто такой Змей Горыныч, как появился его образ;

описать облик Змея Горыныча, выяснить какой у него

характер;

определить род его занятий.

Содержание:

Введение……………………………………………………3

Предположения…………………………………………….4

Исследования……………………………………………… 5

Анкетирование……………………………………………..8

Вывод……………………………………………………….9

Список используемой литературы………………………..10

2

Введение

Этот проект кажется нам очень интересным, потому что все мы с

детства любим сказки, но очень часто не задумываемся над их смыслом.

А у русского народа неисчислимое количество сказок. Русский человек

жил среди природы, леса стояли вокруг дремучие. Страшно было человеку

в таком лесу, много непонятно. Стараясь что-то объяснить, успокоить,

развеселить себя, придумали наши предки сказы, легенды, предания, в

которых героями были водяные, лешие, кикиморы и другие сказочные

герои.

А ещё сказки – хранилище позабытой народом информации о

событиях, происходивших так давно, что помнится с трудом. Любая сказка

несёт в себе как минимум два уровня информации: общий и скрытый.

Общий уровень говорит о том, что такое хорошо и что такое плохо в

данном обществе. А вот скрытый рассказывает о жизни в далёкие времена,

затеняет истинных героев для получения сказочных персонажей, хорошо

узнаваемых читателями и рассказчиками любого поколения.

Всё нам в сказке интересно и вроде бы понятно. Поэтому мы часто

принимаем сторону положительных персонажей и не задумываемся:

« Правда

ли,

что отрицательные герои во всём виноваты и их нельзя

изменить?» В этой работе мы хотели выяснить: откуда появились сказки и

легенды о Змее Горыныче и каков его характер? Может он не такой

ужасный, как нам кажется?

3

Наши предположения

Мы считаем, что Змей Горыныч - злой дракон.

Он ворует красавиц.

Обворовывает простой народ. Сжигает деревни.

Воюет с богатырями.

Вопросы, на которые нужно дать ответы

Где живёт Змей Горыныч?

Чем он занимается?

Какой у него характер?

План наших действий

Изучить данные литературной энциклопедии.

Прочитать много русских народных сказок.

Посмотреть художественные и мультипликационные фильмы.

Познакомиться с историческими сведениями возникновения

образа, старинными ритуалами.

Встретиться с работниками библиотеки.

Провести анкетирование среди учащихся 5-8 классов, чтобы

узнать мнение ребят .

Чтобы ответить на все вопросы, мы должны научиться:

анализировать сказки;

давать характеристики героям произведений;

находить подлинную информацию;

делать выводы.

4

Исследование проводилось на основе научных трудов Афанасьева А.К.,

Рыбакова Б.А. и других отечественных учёных, а также славянских мифов и

русских народных сказок, худ.и мультфильмов, бесед с ребятами и работниками

библиотеки.

Поставленные цели и задачи выполнены. Что же мы узнали ?

Змей Горыныч

Змей Горыныч — огнедышащий дракон, имеющий несколько голов,

представитель злого начала в русских народных сказках и былинах.

Горыныч живёт обычно в горах, нередко у огненной реки и стережёт

«Калинов мост», по которому попадают в царство мёртвых.

Многоголовость змея — непременная его черта. Число голов обычно

кратно трём, всего их бывает 3, 6, 9 и 12, но встречаются и 5 и 7. Чаще

всего змей предстаёт трёхглавым. Другие черты змея упоминаются реже

или не упоминаются вовсе. В большинстве случаев у змея отмечается

способность к полёту, но о крыльях его, как правило, ничего не говорится.

Так, во всем афанасьевском сборнике русских народных сказок лишь один

раз сообщается об «огненных крыльях» (сказка «Фролка-сидень»). Тело

змея в сказках не описывается, однако на лубочных картинках,

изображающих змея, излюбленными деталями являются длинный хвост

стрелой и когтистые лапы. Ещё одной важной особенностью змея является

его огневая природа, однако как именно извергается огонь, сказки не

описывают. Огонь змей носит в себе и извергает его в случае нападения.

Кроме огненной стихии змей связан и со стихией водной, и две эти стихии

не исключают друг друга. В некоторых сказках он живёт в воде, спит на

камне в море. В то же время змей — ещё и Змей Горыныч и живёт в горах

5

(возможно также, что отчество произошло от славянского имени Горыня).

Впрочем, такое местопребывание не мешает ему быть морским

чудовищем. В некоторых сказках он живёт в горах, но когда герой к нему

приближается, он выходит из воды. По Далю, «Горыня — сказочный

богатырь и великанища, который горами качает». Горыныч - сказочное

отчество, придаваемое богатырям, иногда змею, или жителям гор,

вертепов, пещер». Со Змеем Горынычем схожи трёхглавый змей Ажи-

Дахака из иранской мифологии и сербский Змей Огненный Волк.

Действия Змея Горыныча

Во многих сказках Змей Горыныч похищает красивых девушек (среди

которых часто бывают царевны), чтобы запугать народ или просто чтобы

полакомиться ими. В русской былине «О Добрыне Никитиче и Змее

Горыныче» Змей Горыныч похитил Забаву Путятишну — племянницу

киевского князя, а Добрыня Никитич её освободил. Любопытно, что перед

поединком богатырь уничтожает детёнышей Горыныча, которые больше

походят на гадюк, чем на грозного отца. У южных славян Змей считался

виновником засухи и его изгоняли, чтобы вызвать дождь (изгнание Змея).

Пожирает молодых девушек, когда не бывает голоден, и из-за этого в

древних племенах его называли «пожиратель девушек».

В сказках со Змеем Горынычем связан ряд мотивов: Змей Горыныч

полюбился царевне; он учит её извести брата-царевича, но гибнет, будучи

разорванным «охотой» Ивана-царевича; в другом сюжете Змей Горыныч

служит поваром у Ивана – купеческого сына, обольщает его жену Елену

Прекрасную, изводит с нею Ивана – купеческого сына, но погибает. В

народной низшей мифологии Змей Горыныч также хорошо известен:

особую опасность он представляет для женщин, вступая с ними в связь.

6

Имя Змея Горыныча отсылает к образу Огненного Змея, известного как в

славянской, так и в других традициях. Прислуживает Кощею

Бессмертному.

Змей Горыныч сейчас

На данный момент Горыныча считают злым, хотя в стихотворной сказке

Д.Полонеева, А. Тихонова и в других современных сказках - он добрый.

По окрасу скорее зелёный (с тёмными пятнами), многие считают, что у

него 3 головы (хотя во многих сказках их 9), ну и конечно, его считают

очень старым (около 10000 лет).

Анкетирование

Мы провели анкетирование среди учащихся 5-8 классов.

7

Описание внешности, характера образа Змея Горыныча совпадают с

материалами исследовательской работы.

Опишите образ Змея Горыныча

Добрый, злой, смешной, другое

Опишите внешность Змея

Горыныча (какого он цвета)

Зелёного, красного, светло-

зелёного, тёмно-зелёного, другое

Сколько голов у Змея Горыныча?

Две, три, шесть, много

Может ли Змей Горыныч

извергать огонь?

Да . нет, не знаю

Сколько лет Змею Горынычу?

300, 400, 10000, не знаю

Результаты анкетирования показали, что Змей Горыныч:

- добрый – 20 ч., злой – 50 ч., злобо-добрый – 55 ч., нейтрал – 30 ч.,

смешной – 35 ч., смотря в какой сказке – 50 ч.;

- зелёный – 50 ч., красный – 80 ч., светло-зелёный с тёмно-зелёными

пятнами – 70 ч., радужный – 40 ч.;

- три – 90 ч., две – 50 ч., шесть – 60 ч., много – 40 ч.;

- он извергает огонь : да –120 ч., нет – 70 ч., не знаю – 50 ч.

- 300 – 80 ч., 400 – 70 ч., 10000 – 90 ч.

ВЫВОД:

Таким образом, Змей Горыныч – это огнедышащий дракон, имеющий

несколько голов, отрицательный герой во многих русских сказках и

былинах. Живёт в пещерах и в горах. Похищает красавиц и не приносит

8

ничего, кроме разрушений.

Представление о нём формировалось в далёкую эпоху. Постепенно этот

образ всё усложнялся, ему приписывали божественную сущность и

ритуальную необходимость. С приходом христианства негативные черты

стали ведущими. Сказочный Змей пронёс сквозь века память о вымерших

и исчезнувших рептилиях

Змея Горыныча в основном считают злым, ведь так говорится во многих

сказках, НО у него есть и хорошие стороны, наш герой хочет меняться,

потому что в современных сказках говорится о том, что быть злым и

жестоким ему скучно.

В ходе исследования мы научились анализировать сказки, находить

полезную информацию; делать выводы.

Список используемой литературы

Афанасьев А.Н. Поэтические воззрения славян на природу.-

Спб.,1869.

Власова М.О. О незнаемом// Русские суеверия:

9

Энциклопедический словарь.- Спб., 1998.

Грушко Е., Медведев Ю. Словарь славянской мифологии.

«Русский купец» и «Братья славяне».- Нижний Новгород, 1995.

Даль В.И. Толковый словарь русского языка в 4-х томах. М.:

Русский язык. 1991.

Мифологический словарь под ред. Метелинского.- М.:1990.

Народные русские сказки А.Н.Афанасьева.-М.: Детская

лит.,1992.-245с.

Паникин В. Русская народная сказка.-М.:

«Просвещение»,1977.

Пропп В.Исторические корни Волшебной сказки.-М.:1985.-

248с.

10

11



В раздел образования