Автор: Кмить Татьяна Николаевна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ "Сиверская СОШ №3"
Населённый пункт: пгт Сиверский Гатчинского р-на Ленинградской обл.
Наименование материала: исследовательская работа по литературе
Тема: "Змей Горыныч - кто ты?"
Раздел: среднее образование
МБОУ "Сиверская средняя общеобразовательная школа №3"
Змей Горыныч - кто ты?
(исследовательская работа по литературе)
Работу выполнили ученицы 8 класса
Павлова А., Прокофьева М., Северин С.
Руководитель: учитель русского языка и
литературы Кмить Т.Н.
п. Сиверский
2017
Цель:
выяснить, кто такой Змей Горыныч и каково его значение в
прошлом и настоящем.
Задачи:
узнать, кто такой Змей Горыныч, как появился его образ;
описать облик Змея Горыныча, выяснить какой у него
характер;
определить род его занятий.
Содержание:
Введение……………………………………………………3
Предположения…………………………………………….4
Исследования……………………………………………… 5
Анкетирование……………………………………………..8
Вывод……………………………………………………….9
Список используемой литературы………………………..10
2
Введение
Этот проект кажется нам очень интересным, потому что все мы с
детства любим сказки, но очень часто не задумываемся над их смыслом.
А у русского народа неисчислимое количество сказок. Русский человек
жил среди природы, леса стояли вокруг дремучие. Страшно было человеку
в таком лесу, много непонятно. Стараясь что-то объяснить, успокоить,
развеселить себя, придумали наши предки сказы, легенды, предания, в
которых героями были водяные, лешие, кикиморы и другие сказочные
герои.
А ещё сказки – хранилище позабытой народом информации о
событиях, происходивших так давно, что помнится с трудом. Любая сказка
несёт в себе как минимум два уровня информации: общий и скрытый.
Общий уровень говорит о том, что такое хорошо и что такое плохо в
данном обществе. А вот скрытый рассказывает о жизни в далёкие времена,
затеняет истинных героев для получения сказочных персонажей, хорошо
узнаваемых читателями и рассказчиками любого поколения.
Всё нам в сказке интересно и вроде бы понятно. Поэтому мы часто
принимаем сторону положительных персонажей и не задумываемся:
« Правда
ли,
что отрицательные герои во всём виноваты и их нельзя
изменить?» В этой работе мы хотели выяснить: откуда появились сказки и
легенды о Змее Горыныче и каков его характер? Может он не такой
ужасный, как нам кажется?
3
Наши предположения
Мы считаем, что Змей Горыныч - злой дракон.
Он ворует красавиц.
Обворовывает простой народ. Сжигает деревни.
Воюет с богатырями.
Вопросы, на которые нужно дать ответы
Где живёт Змей Горыныч?
Чем он занимается?
Какой у него характер?
План наших действий
Изучить данные литературной энциклопедии.
Прочитать много русских народных сказок.
Посмотреть художественные и мультипликационные фильмы.
Познакомиться с историческими сведениями возникновения
образа, старинными ритуалами.
Встретиться с работниками библиотеки.
Провести анкетирование среди учащихся 5-8 классов, чтобы
узнать мнение ребят .
Чтобы ответить на все вопросы, мы должны научиться:
анализировать сказки;
давать характеристики героям произведений;
находить подлинную информацию;
делать выводы.
4
Исследование проводилось на основе научных трудов Афанасьева А.К.,
Рыбакова Б.А. и других отечественных учёных, а также славянских мифов и
русских народных сказок, худ.и мультфильмов, бесед с ребятами и работниками
библиотеки.
Поставленные цели и задачи выполнены. Что же мы узнали ?
Змей Горыныч
Змей Горыныч — огнедышащий дракон, имеющий несколько голов,
представитель злого начала в русских народных сказках и былинах.
Горыныч живёт обычно в горах, нередко у огненной реки и стережёт
«Калинов мост», по которому попадают в царство мёртвых.
Многоголовость змея — непременная его черта. Число голов обычно
кратно трём, всего их бывает 3, 6, 9 и 12, но встречаются и 5 и 7. Чаще
всего змей предстаёт трёхглавым. Другие черты змея упоминаются реже
или не упоминаются вовсе. В большинстве случаев у змея отмечается
способность к полёту, но о крыльях его, как правило, ничего не говорится.
Так, во всем афанасьевском сборнике русских народных сказок лишь один
раз сообщается об «огненных крыльях» (сказка «Фролка-сидень»). Тело
змея в сказках не описывается, однако на лубочных картинках,
изображающих змея, излюбленными деталями являются длинный хвост
стрелой и когтистые лапы. Ещё одной важной особенностью змея является
его огневая природа, однако как именно извергается огонь, сказки не
описывают. Огонь змей носит в себе и извергает его в случае нападения.
Кроме огненной стихии змей связан и со стихией водной, и две эти стихии
не исключают друг друга. В некоторых сказках он живёт в воде, спит на
камне в море. В то же время змей — ещё и Змей Горыныч и живёт в горах
5
(возможно также, что отчество произошло от славянского имени Горыня).
Впрочем, такое местопребывание не мешает ему быть морским
чудовищем. В некоторых сказках он живёт в горах, но когда герой к нему
приближается, он выходит из воды. По Далю, «Горыня — сказочный
богатырь и великанища, который горами качает». Горыныч - сказочное
отчество, придаваемое богатырям, иногда змею, или жителям гор,
вертепов, пещер». Со Змеем Горынычем схожи трёхглавый змей Ажи-
Дахака из иранской мифологии и сербский Змей Огненный Волк.
Действия Змея Горыныча
Во многих сказках Змей Горыныч похищает красивых девушек (среди
которых часто бывают царевны), чтобы запугать народ или просто чтобы
полакомиться ими. В русской былине «О Добрыне Никитиче и Змее
Горыныче» Змей Горыныч похитил Забаву Путятишну — племянницу
киевского князя, а Добрыня Никитич её освободил. Любопытно, что перед
поединком богатырь уничтожает детёнышей Горыныча, которые больше
походят на гадюк, чем на грозного отца. У южных славян Змей считался
виновником засухи и его изгоняли, чтобы вызвать дождь (изгнание Змея).
Пожирает молодых девушек, когда не бывает голоден, и из-за этого в
древних племенах его называли «пожиратель девушек».
В сказках со Змеем Горынычем связан ряд мотивов: Змей Горыныч
полюбился царевне; он учит её извести брата-царевича, но гибнет, будучи
разорванным «охотой» Ивана-царевича; в другом сюжете Змей Горыныч
служит поваром у Ивана – купеческого сына, обольщает его жену Елену
Прекрасную, изводит с нею Ивана – купеческого сына, но погибает. В
народной низшей мифологии Змей Горыныч также хорошо известен:
особую опасность он представляет для женщин, вступая с ними в связь.
6
Имя Змея Горыныча отсылает к образу Огненного Змея, известного как в
славянской, так и в других традициях. Прислуживает Кощею
Бессмертному.
Змей Горыныч сейчас
На данный момент Горыныча считают злым, хотя в стихотворной сказке
Д.Полонеева, А. Тихонова и в других современных сказках - он добрый.
По окрасу скорее зелёный (с тёмными пятнами), многие считают, что у
него 3 головы (хотя во многих сказках их 9), ну и конечно, его считают
очень старым (около 10000 лет).
Анкетирование
Мы провели анкетирование среди учащихся 5-8 классов.
7
Описание внешности, характера образа Змея Горыныча совпадают с
материалами исследовательской работы.
Опишите образ Змея Горыныча
Добрый, злой, смешной, другое
Опишите внешность Змея
Горыныча (какого он цвета)
Зелёного, красного, светло-
зелёного, тёмно-зелёного, другое
Сколько голов у Змея Горыныча?
Две, три, шесть, много
Может ли Змей Горыныч
извергать огонь?
Да . нет, не знаю
Сколько лет Змею Горынычу?
300, 400, 10000, не знаю
Результаты анкетирования показали, что Змей Горыныч:
- добрый – 20 ч., злой – 50 ч., злобо-добрый – 55 ч., нейтрал – 30 ч.,
смешной – 35 ч., смотря в какой сказке – 50 ч.;
- зелёный – 50 ч., красный – 80 ч., светло-зелёный с тёмно-зелёными
пятнами – 70 ч., радужный – 40 ч.;
- три – 90 ч., две – 50 ч., шесть – 60 ч., много – 40 ч.;
- он извергает огонь : да –120 ч., нет – 70 ч., не знаю – 50 ч.
- 300 – 80 ч., 400 – 70 ч., 10000 – 90 ч.
ВЫВОД:
Таким образом, Змей Горыныч – это огнедышащий дракон, имеющий
несколько голов, отрицательный герой во многих русских сказках и
былинах. Живёт в пещерах и в горах. Похищает красавиц и не приносит
8
ничего, кроме разрушений.
Представление о нём формировалось в далёкую эпоху. Постепенно этот
образ всё усложнялся, ему приписывали божественную сущность и
ритуальную необходимость. С приходом христианства негативные черты
стали ведущими. Сказочный Змей пронёс сквозь века память о вымерших
и исчезнувших рептилиях
Змея Горыныча в основном считают злым, ведь так говорится во многих
сказках, НО у него есть и хорошие стороны, наш герой хочет меняться,
потому что в современных сказках говорится о том, что быть злым и
жестоким ему скучно.
В ходе исследования мы научились анализировать сказки, находить
полезную информацию; делать выводы.
Список используемой литературы
Афанасьев А.Н. Поэтические воззрения славян на природу.-
Спб.,1869.
Власова М.О. О незнаемом// Русские суеверия:
9
Энциклопедический словарь.- Спб., 1998.
Грушко Е., Медведев Ю. Словарь славянской мифологии.
«Русский купец» и «Братья славяне».- Нижний Новгород, 1995.
Даль В.И. Толковый словарь русского языка в 4-х томах. М.:
Русский язык. 1991.
Мифологический словарь под ред. Метелинского.- М.:1990.
Народные русские сказки А.Н.Афанасьева.-М.: Детская
лит.,1992.-245с.
Паникин В. Русская народная сказка.-М.:
«Просвещение»,1977.
Пропп В.Исторические корни Волшебной сказки.-М.:1985.-
248с.
10
11