Автор: Высочкина Татьяна Николаевна
Должность: учитель ОБЖ
Учебное заведение: МБОУ "Лицей г. Уварово им. А.И.Данилова"
Населённый пункт: г. Уварово Тамбовской области
Наименование материала: статья
Тема: "Модель ИОМ в рамках исследовательской деятельности"
Раздел: полное образование
Модель ИОМ в рамках исследовательской деятельности
Модель ИОМ в рамках исследовательской деятельности представляет со-
бой систему взаимосвязанных элементов:
Основания для разработки ИОМ могут включать:
- определенный предшествующий опыт проектной или исследовательской дея-
тельности обучающегося;
-
личные мотивы обучающегося;
-
необходимость развивать определенные личностные качества.
Цель и задачи ИОМ, прежде всего, определяются самим ребенком, педагог
также ставит свои цели и задачи, но все они должны работать на одни и те же
результаты, связанные с развитием обучающегося. Например, ребенок впервые
собирается проводить исследование и ставит перед собой цель - научиться его
проводить, тогда педагог может способствовать развитию познавательной
активности,
творческих
способностей
обучающегося
в
процессе
ис-
следовательской деятельности. Если одна из задач ребенка - научиться пра-
вильно, излагать результаты исследования и справляться с волнением, то задача
педагога - способствовать развитию навыков публичного выступления, а
результатом будет - четкая, внятная речь ребенка.
Особенность содержания ИОМ
обусловлена особенностями содержания ис-
следовательской деятельности, которое напоминает содержание научного ис-
следования и предполагает осуществление основных этапов исследовательского
процесса в упрощенной, доступной форме:
-
выявление, уточнение и формулировка проблемы;
-
выдвижение гипотез;
-
формулирование темы исследования;
- работа с различными источниками информации;
- проектирование исследования (постановка цели и задач, выбор методов,
обозначение сроков);
-
осуществление исследовательского плана, проверка выдвинутых гипотез;
-
формулировка результата;
-
оценка значимости полученного нового знания.
Организуя поэтапно исследовательскую деятельность, педагог осуществляет
сопровождение обучающегося. В большинстве случаев работу с обучающимися
по ИОМ, следует начинать не ранее, чем через полгода обучения в объ-
единении. За это время у детей через специально организованные занятия
можно сформировать достаточно устойчивый интерес и готовность к иссле-
довательской деятельности.
Исследовательская деятельность предполагает проведение индивидуальных
занятий с обучающимися. Но занятия по основам научного исследования
(выбор темы исследования, выработка гипотезы, работа с различными источ-
никами информации и др.), тренинговые занятия (например, тренинг публич-
ного выступления) эффективнее проводить в групповой форме.
В ИОМ также отражены результаты развития исследовательских компетенций
обучающегося, которые один раз в полугодие оцениваются педагогом.
Диагностические средства мониторинга
Такими средствами являются:
•
собеседование в процессе работы;
•
анализ исследовательской работы;
•
анализ выступления обучающегося;
•
наблюдение;
•
отчет о работе педагога.
Таким образом, модель ИОМ может служить инструментом управления
исследовательской деятельностью и развитием обучающегося