Напоминание

"Модель ИОМ в рамках исследовательской деятельности"


Автор: Высочкина Татьяна Николаевна
Должность: учитель ОБЖ
Учебное заведение: МБОУ "Лицей г. Уварово им. А.И.Данилова"
Населённый пункт: г. Уварово Тамбовской области
Наименование материала: статья
Тема: "Модель ИОМ в рамках исследовательской деятельности"
Раздел: полное образование





Назад




Модель ИОМ в рамках исследовательской деятельности

Модель ИОМ в рамках исследовательской деятельности представляет со-

бой систему взаимосвязанных элементов:

Основания для разработки ИОМ могут включать:

- определенный предшествующий опыт проектной или исследовательской дея-

тельности обучающегося;

-

личные мотивы обучающегося;

-

необходимость развивать определенные личностные качества.

Цель и задачи ИОМ, прежде всего, определяются самим ребенком, педагог

также ставит свои цели и задачи, но все они должны работать на одни и те же

результаты, связанные с развитием обучающегося. Например, ребенок впервые

собирается проводить исследование и ставит перед собой цель - научиться его

проводить, тогда педагог может способствовать развитию познавательной

активности,

творческих

способностей

обучающегося

в

процессе

ис-

следовательской деятельности. Если одна из задач ребенка - научиться пра-

вильно, излагать результаты исследования и справляться с волнением, то задача

педагога - способствовать развитию навыков публичного выступления, а

результатом будет - четкая, внятная речь ребенка.

Особенность содержания ИОМ

обусловлена особенностями содержания ис-

следовательской деятельности, которое напоминает содержание научного ис-

следования и предполагает осуществление основных этапов исследовательского

процесса в упрощенной, доступной форме:

-

выявление, уточнение и формулировка проблемы;

-

выдвижение гипотез;

-

формулирование темы исследования;

- работа с различными источниками информации;

- проектирование исследования (постановка цели и задач, выбор методов,

обозначение сроков);

-

осуществление исследовательского плана, проверка выдвинутых гипотез;

-

формулировка результата;

-

оценка значимости полученного нового знания.

Организуя поэтапно исследовательскую деятельность, педагог осуществляет

сопровождение обучающегося. В большинстве случаев работу с обучающимися

по ИОМ, следует начинать не ранее, чем через полгода обучения в объ-

единении. За это время у детей через специально организованные занятия

можно сформировать достаточно устойчивый интерес и готовность к иссле-

довательской деятельности.

Исследовательская деятельность предполагает проведение индивидуальных

занятий с обучающимися. Но занятия по основам научного исследования

(выбор темы исследования, выработка гипотезы, работа с различными источ-

никами информации и др.), тренинговые занятия (например, тренинг публич-

ного выступления) эффективнее проводить в групповой форме.

В ИОМ также отражены результаты развития исследовательских компетенций

обучающегося, которые один раз в полугодие оцениваются педагогом.

Диагностические средства мониторинга

Такими средствами являются:

собеседование в процессе работы;

анализ исследовательской работы;

анализ выступления обучающегося;

наблюдение;

отчет о работе педагога.

Таким образом, модель ИОМ может служить инструментом управления

исследовательской деятельностью и развитием обучающегося



В раздел образования