Напоминание

Практическая экология.


Автор: Евгения Магамедовна Даурова
Должность: учитель биологии и химии
Учебное заведение: МБОУ "Лицей 35"
Населённый пункт: Майкоп
Наименование материала: рабочая программа
Тема: Практическая экология.
Раздел: среднее образование





Назад




Министерство образования и науки Республики Адыгея

Комитет по образованию Администрации МО «Город Майкоп»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Эколого-биологический лицей №35»

«Утверждаю»:

Директор А. Р. Эйхвальд __________

Приказ № 280 от «07» июня 2021г.

«Согласовано»:

Заместитель директора по

Учебно-воспитательной

работе

____________ И.А.Кушхова

07 июня 2021 г.

Принята на заседании

Педагогического совета

Протокол № 9

От «02» июня 2021г

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа

«Практическая экология»

Направленность: естественно- научная

Вид программы: модифицированная

Срок реализации: 144 часа /1 год/

Возраст обучающихся: 14-15 лет

Уровень программы: базовый

Автор программы: Даурова Е.М.,

педагог дополнительного образования.

Майкоп, 2021 год

Структура дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы

«Практическая экология»

I.

Пояснительная записка

стр. 3 - 6

Актуальность программы

Концептуальные основы программы

Новизна программы

Цель программы

Задачи программы

Ожидаемые результаты

Направленность образовательной программы

Уровень освоения программы и формы обучения

Отличительная особенность программы

Возрастные особенности детей

Объем и срок освоения программы

Состав группы и режим занятий

II. Учебно - тематический план программы

стр.7

III. Содержание образовательной программы

стр. 8

IV. Методическое обеспечение программы

стр.11

V. Материально-техническое обеспечение программы

стр.13

VI. Приложение к программе

стр.15

2

I.

Пояснительная записка

Актуальность

Современное экологическое образование характеризуется многообразием форм

практико-ориентированной

деятельности

учащихся.

Особое

место

занимают

лабораторный экологические практикумы и опыты, проводимые в школьных курсах

биологии, химии экологии. Программы школьных курсов предусматривают проведение

практических работ по изучению показателей, прямо или косвенно характеризующих

экологическое состояние окружающей среды и экологическую ситуацию в целом. В

настоящем программе предлагаются тематические серии практических работ и опытов,

отражающих, актуальные показатели состояния окружающей среды родного региона, в то

же время по уровню сложности соответствующих базовым курсам биологии, химии,

экологии и доступных для выполнения школьниками старших классов.

Концептуальные основы программы:

Конституция Российской Федерации.

Конвенция ООН о правах ребенка.

Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 30.04.2021) "Об образовании в

Российской Федерации"

Приказ Министерства просвещения РФ от 09 ноября 2018 г. №196 «Об утверждении

Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным

общеобразовательным программам».

-Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 "Санитарно-эпидемиологические требования к

устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций

дополнительного образования детей"(с изменениями на 27 октября 2020 года)

Устав МБОУ «Лицей №35».

Степень авторства: модифицированная. Данная

программа разработана на основе естественнонаучной направленности для школьников

подросткового

возраста.

При

написании

в

разделе

«Практическая

экология.

Экологический мониторинг окружающей среды города Майкопа» добавлен авторский

материал.

Дополнительная

общеразвивающая

программа

«Практическая

экология»

рассчитана на обучающихся среднего (8– 9 кл.), т.к. обучающиеся уже имеют достаточные

знания в области географии, биологии, экологии и других дисциплин, необходимых для

занятий.

Исследовательская деятельность программы «Практическая экология» построена

по

принципам

научности,

методической

достаточности,

широты

оцениваемых

показателей, актуальности тематики работ и опытов. На занятиях во время проведения

работ производиться подготовка проб исследуемых объектов окружающей среды, а также

применяются методики приготовления используемых растворов, образцов и сред. При

проведении практических работ ребята смогут моделировать экологических ситуаций по

почвоведению, гидробиологии, природопользованию. Эксперименты сгруппированы в

соответствии с основными темами, изучаемыми в программах школьных естественно-

научных предметов. Выбранные названия тем («Воздух», «Вода», «Почва», «Окружающая

среда

и

здоровье»)

имеют

непосредственное

отношение

к

вопросам

оценки

экологического состояния окружающей среды и характеристике экологической ситуации.

Цель программы:

Развитие

у

обучающихся

экологического

сознания

и

экологической

ответственности. Формирование представления об экологической культуре направленных

на приобретение социально ориентированных компетентностей, на овладение умениями

применять экологические знания в жизни.

Основные задачи рабочей программы:

- формирование гражданской позиции, связанной с ответственностью за состояние

окружающей среды, своего здоровья и здоровья других людей, активной общественной

3

позиции как в деле отстаивания своих законных прав на благоприятную окружающую

среду, так и в практическом участии в мероприятиях по формированию благоприятной

среды, предотвращению и недопущению экологических правонарушений (организация

экологического школьного мониторинга);

- осознание своей роли в улучшении будущего, тесной взаимосвязи между природой,

экономикой и обществом;

-развитие умение самостоятельно приобретать необходимые знания, грамотно работать с

информацией, формулировать выводы и на их основе выявлять и решать проблемы;

- стимулирование аналитического, творческого и критического мышления;

- развитие способности принимать и осуществлять перемены, делать выбор, быть

ответственным за результат собственных действий;

-

формирование

умения

выявлять

причинно-следственные

связи

экологических

нарушений как глобального, так и регионального характера;

- усовершенствование коммуникативных навыков и опыта сотрудничества в группе

коллективе, навыков предотвращения конфликтных ситуаций, умелого выхода из них для

выявления учащимися социально-экологических проблем и путей их решения;

Планируемые результаты освоения программы

Личностные результаты - у обучающегося будут сформированы:

– мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки, значимости

науки,

готовность

к

научно-техническому

творчеству,

владение

достоверной

информацией о передовых достижениях и открытиях мировой и отечественной науки,

заинтересованность в научных знаниях об устройстве мира и общества;

– экологическая культура, бережное отношения к родной земле, природным богатствам

России и мира; понимание влияния социально-экономических процессов на состояние

природной и социальной среды, ответственность за состояние природных ресурсов;

– умения и навыки разумного природопользования, нетерпимое отношение к действиям,

приносящим вред экологии;

– приобретение опыта эколого-направленной деятельности;

Метапредметные результаты (регулятивные) - обучающийся научится:

- самостоятельно определять цели, задавать параметры и критерии, по которым можно

определить, что цель достигнута

– оценивать ресурсы, в том числе время и другие нематериальные ресурсы, необходимые

для достижения поставленной цели

выбирать

путь

достижения

цели,

планировать

решение

поставленных

задач,

оптимизируя материальные и нематериальные затраты;

– сопоставлять полученный результат деятельности с поставленной заранее целью.

– менять и удерживать разные позиции в познавательной деятельности.

Познавательные - обучающийся научится:

– искать и находить обобщенные способы решения задач, в том числе, осуществлять

развернутый информационный поиск и ставить на его основе новые (учебные и

познавательные) задачи;

– критически оценивать и интерпретировать информацию с разных позиций,

– находить и приводить критические аргументы в отношении действий и суждений

другого; спокойно и разумно относиться к критическим замечаниям в отношении

собственного суждения, рассматривать их как ресурс собственного развития;

– выходить за рамки учебного предмета и осуществлять целенаправленный поиск

возможностей для широкого переноса средств и способов действия;

Коммуникативные - обучающийся научится:

4

– осуществлять деловую коммуникацию как со сверстниками, так и со взрослыми как в

рамках классно-урочной системы,

– при осуществлении групповой работы быть как руководителем, так и членом команды в

разных ролях (генератор идей, критик, исполнитель, выступающий, эксперт и т.д.);

– развернуто, логично и точно излагать свою точку зрения с использованием адекватных

(устных и письменных) языковых средств;

– использовать понятие «экологическая культура» для объяснения экологических связей в

системе «человек–общество–природа» и достижения устойчивого развития общества и

природы;

– определять разумные потребности человека при использовании продуктов и товаров

отдельными людьми, сообществами; – анализировать влияние социально-экономических

процессов на состояние природной среды;

– анализировать маркировку товаров и продуктов питания, экологические сертификаты с

целью получения информации для обеспечения безопасности жизнедеятельности, энерго-

и ресурсосбережения;

– – использовать местные, региональные и государственные экологические нормативные

акты и законы для реализации своих гражданских прав и выполнения обязанностей в

интересах сохранения окружающей среды, здоровья и безопасности жизни;

– понимать взаимосвязь экологического и экономического вреда и оценивать последствия

физического, химического и биологического загрязнения окружающей среды;

– анализировать различные ситуации с точки зрения наступления случая экологического

правонарушения;

– оценивать опасность отходов для окружающей среды и предлагать способы сокращения

и утилизации отходов в конкретных ситуациях;

– выявлять причины, приводящие к возникновению локальных, региональных и

глобальных экологических проблем.

Развивающая развитие навыков исследовательской деятельности;

Воспитательная:

формирование

стремления

к

активной

деятельности

по

улучшению и сохранению природной среды.

Важное место на занятиях кружка уделяется навыкам оформления исследовательских

работ и умениям работать с научно- популярной и художественной литературой, со

статистическими материалами. Данные навыки и умения обучающиеся могут применять

на уроках.

На занятиях кружка используются наглядные пособия (в т.ч. собственного

изготовления), технические средства, подписные издания, что способствует лучшему

усвоению знаний об исторических, природных, экологических особенностях своего края.

Практическая часть программы предусматривает выполнение практических работ на

местности, проведение экскурсий, полевых практик. Результаты, полученные в ходе

экскурсий, полевых практик и практических работ используются для написания

исследовательских работ и во внеклассной работе по биологии.

Программа кружка рассчитана на 144 часа (4 часа в неделю). Однако педагог

дополнительного образования вправе вносить коррективы в программу в соответствии с

учебно- методическими и материально- техническими возможностями образовательного

учреждения, изменять количество часов на изучение отдельных тем, число практических

работ, экскурсий.

Режим занятий

Занятия проводятся в группах по 15 человек.

Программа предусматривает:

периодичность занятий:

4 раза в неделю по 40 минут.

количество учебных часов в год: 144 часа.

5

II. Учебно- тематический план

п/п

Название раздела, темы

Количество часов

Всего

Теория

Практика

1

Особенности цивилизации ХХI века

10

8

2

2

Город Майкоп – моя малая родина

10

6

4

3

Природные и социально – экономические

факторы формирования городской среды

26

12

14

4

Система

жизни

обеспечения

города.

Качество городской среды

10

4

6

5

Практическая

экология.

Экологический

мониторинг

окружающей

среды

города

Майкопа

86

12

74

6

Итоговая аттестация: зачет

2

2

2

Итого

144

40

104

6

III. Содержание программы

I.

Особенности цивилизации ХХI века.

Предмет и задачи экологии. Экология- синтез естественных наук.

Краткая характеристика экологической ситуации в России.

II. Город Майкоп – моя малая родина.

Особенности географического положения и природы своего края. История

заселения территории. Топонимика.

Изучение истории, культуры, своего края. рекреационные (природные и антропогенные)

объекты, мероприятия по их охране.

Наблюдения, эксперименты, другие виды исследований.

Практические работы:

1.

Участие в охране, восстановлении и озеленении исторических и природных

памятников.

2. Составление карты или плана местности с нанесением памятников природы (усадебные

парки, растительные сообщества, устья рек, родники, отдельно стоящие деревья и др.).

Экскурсия в краеведческий музей.

III. Природные и социально – экономические факторы формирования городской

среды

1. Атмосфера:

химический и радионуклеидный состав газовой и аэрозольной фазы

воздушной сферы; твёрдые и жидкие осадки (снег, дождь) и их химический и

радионуклеидный состав; тепловое и влажностное загрязнение атмосферы.

2. Гидросфера: химический и радионуклеидный состав среды поверхностных вод (реки,

озёра, водохранилища и т. д.), грунтовых вод;

3. Почва: химический и радионуклеидный состав деятельного слоя почвы.

4. Биота: химическое и радиоактивное загрязнение сельскохозяйственных угодий;

5. Урбанизированная

среда:

химический и радиационный фон воздушной среды

населённых пунктов; химический и радионуклеидный состав продуктов питания,

питьевой воды и т. д.

6. Население:

характерные демографические параметры (численность и плотность,

рождаемость и смертность, возрастной состав, заболеваемость, уровень врождённых

уродств и аномалий); социально-экономические факторы.

Главные источники загрязнения атмосферного воздуха.

Меры предотвращения

загрязнения воздушного бассейна. Роль растительности в охране и оздоровлении

атмосферного воздуха.

Охрана окружающей среды от новых типов загрязнений. Мусор, как фактор

загрязнения

природы

и

современный

источник

сырья

для

различных

отраслей

промышленности.

Шум.

Воздействие

шума

на

биологические

объекты.

Меры

предотвращения шумового воздействия на окружающую природную среду. Возможности

появления новых видов загрязнений природы и меры по их предупреждению.

Навыки исследовательской деятельности в области экологии. Методы обработки

результатов

наблюдений

и

исследований:

Рационального

и

нерационального

природопользования;

- определять степень воздействия хозяйственной деятельности человека на биосферу;

- прогнозировать возможности появления новых видов загрязнений;

- осуществлять практическую деятельность по охране природы своего края;

- обладать навыками исследовательской деятельности;

- выявлять растения, наиболее и наименее устойчивые к загрязнению воздуха.

7

Практические работы:

1. Составление картосхемы предприятий своей местности, влияющих на окружающую

среду.

2. Сбор материалов по охране природы своего края.

3. Загрязнение воздуха автотранспортом на территории своего населенного пункта.

4. Обмен опытом природоохранной работы между городскими и сельскими школьниками.

5. Проведение опытов и наблюдений по выявлению растений, наиболее и наименее

устойчивых к загрязнению воздуха.

6. Подготовка сообщений о растениях и животных «Красной книги».

7. Обработка результатов исследований.

Исследования водных объектов. Водоем как замкнутая экологическая система.

Гидробиология как наука, изучающая водные организмы и биологические

процессы, происходящие в водоемах. Методы гидробиологических исследований.

Охрана водоемов. Меры охраны и очистки вод от загрязнения.

Общее понятие о распространении водных организмов. Распространение водных

организмов в связи с условиями освещенности. Состояние численности водных животных

на водоемах своего края.

Значение воды в круговороте веществ. Физические и химические свойства воды.

Изучение климата. Метеорология как наука. Краткосрочные и долгосрочные прогнозы.

Метеорологические явления по сезонам года. Продолжительность дня. Температура

воздуха и ее влияние на жизнь растений и животных. Вскрытие и замерзание водоемов.

Осадки, преобладающие виды осадков по сезонам года.

Организация метеорологических наблюдений. Обработка результатов наблюдений.

Особенности рельефа своей местности. Изучение горных пород окружающей территории,

их важнейшие свойства и хозяйственное использование. прогнозировать разрушение

горных пород под действием природных факторов.

Влияние ветра, воды, температуры воздуха на разрушение горных пород.

Образование почвы.

Практические работы:

1. Гидрологические исследования на водоемах своего края.

2. Изучение физических и химических свойств воды.

3. Ведение дневника погоды. Обработка результатов наблюдений.

4. Изучение режима реки по сезонам года.

5.

Построение и анализ диаграммы осадков, графика хода температур.6.

Измерение

климатических показателей с помощью приборов и подручными средствами.

6. Наблюдения за деятельностью природных факторов (воды, ветра, температуры воздуха)

в местных условиях, их роль в формировании рельефа.

7. Сбор образцов полезных ископаемых.

Экскурсии на местный водоем;

IV. Система жизни обеспечения города. Качество городской среды.

Знакомство с альтернативными источниками энергии. Ветровой парк.

V. Практическая экология. Экологический мониторинг окружающей среды города

Майкопа.

Эндемические и природноочаговые заболевания. Космические факторы здоровья.

Биологические ритмы. Устойчивость биоритмов. Приспособительная изменчивость

человеческих популяций, обитающих в различных географических зонах. Адаптивные

типы людей: полярный(арктический), тропический, аридный, высокогорный. Изменение

природной среды под влиянием деятельности человека. Потеря эстетических и

гигиенических качеств, загрязнение. Влияние измененной природной среды на здоровье

8

человека. Обострение проблемы здоровья. Влияние природного, радиоактивного фона на

здоровье человека. Воздействие и критерии опасности ионизирующих излучений.

Влияние звуков на человека. Воздействие электромагнитного излучения на человека.

Оценка среды учебных помещений, санитарно-гигиенические нормы. Научные

основы озеленения интерьера. Оценка качества окружающей среды своей местности.

Практическая

работа

№2.

«Оценка

санитарно-гигиенического

состояния

школьного помещения»,

Практическая работа №3 «Оценка качества среды пришкольного участка».

Формы аттестации

Для усвоения качества материала использовалась следующая форма:

- тестирование - задание стандартной формы, выполнение которого позволяет установить

уровень и наличие определенных умений, навыков, способностей, умственного развития с

помощью специальной шкалы результатов.

Оценочные материалы

Формой оценки учащихся при проведении аттестации служит пятибалльная

система.

Пять баллов (высокий уровень усвоения) - задание выполнено без ошибок или есть одна

ошибка.

Четыре балла (уровень усвоения программного материала выше среднего)- выполнена

работа с двумя ошибками.

Три балла (средний уровень) - выполнена только половина задания.

Два балла (низкий уровень усвоения программного материала) - если нет ответа ни на

одно из заданий.

Методические материалы

Данная программа предусматривает очную форму обучения. Предполагаемые

методы обучения: объяснительно-иллюстративный, словесный, наглядный, практический,

игровой, практический. Основной формой организации учебного процесса по данной

программе является занятие, но предусмотрено регулярное включение в образовательный

процесс таких форм, как мультимедийное занятие, занятие-экспедиция,

занятие-

экскурсия, занятие-исследование, беседа, лабораторная и практическая работа, круглый

стол, пресс-конференция, дискуссия, диспут, самостоятельная работа учащихся по

выбранным темам, индивидуальные и групповые консультации. Данные формы помогают

активизировать обучение, придав ему исследовательский, творческий характер, и таким

образом передать инициативу в организации своей познавательной деятельности в руки

учащихся.

На занятиях применяются различные методы, приемы и средства обучения,

например беседы, семинары, самостоятельные работы учащихся, подготовка ими

рефератов или кратких сообщений, проведение круглых столов, диспутов, дискуссий,

конференций. При выборе форм и приемов организации процесса обучения следует

учитывать, что данная программа носит практических характер. Теоретические сведения

усваиваются детьми в ходе практической работы природоохранной направленности.

9

IV. Методическое обеспечение программы

Дидактические материалы для обучающихся:

- плакаты: «Птицы России», «Полевые цветы»;

- карты: физическая карта мира, карта города Майкопа и Майкопского района;

- набор карточек с изображением растений, животных, птиц;

- коллекция полезных ископаемых, почв;

- гербарий.

Раздаточный материал:

Оборудование для проведения исследований

1) Термометр, фиксирующий минимальную и максимальную, а также текущую

температуру.

2) Психрометр (прибор для измерения влажности).

3) Анемометр (прибор для измерения скорости ветра).

4) Флюгер (прибор для определения направления ветра).

5) Плотномер (прибор для измерения плотности облаков).

6) Осадкомер (прибор для отбора проб и измерения количества атмосферных осадков).

7) рH-метр.

8) Полиэтиленовая лента 10

20 см.

9) Рулетка.

10) Блокнот.

11) Карандаши.

12) Бинокль.

13) Микроскоп.

14) Линейка.

15) Фанерные пластины 40

40 см.

16) Картон.

17) Нитки.

18) Химическая посуда: воронки, мензурки – от 25 до 250 мл, колбы – от 50 до 500 мл,

стаканчики – 100 мл.

19) Фильтры.

20) Клейкая лента.

21) Клей.

22) Бумага писчая.

23) Полиэтиленовые пакеты.

24) Банки – 0,5 л.

Материалы для проверки освоения программы:

- тесты по разделам программы.

10

V. Материально-техническое обеспечение программы

Перечень оборудования, закупаемого для создания новых мест дополнительного

образования детей на 2021 год:

1.Ноутбук (1 шт.)

2.Звуковые колонки (1 шт.)

3.Микроскоп световой (2 шт.)

4.Цифровой USB- микроскоп (2 шт.)

5.Микроскоп стереоскопический (бинокуляр) (1 шт.)

6.Предметные стекла (15 уп.)

7.Покровные стекла (15 уп.)

8.Пинцет анатомический (5 шт.)

9.Препаровальная игла (15 компл.)

10.Бумага фильтровальная (3 уп.)

11.Пробирки пластиковые (10 компл.)

12.Спиртовка лабораторная (2 шт.)

13.Чашка Петри (2 уп.)

14. Часовые стекла (1 шт.)

15.Набор для диссекции (4 шт.)

16.Набор микроскопических препаратов. (1 компл.)

17.Весы аналитические электронные (1 шт.)

18.Набор химических реактивов и красителей (1 компл.)

19.Дальнометр (2 шт.)

20. Прибор ночного видения (2 шт.)

21.Бинокль (2 шт.)

22.Лупа лабораторная (2 шт.)

23. Цифровая лаборатория по биологии (1 шт.)

24.Многофункциональное устройство (1 шт.)

Информационное обеспечение:

- CD-R диск с аудиозаписями голосов птиц, диски (4 шт.) «Экологические исследования

школьников в природе»;

- DVD-R диск с презентациями и видеороликами по темам программы

11

VI. Список литературы

А) Практикумы для углубленного изучения тем.

1.

Аргунова М.В., Моргун Д.В., Николаева Е.В., Речкалова Н.И. Синэкологический

мониторинг (изучение природных сообществ) // Экологический мониторинг: концепция,

подходы, роль в образовательных проектах / Под общ. ред. Д.В. Моргуна. – М.:

Социально-политическая мысль, серия «Экологическое образование», 2006. – с. 95 – 123.

2.

Большаков В.Ю. Психотренинг. – СПб.: Социально-психологический центр, 1996.

3.

Бут Свини Л. Сборник игр для развития системного мышления: (пер. с англ.)/ Л.M.

Свини, Д. Медоуз; под ред. Г.А. Ягодина, Н.П. Тарасовой – М.: Просвещение, 2007. – 285

с.: илл.

4.

Генике Е.А., Трифонова Е.А. Учитель и ученик: возможность диалога и понимания.

– Т. 1 // Под общей редакций Семиной Л. И. – М.: Издательство «Бонфи», 2002. – 239 с.

5.

Гражданское образование в современной школе. Составители: А.С. Аникееев, О.В.

Борисова. – Калуга: Издательство Н. Бочкаревой, 2001 г. – 200 с.

6.

Гусейнов А.Н., Речкалова Н.И. Изучение состава и свойств почвы // Экологический

мониторинг: концепция, подходы, роль в образовательных проектах / Под общ. ред. Д.В.

Моргуна. – М.: Социально-политическая мысль, серия «Экологическое образование»,

2006. – с. 15 – 39.

7.

Кипнис М. Тренинг межкультурных отношений. – М.: Ось-89, 2006.

8.

Корякина Н.И., Жевлакова М.А., Кириллов П.Н. Образование для устойчивого

развития: поиск стратегии, подходов, технологий (методическое пособие для учителя) //

Общая редакция С.В. Алексеева, СПб., 2000. – 130 с.

9.

Программа действий. Повестка дня на XXI век и другие документы конференции в

Рио-де-Жанейро в популярном изложении. Составитель: М. Китинг. – Центр «За наше

общее будущее», 1993 – 70 с.

10.

Пчёлкин А.В., Речкалова Н.И. Исследование атмосферы // Экологический

мониторинг: концепция, подходы, роль в образовательных проектах / Под общ. ред. Д.В.

Моргуна. – М.: Социально-политическая мысль, серия «Экологическое образование»,

2006. – с. 72 – 94.

11.

Рыжов И.Н., Ягодин Г.А. Школьный экологический мониторинг городской среды.

Учебное пособие по экологическому образованию школьников. – М.: Галактика, 2000. –

192 с.: ил.

12.

Чертопруд

М.В.

Биоиндикация

качества

водоёмов

по

составу

сообществ

беспозвоночных. – М.: МГСЮН, 2007 . – 24 с.

Дополнительная литература для обучающихся:

1.

Экология Е. А. Криксунов М.: Дрофа 2001г-239с

2.

Растительный мир нашей Родины. Петров В. В. М.: Просвещение 1981г.

3.

Красная книга Новосибирской области

4.

Азбука природы. Реймерс Н. Ф. М.: Знание 1980г – 208с

5.

Л.В. Шумилова «Фитогеография»

6.

О.С. Габриелян «Химия 8 класс».

7.

Матвеева, А.Н. Наблюдения и географические экскурсии в природу. А.Н.Матвеева.

- М.: Изд-во АПН РСФСР, 1957.- 94с.

8.

Никонова, М.А. Практикум по географическому краеведению: Учеб.пособие для

студентов пед.ин-тов по спец. № 2107 «География»./ М.А.Никонова. - М.: Просвещение,

1985.-127с., ил.

9.

С.Б. Шустов, Л.В. Шустова. Химические основы экологии. М.: Просвещение- 1995.

10.

Юным исследователям – экологам (пособие по определению основных водных

прибрежных растений НСО и качества воды методом биоиндикации). Новосибирск 2007.

12

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

МБОУ «Эколого-биологический лицей №35»

Согласовано

Протокол заседания МО

№ _____ «_____» ________2021 г.

Утверждено

_________________ /Эйхвальд А.Р/

Директор

Протокол № _9__ от «_02» _06_____

2021г.

Календарно-тематический план

к дополнительной образовательной программе

естественно-научной направленности

«Практическая экология»

Автор программы:

Даурова Евгения Магамедовна,

педагог дополнительного образования

г. Майкоп, 2021 год

13

Приложение

Календарно-тематическое планирование

Название раздела, темы

Количество часов

Дата

по

план

у

Дата

по

факт

у

примеч

ание

всег

о

теори

я

практ

ика

1. Особенности цивилизации ХХI века. (10 ч)

1

Вводное занятие. Вводный

инструктаж.

Экология –введение в предмет.

2

2

2

Экологические

кризисы

в

истории цивилизации.

2

2

3

Человечество в конфликте с

биосферой.

2

2

4

Истоки экологических проблем.

2

2

5

От экологических кризисов к

устойчивому развитию.

2

2

2. Город Майкоп – моя малая родина. (10 ч)

6

Город

Майкоп

история

становления.

Поход

в

национальный

музей

Республики Адыгея

2

2

7

Экономико

географическое

расположение города Майкопа .

Практическая

работа

«Конспектирование

научно

-

популярной статьи». Работа с

текстовыми документами.

2

2

8

Устройство городской среды.

Предприятия города Майкопа.

2

2

9

Природоохранные организации

республики

Адыгея.

Практическая

работа

«Конспектирование

научно

-

популярной статьи». Работа с

текстовыми документами.

4

4

3. Природные и социально – экономические факторы

формирования городской среды. (26 ч)

10

Город,как биосистема

1

1

11

Виды взаимодействия человека

и окружающей среды.

1

1

12

Типы

загрязнений

городской

среды.

Участие

в

очистке

пришкольной

территории

от

мусора. Сбор макулатуры.

2

2

13

Твёрдые

бытовые

отходы

в

городе

(пути

утилизации

мусора).

2

2

14

Почва.

Знакомство

с

4

4

14

плодородными

землями

родного

края.

Практическая

работа

«Изучение

состава

почвы.

Определение

гранулометрического

состава

почвы».

15

Климат. Погода в моем городе.

2

2

16

Атмосфера города. Знакомство

с

растениями

индикаторами

чистоты воздуха.

2

2

17

Гидрографическая сете города.

Вода

в

моем

доме.

Работа

майкопского

водозабора,

и

очистных сооружений.

2

2

18

Экологические кризисы города,

республики.

2

2

19

Биологическое

разнообразие

флоры

и

фауны.

Методы

охраны

редких

видов.

Нормативно

-

правовые

документы в области экологии.

«Красная книга».

2

2

20

Рекреационные

ресурсы.

Озеленение

общественных

мест. Нормативно - правовые

документы в области экологии.

«Красная книга».

2

2

21

Функциональная

и

планировочная

структура

города. Работа в системе ГИС

карты.

2

2

22

Экономическая

привлекательность

региона.

Занятость населения.

2

2

4 Система жизни обеспечения города. Качество городской среды. (10ч).

23

Энергетическая обеспеченности

города энергией. Знакомство с

альтернативными источниками

энергии. Ветровой парк.

2

2

24

Транспортная

система.

Загруженность

автодорог

в

разные

временные

часы

в

микрорайоне Черёмушки.

2

2

25

Основные

источники

водоснабжения в городе и его

окраинах.

2

2

26

Благоустройство

городской

среды. Экскурсия в городской

парк.

Знакомство

с

ландшафтным

дизайном городского парка.

2

2

15

27

Качество

здоровья

жителей

республики

Адыгея.

Мониторинг территорий города

на

наличие

спортивных

площадок.

2

2

5. Практическая экология. Экологический мониторинг окружающей среды

города Майкопа. (86ч)

28

Навыки

исследовательской

деятельности в природе. Виды

исследований.

4

4

29

Оборудование

и

принадлежности

для

экологического мониторинга.

2

2

30

Меры безопасности при работе

в лаборатории и окружающей

среде.

1

1

31

Методы

отбора

проб

и

обработки

результатов

исследований.

Практическая

работа

«

Компьютерные

программы

по

обработке

результатов исследований».

2

2

32

Исследования

в

области

экологии-

33

Отбор

проб

атмосферных

осадков, снега, льда.

2

2

34

Отбор

и

подготовка

проб

почвы.

2

2

35

Наблюдения

за

составом

атмосферных осадков

2

2

36

Изучение углекислого газа, как

компонента воздушной среды и

показателя дыхания человека.

Практическая работа.

«Выявление растений, наиболее

и

наименее

устойчивых

к

загрязнению воздуха».

2

2

37

Источники

загрязнения

атмосферного

воздуха.

Практическая

работа

«Загрязнение

воздуха

автотранспортом на территории

своего населенного пункта».

2

2

38

Практическая

работа.

«Мониторинг

загрязненности

воздуха

методом

лихеноиндикации».

2

2

39

Практическая

работа.

«Определение

запыленности

2

2

16

воздуха в помещении».

40

Источники загрязнений воды.

2

2

41

Гидробиология.

Методы

гидробиологических

исследований.

Практическая

работа

«Гидрологические

исследования

на

реке

в

окрестностях города Майкопа».

2

2

42

Физические

и

химические

свойства

воды.

Практическая

работа «Изучение физических и

химических свойств воды на

реке и (или) озере».

1

1

43

Практическая

работа.

Жесткость

воды,

ее

определение и устранение.

1

1

44

Определение

органолептических показателей

качества

воды

1

1

45

Определение

водородного

показателя (рН) воды

1

1

46

Обнаружение

хлоридов

в

модельном растворе,

минеральной воде и почвенной

вытяжке

1

1

47

Практическая работа. Влияние

синтетических моющих средств

(СМС)

на

зеленые

водные

растения. Очистка воды от СМС

2

2

48

49

Практическая работа Очистка

воды от загрязнений

Практическая

работа.

Распространение

водных

организмов в связи с условиями

освещенности.

Работа

с

биологическими

определителями.

2

2

2

2

50

Охрана

водоемов

от

загрязнения. Экскурсия на реку

«Изучение

экологического

состояния

водоема.

Предложение

мер

по

его

охране».

2

2

51

Лабораторное

исследование

почв

школьного

двора.

Определение

pH

почвенной

вытяжки и оценка

кислотности почвы

2

2

52

Практическая работа.

Оценка

экологического

состояния

2

2

17

почвы по солевому

составу водной вытяжки

53

Практическая работа.

Влияние

искусственных

экологических

сред на

растения

(моделирование

экологических ситуаций)

2

2

54

Практическая работа. Польза и

вред полиэтилена .

2

2

55

Практическая

работа.

Определение

органического

вещества в почве

2

2

56

Изучение

климата.

Метеорология. Прогноз погоды.

Практическая

работа

«Измерение

климатических

показателей

с

помощью

приборов

и

подручными

средствами».

3

3

57

Метеорологические явления по

сезонам

года.

Практическая

работа

«Изменение

режима

реки по сезонам года».

3

3

58

Осадки. Преобладающие виды

осадков

по

сезонам.

Практическая

работа

«Построение

и

анализ

диаграммы

осадков,

графика

хода

температур

по

данным

наблюдений».

4

4

59

Обработка

результатов

метеорологических

наблюдений.

Практическая

работа

«Ведение

дневника

погоды. Обработка результатов

наблюдений».

4

4

60

Особенности

растительности

местности. Полевая практика по

сбору гербария.

Составление гербария.

4

4

61

Практическая работа. Изучение

лекарственных

растений

пришкольного участка.

2

2

62

Практическая работа. Изучение

сорных растений пришкольного

участка.

2

2

63

Влияние природных факторов

на разрушение горных пород.

Образование

почвы.

4

4

18

Практическая

работа

«Наблюдение за деятельностью

природных

факторов

и

их

ролью в формировании рельефа

своей территории».

64

Практическая работа. Изучение

воздействия разных факторов

на

здоровье

человека.

Практическая работа «Оценка

качества продуктов питания по

содержанию в них нитратов».

2

2

65

Практическая работа «Влияние

кислотности

среды

на

активность ферментов слюны».

2

2

66

Практическая работа «Влияние

кислотности среды на свойства

белка».

2

2

67

Практическая работа «Влияние

антибиотика

на

свойства

слюны».

2

2

68

Практическая

работа

«Воздействие солей на свойства

белка».

2

2

69

Итоговое аттестация – зачет.

2

2

Итого

144

ч

40 ч

104 ч

19



В раздел образования